СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План воспитания в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План воспитания в 9 классе»



«Утверждаю»

Директор школы

_________Очирова Д.Б.

«__» ___________202_ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

9 «б» класса МБОУ Селендумская СОШ

2022-2023 учебный год















с.Селендума

2022

СОДЕРЖАН

Пояснительная записка 3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 4

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся

1.2 Напрвления воспитания

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ……………………………………………………………..8

2.1 Уклад общеобразовательной организации

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности……………………………….

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ…………………………………………………………….11

3.1 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями

3.2 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

3.3 Анализ воспитательного процесса

Календарный план воспитательной работы 14

Y





Пояснительная записка

Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021№ 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012№ 413).

Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального образования.

Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.

Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Приложение — календарный план воспитательной работы.



























- 3 -

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.

Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся

Цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество; формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям; приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.

1.2 Направления воспитания

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

гражданское воспитание— формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

патриотическое воспитание— воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование

- 4-


российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

духовно-нравственное воспитание—воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

эстетическое воспитание— формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия— развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

трудовое воспитание —воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

экологическое воспитание —формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных

духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

ценности научного познания— воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.


1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания


Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования.


Целевые ориентиры

Гражданское воспитание

Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.

Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.

Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду.

Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.

Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.

Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах).

Патриотическое воспитание

Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.

Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.

Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России.

Духовно-нравственное воспитание

Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения.

Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.

Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.

Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.

Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.

Эстетическое воспитание

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия.

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние.

Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей.

Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде.

Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.

Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья.

Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).

Трудовое воспитание


Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа.

Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.

Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.

Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.

Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.

Экологическое воспитание

Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.

Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.

Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.

Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.

Ценности научного познания

Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.

Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России.

Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений.

Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.


РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1 Уклад общеобразовательной организации

Основные характеристики:

-основные вехи истории общеобразовательной организации, выдающиеся события, деятели в её истории; наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия в общеобразовательной организации, составляющие основу воспитательной системы; традиции и ритуалы, символика, особые нормы этикета в общеобразовательной организации; социальные партнёры общеобразовательной организации, их роль, возможности в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной деятельности; значимые для воспитания проекты и программы, в которых общеобразовательная организация уже участвует или планирует участвовать (федеральные, региональные, муниципальные, международные, сетевые и др.), включённые в систему воспитательной деятельности; реализуемые инновационные, перспективные воспитательные практики, определяющие «уникальность» общеобразовательной организации; результаты их реализации, трансляции в системе образования; наличие проблемных зон, дефицитов, препятствий достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности и решения этих проблем, отсутствующие или недостаточно выраженные в массовой практике.

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Урочная деятельность

максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.

Внеурочная деятельность

курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданско-патриотической,

- 8-

военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности; курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению; курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности; курсы, занятия экологической, природоохранной направленности; курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров; курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.

Классное руководство

-планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности; инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии,классные вечера; выработку совместно с обучающимися правил поведения в классе, в общеобразовательной организации; изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, со школьным психологом; индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; привлечение родителей , членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации.

Основные школьные дела

-общешкольные праздники, ежегодные творческие мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире; социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;

Внешкольные мероприятия

-общие внешкольные мероприятия; внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам; экскурсии, походы выходного дня,совместно с родителями обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые

- 9 –

педагогами, в том числе совместно с родителями обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность.

Организация предметно-пространственной среды

-оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;организацию и проведение церемоний поднятия государственного флага Российской Федерации;размещение карт России, регионов, муниципальных образований с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

-создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации; тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; проведение тематических собраний, на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, обмениваться опытом; привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.

Самоуправление

-организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.), избранных обучающимися;представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся;участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации.

Профилактика и безопасность

- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в

общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения

- 10 -

безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);проведение коррекционно- воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.); профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).

Социальное партнёрство

-участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны; реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Профориентация

-проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;участие в работе всероссийских профориентационных проектов;индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями

В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и

др.), одарённых, с отклоняющимся поведением, — создаются особые условия .

- 11 -


Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3.2 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации;прозрачности правил поощрения

Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Рейтинги—размещение имен(фамилий)обучающихся, классов последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.

3.3 Анализ воспитательного процесса

Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализвоспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.

Основные принципы самоанализа воспитательной работы:взаимное уважение всех

- 12 -



участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;

Основные направления анализа воспитательного процесса:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете.

Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.

Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.













- 13 –

Сентябрь


Направления

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Учебно-познавательные

- Торжественная линейка, посвященная Дню знаний «Знание есть сила»;

- Беседа: «Правила поведения в школе и вне школы»

1 нед.


Кл. рук.

Нравственно-правовое

Классный час: «Каков я в школе»

2 нед.

Кл. рук., актив

Художественно-эстетическое

- Оформление классного уголка;

- Запись в кружки;

3 нед.

Кл. рук., актив

Патриотическое

Участие в общепоселковом мероприятии по открытию «Мемориальной доски памяти Дандарова АА.»

2 нед.

Кл, рук.

Здоровьесберегающее

- Запись учащихся в спортивные секции;

- Легкоатлетическая эстафета;

- «Зеленый поход»

2-3 нед.

Кл. рук., спорт. сектор

Трудовое

Организация дежурства в классе

1 нед.

Кл. рук. и трудовой сектор

Ученическое самоуправление

Выборы актива класса

1 нед.

Кл. рук.

Работа с родителями

- Родительское собрание по теме: «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса»;

-Ознакомление с нормативными документами

-Индивидуальные консультации с родителями

4 нед.

Кл. рук.

Индивидуальная работа с учениками

Беседы, контроль успеваемости и посещаемости

сентябрь

Кл. рук. и учебный сектор


Октябрь


Направления

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Учебно-познавательные

Экскурсия в библиотеку

1 нед.

Кл. рук и уч. сектор

Нравственно-правовое

Круглый стол: «Истории моих предков»

2 нед.

Кл. рук и культ.массовый сектор

Художественно-эстетическое

Участие в концертной программе «Учителей любимые глаза»

1 нед.

Актив класса

Патриотическое

Правовой конкурс

4 нед.

Актив класса

Здоровьесберегающее

Мини-футбол

3 нед.

Спорт. сектор

Трудовое

- Субботник;

- Утепление окон в кабинете

3 нед.

Кл. рук и труд. сектор

Ученическое самоуправление

Конкурс на лучшее рац. предложение в анкету-копилку «Я предлагаю…»

октябрь

Актив класса

Работа с родителями

Выборы родительского комитета

2 нед.

Кл рук.

Индивидуальная работа с учениками

- Контроль за поведением;

- Организовать группу поддержки неуспевающих учеников «Скорая помощь»

октябрь

Кл рук. и уч. сектор


Ноябрь


Направления

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Учебно-познавательные

Диспут «Каким бы я хотел видеть свой коллектив…»

2 нед.

Кл. рук и уч. сектор

Нравственно-правовое

Беседа «Я и Мы»

3 нед.

Кл. рук и культ.массовый сектор

Художественно-эстетическое

Классный конкурс рисунков ко Дню матери

2 нед.

Актив класса

Патриотическое

Беседа в библиотеке «Жизнь замечательных людей с. Селендума»

4 нед.

Сельская библиотека

Здоровьесберегающее

Беседа «Гигиена здоровья с приглашением педиатра

3 нед.

Кл. рук. и Нимаева С. Б.

Трудовое

Проведение ген. уборки

4 нед.

Труд. сектор

Ученическое самоуправление

Устный журнал «Очевидное-невероятное»

4 нед.

Актив класса

Работа с родителями

- Классный час с участием родителей: «Профессиональное самоопределение подростков»;

- Посещение учеников на дому

3 нед.

Кл рук. и род. комитет

Индивидуальная работа с учениками

Индивидуальные беседы по профилактике нарушений

Ноябрь

Кл рук. и психолог


Декабрь


Направления

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Учебно-познавательные

Устный журнал «Знаете ли вы…?»

1 нед.

Кл. рук и уч. сектор

Нравственно-правовое

Практикум: составление эталонов поведения для своего возраста

2 нед.

Психолог школы

Художественно-эстетическое

Подготовка к «Новому году»

3-4 нед.

Актив класса

Патриотическое

Викторина «Мои права и обязанности»

Ко Дню конституции

Кл. рук. и актив класса

Здоровьесберегающее

- Практикум «Домашняя аптека»;

- Катание на коньках

3 нед.

Спорт. сектор

Трудовое

Оформление класса к Новому году

3-4 нед.

Кл. рук и труд. сектор

Ученическое самоуправление

КВН «Умники и умницы»

2 нед.

Актив класса

Работа с родителями

- Родительское собрание «Итоги 1-го полугодия. Ответственность, самооценка и самоконтроль, как их развивать»

3-4 нед.

Кл рук. и род. комитет

Индивидуальная работа с учениками

Устранение неудовлетворительных оценок

декабрь

Кл рук. и уч. сектор


Январь


Направления

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Учебно-познавательные

- Проверка и выполнение домашнего задания

- Классный час «Как развивать и укреплять память?»

2 нед.

Кл. рук и уч. сектор

Нравственно-правовое

Тестирование, тренинги по вопросам подготовки к жизненно-важным ситуациям

2 нед.

Психолог школы

Художественно-эстетическое

Участие в выставке работ учеников по декоративно-прикладному творчеству

январь

Культ.массовый сектор

Патриотическое

Классный час, «Вахта памяти», посвященный Сталинградской битве

3 нед.

Кл. рук. и актив класса

Здоровьесберегающее

Катание на лыжах

январь

Спорт. сектор

Трудовое

Дежурство в классе по графику

январь

Труд. сектор

Ученическое самоуправление

Проведение шахматного турнира в классе

3-4 нед.

Спорт. сектор

Работа с родителями

Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка. Индивидуальные консультации с родителями

январь

Кл рук. и учителя-предметники

Индивидуальная работа с учениками

Контроль за дисциплиной в классе

январь

Кл рук. и уч. сектор


Февраль


Направления

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Учебно-познавательные

Фестиваль творческих идей «Классная минута славы»

1 нед.

Кл. рук и уч. сектор

Нравственно-правовое

Классный час-бесседа «Поведение в общественных местах»

2 нед.

Кл. рук. и актив класса

Художественно-эстетическое

- Конкурс оригинальных поздравительных открыток к 23 февраля;

- Участие в школьном концерте ко Дню Защитника Отечества

2-3 нед.

Актив класса

Патриотическое

Игровая программа к 23 февраля «Курс молодого бойца»

4 нед.

Культ.массовый сектор

Здоровьесберегающее

Создание «Снежного городка, лабиринта»

1 нед.

Спорт. сектор

Трудовое

Оформление класса к «Сагаалгану»

3 нед.

Актив класса

Ученическое самоуправление

Проведение турнира по шашкам в классе

3-4 нед.

Спортивный сектор

Работа с родителями

Родительское собрание «Дружный класс»

4 нед.

Кл рук.

Индивидуальная работа с учениками

Проверка дневников

февраль

Кл рук. и уч. сектор


Март


Направления

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Учебно-познавательные

Интеллектуальная игра «Пентагон»

1 нед.

Кл. рук и уч. сектор

Нравственно-правовое

Классный час «Берегите язык. Нецензурная брань»

2 нед.

Кл. рук. и актив класса

Художественно-эстетическое

- Конкурс оригинальных поздравительных открыток к 8 марта;

- Организация классного концерта ко «Прекрасная половина человечества»

1 нед.

Актив класса

Патриотическое

Игровая программа к 8 марта «Мисс класса»

1 нед.

Актив класса

Здоровьесберегающее

Беседа на тему «В здоровом теле – здоровый дух»

3 нед.

Спорт. сектор

Трудовое

Ген. уборка класса

3 нед.

Кл. рук и труд. сектор

Ученическое самоуправление

Контроль успеваемости и посещаемости

март

Актив класса

Работа с родителями

Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессий»

март.

Кл рук. и психолог

Индивидуальная работа с учениками

Контроль за дисциплиной в классе

март

Кл рук. и уч. сектор


Апрель


Направления

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Учебно-познавательные

Посещение библиотеки: «Цикл бесед, серия «Жизнь замечательных людей: Ю. Гагарин»»

1 нед.

Библиотека

Нравственно-правовое

Классный час «Права и обязанность граждан России. Уголовная ответственность»

2 нед.

Кл. рук.

Художественно-эстетическое

Оформление презентации «Дневник 5 «б» класса»

апрель

Актив класса

Патриотическое

Классный час: «Юные герои России»

3 нед.

Актив класса

Здоровьесберегающее

Спортивный праздник в 5-х классах «Ярмарка народных игр»

4 нед.

Спорт. сектор

Трудовое

Субботник

3 нед.

Кл. рук и труд. сектор

Ученическое самоуправление

Час диалога «Книга или интернет»

2 нед.

Актив класса

Работа с родителями

Беседы и консультации с родителями

апрель

Кл рук.

Индивидуальная работа с учениками

Устранение неудовлетворительных оценок

апрель

Кл рук. и уч. сектор


Май


Направления

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Учебно-познавательные

Классный час: «Берегите природу»

3 нед.

Кл. рук и уч. сектор

Нравственно-правовое

Круглый стол «Подросток в мире вредных привычек»

2 нед.

Кл. рук. и актив класса

Художественно-эстетическое

Выпуск стенгазеты «Краски нашего класса»

4 нед.

Актив класса

Патриотическое

«Час мужества» с приглашением ветеранов тыла

1-2 нед.

Кл. рук. и актив класса

Здоровьесберегающее

- Легкоатлетическая эстафета;

- «Зеленый поход»

2 нед.


4 нед.

Спорт. сектор

Трудовое

Рейд по ремонту учебников «Мой учебник»

3 нед.

Кл. рук и труд. сектор

Ученическое самоуправление

Ролевая игра. Сказка «Фиолетовый котенок» Проблемные ситуации»

3 нед.

Актив класса

Работа с родителями

- Родительское собрание по итогам успеваемости в 9-м классе;

- Анализ и подготовка класса к ОГЭ «Как противостоять стрессу»

- Решение организационных вопросов по проведению ОГЭ

4 нед.

Кл рук.

Индивидуальная работа с учениками

Контроль успеваемости и посещаемости;

- Консультации с учителями-предметниками

май

Кл рук. и уч. сектор