СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока в 5 классе по теме«Правописание мягкого знака после шипящих» (в свете системы развивающего обучения).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока в 5 классе по теме«Правописание мягкого знака после шипящих» (в свете системы развивающего обучения).»

Технологии развивающего обучения

5 класс

«Правописание мягкого знака после шипящих»

(в свете системы развивающего обучения).

1 этап – создание учебной ситуации.

На доске написан материал для наблюдения:

ночь

вещь

мышь

рожь


луч

плач

малыш

ёж


много туч

из училищ

с крыш

нет луж


стеречь


спишь

отрежь


горяч

блестящ

хорош

свеж


вскачь


сплошь

настежь

невтерпёж




лишь





наш



Звучит слово учителя:

- По логике после букв, обозначающих мягкий звук, нужно писать мягкий знак, а после твёрдых – нет. А у нас? (Всё перепутано).

- Почему? (Это правило-«нарушитель»).

2 этап – постановка учебной задачи.

- У этого нарушителя есть своя любопытная история. Но о ней мы поговорим позже. А пока всё-таки разберёмся, когда после шипящих пишется мягкий знак, а когда – нет.

3 этап – анализ условий решения задачи.

Работа в группах (дописать своё слово в каждую группу, начертить схему, обозначая слово прямоугольником, и сделать выводы из проделанной работы.

ночь

вещь

мышь

рожь

сущ. 3 скл.

луч

плач

малыш

ёж

сущ. 2 скл.

много туч

из училищ

с крыш

нет луж

сущ. мн. ч.

стеречь


спишь

отрежь

глаголы

горяч

блестящ

хорош

свеж

крат. прил.

вскачь


сплошь

настежь

невтерпёж

наречия

(исключения)



лишь


частицы



наш


местоимения

4 этап – обобщение и закрепление материала.

- Узнать нарушителей этого правила графики очень легко. Попробуй запомнить такое предложение:

Лишь ночь не отошлёшь прочь.

Запомнили. Теперь вы можете опознать любое слово, в конце которого после шипящих пишется Ь. Это: существительные 3 склонения; любые формы глаголов (мягкий знак сохраняется и перед -ся, -те); наречия, которые не являются исключением, и частицы.

Впрочем, так же легко запомнить и те слова, которые этого правила не нарушают, то есть пишутся без мягкого знака на конце. Вот предложение с такими словами:

Среди рощ наш ёж уж больно хорош.

После соответствующего закрепления даётся самостоятельная работа, в которой учащиеся должны вставить, где это необходимо, пропущенный мягкий знак:

без задач(?)

молодёж(?)

лещ(?)

колюч(?)

учиш(?)

из-за рощ(?)

дрож(?)

проч(?)

могуч(?)

знаеш(?)

в полноч(?)

шалаш(?)

экипаж(?)

береч(?)

финиш(?)

лиш(?)

замуж(?)

отреж(?)те

умоеш(?)ся

ваш(?)

Заключительный этап – рефлексия, где учащиеся сами определяют, насколько хорошо усвоен ими этот материал, и сами ставят себе оценку.

Вот итоги самостоятельной работы:

«5» - 14 (56%), «4» - 7 (28%), «3» - 3 (12%), «2» - 1 (4%). А ведь это обычный класс, правда, обучающийся по программе развивающего обучения с начальной школы.