ПЛАН УРОКА 1.1
учебной практики (урок производственного обучения)
Профессия: 29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства».
Дата проведения:
Мастер п/о: Станковский Арсен Константинович
Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Мастер столярного и мебельного производства».
Учебная практика по: ПМ.02 « Изготовление столярных и мебельных изделий»
Раздел 1. «Подбор, раскрой заготовок, механическая обработка деталей столярных и мебельных изделий»(60 часов)
Тема 1.1 «Применение правил безопасности труда и производственной санитарии при выполнении столярных работ. Освоение приёмов по выполнению подготовки и разметки заготовок для деталей»(6 часов)
Урок № 1
«Применение правил безопасности труда и производственной санитарии при выполнении столярных работ. Освоение приёмов по выполнению подготовки и разметки заготовок для деталей»
Дидактическая цель урока:
Формирование первоначальных профессиональных умений по выполнению столярных работ и подготовке деталей с разметкой.
Задачи урока:
Образовательная
Сформировать умения поэтапного выполнения рабочих приёмов при выполнении столярных работ , по подготовке и разметке заготовок. Совершенствовать умения по определению породы древесины с учетом пороков древесины.
Развивающая
Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.
Воспитывающая
Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.
Методы обучения:
- наглядные (показ трудовых приёмов);
- словесные (беседа, устное объяснение);
- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.
Тип урока:
Урок по изучению трудовых приёмов и операций
Вид урока:
Урок-практикум
Межпредметные связи:
-МДК 02.01 «Технология столярных и мебельных работ», тема 1 «Техника безопасности и основные виды пиломатериалов»
- МДК 02.02 «Конструирование столярных и мебельных изделий», тема1 «Основные столярные конструкции»
- дисциплина «Материаловедение», тема 5 «Пороки древесины и их влияние на её качество»
- дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», тема 3 «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья».
Форма организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная
2. Звеньевая (бригадная)
Уровень освоения – 2
Материально-техническое и методическое оснащение урока:
1. Инструменты
- рулетка;
- линейка;
- уголник;
- уровень;
- штангельциркуль;
- ярунок;
- рейсмус;
- малка.
2. Материалы:
- доска необрезная;
- доска обрезная;
- ДСП;
- брусок;
-ДВП.
3. Дидактический материал:
- контрольный образец, приложение 1
- технологическая карта, приложение 2
- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3
- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.
Ход урока
Структура урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечание по методике обучения |
1. Организационный момент ( 10 мин.) | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку: - информация об отсутствующих; - выдача инструментов и материалов. | Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок. | |
II. Вводный инструктаж (120 мин) 2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся (15 мин.) 2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. ( 15 мин.) 2.3. Объяснение нового материала ( 90 мин. ) III. Текущий инструктаж (200 мин) 3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания. IV. Заключительный инструктаж ( 30 мин) V. Уборка рабочего места , сдача инструментов и заготовок | Сообщает тему и цели урока, план работы. Беседует с обучающимися о назначении ручных инструментов Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии Объяснение принципа раскроя и обработки древесины и древесных материалов - контрольный образец, приложение 1; -технологическая карта приложение 2. Наглядный показ рабочих приёмов. Целевые обходы рабочих мест: - контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места; - контроль правильности выполнения рабочих приемов; - соблюдение требований по подбору заготовок: - соблюдение технологической последовательности при разметки заготовки для детали; - оказание помощи выполнения рабочих приёмов; - наблюдение за обучающимися , корректировка их деятельности; - сбор информации для подведения итогов. 4.1.Наблюдает,оценивает 4.2. Организует беседу с обучающимися по вопросам , приложение 4 Сообщение и комментарии оценки деятельности обучающихся на уроке. 5.1. Контролирует сдачу инструментов и уборку рабочих мест. | Слушают, запоминают Принимают участие в беседе. слушают, запоминают. Знакомятся с дидактическим материалом Работают в бригадах: 3.1.Выполняют подбор заготовок 3.2. Производят разметку на заготовках для детали. 3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки» 4.1. Презентация выполненных работ. 4.2. Участвуют в беседе ( рассказывают о возникших трудностях, о допущенных ошибках и их возможных устранениях. Слушают мастера п/о 5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места | беседа инструктирование с записью в журнале инструктажа Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций |
Мастер производственного
обучения __________________________Станковский Арсен Константинович
Вопросы для фронтального опроса.
1. Каковы основные правила организации труда и рабочего места столяра?
2. Какие разметочные и контрольно-измерительные инструменты применяются при обработке древесины?
3. Каковы приемы разметки древесины с помощью линейки?
4. Каковы приемы разметки древесины с помощью угольника?
5. Каковы приемы разметки древесины с помощью ярунка?
6. Каковы приемы разметки древесины с помощью рейсмуса?
7. Каковы приемы разметки древесины с помощью шаблонов?
8. Каковы приемы разметки древесины с помощью циркуля?
9. Каковы приемы разметки древесины с помощью штангельциркуля?
10. Каковы приемы работы с помощью уровня и его назначение?
11.Что относится к вспомогательным инструментам?
Эталон ответов.
Наличие набора оборудования, инструмента и приспособлений; удобное расположение материала, необходимого для работы; место для хранения заготовок и рабочего инструмента ; освещение естественным и искусственным светом; санитарно-гигиенические условия труда.
Для разметки древесины и проверки точности обработанных заготовок и деталей используют: масштабная металлическая линейка, рулетка,угольник,ярунок,малку,рейсмус,циркуль,штангельциркуль,шаблоны и уровень.
Для того чтобы правильно сделать разметку по линейке, необходимо правильно разместить заготовку на столе или на верстаке и разметочные линии наносят на поверхность материала остро заточенным твердым карандашом или шилом.
С помощью угольника наносятся риски под углом 90* и проверка прямоугольности элементов столярных изделий. Угольник состоит из основания и линейки на которой могут быть нанесены деления. Угольники могут деревянные и металлические.
С помощью ярунка производят разметку и измерения углов 45* и состоит из основания(колодки) в которую вставлена деревянная или металлическая линейка под углом 45*.
С помощью рейсмуса наносятся риски параллельно кромке или пласта обрабатываемой заготовки или детали и состоит из корпуса и двух передвижных брусочков на концах которых находятся остро заточенные шпильки. Брусочки крепятся в требуемом положении клином или винтом.
С помощью шаблонов производят разметку шипов и проушин, накладные шаблоны используют для разметки шипов «ласточкин хвост» и ящичные шипы. Шаблон устанавливается по месту, а затем карандашом обводят контуры шипов. Шаблоны могут быть изготовлены из металла, твердого ДВП, дерева и пластмассы.
С помощью циркуля производят разметку окружностей и дуг диаметром не более 0,5 м.Для разметки большего размера применяют штанговый раздвижной циркуль.
С помощью штангельциркуля измеряют наружный и внутренний размер деталей и изделий.
Уровень применяют для проверки горизонтального и вертикального расположения поверхностей полок, шкафов, антресолей, а также при установке мебельных конструкций.
Вспомогательным инструментом для разметки и контроля служат: транспортир, измерительная линейка, шило, бруски для контроля ровности обработанных граней заготовок, линейка для измерения углов по диагонали при склеивании рамок.
Приложение 1
КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Приложение 2
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Алгоритм действий | Порядок выполнения операций | Время на выполнение операции |
Подбор материала лиственной породы |
Подбор пиломатериала | 1. из штабеля выбираем заготовку нужной формы и размеров; 2. определяем качественные характеристики заготовки с учетом имеющихся пороков. 3.переносим в мастерскую и кладем на верстак. | ин |
2.Подготовка разметочного инструмента и приспособлений | 1. определение вида необходимого инструмента; 2. проверка технического состояния инструмента. 3.подготовка вспомогательного инструмента. | 10 мин. |
Чтение чертежа | 1. определение необходимых размеров для разметки; 2. произвести расчет для черновой и чистовой разметки; 3. уложить чертеж в отведенное место. | 10 мин. |
Разметка пиломатериала |
Подготовка заготовки | 1. уложить заготовку на верстак; 2. внимательно осмотреть заготовку на наличие пороков и инородних тел; 3. убедиться что заготовке ничего не мешает. | 5 мин. |
Черновая (предварительная ) разметка заготовки с припуском. | 1. произвести разметку карандашом или шилом; 2. использовать вспомогательные приспособления; 3. проверить правильность нанесения разметки. | 5 мин. |
Чистовая (окончательная) разметка заготовки | 1. Произвести разметку карандашом или шилом; 2. использовать вспомогательные приспособления; 3. проверить правильность нанесения разметки. | 5 мин. |
| ИТОГО | 45 мин. |
Приложение 3
КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ
№ п/п | Список обучающихся | Взаимооценка | Самооценка | Оценка |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
11. | | | | |
12. | | | | |
13. | | | | |
14. | | | | |
15. | | | | |
16. | | | | |
17. | | | | |
18. | | | | |
19. | | | | |
20. | | | | |
21. | | | | |
22. | | | | |
23. | | | | |
24. | | | | |
25. | | | | |
итого | |
Критерии оценок учебного задания:
Технологическая последовательность выполнения задания.
Организация рабочего места.
Соблюдение правил Т.Б.
Трудовая дисциплина.
Качество выполнения задания:
- подбор пиломатериала, заготовки, детали;
- подбор измерительного инструмента;
- расположение детали для разметки;
- правильное применение измерительного инструмента ;
- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.
Время на выполнение.
Приложение 4
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА
1.Какие трудности возникли у вас при работе с разметочными инструментами?
2.Какие были допущены ошибки?
3. Как вы устраняли дефекты?
4. Понравилось ли вам выполнять разметку и контроль заготовок и деталей различными разметочными инструментами ? Поделитесь своими впечатлениями.
5. Какими разметочными инструментами работать легче, а какими сложнее? Какие у Вас есть предложения для улучшения качества и производительности при проведении разметки.