СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План занятия "Политическая раздробленность на Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План занятия "Политическая раздробленность на Руси"»

Анищенко А. Ю.

План занятия по теме «Политическая раздробленность на Руси»

И-21


Цель: систематизировать знания студентов о феодальной раздробленности как закономерном периоде развития феодального общества.

Задачи урока:

Личностные - уважение к культуре своего и других народов, толерантность; умение самостоятельно осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность.

Метапредметные - умение отбирать информацию, формулировать мысль для решения учебных и познавательных задач; готовность к сотрудничеству с соучениками, и др.

Предметные - уметь искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, определять и аргументировать своё отношение к ней.

Основные виды учебной деятельности:

Личностные - осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, ориентация в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные: умение правильно поставить вопрос, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вести дискуссию, владение монологической формой речи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; моделирование изучаемого содержания.


Литература:

1.Артёмов В. В., Лубченков Ю. Н. История (для всех специальностей СПО). М. Академия. 2015 г.

2. Артёмов В. В., Лубченков Ю. Н. История (для всех специальностей СПО). М.: Академия. 2017 – Электронное издание.

3.Самыгин П. С. История: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016-2018.-Электронное издание.



Ход урока:

Вопросы темы и приемы их изложения

Деятельность учителя

Деятельность студентов

Оргмомент

Вводное слово

(1-2 мин.)


Княжеские усобицы, начавшиеся сразу после смерти Ярослава Мудрого, положили начало раздроблению Руси. Безусловно, благодаря личности Владимира Мономаха процесс раздробления русских земель несколько замедлился. Ему удалось поддержать единство Руси. Его сын Мстислав Великий (1125-1132 гг.) продолжил политику отца. Однако после его смерти Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Слайд 1

Слушают, настраиваются на работу

Целевая установка

(1-2 мин.)

Таким образом, мы приступаем к изучению новой главы нашей истории «Русские земли и княжества XII - середины XIII века». Тема сегодняшнего урока: «Раздробленность русских земель» Слайд 2. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить, что такое раздробленность, выяснить, что какими причинами она была обусловлена в Древнерусском государстве, а также довольно подробно остановимся на ее последствиях.

В курсе истории средних веков мы изучали образование и распад Империи франков, затрагивали в той или иной степени период раздробленности в Англии (X –XI вв.), Германии (XIII- XIX вв.), Византии (XII – XIII вв.) и др. Используя эти знания и изучив сегодняшний материал, постарайтесь установить положительные и отрицательные последствия обособления отдельных земель в государстве т.е. последствия раздробленности Древнерусского государства (записать на доске).


Принимают цель


Записывают тему в тетрадь










Записывают задание

Изучение нового материала


1.

Экономические причины распада Древнерусского государства.



вводная фронтальная беседа

(7 мин.)





































Конспективное повествование (1мин.)



Контрольная беседа

(1 мин.)




















Локализация на карте

(1-2 мин.)


Аналитическая беседа

(1 мин.)


Обобщающая характеристика (1 мин,)

Итак, что же такое феодальная раздробленность для государств Западной Европы в эпоху Средневековья? Слайд 3












? – Вспомните причины феодальной раздробленности в Западной Европе, изученные нами. Слайд 4












Традиционно выделяют экономические и политические причины раздробленности на Руси.

• Что понимается под смыслом политические причины? (Что такое политика? С чем она связана?)

• Что такое экономические причины? (Что такое экономика? С чем она связана?)

Слайд 5

Вспомните, что было главной ценностью в Киевской Руси?

? – Кому принадлежала земля в Киевской Руси? (кому князья жаловали свои земельные владения?)

? – Как назывались эти владения? Вспомните, что представляла собой вотчина. Слайд 6




В XII в. государство состояло из множества таких вотчин – главных хозяйственных единиц. Благодаря развитию хозяйства вотчины стали экономически независимы. Повышалась производительность труда, росла урожайность, накапливались запасы продуктов.

? – Какой тип хозяйства господствовал в вотчине?

? – Объясните, что такое натуральное хозяйство. Слайд 7





Хозяйственной независимости вотчин способствует также развитие ремесла. Увеличивается количество и улучшается качество изделий, углубляется специализация. С увеличением числа ремесленников растут города, оживляется торговля. Рост городов и развитие торговли не означают, однако, установления постоянных торговых связей в масштабе всей страны. В этот период торговый путь «из варяг в греки» входит в фазу упадка, из-за набегов половцев и перемещения торговых путей между Европой и Византией в Средиземноморье.

? – Давайте проследим по карте этот торговый путь.

- Как вы думаете, каковы последствия упадка этого важнейшего торгового пути?

Итак, мы назвали экономические причины феодальной раздробленности. Давайте еще раз перечислим их и запишем в тетрадь в виде таблицы.
















Феодальная раздробленность — особый период в истории стран Западной Европы, когда власть королей была слабой, власть феодалов (крупной знати) — сильной, а сами государства были разделены на отдельные территории.


Вспоминают и называют причины:

1)господство натурального хозяйства;

2)развитие феодальных отношений;

3) создание каждым феодалом собственного аппарата власти (отряд воинов, суд, управляющие и т.д.)

Отвечают:

Экономические причины – связанные с хозяйственной жизнью людей;

политические – связанные с особенностями государственного управления

Отвечают:

-Земля.


-Князьям, боярам, монастырям.


- Вотчины. Характеризуют вотчину (вотчина – это наследственное земельное держание, переходившая «от отца»)





- Натуральный.


- Хозяйство, при котором вся продукция производится для собственного потребления.


















Отвечают:

-падение роли Киева как экономического центра.


Называют и записывают в тетради:

Экономические причины:

1. Господство натурального хозяйства.

2. Развитие земледелия.

3. Развитие ремесла.

4. Рост городов – местных хозяйственных центров.

5. Экономическая независимость крупных вотчинников и местных князей от Киева.

- на Руси позднее образовалось государство.


3. Политические причины распада древнерусского государства

Работа с текстом учебника

(5 мин.)













Логическое задание

(3 мин.)





Прочитайте текст в учебнике на странице 103) – пункт «причины и последствия раздробленности» и определите какие существовали для Древнерусского государства политические причины раздробленности. Вам дается на это 3 мин.

Итак, какие социально-политические причины феодальной раздробленности мы выяснили? Запишем их в табличку. Слайд 8



Итак, период феодальной раздробленности на Руси начался с 30-х гг. XII в., а в Западной Европе – во второй половине IX в. ? – Чем это можно объяснить?

На Руси позднее возникла государственность, а значит и период феодальной раздробленности наступил позднее.

? – Давайте теперь сравним причины возникновения феодальной раздробленности в Западной Европе (на доске) и Русском государстве (в тетради). Какой вывод мы можем сделать на основании этого сравнения?


Причины феодальной раздробленности на Руси те же, что и в Западной Европе, значит это закономерный процесс, новая ступень в развитии феодального общества. Запишем в тетрадь.).






Отвечают



















- Причины схожи, но есть и свои особенности.



-феодальная раздробленность характерна для развития всех стран.

Записывают: Феодальная раздробленность – закономерный процесс, новая ступень в развитии феодального общества, характеризующаяся экономической и политической децентрализацией.

4. Государственное управление в период раздробленности.

Локализация на карте

(2 мин.)







Объяснение с опорой на схему

(2 мин.)











Вывод

(1 мин.)

Итак, в середине XII в. на Руси насчитывалось 15 самостоятельных княжеств, в начале XIII в. – около 50. Появляются новые феодальные центры. Обратите внимание на карты «Русские земли в IX – XI вв.» и «Русские земли в XII – XIII вв.»:

Как изменилась территория Руси?

? – Посмотрите на карту “Русские земли в XII – начале XIII в.” Назовите самые крупные княжества и их центры. Слайд 9

Слайд 10

Таким образом, в каждом княжестве, за редким исключением, была своя правящая династия; имелось собственное войско, свои деньги, меры длины и веса, осуществлялась самостоятельная внешняя политика.


Сравнивают карты на слайде



- Территория увеличилась; Русь из единого государства превратилась в «лоскутное одеяло»


5. Отношения с кочевниками(2 мин.)


Аналитическая беседа







Вывод

Как вы думаете, какое главное последствие раздробленности русских земель (княжеских усобиц)?Какая угроза могла нависнуть в этих обстоятельствах?

А кто именно из них мог активно совершать набеги на Киевскую Русь? Какие отряды последнее время терроризировали русские города? Кого разгромил Владимир Мономах в свое время.

Таким образом, военно-политическое ослабление Древнерусского государства, привело к активизации кочевников и в первую очередь половцев.


Отвечают:

Подрыв обороноспособности Руси.



Отвечают:

половцы

6. Идея единства Руси.



Контрольный вопрос

(2 мин.)






Конспективное повествование

(1 мин.)








Вывод

Но распад Древнерусского государства не привел к исчезновению понятия Русской земли как единого целого. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность.

- Назовите основные черты народности?





В Киеве по-прежнему жил митрополит, отсюда он руководил служителями церкви.

Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины. Наиболее пронзительно звучали эти ноты в произведении неизвестного автора – “Слово о полку Игореве”.



В основу этого произведения положен рассказ о неудачном походе Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, на половцев в 1185 году.

Итак, не смотря на раздробленность русских земель их скреплял народ, его культура, его история.








Отвечают:

-говорили на одном языке;

-исповедовали единую религию


Закрепление


Обобщающая беседа

(5 - 6 мин.)




























Вывод

(1 мин.)









Таким образом, мы с вами рассмотрели, что собой представляет феодальная раздробленность на Руси в XII-XIII вв., определили особенности процесса обособления княжеств, выяснили причины обособления русских земель в XII в.

? – Давайте еще раз назовем эти причины (экономические, политические).

? – Можно ли было остановить процесс раздробления Руси? Ответ обоснуйте.

? – А теперь вернемся к заданию начала урока. Какие положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности – используя материал сегодняшнего урока и знания из истории средних веков – вы определили?













Вывод: Таким образом, в XII-XIII вв. Русь переживала закономерный этап в развитии государства – период феодальной раздробленности. Этот период характеризуется новой формой организации русской государственности в условиях дальнейшего развития по восходящей линии феодального способа производства. Несмотря на наличие отрицательных последствий феодальной раздробленности, она имела и положительные последствия – развивается местное хозяйство и культура.







- Нет. Это закономерный процесс, очередной этап в развитии государства.


+ бурный рост городов и вотчинного хозяйства; освоение новых районов; развитие самобытной местной культуры.

– усобицы и раздоры между князьями; ослабление обороноспособности; дробление земель между наследниками; обострение борьбы между князьями и местным боярством.








Домашнее задание (2 мин.)


Для всех:

§ 25, устно ответить на вопросы 3 и 5.

По желанию:

Доклад: Евпатий Коловрат – герой.