СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока. Решение задач на перестановки, сочетания, размещения.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока предусматривает применение элементов комбинаторики к решению практических задач.

Просмотр содержимого документа
«План урока. Решение задач на перестановки, сочетания, размещения.»

Бекітемін: _________ Краткосрочный план Урок №

Раздел долгосрочного плана Раздел 10.2 С: Комбинаторика

Школа: NISAktobe

Дата:

ФИО учителя:

Цель профессионального развития


Класс: 10

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Решение задач на перестановки, сочетания, размещения

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Учащиеся будут:

СОК 10.5 решать задачи, применяя основные понятия и принципы комбинаторики.

Цели урока

Формировать умения и навыки решения задач на комбинаторику

Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если:

- Знает формулы комбинаторики;

- Умеет применять формулы при решении задач;

- умеет выполнять логические рассуждения;

- умеет делать логические выводы;

- применяет аналитические методы при решении задач на комбинаторику.


Языковые цели


Использование таких фраз, как: может, возможно, вероятно, - для отображения возможностей.

Сколько существует различных способов, которыми я мог бы рассадить 5 людей, сидящих на нескольких стульях?

Если я упорядочу x слагаемых в определенном порядке, то получится y возможных перестановок.

Существует n способов выбора слагаемых m из p возможных.

Если я/вы упорядочили X элементов определенным способом, то, возможны ли другие способы?

Что произойдет, если вы упорядочите x элементов иным способом?.

Единственным возможным способом может стать … .

Привитие ценностей

- обучение на протяжении всей жизни (через все содержание урока);

ответственность, уважение (через работу в группе);

честность (через взаимооценивание в группе);

трехъязычие (через содержание урока);

сотрудничество, толерантность( через работу в группе, содержание урока);

здоровье (санитарное состояние кабинета).

Межпредметные связи

География (флаги государств), информатика (кодирование информации).

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски, Интернет ресурсов, калькуляторов.

Предварительные знания

Логика, анализ, классификация.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

1 урок



Начало урока

1 мин

1. Организационное начало урока. Приветствие.

2. Тема и цели обучения, критерии успеха

Презентация

Середина урока

2 мин


1 мин






5 мин




3-4 мин








3 мин




5 мин







5-7 мин












2 мин







3 мин





  1. Обсуждение и проверка домашнего задания.


  1. Объединение в группы. ( По квадратам и кубам соответствующих чисел).

На столе перевернутые листы, на которых записаны некоторые числа и их степени. Учащиеся объединяются в группы в соответствии со степени данных чисел.

Каждой группе присваивается эмблема, которая разрабатывалась художниками Казахстана к 25 – летию Независимости Республики Казахстан. (Приложение 9)


  1. Математический диктант. (Взаимооценивание по образцу). Для оценивания используются сертификаты различной номинации. (Приложение 8)


  1. Работа с интернет – ресурсом.

В ресурсе представлена информация об участии команды учащихся Казахстана в Международной олимпиаде по проектам.




  1. Ответы на вопросы по видеоролику.

Вопросы предлагаются как на внимание, так и на знание вопросов географии.

Оценивание по сертификатам номинацией в 5%.


  1. Решение задач по видеоролику. (Оценивание с помощью сертификатов номинацией в 10%)


Предлагаются задачи по комбинаторике на основе материала видеоролика.




  1. Применение комбинаторики в практической жизни. Решение задач.

Предлагаются задачи, связанные с применением комбинаторики при кодировании автомобильных номеров.

За каждую верно решеную задачу сертификат в 20%. Для оценки работы в группе предложить по два сертификата по 10%, которые учащиеся распределяют сами на основе вклада каждого из учащихся .


  1. Применение комбинаторики в других областях. Каждая группа разрабатывает постер, на котором описывает сферу применения комбинаторики и конкретно пример, что именно в этой сфере .

Оценивание : сертификат номинацией 10%.

(При наличии времени задача на смекалку)

9. Взаимооценивание групповой работы. (Метод парного сравнения. Соблюдение академической честности)

Метод парного сравнения предполагает заполнение таблицы, в которой по горизонтали и вертикали записаны фамилии учащихся из данной группы. По горизонтали проставляются баллы от 0 до 2 в сравнении с работой каждого из других учащихся. Например, 2 балла – работал лучше, 1 балл – работали одинаково, 0 баллов – работал хуже. Результат подсчитывается по горизонтали. Учащийся который заработал больше всех баллов получает дополнительный сертификат номинацией в 10%.

Задачи из презентации на дом, задачи из тренажера Рустюмой И.П., Рустюмовой С.Т.


Приложение №1




Приложение №2











https://www.youtube.com/watch?v=3eEYB1neXbQ&feature=youtu.be



Приложение №3

http://33tura.ru/flagi




http://edurobots.ru/2016/11/wro2016-kazaxstan-lego-education-creativity-award



Приложение 4













Приложение 6



Приложение 5


Конец урока

1 мин

Рефлексия (Дерево знаний). Домашнее задание: задачи на повторение по учебнику Рустюмой И.П., Рустюмовой С.Т.


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

В ходе работы над решениями задач

  1. Самостоятельная работа

  2. Оценивание работы у доски


Правила ТБ, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота);

благоприятный эмоциональный настрой

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.



Приложение 1

Объединение в группы

5, 25, 125, 625

6, 36, 216

7, 49, 343



Приложение 2

  1. Запишите формулу числа размещений без повторений.

  2. Запишите формулу числа сочетаний без повторений.

  3. Запишите формулу числа перестановок без повторений.

  4. Запишите формулу числа размещений с повторениями.

  5. Запишите формулу числа сочетаний с повторениями.

  6. Запишите формулу числа перестановок с повторениями.

  7. Запишите разложение бинома Ньютона.

  8. Чему равна сумма всех коэффициентов при разложении бинома Ньютона.

  9. Запишите первые четыре строчки треугольника Паскаля.

  10. Сколько лет Независимости Республики Казахстан в этом году.



Приложение №3

Вопросы (сертификат 5%)


  1. Сколько стран обратились к казахстанцам во время видеоролика? (отработка внимания) Ответ (21 страна)

  2. Какие именно страны участники выступили с обращением?

(Белоруссия, Корея, Канада, Америка, Япония, Испания, Филиппины, Бахрейн, Таиланд, ЮАР, Германия, ОАЭ, Индия, Вьетнам, Малайзия, Украина, Греция, Австралия, Мексика, Бразилия, Сирия)

http://33tura.ru/flagi

  1. В каких числах была проведена олимпиада ? Ответ: ( 26 -27 ноября).

  2. Сколько команд приняли участие в олимпиаде в Индии в 2016г? ( более 440 команд)

  3. Какой приз завоевала сборная Казахстана? Ответ: http://edurobots.ru/2016/11/wro2016-kazaxstan-lego-education-creativity-award

  4. В Нью-Дели (Индия) состоялась Международная олимпиада по робототехнике (World Robot Olympiad – WRO-2016), по итогам которой национальная сборная Республики Казахстан получила престижную премию LEGO Education Creativity Award за самый креативный и инновационный проект – орбитальный спутник для сбора космического мусора. Генеральным спонсором и одним из организаторов WRO-2016 является компания LEGO Education.

  5. Проект сборной Республики Казахстан получил самые высокие оценки на WRO-2016. Механизм работы орбитального спутника заключается в следующем: на своей орбите он захватывает с помощью «зонтика» космический мусор и отправляет его, придавая дополнительное ускорение, к Солнцу для уничтожения. Спутник-робот выполнен на основе набора LEGO Education EV3, имеет солнечные батареи и маневровые двигатели.

Задачи по видеоролику.

  1. Сколькими способами можно расположить все команды, которые поздравляли нашу Республику с 25 летием и команду Казахстана, в рейтинге мест, при условии, что ни одна команда не занимает одни и те же места?

Решение: число размещений из 22 по 22, или другими словами количество перестановок.


  1. Сколькими способами можно составить рейтинг всех команд участников данной олимпиады, без повторения мест?

Решение: число перестановок из 440.


  1. Сколькими способами можно составить рейтинг участников, если предположить, что три команды, например, Казахстан, Малайзия и Корея будут находиться в таблице рейтинга всегда рядом?

Решение: Число перестановок из 20 умножить на число перестановок из 3.


  1. Сколькими способами можно раскрасить флаги из в три различные горизонтальные полоски из трех различных цветов?

Решение: Число перестановок из 3.


  1. Сколькими способами можно раскрасить флаги из пяти цветов в три плоски, расположенных горизонтально?

Решение: число размещений из 5 по 3.


  1. Сколько способов расположить горизонтально на флаге 3 звездочки из 8 цветов с условием, что они могут повторяться?



Приложение №4

Автомобильные номера

Цифровые коды автомобильных номеров регионов Казахстана

 Наименование региона  код

 

город Астана
01
город Алматы 02

 

Акмолинская область
03

 

Актюбинская область
04

 

Алматинская область
05

 

Атырауская область
06

 

Западно-Казахстанская область
07

 

Жамбылская область
08

 

Карагандинская область
09

 

Костанайская область
10

 

Кызылординская область
11 

 

Мангистауская область
 12

 

Южно- Казахстанская область
13

 

Павлодарская область
14

 

Северо-Казахстанская область
15

 

Восточно-Казахстанская область
 16




https://motor.kz/post/foto-novye-nomera-i-regiony-6008/


Задачи

  1. Сколько комбинаций буквенной части номера можно составить для физических лиц?

Решение:

Число размещений из 26 букв латинского алфавита по три буквы с повторениями.


  1. Сколько комбинаций цифровой части номера можно составить для физических лиц?

Решение:

Число размещений с повторениями из 10 цифр по 3.


  1. Сколько комбинаций и цифровой и буквенной части автомобильного номера для физических лиц нашего региона?

Решение: правило произведения. Ответ 1 и 2 задачи перемножаем.


  1. Сколько комбинаций и цифровой и буквенной части автомобильного номера для физических лиц всех регионов Республики Казахстан?

Решение: правило произведения. Ответ 1 , 2 и 3 задач перемножаем.


  1. Сколько номеров в одном регионе с комбинацией «одинаковые цифры, одинаковые буквы»?

Решение: 10 умножаем на 26.


  1. Сколько номеров во всех регионах Казахстана с комбинацией «одинаковые цифры, одинаковые буквы»?

Решение: 10 умножаем на 26 и умножаем на 16.


Подумать в каких областях еще применяется комбинаторика.


Затем отгадать по листам перевернутым к доске.

Каждой команде предоставляется одна возможность ответить на вопрос и на каждый вопрос определенное количество баллов.


Области применения комбинаторики:

 
-учебные заведения ( составление расписаний) 

-сфера общественного питания (составление меню) 

-лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв) 

-спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками) 

-агротехника (размещение посевов на нескольких полях) 

-география (раскраска карт) 

-биология (расшифровка кода ДНК) 

-химия (анализ возможных связей между химическими элементами) 

-экономика (анализ вариантов купли-продажи акций) азартные игры (подсчёт частоты выигрышей) 

-криптография (разработка методов шифрования)

-доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки) 

-военное дело (расположение подразделений) 


Приложение 5


Для этого можно учащимся предложить метод парного сравнения, используемый часто в психологии.


№№

ФИО

№1

№2

№3

№4

Всего

№1

Иванов

х





№2

Петров


х




№3

Сидоров



х



№4

Васильев




х



Если работал лучше то 2 балла

Если работал одинаково 1 балл

Если работал хуже 0 баллов

Соблюдаем академическую честность



Приложение 6


Задача на смекалку



Ответ: через 59 секунд.

























Приложение 7























Приложение 8



Приложение 9