СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планета динозавров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Динозавры-самые могучие существа 150 миллионов лет назад.

Просмотр содержимого документа
«Планета динозавров»

Конспект занятия для младших школьников "Планета динозавров"



Автор: Семёнова Валентина Владиславовна, учитель начальных классов.

Те кто считают, что рассказы о далеком прошлом Земли, всего лишь фантазии, сильно ошибаются.В её истории много таинственных и грозных событий. Раскалывались и уходили под воду континенты. Высыхали океаны, и их дно становилось вершинами высоких гор. Надолго, а может навсегда, километровые толщи льда покрывали тропические леса Антарктиды и Гренландии. Прилетали из космоса и взрывались гигантские астероиды. Вымирали племена могучих существ, некогда населяющих Землю. Но именно их следы, раковины ,кости, окаменелые мумии сделали мир прошлого понятным для учёных.
Думаю, что Вы согласитесь, динозавры - самые удивительные из всех существ живших на нашей планете, они дo сих пoр вoлнуют вooбрaжение людей, вызывaют их oстрый интерес, особенно у детей. Этот материал можно использовать во внеурочной деятельности, как внеклассное занятие по окружающему миру в начальной школе. Дети, через разнообразные виды деятельности знакомятся и лучше узнают о времени появления динозавров, об их видах, разнообразии. Через практическую деятельность узнают о людях, которые занимаются изучением этих животных, палеонтологах. 

Цель: сформировать представления о далёком прошлом Земли и исчезнувшем мире динозавров.
Задачи: 
Образовательные: 
-познакомить с далеким прошлым планеты Земля.
-показать, как люди узнают о динозаврах и как это могут узнать дети, раскрыть понятие слова " палеонтология"
Развивающие: 
развивать воображение, память и речь. 
развивать интерес к познанию природы;
развивать умения детей видеть отличительные особенности динозавров. 
Воспитательные: 
- воспитать гуманного, социально активного человека, бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человека.

Ход занятия

Вед.1: Сегодня мы совершим путешествие на 150 миллионов лет назад, в мезозойскую эру. Нашу планету той поры называли «царством динозавров».Они были самые разные- большие и маленькие, хищные и травоядные. Могли быть величиной в кошку или курицу, а могли достигать размера огромных китов. Но, чтобы узнать для чего мы туда отправляемся, предлагаю выполнить одно интересное дело. Мы займемся раскопками. Но сначала обратимся к словарю: раскопки - работа, направленная на поиски и извлечение чего-либо, скрытого в земле. А вы знаете, кто и зачем проводит раскопки?


У нас есть две замечательные профессии – археолог и палеонтолог, которые раскрывают и изучают тайны и секреты, скрытые в подземном мире. Но, палеонтологи занимаются изучением животных или растительных окаменелостей, т.е изучают нашу Планету по костям, отпечаткам, окаменелостям., а археологи изучают прошлое человеческой культуры и образа жизни, быт наших предков по предмета, сооружениям и т.п.
Итак, мы сейчас проведем свои раскопки, которые помогут нам понять, кем мы станем на время нашего занятия – археологами или палеонтологами.
Раскопать – значит, приподнять толщу земли, но так, чтобы не потревожить все, что в ней спрятано. Специалисты пользуются разными инструментами – лопатами, кирками, ножами.

Основная часть

Вед.2 Грозно и неуютно выглядела наша Земля 600 млн лет тому назад. До появления первых динозавров оставалось 400млн лет.То тут ,то там грохотали могучие вулканы, а из недр вырывались огненные потоки лавы и текли по бесконечной пустыне.
Но в теплых и совсем несоленых водах мелководного океана уже появилась жизнь.У самой поверхности в горячих лучах солнца носились бесчисленные рои прозрачных студенистых комочков. Шло время, и вот уже некоторые из них опустились на дно и прочно к нему прикрепились. От них произошли растения. Другие так и остались морскими бродягами. Некоторые вырастили себе прочный домик-панцирь и стали моллюсками. 
На суше все еще пустынно. скалы, песок. тишина. только прибой выбрасывает на берег водоросли, червяков, улиток – всех, кого заставала врасплох океанская волна .Они гибнут без воды под жарким солнцем. Но какие-то водоросли выжили ,укоренились. И уже копошатся ,прячутся в их корнях маленькие ничтожные червяки .А океан создает первых гигантов.
Проходили миллионы лет. Менялся климат. Начались засухи. Их сменяли затяжные дожди. Водоемы то растекались, то сжимались в мозаику луж. В борьбе за жизнь побеждал тот кто в туманной ночи ковылял сквозь заросли, проползал по песчаным дюнам и плюхался в воду.
Прошло 200 млн лет с тех пор ,как первые морские водоросли зацепились за сушу и началось ее завоевание. И вот уже исполинские хвощи и прапапоротники образуют непроходимые чащи.В их листве и сплетении корней кипит праздник жизни.
Совсем чужим показался бы нам мир тех дней с однообразной зеленью лесов, без цветов, без голосов птиц, без жужжания пчел, без разноцветных порхающих бабочек. Жара и духота гнала бы нас к океану, который по-прежнему безмолвствует. 
Прошло еще 150 млн лет и на арену жизни вступили ящеры. Ящеры эти пока не динозавры. Они еще не слишком громадны, ужасны и удивительны по сравнению с идущими следом динозаврами. Недоброй была Земля. Опасной!


Вед.1:На Земле, после продолжительного периода влажного тепла, начались суровые времена .Климат становился все холоднее и на суше..На Земле возникают как бы две крайности: Великое оледенение и Великое осушение .Первые пустыни покрыли Землю. Погибли папоротниковые леса и древняя тайга.
И вот наступила пора динозавров.
Неприветливой и страшной показалась бы нам Земля в те времена. Повсюду динозавры – большие и маленькие, мирные и хищные, медлительные и быстроногие, на двух или четырех ногах.
Наверное очень хорошо,что в наше время нет этих древних гигантов –динозавров. Трудно представить, как мы бы сосуществовали рядом с ними.
Трудно поверить, что потребовались миллионы лет до появление этих животных, а мы прошли этот путь развития за несколько минут. 
Физминутка
Динозавр устал сидеть,
Нужно ноженьки погреть.
Лапы вверх, лапы вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать динозавр горазд,
Он подпрыгнул десять раз.

Вед 2. Динозавры.
Первые найденные при раскопках окаменелые останки, поражавших воображение своими размерами, приписывали несуществующим драконам. Позже был введен термин «динозавр». Слово происходит от греческого (deinos) — «страшный, ужасный» и (sauros) — «ящер».
Со времени открытия первого динозавра их останки были найдены на всех континентах планеты, включая Антарктиду.
Чтобы не путаться среди динозавров, ученые давали им «имена-названия». Названия подбирались с особенностями внешнего облика или строения, иногда - с предполагаемым образом жизни или поведением. Некоторым динозаврам давали "имя" по названию места, где они были впервые найдены.
Давайте попробуем выполнить такую же работу, подберем каждому изображенному динозавру его «имя». 

Конкурс «Пословицы динозавров».

Вед.1: Представьте себе , что когда-то у динозавров существовали свои пословицы. Они были очень похожи на наши. Попробуйте их сформулировать по современному. За каждую пословицу 1 балл.

- Глуп тот трицератопс, которому своё гнездо не мило. ( Глупа та птица, которой своё гнездо не мило).

-Яйца стегозавра не учат. (яйца курицу не учат).

-Аллозавра ноги кормят. (волка ноги кормят).

-Не стоит делить шкуру непойманного трицератопса .(не стоит делить шкуру неубитого медведя)

"ЯЙЦЕКРАД"

"КРЫШЕЯЩЕР"

Вед.2 Исчезновение.
В течение 160 миллионов лет эти животные доминировали на планете. Период исчезновения занял около 5 миллионов лет, и вот уже примерно 65 миллионов лет в мире животных они отсутствуют. Ученые доказали, что динозавры вымерли, но до сих пор не названа точная причина. Этот период ученые назвали «великим вымиранием»
По одной из научных версий погибли динозавры из-за того, что попросту не могли найти себе достаточно пропитания, либо появились растения, которые убили ящеров. Считается, что на Земле распространились цветковые растения, которыми и отравились динозавры.
По другой версии, после падения космического тела по планете прошла мощная ударная волна, в атмосферу поднялись тучи пыли, планету окутали плотные облака, которые практически не пропускали солнечный свет. Соответственно в разы поубавилось количество растительности, которая была источником пищи для травоядных динозавров, а они в свою очередь позволяли выживать хищным ящерам.



Физминутка
Динозаврику каждый день, 
Поразмяться уж не лень. 
Встанет рано поутру, 
Скачет быстро по двору. 
Головой своей качает, 
Повороты выполняет.
Оглядится он вокруг
И на стульчик тихо плюх.

Летающий динозавр
Ну а сейчас я вас снова приглашаю на раскопки. Палеонтологи нашли отпечаток скелета динозавра.


Но от времени он практически исчез, чтобы его увидеть, отпечаток надо прокрасить краской.(Прим. рисунок выполнен в технике «фотокопии»-рисование свечой или восковыми мелками).
Перед вами отпечаток скелета Птерозавра- «летающий ящер»,но не называйте его птицей. Летающие динозавры не были покрыты перьми,а так называемое крыло-это кожные перепонки,натянутые между конечностями.
Широко раскинув крылья
Над равниною морской.
Рассекая воздух встречный
Ловит рыбу ящер этот.
В небе он один летает,
И на землю взор бросает.
Гордый, сильный и большой
С доброю он был душой.


Вед.1 Предлагаю собрать бумажного птерозавра. (Прим.учитель может предложить оригами или детальный сбор,в зависимости от возраста учащихся. Для моих это был самый удобный вид сборки).


5.Заключительная часть.
Итак, динозавры –вымершие животные. Но, давайте представим, что появились новые.
Конкурс:Пофантазируйте и нарисуйте своего динозавра.




-Какие животные вдруг стали динозаврами?
До сих пор ученые находят и продолжают изучать останки этих загадочных животных. В будущем мы получим новые знания о жизни и исчезновении динозавров.
Когда – то динозавры были,
Но это было так давно.
Теперь скелеты стоят в музее
Или увидеть можно их в кино.

Предлагаю посмотреть одну из серий мультфильма о динозаврах «Земля до начал времен» Герой этого мультика, очаровательный бронтозаврик Крошки-Ножки и его друзья-динозаврики.


Итог.