СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока-викторины "Велика наука информатика!"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока-викторины "Велика наука информатика!"

Просмотр содержимого документа
«План урока-викторины "Велика наука информатика!"»

7


План урока-викторины «Велика наука информатика!»

Дата: Классы:

Цели: расширить представления учащихся о предмете информатике, проверить знания учащихся в эффективной форме, повысить интерес учащихся к предмету.

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Вступление.

Дорогие ребята! Сегодня у нас урок-викторина. Мы хотим провести его для того, чтобы подвести итоги года, чтобы подойти к сдаче экзаменов и долгожданным каникулам в хорошем настроении и интеллектуальном тонусе. «Математика – гимнастика ума» - говорили древние. Информатика, как известно, крепко-накрепко связана с математикой, но не только. Она включает в себя и физику, и химию, и технологию, и системотехнику, и схемотехнику, и микроэлектронику и множество других наук. Итак, путём несложных рассуждений приходим к выводу, что информатика – межпредметная наука, трудная, но тем ещё более интересная и привлекательная. Сегодняшний урок-викторину мы проведём в форме соревнования двух команд из одного класса. Каждая команда выберет себе капитана и будет стараться помнить, что хорошо, когда в команде есть индивидуально сильные игроки, но ещё лучше, если трудятся они в едином порыве. Успехов вам, друзья! Пусть, как говорится, победит сильнейший!

  1. Разминка.

Командам предлагаются вопросы по информатике, но в шутливой форме. Вопросы задаются командам по очереди. Если команда-очередник не отвечает на поставленный вопрос или отвечает неверно, но ход переходит команде-сопернику. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    1. Эта клавиша расположена на стандартной клавиатуре персонального компьютера под латинскими клавишами C, V, B, N, M. (Пробел).

    2. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: «По порядку номеров рассчитайсь!» ( В какой системе счисления считать?)

    3. Срубил Илья Муромец Змею Горынычу голову, а взамен две выросли. Срубил две – выросли 4, срубил 4 – выросли 8, срубил 8 – выросли 15, срубил 15 – выросли 32 и так далее. А как срубил Илья Муромец Змею 256 голов, тут и настал Горынычу конец, потому что был Змей восьмиразрядный. Какие две ошибки имеются в приведённом фрагменте? (срубил 8 – выросло 16, если Горыныч восьмиразрядный, то он должен был погибнуть при срубании 128 голов.)

    4. Перед вами стихотворение, написанное в 60-х годах ХХ века программистом С.А.Марковым. Определите, сколько слов, связанных с некоторым языком программирования, имеется в этом стихотворении?

Начало светлое весны…

Лесов зелёные массивы

Цветут. И липы, и осины,

И ели помыслы ясны.

Себе присвоил этот май

Права одеть листвою ветки,

И целый месяц в душе метки

Он расставляет невзначай…

И пишется легко строка,

И на этюдник рвутся кисти,

Уходит ложь в обличье истин,

И говорю я ей: пока!

(Начало, массивы, и, присвоил, метки, строка, ложь, истина, пока)

    1. О какой компьютерной программе идёт речь в песне: «Он мне дорог с давних лет И его милее нет – Этих окон негасимый цвет!» (Windows)

    2. Когда появился манипулятор «мышь», то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. (Колобок)

    3. Какая связь между городом в Великобритании, ружьём калибра 30 х 30 и одним из элементов компьютера? (они все связаны словом винчестер).

    4. Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено на русский язык как «Мелкомягкая»? (Microsoft)

    5. В чём заключается метод подбора ключа к зашифрованному тексту, который называется «атака методом грубой силы»? (в переборе всех возможных вариантов)

    6. Вам, конечно, известно, что означает слово «модем». А что означает слово «кодек»? (кодировщик-декодировщик информации).

  1. Всё наоборот. Ах, как мы все любим противоречить! Родственникам, родителям, друзьям и даже семи себе. В задании всё наоборот вам представляется прекрасный шанс насладиться противоречивыми понятиями информатики. Например, из словосочетания «функциональная клавиша» путём замены в нём слов по смыслу получается «бесполезная кнопка». А вам предстоит задание посложнее: надо получить из противоречивых терминов истинные. Каждый правильно угаданный термин – 1 балл.

    1. Беззвучный микрофон (Звуковая колонка)

    2. Видимая папка (скрытый файл)

    3. Гибкое кольцо (жёсткий диск)

    4. Долговременный склероз (оперативная память)

    5. Разгрузочный винчестер (загрузочная дискета)

    6. Естественное отсутствие ума (искусственный интеллект)

    7. Капельная клавиатура (струйный принтер)

    8. Отцовский транзистор (материнская плата)

    9. Пиратский алгоритм (лицензионная программа)

    10. Постоянная цифра (переменная величина)

    11. Расшифровка отсутствия новостей (кодирование информации)

    12. Реальное ненастоящее (виртуальная реальность)

    13. Единичная деталь (системный блок)

    14. Физический объект (математическая модель)

    15. Цветная клавиатура (чёрно-белый монитор)

    16. Разъединительная нить (соединительный кабель).

  1. Терминалогическая эстафета (участвуют по 5 человек от каждой команды. Каждому участнику достаётся 2 термина). Победившей команде – 5 баллов.

Задание: заменить в выписанных на доске словах 1 букву так, чтобы получилось слово, связанное с информатикой и компьютерами)

1 команда:

бант (байт)

блик (блок)

болонка (колонка)

буфет (буфер)

ваза (база)

лектор (сектор)

вывоз (вывод)

гонец (конец)

село (тело)

Драйзер (драйвер)

2 команда:

Еда (Ада)

Интернат (Интернет)

Канат (канал)

Кафель (кабель)

Кит (бит)

Жакет (пакет)

Матрос (макрос)

Метла (метка)

Модуль (модель)

Плита (плата)

Подведение промежуточных итогов.

Конкурс капитанов. Раздать задания капитанам и предоставить им рабочие места.

  1. Выше знамёна математической логики! Что и говорить, а раздел математической логики один из самых интересных в информатике. Командам будут предложены «вечные» логические задачи. «Цена» каждой задачи будет объявляться.

Однобалльные задачи
    1. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1 метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько было учеников? (26)

    2. На расстоянии 3 метров друг от друга в один ряд посажено 10 молодых деревьев. Каково расстояние между крайними деревьями? (27)

    3. Вите необходимо пройти в 4 раза больше ступенек, чем Руслану. Руслан живёт на 3 этаже. На каком этаже живёт Витя? (на 9)

    4. Сколько потребуется времени, чтобы поезд длиной 1 км, идущий со скоростью 60 км/ч, прошёл тоннель длиной в 1 км? (2 мин)

    5. Что нужно в первую очередь бросить на дно кастрюли, прежде чем варить суп? (взгляд)

    6. Сколько у Ани цветов, если все из них, кроме двух, розы, все, кроме двух, маргаритки, все, кроме двух – тюльпаны? (3)

Двубалльные задачи
    1. Из лагеря вышли 5 туристов: Вася, Галя, Толя, Лена и Миша. Толя идёт впереди Миши, Лена – впереди Васи, но позади Миши, Галя впереди Толи. В каком порядке идут ребята? (Галя, Толя, Миша, Лена, Вася)

    2. У великана людоеда в тёмном чулане хранились 2 пары шестимильных сапог и четыре пары семимильных, которые по внешнему виду одинаковы, но отличаются только цветом. Сколько сапог нужно выбросить людоеду из тёмного чулана наугад, чтобы среди выброшенных сапог оказалась пара семимильных? (9)

    3. «Я слопал больше 100 человек!» - похвалялся людоед. «Наверняка меньше сотни!» - возражал ему сэр Кай. «А я думаю, по меньшей мере одного», - сказал слуга сэра Кая. Известно, что только один из троих сказал правду. А сколько на самом деле человек съел людоед? (или 100 человек, или ни одного)

    4. У купца на складе стояли 12 запечатанных корзин с зерном, в том числе одна - с кормом для кур. Никаких надписей на корзинах нет, работники купца переставляли корзины множество раз и определить, где корзина с кормом не представлялось возможным. В лавку купца пришёл важный покупатель и потребовал 4 корзины с зерном. Как за 3 взвешивания на рычажных весах без гирь «вычислить» корзину с кормом, если корзина с ним весила чуть больше корзины с зерном?

    5. В классе 25 учеников. 5 из них не умеют играть ни в шашки, ни в шахматы. 18 учеников умеют играть в шашки, а 20 - в шахматы. Сколько учеников класса играют и в шашки, и в шахматы. (18 учеников)

    6. Имеются три кувшина: на 8 литров – полон воды, на 2 и 3 литра - пустые. Как отмерить с помощью только этих кувшинов 4 литра воды за 3 хода? (Сначала налить в самый маленький кувшин, тогда в большом кувшине останется 6 литров. Из маленького кувшина воду перелить в средний кувшин, в из большого кувшина снова отлить воду в самый маленький кувшин, тогда в восьмилитровом кувшине останется 4 литра воды)

  1. Проверка конкурса капитанов и подведение промежуточных итогов.

  2. В одной связке. Командам будут называться словосочетания, слова в которых связаны как «иголка с ниткой». По первому названному слову необходимо будет назвать второе. За каждое правильное слово – 0,5 балла.

1 команда

администратор …

база …

виртуальная …

глобальная …

графический …

двоичный …

двумерный …

жёсткий …

электронная …

чёрно-белый …

целочисленное …

функциональная …

2 команда

искусственный …

кодирование …

корневой …

лицензионная …

математическая …

материнская …

матричный …

нулевая …

операционная …

оптический …

оптоволоконный …

соединительный…

  1. Литературный конкурс

Анаграммы - загадки с перестановкой букв в слове с образованием другого слова. Ответом на анаграмму служит пара слов – первоначального и получившегося.

1.Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.( Липа-пила)

2.Я-дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне-

И воду подавать я буду.  (сосна-насос)

3.Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут -

Тигру я сродни.  (ток-кот)

4.Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь-

В кастрюлю я полезу. 1 (шпала-лапша)

5.Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной-

И найдешь меня в буфете. (атлас- салат)

6.Известное я блюдо.

Когда прибавишь "м",

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.  (уха-муха)

7.Задачу ты решишь свободно,

Я - небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можно что угодно. 1 (нос-сон)

8.Мы резким голосом кричим

И ковыляем так комично,

Но вставь нам "Л" - и зазвучим

Тогда довольно мелодично.(гуси - гусли)

  1. Подведение окончательных итогов.

Задание для конкурса капитанов.

  1. Найди соответствие и соедини стрелками пары понятий.

В инер Н.


Алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел

Г ейтс Б.

Алгоритмический язык

Г ерон

Телеграфный код

Евклид

Microsoft

Е ршов А.П.

Norton Commander

Л ебедев С.А.

М орзе С.

Счётные палочки

Н ортон П.

1,1,2,3,5,8,13,…

Пифагор

Фибоначчи

Большая электронно-счётная машина (БЭСМ)

В ирт Н.

Windows

Непер Дж.

Язык программирования Паскаль

Microsoft


Кибернетика


  1. Запишите вместо звёздочек подходящие цифры так, чтобы примеры, записанные в двоичной системе счисления, были верными:

* 1 * 0 * * * 1 * *

+ * * * - * * - * * 0 *

------------- ------------- -------------------

* * * * 1 * * *

  1. Рассеянный программист обязательно в любом слове делает по ошибке, превращая го в термин или понятие информатики. Отгадайте по подсказкам слова, которые хотел написать программист, если известно, что он добавлял, убирал или заменял в каждом слове ровно по 1 букве.

  1. Хотел написать название возвышенной равнины с крутыми склонами, а получилось место жительства процессора._____________________________

  2. Хотел написать название бегуна на короткие дистанции, а получилось внешнее устройство ПК._______________________________

  3. Хотел написать название подводного взрывного снаряда, а получилась системная магистраль передачи данных внутри ПК.______________________________

  4. Хотел написать вид пышной круглой булочки, а получилось устройство, облегчающее ввод информации в компьютер.___________________________________

  5. Хотел написать одну из сторон света, а получился узел сети, который предоставляет свои ресурсы другим узлам.______________________________________