Просмотр содержимого документа
«План урока в 5 классе по теме«Правописание мягкого знака после шипящих» (в свете системы развивающего обучения).»
Технологии развивающего обучения
5 класс
«Правописание мягкого знака после шипящих»
(в свете системы развивающего обучения).
1 этап – создание учебной ситуации.
На доске написан материал для наблюдения:
ночь | вещь | мышь | рожь | |
луч | плач | малыш | ёж | |
много туч | из училищ | с крыш | нет луж | |
стеречь | | спишь | отрежь | |
горяч | блестящ | хорош | свеж | |
вскачь | | сплошь | настежь невтерпёж | |
| | лишь | | |
| | наш | | |
Звучит слово учителя:
- По логике после букв, обозначающих мягкий звук, нужно писать мягкий знак, а после твёрдых – нет. А у нас? (Всё перепутано).
- Почему? (Это правило-«нарушитель»).
2 этап – постановка учебной задачи.
- У этого нарушителя есть своя любопытная история. Но о ней мы поговорим позже. А пока всё-таки разберёмся, когда после шипящих пишется мягкий знак, а когда – нет.
3 этап – анализ условий решения задачи.
Работа в группах (дописать своё слово в каждую группу, начертить схему, обозначая слово прямоугольником, и сделать выводы из проделанной работы.
ночь | вещь | мышь | рожь | сущ. 3 скл. |
луч | плач | малыш | ёж | сущ. 2 скл. |
много туч | из училищ | с крыш | нет луж | сущ. мн. ч. |
стеречь | | спишь | отрежь | глаголы |
горяч | блестящ | хорош | свеж | крат. прил. |
вскачь | | сплошь | настежь невтерпёж | наречия (исключения) |
| | лишь | | частицы |
| | наш | | местоимения |
4 этап – обобщение и закрепление материала.
- Узнать нарушителей этого правила графики очень легко. Попробуй запомнить такое предложение:
Лишь ночь не отошлёшь прочь.
Запомнили. Теперь вы можете опознать любое слово, в конце которого после шипящих пишется Ь. Это: существительные 3 склонения; любые формы глаголов (мягкий знак сохраняется и перед -ся, -те); наречия, которые не являются исключением, и частицы.
Впрочем, так же легко запомнить и те слова, которые этого правила не нарушают, то есть пишутся без мягкого знака на конце. Вот предложение с такими словами:
Среди рощ наш ёж уж больно хорош.
После соответствующего закрепления даётся самостоятельная работа, в которой учащиеся должны вставить, где это необходимо, пропущенный мягкий знак:
без задач(?) | молодёж(?) | лещ(?) | колюч(?) | учиш(?) |
из-за рощ(?) | дрож(?) | проч(?) | могуч(?) | знаеш(?) |
в полноч(?) | шалаш(?) | экипаж(?) | береч(?) | финиш(?) |
лиш(?) | замуж(?) | отреж(?)те | умоеш(?)ся | ваш(?) |
Заключительный этап – рефлексия, где учащиеся сами определяют, насколько хорошо усвоен ими этот материал, и сами ставят себе оценку.
Вот итоги самостоятельной работы:
«5» - 14 (56%), «4» - 7 (28%), «3» - 3 (12%), «2» - 1 (4%). А ведь это обычный класс, правда, обучающийся по программе развивающего обучения с начальной школы.