СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План вариативного компонента "Логика" по образовательной области «Познание» на тему "Звезды на небе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариативная программа  по образовательной области «Познание»  "Логика" на тему "Звезды на небе" в старшей группе детского сада

Просмотр содержимого документа
«План вариативного компонента "Логика" по образовательной области «Познание» на тему "Звезды на небе"»

Вариативная программа

по образовательной области «Познание»

«Мозаика» (логика)


Дата:

Тема: «Звезды на небе»

Цель: учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Познакомить их с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен.

Материал: 1. 4 карты лото, каждая из которых разделена на 6 частей, в трех из них помещены схематические изображения разных созвездий. 2. 12 отдельных картинок с изображениями сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия (Лев, Рыбы, Большая Медвидица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас)

Ход занятия:

Детям раздают карты лото с изображением различных сохвездий. Картинки с изображением животных или людей находятся у воспитателя.

Воспитатель начинает рассказ: «Всем вам, ребята, приходилось вечером или ночью видеть на небе звезды. Еще с древних времен люди, рассматривая и наблюдая звезды, мысленно разделили их на группы – созвездия: самые заметные и яркие звездочки в каждой группе они мысленно соединяли воображаемыми линиями, как бы рисуя по небесному своду, а потом смотрели, на что похож рисунок. А рисунки получались разные: один напоминает зверя, другой – птицу, третий – человека.

Еслди наблюдать звездное небо в одно и то же время несколько дней подряд, то можно заметить, что те же группы звезд (созвездия) пояаляются в небе в определенных местах: одно созвездие, например, за лесом, другое – всегда над домом, третье – над рекой и т.д.

В древности путешественники ориентировались по звездам, чтобы не ззаблудиться в пути, определить, который час.

Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень много, мы сейчас поговрим лишь о некоторых. Я буду рассказывать, а вы догадайтесь, о каком созвездии идет речь (воспитатетль показывает детям картинки и рассказывает о созвездиях. Рекомендуется придерживаться предложенной последовательности.)

  1. Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно разыскать созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша – это нос какого-то зверя, нексколько звезд под ковшом – это его лапы и туловище, а сам ковш – седло. Древние люди считали, что все эти звезды, если их соединить вместе, похожи на медведицу, и по-своему рисовали её. Посмотрите на свои карточки: нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу? (воспитатель показывает картинку с изображением Большой Медведицы. Дети вначале рассматривают карточки с созвездиями, потом картинку, показываемую взрослым, и ищут нужное созвездие. Имеющий карточку с этим созвездием получает картинку и кладет ее над соответствующим созвездием).

  2. А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть группа звезд, которую назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасет вола (пастух). (Воспитатель показывает соответствующую картинку). У кого созвездие Волопаса? (дети смотрят на картпнку и ищут на карточках лото схематичесаое изображение возвездия. Имеющий карточку с этим созвездием получает картинку и кладет ее над ним.)

  3. Есть на небе и созвездие Лебедя. Похоже, что Лебедь, раскинув крылья, летит по небу. (Показывает картинку соответствующим изображением). У кого есть созвездие Лебедя? (Угадавший получает картинку.)

  4. А можно увидеть и созвездие крылатого волшебного коня – Пегаса. У кого есть созвездие Пегаса?

  5. Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По преданию, Геркулес был очень сильным человеком. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. У кого есть созвездие Геркулеса?

  6. А другая группа звезд называется созвездием Льва, того самого которго убимл Геркулес. У кого есть созвездие Льва?

  7. Есть группа звезд, которую назвали созвездием Орла. Он летит как бы навстречу Лебедю. Орел – очень грозная птица. У вас есть такое созвездие?

  8. На небе можно отыскать созвездие Рыб. Эти звезды лучше всего видны в долждливые осенние меясцы. У кого есть созвездие Рыб?

  9. А за Рыбами слабо поблескивает созвездие Кита, состтоящее также из сотни звезд. Кита и Рыб, лучше всего видно в дожливое время года. Найдите это созвездие.

  10. На небе можно найти даже Дракона – волшебного, сказочного змея. Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие.

  11. А еще есть созвездие с необыяным названием – Кассиопея. Оно состоит из пяти ярких звезд, соединив которые получим букву «М». Кассиопея – имя царицы. По преданию, она очень хвалилась своей красотой и всегда собою любовалась. У вас есть такое созвездие?

  12. В небе есть ещё созвездие, которое называется Персей. Герой Персей спас прекрасную молодую царевну от злого Кита. У него было сказочное оружие – голова медузы Горгоны. Все, кто взглянет на медузу Горгону, превращались в камень. Персей показал Киту свое сказочное оружие. Кит взглянул на него и превратился в остров, а Персей женился на царевне. У кого есть созвездие Персея?»

Когда все карточки будут разложены, воспитатель заканчивает занятие – игру словами: «Разные люди по-разному соединяли звезды, и рисунки у них получались другие. Большая Медведица на Руси одно время называлась Кастрюлей, а на Украине – Телегой, а в Сибири – Лосем. Если вы будете смотреть на небо, вам тоже может показаться, что то или иное созведие можно было бы назвать по другому. Но люди, изучающие небо, собрались и договорились о том, что одни и те же группы звезд будут называть одинаково».

При повторении игры дети меняются карточками лото.

Ожидаемый результат: знают символику некоторых созвездий, умеют соотносить схематическое изображение предмета с художественным.