СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ОГБОУ «Касимовская школа-интернат»
Рассмотрено на заседании ШМО воспитателей (классных руководителей) Протокол №1 от «__»________2019 г.
Руководитель : _________Паняева Е.М.
| Согласовано.
Зам. Директора по ВР: ________________
Степанкина Г.А. | Утверждаю.
Директор ОГБОУ «Касимовская школа-интернат»: _________________
Бикуева М.В.
Приказ №__от «__»____________2019г.
|
Комплексная программа
воспитания и социализации
«Добру откроются сердца» (1-4 класс)
на 2017-2021 г.г.
Срок реализации – 4 года (второй год реализации)
Место реализации: 1-4 классы (3 -й класс)
Классный руководитель – Авдюшкина М.Н.
Составители: классный руководитель (воспитатель) Авдюшкина М.Н.,
воспитатель Дёмина К.А.
Касимов, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность программы.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура). Сейчас ставятся перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие), и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Данная программа направлена на реализацию Программы воспитания и социализации обучающихся воспитанников ОГБОУ «Касимовская школа-интернат» на ступени начального общего образования (1-4 класс) на 2016-2021 г.г. Она основана на Законе «Об образовании», федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО второго поколения), Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
1.2. В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
1.3. Приоритетные направления воспитания и социализации младших школьников:
Направление 1. «Гражданско- патриотическое» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление 2. «Духовно - нравственное» Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Направление 3. «Здоровье» - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Направление 4. «Трудовое» - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Направление 5. «Экологическое воспитание» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Направление 6. «Эстетическое воспитание» - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Направление 7. «Семья» - формирование семейной культуры.
Цели и задачи программы
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Направлена на достижение основной педагогической цели - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи воспитания:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Организационные задачи воспитателя (классного руководителя):
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Изучать личностные качества обучающихся, проводить мониторинг воспитательной деятельности в классе.
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей через совместную деятельность.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «мальчики и девочки». «Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Содержание программы состоит из 7 основных направлений:
Направление 1. «Патриотическое»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности воспитателя в направлении:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Формы работы воспитателя в направлении:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские конференции по праву.
Ожидаемые результаты:
элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе;
умение отвечать за свои поступки;
отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Направление 2. «Духовно - нравственное»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении :
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Основные понятия направления:
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- самоактуализация и самореализация.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Ожидаемые результаты:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
почтительное отношение к родителям;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Направление 3. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности воспитателя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологом школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я -позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с воспитателем:
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Ожидаемые результаты:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Направление 4. «Трудовое »
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно, научить умственному труду и трудолюбию физическому.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
-Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности воспитателя в направлении:
1. Педагогический анализ результативности учебной и трудовой деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного и физического труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Организация самообслуживающего труда.
Основные понятия направления:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазия и творчество в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда,
- культура физического труда.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ города и района;
- интеллектуальные бои;
- спецкурсы для интеллектуального развития.
- участие в экскурсиях, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомство с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
- участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
- участия в различных видах общественно полезной деятельности (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции)
- приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Ожидаемые результаты:
первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и творчества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Направление 5. «Экологическое воспитание»
Цель : Предполагает становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитания чувства личной ответственности за состояния природных ресурсов.
Задачи:
воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
развитие таланта и способностей как особой ценности;
формирование здорового образа жизни учащихся.
Основные моменты деятельности воспитателя:
- диалоговая методика, создание эколого-педагогических ситуаций,
- эколого-ориентированные уроки и классные часы,
- проектная деятельность,
-использование школьного экомониторинга, игровых технологий.
- знакомство с элементарными представлениями об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
-организация получения учащимися первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д);
- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Внеклассные занятия делятся на три основных типа: индивидуальные, групповые и массовые.
Основные понятия направления
- интерес к природе;
- знания о природе и ее охране;
- эстетические и нравственные чувства к природе;
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе
Формы деятельности воспитателя в направлении
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зеленый патруль;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- ведение фенологических календарей природы;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (соревновательные, игры - путешествия и т. д.);
- экологические тренинги; и т.д.
Ожидаемые результаты:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Направление 6.«Эстетическое воспитание»
Цель : Формирование нравственно-духовных ценностей через приобщение к прекрасному, через художественную культуру, через призму национального и общечеловеческого. Формирование средствами искусства человека с новым, более высоким уровнем самосознания, умению жить в коллективе, проявлять себя в общении с миром культуры и людьми является важной задачей на современном этапе развития.
Задачи работы:
осуществление комплексного подхода средствами всех видов искусств в воспитание.
вовлечение детей в творчество.
формирование образного мира ребёнка;
приобщение школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное;
использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;
обучение этическим нормам и правилам;
привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;
выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей;
раскрытие потенциала каждого ребенка во внеурочное время;
предоставление возможности реализовать себя посредством внеурочной деятельности;
организация свободного времени учащихся и культурного досуга .
изучение запросов обучающихся.
Основные моменты деятельности воспитателя:
Организация практической деятельности школьников по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
Разработка и реализация спецпроектов с привлечением родителей и общественности
Проведение регулярных тематических мероприятий
А также организовать: получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы.
Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного).
Способствовать получению первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества
Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности,
Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
участие в художественном оформлении помещений
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчеств
Формы деятельности воспитателя в направлении
- досуги, развлечения;
- выставки творческих работ детей;
- конкурсы;
- экскурсии;
- выставки совместного творчества детей и родителей;
- самостоятельная художественно-продуктивная деятельность;
-самостоятельная театрализованная деятельность;
- театрализованная игра на праздниках, развлечениях;
- театрализованные игры-спектакли;
- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;
- посещение детьми театров совместно с родителями;
- выставки, конкурсы совместного творчества детей и родителей;
- мини-игры на других занятиях;
- экскурсии;
- кружковая работа
Ожидаемые результаты:
представления о душевной и физической красоте человека;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости;
Направление 7: «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности, формирование семейной культуры школьников.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности воспитателя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности воспитателя в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
4.Ожидаемые результаты в целом по программе.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Модель выпускника начальной школы.
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы.
5. МОНИТОРИНГ воспитательной деятельности в классе.
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы.
1.Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
2.Изучение межличностных отношений;
3.Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
4.Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок.
Основные формы изучения
Наблюдения.
Беседы с учениками, родителями.
Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы
Аспекты изучения | Показатели |
1. Создание условий для развития личности воспитанника | 1.Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе 2.Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности 3.Характеристика семьи учащегося 4.Уровень адаптации учащихся 5.Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе 6.Эффективность учебно-воспитательного мероприятия (урока) 7.Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью 8.Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка |
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности | 1.Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования 2.Уровень познавательной мотивации школьников 3.Обученность и качество знаний воспитанников 4.Профориентационные склонности учащихся 5.Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях, фестивалях научно-исследовательских и реферативных работ учащихся 6.Результативность участия школьников в предметных олимпиадах 7.Креативные способности учащихся 8.Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях 9.Готовность учащихся к переходу в среднее звено |
3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности |
1.Уровень воспитанности учащихся 2.Социальная активность учащихся 3.Личностный рост обучающихся 4.Склонность к отклоняющемуся поведению 5.Внешний вид учащихся. Ведение дневников |
4. Сформированность физического потенциала личности | 1.Количество учащихся, занимающихся спортом 2.Результативность участие школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях 3.Состояние здоровья учащихся 4.Охват учащихся горячим питанием 5.Количество пропусков уроков по болезни |
5.Сформированность коммуникативного потенциала личности | 1.Уровень общительности воспитанников 2.Уровень развития классного коллектива 3.Степень конфликтности и степень сплоченности класса |
Приложения к программе:
Проблемно-ориентированный анализ воспитательной работы за учебный год с включением характеристики класса.
Календарно-тематическое планирование воспитательной работы по годам.
Диагностические материалы по мониторингу.
Характеристика 3-го класса
Данный коллектив начал формироваться в 2017 году. Количественный состав обучающихся – 19 человек. Из них –13 мальчиков и 6 девочек.
В классе обучаются 5 детей из многодетных семей (Броницкая А., Евтин Н., Жучков И., Сильцева Н., Фроликов М.) 17 учащихся воспитываются в неполных семьях (нет отца или родители находятся в разводе).
Группа детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса: Волков С., Цыплянов Я., Фроликов М, Трушин О., Сильцева Н., Евтин Н., Хаперский Н.
Также в классе есть такие ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным материалом Эту группу составляют следующие ученики : Мамедов Б., Борковская Д., Муратов А., Исмаилов Р.
Трудности в учении испытывают: Жигунова Ю., Жучков И., Беззубикова В., Бабин В. так как неусидчивы, невнимательны, часто отвлекаются сами и мешают другим.
Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно.
Классный коллектив на начало года не особенно дружен. На начало года в классе явных лидеров нет, но в коллективе есть учащийся, имеющий лидерский потенциал. Это Цыплянов Я.. В то же время, его поведение очень беспокоит: часто вступает в конфликт не только с детьми, но и со взрослыми. Он очень драчлив, высоко эмоционально возбудим, не в состоянии критично оценивать свои поступки.
Всё это требует большой коррекционно-развивающей работы по формированию классного коллектива с привлечением родителей.
.
Утверждаю.
Заместитель директора по ВР:
________________________
Степанкина Г.А.
План воспитательной работы в ____3_____классе
ОГБОУ «Касимовская школа-интернат» на 2019-2020 уч.г.
Направления деятельности | Мероприятия | Сроки | Кто задействован | Отметка о выполнении и результатах | ||||
Сентябрь | ||||||||
Гражданская активность | Участие в субботнике. Уборка пришкольной территории | 10 сентября | уч-ся 3класса |
| ||||
Личностное развитие | Классный час «День здоровья»
Час общения «Спорт в моей жизни» | 11 сентября 17 сентября
|
|
| ||||
Военно-патриотическое | Участие в Торжественной линейке «Старт 75 славных дел, посвященных 75-летию Победы!»
|
|
|
| ||||
Информационно-медийное | Классный час в рамках проекта «Волшебная наука». Опыт «Летающая каша» | 27 сентября |
|
| ||||
Профилактика правонарушений | Кл.час «Cоблюдаем правила дорожного движения» | 13сентября |
|
| ||||
Работа с родителями | Родительское собрание на тему: «Мы выбираем здоровье!» (родительский лекторий)
| 28 сентября |
|
| ||||
Диагностика | Анкетирование родителей учеников, перешедших из других школ города и района. |
|
|
| ||||
Октябрь | ||||||||
Гражданская активность | Беседа об ответственности, назначение обязанностей. | 1 октября |
|
| ||||
Личностное развитие | Кл.ч. «Зачем мы ходим в школу?»
Эстетическая беседа Участие в Весёлых стартах
| 5 октября
13 октября |
|
| ||||
Военно-патриотическое | Кл.час «4 ноября. День народного единства» | 27 октября |
|
| ||||
Информационно-медийное | Изготовление открыток ко дню учителя | 4 октября |
|
| ||||
Профилактика правонарушений | Беседа о правилах поведения в общественных местах. | 13 октября |
|
| ||||
Работа с родителями | Родительское собрание на тему : «Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?»
| 26 октября |
|
| ||||
Диагностика | Диагностика уровня воспитанности. |
|
|
| ||||
Ноябрь | ||||||||
Гражданская активность | Операция «Поможем птичкам вместе» | 29 ноября |
|
| ||||
Личностное развитие | Кл.час «Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека»
Беседа «Моя мама»
Участие в концерте, посвящённому дню Матери | 8 ноября
19 ноября
23 ноября |
|
| ||||
Военно-патриотическое | Классный час «Я – гражданин России» | 13 ноября |
|
| ||||
Информационно-медийное | Кл.час в рамках проекта «Волшебная наука». Опыт «Крышка из картона» | 12 ноября |
|
| ||||
Профилактика правонарушений | Кл.час «Права и обязанности несовершеннолетнего» | 23 ноября |
|
| ||||
Работа с родителями | Индивидуальная работа с семьями, консультации для родителей. Привлечение родителей к совместной работе с детьми по подготовке кормушек для птиц. |
|
|
| ||||
Диагностика | Диагностика уровня внимания. |
|
|
| ||||
Декабрь |
| |||||||
Гражданская активность | Беседа, посвящённая дню Конституции Российской Федерации.
Подготовка игрушек для школьной новогодней ёлки | 12 декабря
14 декабря |
|
| ||||
Личностное развитие | Кл.час «История Нового года»
«Новогодняя ёлка» | 23 декабря
26 декабря |
|
| ||||
Военно-патриотическое | Акция «Я – гражданин», посвященная Дню Конституции | 12 декабря
|
|
| ||||
Информационно-медийное | Выпуск газеты «Новый год к нам мчится» | 18 декабря |
|
| ||||
Профилактика правонарушений | Беседа «Остерегайся пиротехники!» | 25 декабря |
|
| ||||
Работа с родителями | Родительское собрание на тему: «Учите детей быть здоровыми»
Привлечение родителей к организации новогоднего праздника
| 26 декабря |
|
| ||||
Диагностика | Диагностика мышления |
|
|
| ||||
Январь | ||||||||
Гражданская активность | Акция «Помоги книге» | 21 января |
|
| ||||
Личностное развитие | Беседа о рациональном и правильном режиме дня | 25 января |
|
| ||||
Военно-патриотическое | Кл.час, посвящёный годовщине освобождения Ленинграда | 27 января |
|
| ||||
Информационно-медийное | Кл.час в рамках проекта «Волшебная наука». Опыт «Разноцветная тучка» | 29 января |
|
| ||||
Профилактика правонарушений | Беседа «Мои права и обязанности» | 28 января |
|
| ||||
Работа с родителями | Консультации для родителей «Развитие интеллектуальных способностей детей» | 31 января |
|
| ||||
Диагностика | Диагностика школьной мотивации учащихся |
|
|
| ||||
Февраль | ||||||||
Гражданская активность | Кл. час. Круговая беседа «За что дразнят?» | 5 февраля |
|
| ||||
Личностное развитие | Викторина «Олимпийские зимние виды спорта» | 14 февраля |
|
| ||||
Военно-патриотическое | Беседа, посвящёная годовщине Сталинградской битвы
Кл.час «День защитника Отечества» Участие в митинге и Урок мужества, посвящённые Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | 2 февраля
22 февраля |
|
| ||||
Информационно-медийное | Кл.час в рамках программы «Волшебная наука». Опыт «Выращиваем кристалл» | 28 февраля |
|
| ||||
Профилактика правонарушений | Беседа «Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения» | 26 февраля |
|
| ||||
Работа с родителями | Индивидуальная работа с семьями, консультации для родителей |
|
|
| ||||
Диагностика | Диагностика толерантности |
|
|
| ||||
Март | ||||||||
Гражданская активность | Кл. час «Земля – наш общий дом»
Беседа «Наши мамы, бабушки и сёстры» | 4 марта
6 марта |
|
| ||||
Личностное развитие | Кл. час «Кем я хочу быть» | 12 марта
|
|
| ||||
Военно-патриотическое | День воссоединения Крыма с Россией - видеоурок | 18 марта |
|
| ||||
Информационно-медийное | Выпуск газеты к празднику «8 марта» Кл.час в рамках проекта «Волшебная наука». Опыт «Лавовая лампа» | 7 марта
31 марта |
|
| ||||
Профилактика правонарушений | Кл. час «Будь справедливым в словах и поступках» | 27 марта |
|
| ||||
Работа с родителями | Родительское собрание на тему: «Как повысить мотивацию к учёбе» Изготовление и распространение памяток, рекомендаций для родителей.
| 6 марта |
|
| ||||
Диагностика | Диагностика на изучение коллектива |
|
|
| ||||
Апрель | ||||||||
Гражданская активность | Кл.час «Особый ребенок» (о детях инвалидах) Трудовой десант по уборке территории | 6 апреля
|
|
| ||||
Личностное развитие | Просмотр документального фильма о космосе Кл. час, посвящённый Международному дню птиц
| 13 апреля
1 апреля |
|
| ||||
Военно-патриотическое | Изучение Конвенции о правах ребёнка. | 16 апреля |
|
| ||||
Информационно-медийное | Кл. час в рамках проекта «Волшебная наука». Опыт «Волшебная луковица» | 30 апреля |
|
| ||||
Профилактика правонарушений | Кл. час Беседа-диспут «Уважай себя, уважай других» | 10 апреля |
|
| ||||
Работа с родителями | Индивидуальная работа с семьями, консультации для родителей. |
|
|
| ||||
Диагностика | Тестирование: «Определение творческих наклонностей у школьников». |
|
|
| ||||
Май | ||||||||
Гражданская активность | Беседа «Если рядом плачет кто-то…» | 5 мая |
|
| ||||
Личностное развитие | Выставка поделок «Чудеса из ненужных вещей»
| 11 – 18 мая
22 мая
|
|
| ||||
Военно-патриотическое | Кл. час «Победе 75 лет!» Участие в шествии «Парад победителей» | 8 мая 9 мая
|
|
| ||||
Информационно-медийное | Подведение итогов опыта «Волшебная луковица» | 7 мая |
|
| ||||
Профилактика правонарушений | Беседа по технике безопасности во время летних каникул | 24 мая |
|
| ||||
Работа с родителями | Родительское собрание на тему: «Итоги прошедшего учебного года.» | 22 мая |
|
| ||||
Диагностика | Анкета «Считаете ли вы себя культурным человеком» | 12 мая |
|
|
Проект
«Волшебная наука»
Цель: приобщение, формирование интереса учащихся 3 класса к естественным наукам: химии, физике, биологии
Задачи:
Просмотр учащимися научных опытов
Участие детей в беседах о просмотренных опытах, попытки объяснения происходящего
Подготовка докладов на интересующие темы, касающиеся естественных наук
Научные опыты:
Летающая каша
После этого опыта дети будут больше любить кашу, особенно такую волшебную, летающую геркулесовую.
Необходимое оборудование: воздушный шар, геркулесовые хлопья
Ход эксперимента: Насыпьте в тарелку немного геркулеса и надуйте воздушный шарик. Потрите шарик о голову, произнося магические слова. Поднесите шарик к каше и продемонстрируйте, как хлопья словно обрели крылья и полетели к шарику.
Комментарий воспитателя: Чтобы разобраться с тем, какая же сила заставила наши хлопья прыгать, нужно узнать вот какой интересный факт. Оказывается, атомы, из которых состоит всё-всё-всё на свете, могут иметь как положительный, так и отрицательный заряд. Так вот, частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с разным зарядом притягиваются. Когда ты потрешь шарик о волосы, он станет отрицательно заряженным. Теперь, если его поднести к хлопьям, положительно заряженная частичка начинает тянуться к нему, и хлопья взлетают вверх, а затем падают обратно!
Лавовая лампа
Необходимое оборудование: прозрачный сосуд, подсолнечное масло, вода, шипучий аспирин, пищевой краситель
Ход эксперимента: В подсолнечное масло наливается вода и добавляется пищевой краситель (красный или синий). После этого добавляем в сосуд шипучего аспирина и наблюдаем поразительный эффект. В ходе реакции подкрашенная вода поднимается и опускается по маслу, не смешиваясь с ним. А если выключить свет и включить фонарик — начнется «настоящая магия».
Комментарий воспитателя: Вода и масло имеют разную плотность, к тому же обладают свойством не смешиваться, как бы мы ни трясли бутылку. Когда мы добавляем внутрь бутылки шипучие таблетки, они, растворяясь в воде, начинают выделять углекислый газ и приводят жидкость в движение.
Невидимые чернила
Необходимое оборудование: бумажный лист, сок лимона/молоко, кисточка, фен для сушки волос.
Ход эксперимента: Секретное послание никто не должен видеть. Чтобы подготовить его, вам понадобится сок лимона или молоко. При помощи кисти составьте послание на листе бумаги и дайте ему немного просохнуть. Теперь никто не узнает, что тут что-то написано. Но стоит немного подогреть лист, например при помощи фена и послание сразу можно прочесть!
Комментарий воспитателя: Когда мы подносим горячий воздух из фена к листкам бумаги, наши «чернила» просто подгорают и становятся темными — вот почему их теперь видно!
Самонадувающийся шарик
Необходимое оборудование: пластиковая бутылка, сода, уксус, воздушный шарик.
Ход эксперимента: В бутылку засыпать соду и залить уксусом на 1/3. Взболтать слегка и быстро на горлышко натянуть шарик. Когда он надуется, перевязать и снять с бутылки.
Комментарий воспитателя: В ходе химической реакции выделяется газ, который позволяет нам надуть шарик!
Дождь из тучки
Необходимое оборудование: банка с водой, пена для бритья, красители разных цветов
Ход эксперимента: Создаём на поверхности воды «тучку» из пены для бритья. Распределяем краску по тучке, в результате чего в банке начинается разноцветный дождь
Комментарий воспитателя: слой из пены для бритья позволяет краске «скатываться» по тучке, поэтому мы наблюдаем такой чудесный дождь!
Выращиваем кристалл
Необходимое оборудование: соль, вода, проволока.
Ход эксперимента: Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли — такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы.
Комментарий воспитателя: С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке.
Крышка из бумаги
Необходимое оборудование: стакан с водой, картон, ножницы
Ход эксперимента: Аккуратно вырезаем бумагу. Кладем сверху на стакан. И аккуратно переворачиваем стакан. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!
Комментарий воспитателя: Хоть это и не так очевидно, но на самом деле мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению, что совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) — воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает.
Волшебная луковица
Необходимое оборудование: луковица тюльпана, горшок с землёй
Ход эксперимента: Совместно с детьми сажаем луковицы в горшки с землёй. Только спустя время дети видят, что это не обычные луковицы.
Комментарий воспитателя: Ребята, мы вместе вырастили самые настоящие цветы! Теперь мы можем подарить их ветеранам великой Отечественной войны или возложить к мемориалу памяти в день Великой Победы