Бекітемін: _________ Краткосрочный план Урок №
Раздел долгосрочного плана Раздел 10.2 С: Комбинаторика | Школа: NISAktobe |
Дата: | ФИО учителя: |
Цель профессионального развития | |
Класс: 10 | Количество присутствующих: | отсутствующих: |
Тема урока: | Решение задач на перестановки, сочетания, размещения |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | Учащиеся будут: СОК 10.5 решать задачи, применяя основные понятия и принципы комбинаторики. |
Цели урока | Формировать умения и навыки решения задач на комбинаторику |
Критерии успеха | Учащийся достиг цели обучения, если: - Знает формулы комбинаторики; - Умеет применять формулы при решении задач; - умеет выполнять логические рассуждения; - умеет делать логические выводы; - применяет аналитические методы при решении задач на комбинаторику. | |
Языковые цели | Использование таких фраз, как: может, возможно, вероятно, - для отображения возможностей. Сколько существует различных способов, которыми я мог бы рассадить 5 людей, сидящих на нескольких стульях? Если я упорядочу x слагаемых в определенном порядке, то получится y возможных перестановок. Существует n способов выбора слагаемых m из p возможных. Если я/вы упорядочили X элементов определенным способом, то, возможны ли другие способы? Что произойдет, если вы упорядочите x элементов иным способом?. Единственным возможным способом может стать … . |
Привитие ценностей | - обучение на протяжении всей жизни (через все содержание урока); ответственность, уважение (через работу в группе); честность (через взаимооценивание в группе); трехъязычие (через содержание урока); сотрудничество, толерантность( через работу в группе, содержание урока); здоровье (санитарное состояние кабинета). |
Межпредметные связи | География (флаги государств), информатика (кодирование информации). |
Навыки использования ИКТ | Использование интерактивной доски, Интернет ресурсов, калькуляторов. |
Предварительные знания | Логика, анализ, классификация. |
Ход урока |
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
1 урок | | |
Начало урока 1 мин | 1. Организационное начало урока. Приветствие. 2. Тема и цели обучения, критерии успеха | Презентация |
Середина урока 2 мин 1 мин 5 мин 3-4 мин 3 мин 5 мин 5-7 мин 2 мин 3 мин |
Обсуждение и проверка домашнего задания. Объединение в группы. ( По квадратам и кубам соответствующих чисел). На столе перевернутые листы, на которых записаны некоторые числа и их степени. Учащиеся объединяются в группы в соответствии со степени данных чисел. Каждой группе присваивается эмблема, которая разрабатывалась художниками Казахстана к 25 – летию Независимости Республики Казахстан. (Приложение 9) Математический диктант. (Взаимооценивание по образцу). Для оценивания используются сертификаты различной номинации. (Приложение 8) Работа с интернет – ресурсом. В ресурсе представлена информация об участии команды учащихся Казахстана в Международной олимпиаде по проектам. Ответы на вопросы по видеоролику. Вопросы предлагаются как на внимание, так и на знание вопросов географии. Оценивание по сертификатам номинацией в 5%. Решение задач по видеоролику. (Оценивание с помощью сертификатов номинацией в 10%) Предлагаются задачи по комбинаторике на основе материала видеоролика. Применение комбинаторики в практической жизни. Решение задач. Предлагаются задачи, связанные с применением комбинаторики при кодировании автомобильных номеров. За каждую верно решеную задачу сертификат в 20%. Для оценки работы в группе предложить по два сертификата по 10%, которые учащиеся распределяют сами на основе вклада каждого из учащихся . Применение комбинаторики в других областях. Каждая группа разрабатывает постер, на котором описывает сферу применения комбинаторики и конкретно пример, что именно в этой сфере . Оценивание : сертификат номинацией 10%. (При наличии времени задача на смекалку) 9. Взаимооценивание групповой работы. (Метод парного сравнения. Соблюдение академической честности) Метод парного сравнения предполагает заполнение таблицы, в которой по горизонтали и вертикали записаны фамилии учащихся из данной группы. По горизонтали проставляются баллы от 0 до 2 в сравнении с работой каждого из других учащихся. Например, 2 балла – работал лучше, 1 балл – работали одинаково, 0 баллов – работал хуже. Результат подсчитывается по горизонтали. Учащийся который заработал больше всех баллов получает дополнительный сертификат номинацией в 10%. | Задачи из презентации на дом, задачи из тренажера Рустюмой И.П., Рустюмовой С.Т. Приложение №1 Приложение №2 https://www.youtube.com/watch?v=3eEYB1neXbQ&feature=youtu.be Приложение №3 http://33tura.ru/flagi http://edurobots.ru/2016/11/wro2016-kazaxstan-lego-education-creativity-award Приложение 4 Приложение 6 Приложение 5 |
Конец урока 1 мин | Рефлексия (Дерево знаний). Домашнее задание: задачи на повторение по учебнику Рустюмой И.П., Рустюмовой С.Т. | |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
В ходе работы над решениями задач | Самостоятельная работа Оценивание работы у доски | Правила ТБ, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой |
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|
Приложение 1
Объединение в группы
5, 25, 125, 625
6, 36, 216
7, 49, 343
Приложение 2
Запишите формулу числа размещений без повторений.
Запишите формулу числа сочетаний без повторений.
Запишите формулу числа перестановок без повторений.
Запишите формулу числа размещений с повторениями.
Запишите формулу числа сочетаний с повторениями.
Запишите формулу числа перестановок с повторениями.
Запишите разложение бинома Ньютона.
Чему равна сумма всех коэффициентов при разложении бинома Ньютона.
Запишите первые четыре строчки треугольника Паскаля.
Сколько лет Независимости Республики Казахстан в этом году.
Приложение №3
Вопросы (сертификат 5%)
Сколько стран обратились к казахстанцам во время видеоролика? (отработка внимания) Ответ (21 страна)
Какие именно страны участники выступили с обращением?
(Белоруссия, Корея, Канада, Америка, Япония, Испания, Филиппины, Бахрейн, Таиланд, ЮАР, Германия, ОАЭ, Индия, Вьетнам, Малайзия, Украина, Греция, Австралия, Мексика, Бразилия, Сирия)
http://33tura.ru/flagi
В каких числах была проведена олимпиада ? Ответ: ( 26 -27 ноября).
Сколько команд приняли участие в олимпиаде в Индии в 2016г? ( более 440 команд)
Какой приз завоевала сборная Казахстана? Ответ: http://edurobots.ru/2016/11/wro2016-kazaxstan-lego-education-creativity-award
В Нью-Дели (Индия) состоялась Международная олимпиада по робототехнике (World Robot Olympiad – WRO-2016), по итогам которой национальная сборная Республики Казахстан получила престижную премию LEGO Education Creativity Award за самый креативный и инновационный проект – орбитальный спутник для сбора космического мусора. Генеральным спонсором и одним из организаторов WRO-2016 является компания LEGO Education.

Проект сборной Республики Казахстан получил самые высокие оценки на WRO-2016. Механизм работы орбитального спутника заключается в следующем: на своей орбите он захватывает с помощью «зонтика» космический мусор и отправляет его, придавая дополнительное ускорение, к Солнцу для уничтожения. Спутник-робот выполнен на основе набора LEGO Education EV3, имеет солнечные батареи и маневровые двигатели.
Задачи по видеоролику.
Сколькими способами можно расположить все команды, которые поздравляли нашу Республику с 25 летием и команду Казахстана, в рейтинге мест, при условии, что ни одна команда не занимает одни и те же места?
Решение: число размещений из 22 по 22, или другими словами количество перестановок.
Сколькими способами можно составить рейтинг всех команд участников данной олимпиады, без повторения мест?
Решение: число перестановок из 440.
Сколькими способами можно составить рейтинг участников, если предположить, что три команды, например, Казахстан, Малайзия и Корея будут находиться в таблице рейтинга всегда рядом?
Решение: Число перестановок из 20 умножить на число перестановок из 3.
Сколькими способами можно раскрасить флаги из в три различные горизонтальные полоски из трех различных цветов?
Решение: Число перестановок из 3.
Сколькими способами можно раскрасить флаги из пяти цветов в три плоски, расположенных горизонтально?
Решение: число размещений из 5 по 3.
Сколько способов расположить горизонтально на флаге 3 звездочки из 8 цветов с условием, что они могут повторяться?
Приложение №4
Автомобильные номера
Цифровые коды автомобильных номеров регионов Казахстана

Наименование региона | код |
город Астана | 01 |
город Алматы | 02 |
Акмолинская область | 03 |
Актюбинская область | 04 |
Алматинская область | 05 |
Атырауская область | 06 |
Западно-Казахстанская область | 07 |
Жамбылская область | 08 |
Карагандинская область | 09 |
Костанайская область | 10 |
Кызылординская область | 11 |
Мангистауская область | 12 |
Южно- Казахстанская область | 13 |
Павлодарская область | 14 |
Северо-Казахстанская область | 15 |
Восточно-Казахстанская область | 16 |
https://motor.kz/post/foto-novye-nomera-i-regiony-6008/
Задачи
Сколько комбинаций буквенной части номера можно составить для физических лиц?
Решение:
Число размещений из 26 букв латинского алфавита по три буквы с повторениями.
Сколько комбинаций цифровой части номера можно составить для физических лиц?
Решение:
Число размещений с повторениями из 10 цифр по 3.
Сколько комбинаций и цифровой и буквенной части автомобильного номера для физических лиц нашего региона?
Решение: правило произведения. Ответ 1 и 2 задачи перемножаем.
Сколько комбинаций и цифровой и буквенной части автомобильного номера для физических лиц всех регионов Республики Казахстан?
Решение: правило произведения. Ответ 1 , 2 и 3 задач перемножаем.
Сколько номеров в одном регионе с комбинацией «одинаковые цифры, одинаковые буквы»?
Решение: 10 умножаем на 26.
Сколько номеров во всех регионах Казахстана с комбинацией «одинаковые цифры, одинаковые буквы»?
Решение: 10 умножаем на 26 и умножаем на 16.
Подумать в каких областях еще применяется комбинаторика.
Затем отгадать по листам перевернутым к доске.
Каждой команде предоставляется одна возможность ответить на вопрос и на каждый вопрос определенное количество баллов.
Области применения комбинаторики:
-учебные заведения ( составление расписаний)
-сфера общественного питания (составление меню)
-лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв)
-спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками)
-агротехника (размещение посевов на нескольких полях)
-география (раскраска карт)
-биология (расшифровка кода ДНК)
-химия (анализ возможных связей между химическими элементами)
-экономика (анализ вариантов купли-продажи акций) азартные игры (подсчёт частоты выигрышей)
-криптография (разработка методов шифрования)
-доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки)
-военное дело (расположение подразделений)
Приложение 5
Для этого можно учащимся предложить метод парного сравнения, используемый часто в психологии.
№№ | ФИО | №1 | №2 | №3 | №4 | Всего |
№1 | Иванов | х | | | | |
№2 | Петров | | х | | | |
№3 | Сидоров | | | х | | |
№4 | Васильев | | | | х | |
Если работал лучше то 2 балла
Если работал одинаково 1 балл
Если работал хуже 0 баллов
Соблюдаем академическую честность
Приложение 6
Задача на смекалку

Ответ: через 59 секунд.
Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9
















