К, Ф Для актуализации знаний, задайте учащимся вопросы. Например: 1.Какие числа называются натуральными? 2.Какие числа называются четными? 3.Какие числа называются нечетными? 4.Какие числа называются простыми? 5.Какие числа называются взаимопростыми? 6. У кого дата дня рождения – простое число? 7. У кого дата дня рождения составное число? 8. Сегодяшняя дата – какое число? 9.Год, который идет – простое или составное число? 10. Трудно ли было ответить на предыдущий вопрос? Почему? Можно ли придумать способ, с помощью которого можно легко ответить на такой вопрос? Например, 2017 год . Число 2017 – простое, т.к. имеет ровно два делителя. Но для того, чтобы это определить надо потратить много времени, т.к. приходится каждый раз делить его на разные числа и узнавать делится ли на это число 2017. А можно ли найти такой способ, используя который можно быстро определить делится ли данное число на те или иные числа? Д Учитель называет тему урока. Вместе с учащимися формулирует критерии успеха.
Г Предоставьте учащимся в группах набор карточек с различными натуральными числами от 1 до 100. Из этих чисел предложите учащимся выбрать те, которые делятся, либо на 2, либо на 5, либо на 10, либо на их произведение и предложите учащимся записать их в таблицу. Числа, которые делятся на 2 | Числа, которые делятся на 5 | Числа, которые делятся на 10 | | | | Предложите учащимся ответить на вопросы: Например: Какие закономерности в записи этих чисел они заметили? Какие числа попали в первый столбец? Какие числа попали во второй столбец? Какие числа попали в третий столбец? Сформулируйте признаки делимости. Задайте вопрос: всегда ли число, кратное двум различным числам, кратно и их произведению? Приведите примеры. Сделайте вывод. Предложите составить из цифр всевозможные двузначные числа (цифры в записи не повторяются): Кратные 2 и 5 Кратные 2, но не кратные 5 Кратные 5, но не кратные 2. Г Распределите каждой группе ( с числом 2, с числом 3 и т.д.) выучить соответствующие признаки делимости. Признак делимости на 2 Число делится на 2 тогда и только тогда, когда его последняя цифра делится на 2, то есть является чётной. Например: 2, 8, 16, 24, 66, 150 — делятся на 2, так как последняя цифра этих чисел четная; 3, 7, 19, 35, 77, 453 — не делятся на 2, так как последняя цифра этих чисел нечетная. Признак делимости на 3 Число делится на 3 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 3. Например: 75 — делится на 3, так как 7+5=12, и число 12 делится на 3 (12:3=4); 471 — делится на 3, так как 4+7+1=12, и число 12 делится на 3 (12:3=4); 532 — не делится на 3, так как 5+3+2=10, а число 10 не делится на 3 (10:3=313). Признак делимости на 5 Число делится на 5 тогда, когда последняя цифра делится на 5, т.е. если она 0 или 5. Например: 375, 5680, 233575 — делятся на 5, так как их последняя цифра равна 0 или 5; 9634, 452, 389753 — не делятся на 5, так как их последняя цифра не равна 0 или 5. Признак делимости на 9 Число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 9. Например: 468, 4788, 69759 — делятся на 9, так как сумма их цифр делится на девять (4+6+8=18, 4+7+8+8=27, 6+9+7+5+9=36); 861, 3458, 34681 — не делятся на 9, так как сумма их цифр не делится на девять (8+6+1=15, 3+4+5+8=20, 3+4+6+8+1=22). Признак делимости на 10 Число делится на 10 тогда и только тогда, когда оно оканчивается на нуль. Например: 460, 24000, 1245464570 — делятся на 10, так как последняя цифра этих чисел равна нулю; 234, 25048, 1230000003 — не делятся на 10, так как последняя цифра этих чисел не равна нулю. Г, Ф Перераспределить детей так, чтобы в одной группе оказались предствители каждой из предыдущих групп, т.е. в каждой новой группе объединяются учащиеся, которые выучили признаки делимости и на 2, и на 3, и на 5, на 9, на 10. Заполнить таблицу Делители | Признак | 2 | | 5 | | 10 | | 3 | | 9 | | 4 | | 25 | | По цепочке дети рассказывают друг другу признаки делимости, при этом корректируют ответы друг друга. Таким образом проводится взаимооценивание. К, Д Задание. Решить задачу. С трёх полей собрали 613 ц помидоров. С первого поля собрали 282 ц, а со второго 186 ц помидоров. Сколько центнеров помидоров собрали с третьего поля? Можно ли все собранные с третьего поля помидоры, перевезти поровну на трёх машинах? Ф Оценивание по образцу. Дескрипторы оценивания. Верно составляет краткую запись к условию задачи. Верно находит количество собранных помидоров с третьего поля. Верно отвечает на вопрос задачи. П Следующие задания выполняются в парах. Каждое из заданий является заданием более высокого уровня сложности. Поэтому задания предлагаются дифференцированно. Задания: 1.Запишите несколько раз подряд число 2013 так, чтобы получившееся число делилось на 9. Оценивание: 1.Знает признак делимости на 9. 2. Использует признак делимости на 9. 3. Записывает верно число. 2. Олег перемножил какие-то 7 подряд идущих чисел. Верно ли, что у него получилось число, оканчивающееся на ровно один ноль? Решение: 2. Нет. Например, число 4 * 5 * 6 * 7 * 8 * 9 * 10 = 604800 оканчивается на 2 нуля. Оценивание: Знает признак делимости на 10. Использует разложение числа 10 на простые множители 2 и 5. Определяет, что в последовательности 7 подряд идущих чисел обязательно будет число, делящееся на 5 и два четных числа. Верно делает соответствующие выводы. 3. Саша решил перемножить первые 57 чисел: 1 * 2 * ... * 56 * 57. У него получилось число, оканчивающееся на 12 нулей. Правильно ли он всё вычислил? Решение: Нет. Заметим, что 10 = 2 * 5. Посчитаем, на какую максимальную степень пятерки делится произведение первых 57 чисел: во-первых, каждое пятое число (5, 10, ..., 55) делится на 5; во-вторых, 25 и 50 делятся на 25 = 52. Всего получается 11 + 2 = 13 пятерок. Двоек же в рассматриваемом числе еще больше - по крайней мере 56 / 2 = 28. Таким образом, наше число оканчивается ровно на 13 нулей. Оценивание: 1.Знает признак делимости на 10 и разложение числа 10 на простые множители. 2.Верно находит числа, среди 57 первых чисел, которые делятся на 5. 3.Находит количество чисел, которые делятся на 2. 4. Находит количество чисел, которые делятся на 5. 5. Находит количество произведений 2 и 5. 6. Делает верные выводы по вопросу задачи. Детям, которые справились со своим заданием, предложить дополнительное задание: Вывести признаки делимости на 4 и на 8. |