СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План воспитателя по самообразованию гендерное воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.

Просмотр содержимого документа
«План воспитателя по самообразованию гендерное воспитание дошкольников»







ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 

"ПРОГИМНАЗИЯ "СНЕГИРИ"
 

УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



















ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ























Кузина Раиса Ивановна

воспитатель





Движущей силой, запускающей мотор креативности воспитателя детского сада, являются дети. Но и без топлива, то есть работы по самообразованию, конечно, не обойтись. Проработка теоретических основ вопросов воспитания, обучения и развития малышей через призму практической деятельности должна проводиться систематически. Так что работа по самообразованию — процесс регулярный, требующий внимательного и ответственного отношения педагога.



Теоретические аспекты самообразования

Хороший педагог не может быть пассивным — это аксиома. Причём профессиональная активность важна не только для самой личности, но и для создания положительного имиджа дошкольного учреждения, ведь родители, выбирая детский сад для своего чада, интересуются, насколько инициативен педагог, который будет работать с детьми конкретной группы. Кроме того, совершенствование профессиональных навыков через работу по самообучению является требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и отражается на компетентности педагога, его квалификации и размере заработной платы. Самообразование — это целенаправленная, осознанная, активная познавательная деятельность педагога, направленная на совершенствование методики работы с воспитанниками, обогащение собственного педагогического опыта в соответствии с современным уровнем развития педагогики и психологии.

Всегда — учиться, всё — знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.

М. Горький



Самообразование — это комбинация изучения опыта прошлого и внедрение элементов современных педтехнологий.



Согласно ФГОС, усилия воспитателя, направленные на самообразование, основываются на необходимости достичь следующих целей:

  • познакомиться и овладеть новыми педагогическими технологиями;

  • систематизировать работу по поиску методик, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс для детей средней группы;

  • создать условия для всестороннего развития подопечных (физического, умственного, психического, эмоционального).

Для выполнения поставленных целей следует работать над решением следующих задач:

  • научиться применять современные педагогические технологии в личной практике;

  • развивать познавательную, трудовую, игровую активность у детей;

Развивать познавательную активность детей позволяют разнообразные дидактические игры

  • постоянно повышать свой уровень владения методикой работы с дошкольниками;

  • изучать классические и современные методические подходы, касающиеся выбранной темы самообразования;

  • предпринимать попытки обобщения и распространения собственного полученного опыта.

Принципы самообразования

В своей работе по профессиональному самосовершенствованию педагог должен руководствоваться определёнными принципами:

  1. Непрерывность. Работа над выбранной темой предполагает её всестороннее освещение на протяжении учебного года (иногда 2–3 лет).

  2. Преемственность и взаимосвязь.

  3. Соответствие целям и задачам образовательного процесса в детском саду.

  4. Доступность воплощения теории на практике с конкретной группой детей.

Задача педагога — найти такое методическое объяснение того или иного приёма, чтобы малыш смог справиться самостоятельно



Это важно. Повышение квалификации — необходимое условие жизни в современном стремительно меняющемся мире.



Формы организации деятельности

Процесс самообразования педагога может проходить в следующих формах:

Индивидуальная:

- посещение библиотек;

- изучение научно-методической и учебной литературы по теме;

- посещение занятий воспитателей других групп;

- участие в педсоветах детского сада и заседаниях методического объединения воспитателей ДОУ города;

- теоретическая разработка и практическая апробация разных форм занятий и мероприятий.



Индивидуальная форма включает самостоятельную подготовку, отбор информации и составление отчёта-выступления по реализации идеи самообразования



Групповая, включающая подготовку педагогических советов и других форм обмена методическим опытом совместно с коллегами.

Выбор форм работ зависит от того, с кем из участников образовательного процесса в данный момент освоения темы взаимодействует педагог:

- С детьми. Реализуется такое взаимодействие в процессе учебно-воспитательной деятельности, во время досуга. Проходит в форме:

  • учебных занятий;

  • разного рода игр (в том числе дидактических, подвижных);

  • прогулок.

- С родителями. Осуществляется в виде:

  • консультаций;

  • заседаний круглых столов;

  • педагогических тренингов, во время которых родители получают практические рекомендации, например, о речевом развитии детей 4–5 лет.

- С коллегами. Достигается за счёт совместной организации мастер-классов, заседаний педагогических советов, методического объединения воспитателей, работающих с конкретной возрастной группой малышей, где происходит обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания и методов обучения. Проводится в виде:

  • презентаций;

  • докладов;

  • публикаций на ресурсах, связанных с образованием;

  • статей в журналах и других печатных изданиях.



Индивидуальный план педагога по самообразованию

Чтобы полноценно проработать тему, а также уложиться в сроки, определённые для этого, педагогу следует выстраивать ход исследования по определённому плану:

  1. Определиться с темой. Критерием выбора являются затруднения, которые возникают в методической работе педагога с детьми. Так, для многих воспитателей бывает сложно добиться от малышей усвоения правил хорошего тона (дети «забывают» говорить «спасибо, «пожалуйста» и т. д.). В этом случае есть смысл заняться темой «Развитие речи — уроки риторики и речевой этикет».

  2. Сформулировать цели и задачи работы.

  3. Продумать формы деятельности в рамках темы для взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

  4. Оформить план к работе, озаглавить и описать этапы освоения теории, практики и подведения итогов.

  5. Изучить теоретическую базу вопроса и систематизировать существующий педагогический опыт (прописать первую часть, теоретическую).

  6. Разработать систему практического воплощения теории (тематику занятий, методов и приёмов для решения конкретных задач исследования и пр.).

  7. Презентовать полученные практические результаты внедрения теоретической базы.


































План по самообразованию в детском саду

Автор

Кузина Р.И., воспитатель ФГБОУ «Прогимназия Снегири»

Название

«Гендерное воспитание дошкольников»

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь — май

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.
2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009.
3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. М.: Учебная литература, 2008.
4. Лыкова И. А. Играют девочки. Гендерный подход в образовании. — М.: Цветной мир, 2014.
5. Лыкова И.А. Играют мальчики. Гендерный подход в образовании. — М.: Цветной мир, 2014.
6. Соколова С.Е. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика, № 2, 2013.
7. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2006.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь — май

Организация игровой совместной и самостоятельной деятельности для формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье.

Игры по гендерному воспитанию.

Ноябрь

Дидактическая игра «Одень куклу»

Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.

Оборудование: фигурки мальчика и девочки из картона,предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик,удочка, галстук и пр.)

Ход игры: Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.



Сюжетно-ролевая игра «Собираемся в гости»;

Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.

Материал: на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т. д., сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т. д.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости. Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т. д. Остальные дети наблюдают за своими друзьями. Могут ли они отправиться туда прямо сейчас? Как можно помочь мальчикам? Кто из девочек согласится помочь им? Когда внешний вид мальчиков будет приведен в порядок, взрослый напоминает мальчикам о словах благодарности за заботу

Рисование «Я и моя семья»;

Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра

Беседа «Как я дома помогаю»;

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Ход игры:  дети у кого есть своя семья? Ответы детей.

Какую работу выполняет дома мама? Ответы детей

Какую работу выполняет папа по дому? Ответы детей.

Дети по очереди называют обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др..



Подарки для Саши и Маши

Цель: формирование гендерных представлений у детей.

Задачи: закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола; развивать мышление,воображение; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Описание игры. Для игры понадобятся две куклы - девочка Даша и мальчик Саша, две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат "Подарки" (картинки с изображением различных предметов - игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности). В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.

Отгадывание загадок

В конкурсе участвуют две команды: мальчики и девочки. Они придумывают себе названия, выбирают капитанов.

Работа с эмоциями

Упражнения и занятия на развитие эмоциональной сферы


Тематическая неделя «Вот они какие: мальчики и девочки!»

Февраль

  • Беседа «Мой папа»;

  • игровая программа «Ловкие и смелые, быстрые, умелые»;

  • продуктивная деятельность «Открытка для папы».

Тематическая неделя «Наши защитники»

Март

  • Рассказ воспитателя «У наших девочек праздник»;

  • рассматривание альбома «Мамины профессии»;

  • продуктивная деятельность «Цветы для мамочки».

Тематическая неделя «Праздник девочек, мам, бабушек».

Апрель

  • Наблюдения за работой дворника, шофера, помощника воспитателя, повара, прачки, швеи;

  • дидактическая игра «Кто что делает?»;

  • игры-шнуровки «Шьём одежду»;

  • конструирование из строительного материала «Строим дом»;

  • совместная деятельность «Стирка кукольной одежды».

Тематическая неделя «В мире профессий»

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью определения индивидуальных и гендерных отличий у детей дошкольного возраста

Анкеты для родителей «Гендерное воспитание дошкольника в семье»

Октябрь

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.

Оформление уголка сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, уголка ряженья с учётом интересов мальчиков и девочек.

Январь

«Консультация для родителей «Мальчики и девочки – два разных мира»

Информация в уголке для родителей.

Апрель

Советы «Как воспитывать девочку?», «Как воспитывать мальчика?».

Буклеты для родителей.

Май

Открытое занятие «Мы — мальчики, мы — девочки».

День открытых дверей.

Самореализация

Сентябрь

Сбор информации для составления картотеки игр по гендерному воспитанию.

Картотека сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр по гендерному воспитанию.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Сообщение и презентация из опыта работы «Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста».

Выступление на семинаре-практикуме.

Отчёт

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.







Этапы работы над темой Для успешной работы над темой по самообразованию педагогу необходимо свыкнуться к тем, что заниматься данной деятельностью придётся много и регулярно. Программа по самообразованию включает 3 этапа работы.



Теория

На формулировку темы, определение задач, общее изучение теоретической базы выделяется около месяца (август или сентябрь), а оставшийся период вплоть до апреля-мая педагог проводит практическую работу.

  1. Формулирует тему, цели и задачи.

  2. Изучает педагогическую литературу по вопросу, используя различные источники информации: печатные издания и материалы сети интернет. Подбор источников педагог делает сам (в библиотеке, в интернете), а также с помощью методиста дошкольного учреждения.

Изучение теории происходит на протяжении всего периода работы с практикой

  1. Продумывает систему практического применения теоретических знаний.

  2. Прогнозирует результат, определяет формат мероприятий для отчёта по завершении изучения темы (выступление на педсовете, организация и проведение мастер-класса и пр.).



Практика

Практический этап предполагает работу с детьми и родителями по данной теме в течение учебного года. За это время педагог:

  • занимается систематизацией изученных материалов;

  • проводит учебно-воспитательные занятия с детьми в рамках темы;

  • занимается психолого-педагогическим просвещением семьи (проводит тесты, беседы, создаёт памятки, приглашает родителей на открытые занятия);

Работа с родителями — важный аспект самообразования педагога

  • корректирует свою деятельность, подбирает оптимальные методы работы на основании оценки эффективности внедрения той или иной теоретической составляющей (например, если при изучении темы «Нетрадиционные техники рисования в средней группе» малыши с неохотой рисуют ватными палочками, то есть смысл для мотивации детей использовать метод ролевой игры, где ватные палочки станут заколдованными жителями замка, которые красивыми рисунками пытаются расколдовать принцессу);

  • создаёт творческие отчёты (фотоотчёты, презентации, видеоролики «с места событий», отражающие процесс проведения занятий, прогулок, походы в музеи, театры, а также включающие творческую деятельность детей — рисунки, поделки и т. д.);

  • изучает опыт коллег (продолжает обогащать свою теоретическую базу посещением занятий других педагогов, участвует в мастер-классах, знакомится с новыми образовательными методами и технологиями).

Отчёт о проделанной работе

Итоговый отчёт воспитателя по теме самообразования включает:

  • всесторонний анализ своей деятельности (так называемая самореализация, которая проводится несколько раз на протяжении рассмотрения темы для фиксации промежуточных результатов исследования);

  • создание библиотеки статей по изучаемой теме, а также с ней связанных;

  • презентацию опыта на конференциях, семинарах, педсоветах.

Формами представления результатов работы являются:

  • открытые занятия;

  • круглый стол (например, с родителями при обсуждении итогов рассмотрения темы о гендерном развитии дошкольников, а именно результатов анализа теста «Нарисуй человека»);

  • мастер-класс (если педагог исследовал новые методики в рамках работы над темой, например, возможности ИКТ при изучении сказок);

  • развлекательно-познавательная деятельность (например, организация ярмарки в рамках исследования темы «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»);

  • творческая мастерская (создание «Школы молодого воспитателя» с целью передачи накопленного опыта);

  • публикации в периодических изданиях психолого-педагогического профиля (газетах, журналах) и специализированных ресурсах в сети.

На этапе составления отчёта по теме самообразования педагогу следует озаботиться выбором следующей темы, чтобы она логично продолжала предыдущую.

Самообразование педагога детского сада — важный аспект его профессионального становления. Выбирая тему для самостоятельной разработки, воспитателю средней группы следует руководствоваться актуальностью вопроса для детей данного возраста. Даже если тема относится к ряду универсальных, и теоретический, и практический этапы должны опираться на опыт работы с детьми 4–5 лет. Целенаправленная работа по самообразованию позволяет педагогу пополнить и структурировать свои знания, осуществлять глубокий анализ возникающих в работе с дошкольниками ситуаций, создать вокруг себя обогащающую творческую среду.