СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока "Свет. Источники света"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний о свете и источниках света

Просмотр содержимого документа
«План урока "Свет. Источники света"»


Физика 8 класс.



Тема. Свет. Источники света. Звезда – Солнце. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения.


Целеполагание:

Все учащиеся могут объяснить явления света с точки зрения источников света.

Большинство учащихся могут применять данные знания на практике и в жизни.

Некоторые учащиеся могут раскрыть причинно-следственные связи в изучаемом материале: свет, скорость света, источники света.

Оборудование: ИД, карточки.


Ход урока:

1.Ответь письменно на вопросы:

1.Каково устройство трансформатора?

2.Каковы основные преимущества электрической энергии перед другими видами энергии?

(легко преобразовать в другие виды энергии; экологически чистый вид энергии; легко передать на любые расстояния)

3.Почему во вторичной обмотке трансформатора возникает ток?

(магнитное поле первичной катушки проходит по магнитопроводу это магнитное поле пронизывает вторичную катушку и создаёт в ней индукционный ток)

4.Каков вид простейшей схемы производства, передачи и потребления электроэнергии.

5.При каком условии трансформатор является повышающим.

(если kU2U1 трансформатор повышает напряжение)


2.Ответь устно на вопрос:

1.Каками преимуществами обладает электрическая энергия перед другими видами энергии?

(1.Её легко преобразовать в другие виды энергии: механическую, тепловую, освещение и др., 2.Экологически чистый вид энергии: при её преобразовании в другие виды окружающая среда не загрязняется, 3.Электрическую энергию легко передать на любые расстояния)

2.По какой формуле вычисляют коэффициент трансформации?

()

3.Как передаётся электрическая энергия от электростанции к потребителям?


II.Новый материал.

Свет… его значение в нашей жизни очень велико. Трудно представить себе жизнь без света. Ведь всё живое существует и развивается под влиянием света и тепла.


Деятельность человека в начальные периоды его существования – добывание пищи, защита от врагов, охота – была зависима от дневного света.

Потом человек научился добывать и поддерживать огонь, стал освещать своё жилище, охотиться с факелами.

Но во всех случаях его деятельность не могла протекать без освещения.


Свет, благодаря тому что орган зрения – глаз человека способен его воспринимать, является важнейшим средством познания природы.

Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные чувства, вместе взятые.

Свет, посылаемый небесными телами, позволил определить расположение и движение Солнца, звёзд, планет, Луны и других спутников.


Исследование световых явление помогло создать приборы, при помощи которых узнали о строении и даже составе небесных тел, находящихся от Земли на расстоянии многих миллиардов километров.

По наблюдениям в телескоп и фотографиям планет изучили их облачный покров, особенности поверхностей, скорости вращения.

Можно сказать, что наука астрономия и развивалась благодаря свету и зрению.


При помощи микроскопа удалось увидеть и изучить клетки растений, бактерии, кровяные тельца, и благодаря этому был сделан значительный шаг в развитии науки биологии.

На изучении света основано создание искусственного освещения, так необходимого человеку.

Свет нужен везде: безопасность движения транспорта связан с применением фор, освещением дорог; в военной технике используют осветительные ракеты, прожекторы; нормальное освещение рабочего места способствует повышению производительности труда; солнечный свет повышает сопротивляемость организма болезням, улучшает здоровье и настроение человека.


?Что же представляет собой свет?

?Почему и как мы его воспринимаем?


Наблюдения показывают, что свет нагревает тела, на которые он падает. Значит, свет передаёт этим телам энергию.

Мы уже знаем, что существует вид передачи энергии, который называется излучением.


Вспомним, что излучение может осуществляться в полном вакууме, что оно получается за счёт внутренней энергии тела, что энергия излучения частично поглощается телами, на которое оно падает, вследствие чего они нагреваются.

Все эти особенности присущи и свету.


Свет – это тоже излучение, но та лишь его часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют ещё видимым излучением.

Световое (оптическое) излучение создаётся источниками света.


Существуют естественные и искусственные источники света.


К естественным источникам света относятся такие, как Солнце, звёзды, полярное сияние, молния, различные светящиеся насекомые и растения.

К искусственным – лампы, свечи, экран включенного телевизора и т.п.


Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает к нам в глаза. Но мы видим также и тела, не являющиеся источниками света, - деревья, дома, стены комнаты, Луну, планеты и т.п.

Однако мы видим их только тогда, когда они освещены источниками света.


Излучение, идущее от источников света, упав на поверхность предметов, меняет своё направление и попадает в глаза.


Скорость света можно измерить. Существует много различных методов измерения скорости света.

Однако все они в конце концов сводятся к тому, что измеряется время, в течение которого световой сигнал проходит некоторое расстояние.

Разделив это расстояние на время распространения сигнала, находят скорость света.


Основная трудность заключается в том, что скорость света очень валика, поэтому приходится либо прибегать к измерению астрономических расстояний, либо учиться измерять очень маленькие промежутки времени.


В 1609г. Г. Галилей с помощью созданного им телескопа обнаружил у планеты Юпитер четыре спутника, называемые Ио, Европа, Ганимед и Каллисто.

Наблюдая движение этих спутников, он нашёл подтверждение правильности теории Коперника о движении планет, в том числе и Земли, вокруг Солнца.


В 1676г. О. Рёмер, наблюдая за движением Ио вокруг Юпитера смог вычислить скорость света в вакууме:



Современные, более точные измерения дают скорость света в вакууме:



Для измерения скорости света в земных условиях нужна установка, позволяющая регистрировать очень малые промежутки времени.


Впервые такую установку изобрёл и использовал для измерения скорости света

И. Физо в 1849г.



Скорость света в вакууме – наибольшая возможная в природе скорость. С такой скоростью не могут двигаться ни одни тела, ни одни частицы вещества.


III.Закрепление нового материала.

1.Какую роль играет свет в жизни человека?

2.Какие трудности возникают при измерении скорости света?

3.Почему скорость распространения света в воздухе, воде, стекле и других средах отличаются от скорости света в вакууме?



Итог урока.

Домашнее задание: §