Физика 8 класс.
Тема. Резистор и реостат. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Целеполагание:
Все учащиеся могут объяснить последовательно и параллельное соединение проводников с точки зрения закона Ома.
Большинство учащихся могут применять данные знания на практике и в жизни.
Некоторые учащиеся могут раскрыть причинно-следственные связи в изучаемом материале: последовательное и параллельное соединение проводников.
Оборудование: резистор, реостат, ИД
Ход урока:
I.Орг. момент.
II Проверка домашнего задания.
1.Задача.
Дано:  |
 |
Решение.
, 
Ответ: 
2.Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. Что это за закон?
(закон Ома)
3.Для чего служит реостат?
(для регулирования силы тока в цепи)
4.Как изображают на схемах резистор и реостат?
5.Запишите формулу закона Ома?
(
)
III.Новый материал.
Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного приёмника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному.
Зная сопротивление каждого и способ их соединения, можно рассчитать общее сопротивление цепи.
Пример: Последовательно соединены аккумулятор, амперметр, ключ и лампа.
Мы знаем, что при последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же, т.е.
.
?А чему равно сопротивление последовательно соединённых проводников?
Соединяя проводники последовательно, мы как бы увеличиваем длину проводника. Поэтому сопротивление цепи становится больше сопротивления одного проводника.
Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников:
.
Полное напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных участках цепи:

Все приведённые закономерности справедливы для любого числа последовательно соединённых проводников.
Другой способ соединения проводников применяемый в практике, называется параллельным соединением.
При параллельном соединении все входящие в него проводники одним своим концом соединяются к одной точке цепи А, а вторым концом к другой точке В.
Напряжение на участке цепи АВ и на концах всех параллельно соединённых проводников одно и то же:
.
Очень удобно применять параллельное соединение потребителей в быту и в технике, т.к. все потребители изготавливаются в расчёте на одинаковое напряжение.
При включении одного потребителя другие продолжают действовать, ток в них не прерывается, т.к. цепь остаётся замкнутой.
При параллельном соединении ток в точке В разветвляется на два тока I1 и I2, сходящиеся вновь в точке А, тогда:
.
Сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках.
Общее сопротивление уменьшается:
.
IV.Закрепление нового материала.
Задача: В осветительную сеть комнаты включены две электрические лампы, сопротивления которых 200 и 300 Ом. Напряжение в сети 120В. Определить силу тока в каждой лампе, силу тока в проводящих проводах (силу тока до разветвления), общее сопротивление участка, состоящего из двух ламп
Дано:  |
 |
Решение.
,
,
,
,
,
,
,
,
, 
Ответ:
, 
, 
Задача: Два проводника сопротивлением R1=2 Ом, R2=3 Ом соединены последовательно. Сила тока в цепи 1А. Определить сопротивление цепи, напряжение на каждом проводнике и полное напряжение всего участка цепи.
Дано:  |
 |
Решение.
,
,
,
,
,
, 
или 
или 
Ответ:
, 
, 
V. Итог урока.
Домашнее задание:
Обобщение, оценки.