Просмотр содержимого документа
«План вариативного компонента "Логика" по образовательной области «Познание» на тему "Звезды на небе"»
Вариативная программа
по образовательной области «Познание»
«Мозаика» (логика)
Дата:
Тема: «Звезды на небе»
Цель: учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Познакомить их с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен.
Материал: 1. 4 карты лото, каждая из которых разделена на 6 частей, в трех из них помещены схематические изображения разных созвездий. 2. 12 отдельных картинок с изображениями сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия (Лев, Рыбы, Большая Медвидица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас)
Ход занятия:
Детям раздают карты лото с изображением различных сохвездий. Картинки с изображением животных или людей находятся у воспитателя.
Воспитатель начинает рассказ: «Всем вам, ребята, приходилось вечером или ночью видеть на небе звезды. Еще с древних времен люди, рассматривая и наблюдая звезды, мысленно разделили их на группы – созвездия: самые заметные и яркие звездочки в каждой группе они мысленно соединяли воображаемыми линиями, как бы рисуя по небесному своду, а потом смотрели, на что похож рисунок. А рисунки получались разные: один напоминает зверя, другой – птицу, третий – человека.
Еслди наблюдать звездное небо в одно и то же время несколько дней подряд, то можно заметить, что те же группы звезд (созвездия) пояаляются в небе в определенных местах: одно созвездие, например, за лесом, другое – всегда над домом, третье – над рекой и т.д.
В древности путешественники ориентировались по звездам, чтобы не ззаблудиться в пути, определить, который час.
Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень много, мы сейчас поговрим лишь о некоторых. Я буду рассказывать, а вы догадайтесь, о каком созвездии идет речь (воспитатетль показывает детям картинки и рассказывает о созвездиях. Рекомендуется придерживаться предложенной последовательности.)
Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно разыскать созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша – это нос какого-то зверя, нексколько звезд под ковшом – это его лапы и туловище, а сам ковш – седло. Древние люди считали, что все эти звезды, если их соединить вместе, похожи на медведицу, и по-своему рисовали её. Посмотрите на свои карточки: нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу? (воспитатель показывает картинку с изображением Большой Медведицы. Дети вначале рассматривают карточки с созвездиями, потом картинку, показываемую взрослым, и ищут нужное созвездие. Имеющий карточку с этим созвездием получает картинку и кладет ее над соответствующим созвездием).
А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть группа звезд, которую назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасет вола (пастух). (Воспитатель показывает соответствующую картинку). У кого созвездие Волопаса? (дети смотрят на картпнку и ищут на карточках лото схематичесаое изображение возвездия. Имеющий карточку с этим созвездием получает картинку и кладет ее над ним.)
Есть на небе и созвездие Лебедя. Похоже, что Лебедь, раскинув крылья, летит по небу. (Показывает картинку соответствующим изображением). У кого есть созвездие Лебедя? (Угадавший получает картинку.)
А можно увидеть и созвездие крылатого волшебного коня – Пегаса. У кого есть созвездие Пегаса?
Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По преданию, Геркулес был очень сильным человеком. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. У кого есть созвездие Геркулеса?
А другая группа звезд называется созвездием Льва, того самого которго убимл Геркулес. У кого есть созвездие Льва?
Есть группа звезд, которую назвали созвездием Орла. Он летит как бы навстречу Лебедю. Орел – очень грозная птица. У вас есть такое созвездие?
На небе можно отыскать созвездие Рыб. Эти звезды лучше всего видны в долждливые осенние меясцы. У кого есть созвездие Рыб?
А за Рыбами слабо поблескивает созвездие Кита, состтоящее также из сотни звезд. Кита и Рыб, лучше всего видно в дожливое время года. Найдите это созвездие.
На небе можно найти даже Дракона – волшебного, сказочного змея. Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие.
А еще есть созвездие с необыяным названием – Кассиопея. Оно состоит из пяти ярких звезд, соединив которые получим букву «М». Кассиопея – имя царицы. По преданию, она очень хвалилась своей красотой и всегда собою любовалась. У вас есть такое созвездие?
В небе есть ещё созвездие, которое называется Персей. Герой Персей спас прекрасную молодую царевну от злого Кита. У него было сказочное оружие – голова медузы Горгоны. Все, кто взглянет на медузу Горгону, превращались в камень. Персей показал Киту свое сказочное оружие. Кит взглянул на него и превратился в остров, а Персей женился на царевне. У кого есть созвездие Персея?»
Когда все карточки будут разложены, воспитатель заканчивает занятие – игру словами: «Разные люди по-разному соединяли звезды, и рисунки у них получались другие. Большая Медведица на Руси одно время называлась Кастрюлей, а на Украине – Телегой, а в Сибири – Лосем. Если вы будете смотреть на небо, вам тоже может показаться, что то или иное созведие можно было бы назвать по другому. Но люди, изучающие небо, собрались и договорились о том, что одни и те же группы звезд будут называть одинаково».
При повторении игры дети меняются карточками лото.
Ожидаемый результат: знают символику некоторых созвездий, умеют соотносить схематическое изображение предмета с художественным.