авт. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел. (27 часа) |
1/1 | Материальная точка. Вводный инструктаж. | Дать представление о кинематике. Познакомить учащихся с целями и задачами курса физики. Ввести понятия: механическое движение, траектория, путь. Доказать, что покой и движение – понятия относительное. Обосновать необходимость введения идеализированной модели – материальной точки, системы отсчета. | Теория: Задачи курса физики 9 класса. Примеры покоящихся и движущихся тел. Понятия: механическое движение, траектория тела, прямолинейное и криволинейное движения, пройденный путь. Исторические сведения Демонстрации: Движущаяся тележка с бруском Задачи: Качественные задачи стр. 9 Упр. 1 (4, 5) № 3, 4, 5, 6 | § 1 Упр.1 (1 – 3) | | 1 чет |
2/2 | Перемещение. | Обосновать необходимость введения вектора перемещения для определения положения тела в пространстве. Сформировать умение находить проекцию и модуль вектора перемещения. Действия над векторами. | Теория: Вектор перемещения. Проекция вектора перемещения. Сложение векторов Задачи: Задачи стр. 12 № 8, 9, 10, 11, 13. | § 2 Упр. 2 | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
3/3 | Определение координаты движущегося тела. | Умение решать главную задачу механики: находить координаты тела в любой момент времени. Определять значение проекций вектора перемещения на координатной оси и его модуль. | Решение задач стр. 11 Теория: Определение координаты движущегося тела. Формула. Примеры решения задач. Задачи: Задачи № 16, 17, 19. | § 3 Упр. 3 | | |
4/4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | Сформировать о прямолинейном равномерном движении. Выяснить физический смысл скорости движения тела. Продолжить формирование умения определять координаты движущегося тела, решать задачи графическим и аналитическим способами. | Теория: Определение прямолинейного равномерного движения. Векторный характер скорости. Проекция скорости в одномерной системе координат. Формула перемещения. Зависимость перемещения от времени. Уравнение координаты. Международная система единиц. Исторические сведения (старые меры длины). Графическое представление движения. Задачи: Решение графических задач № 22, 25. | § 4 Упр. 4 | | |
5/5 | Ускорение. | Ввести понятие равноускоренного движения, формулу для ускорения тела. Объяснить его физический смысл. Ввести единицу ускорения. Сформировать умение определять ускорение тела при равноускоренном и равнозамедленном движениях. | Самостоятельная работа. Теория: Неравномерное прямолинейное движение. Мгновенная скорость. Определение равноускоренного движения. Примеры ускорений, встречающихся в жизни. Графическое представление ускорения Задачи: Решение задач | § 5 Упр. 5.(1, 2) | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
6/6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. | Ввести формулу для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени. Продолжить формирование уме6ния строить графики зависимости проекции скорости от времени. Рассчитывать мгновенную скорость в любой момент времени. | Самостоятельная работа. Теория: Вывод формулы для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени. Графическое представления движения. Примеры решения задач. Задачи: Решение задач № 52, 56, 58 Упр. 6( 4, 5) | § 6 Упр. 6 (1 – 3). | | |
7/7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | Познакомить учащихся с графическим способом вывода формулы для перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. Формировать умение определять перемещение тела с помощью графика. | Решение задач стр. 27 Теория: Вывод формулы для перемещения при равноускоренном движении графическим способом. Вывод формулы для перемещения при равноускоренном движения, используя формулу для ускорения Задачи: № 64, 66, 67. | § 7, Упр. 7.(1) | | |
8/8 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | Познакомить учащихся с графическим способом вывода формулы для перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. Формировать умение определять перемещение тела с помощью графика. | Теория: Вывод формулы для перемещения при равноускоренном движении без начальной скорости. Вывод формулы для перемещения при равноускоренном движения, используя формулу для ускорения | § 8 Упр 7 (2) | | |
9/9 | Лабораторная работа№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Измерить ускорение , с которым шарик скатывается по наклонному желобу, и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр. | Сообщение учащимся порядка выполнения лабораторной работы. Выполнение лабораторной работы по описанию учебника: стр. Выводы. | Упр. 8 | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
10/10 | Подготовка к контрольной работе. | Совершенствовать умения учащихся рассчитывать мгновенную скорость, ускорение, перемещение тела. Находить координаты тела в любой момент времени при равноускоренном движении. Решать задачи аналитическим и графическим способами. | Задачи: Стр. 30 № 70, 72, 78 Тестовая работа | № 71, 84, | | |
11/11 | Контрольная работа № 1 (по теме «Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении»). | Проконтролировать знания и умения учащихся, приобретенные при изучении темы | Проведение контрольной работы по тексту. | § 1 – 8 | | |
12/12 | Относительность движения. | Продолжить формирование знаний об относительности движения. Доказать, что траектория, перемещение, координаты, скорости – понятия относительные. Ознакомить учащихся с инерциальными системами отсчета. Формула сложения скоростей. | Теория: Понятие относительности движения. Примеры относительности траектории Задачи: Стр. 40 29, 32, 33, 35, 37 Упр. 9 (5) | § 9 Упр. 9 (1 – 4) | | |
13/13 | Первый закон Ньютона. | Изучить первый закон Ньютона. Показать особую значимость этого закона. Формировать умение применять его для решения качественных задач. Показать применение этого закона при объяснении движения тела. | Самостоятельная работа. Теория: Понятие инерции. Инерциальные системы отсчета. Закон инерции. Первый закон Ньютона. Задачи: Стр. 43 114, 116, 118 | § 10 Упр. 10 | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
14/14 | Второй закон Ньютона. | Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. Экспериментального обоснования второго закона Ньютона. Ввести единицу силы. | Самостоятельная работа. Теория: понятие силы как количественной характеристики взаимодействия тел. Понятие ускорения. Формулировка второго закона Ньютона. Примеры. Задачи: 139, 141, 143, 145 Упр. 11 (3 – 6) | § 11 Упр. 11 (1, 2) | | |
15/15 | Третий закон Ньютона. | Ознакомить учащихся с третьим законом Ньютона. Показать на примерах проявление закона в природе. Формировать экспериментальные навыки и умения анализировать результаты эксперимента. | Самостоятельная работа. Теория: Формулировка третьего закона Ньютона. Формула. Примеры проявления закона в природе, быту, технике. Демонстрации: Взаимодействие двух динамометров Задачи: вопросы стр. 51 № 156, 157 | §12 | | |
16/16 | Свободное падение тел. | Экспериментально доказать, что в отсутствие сопротивления воздуха все тела независимо от их массы падают с одинаковым ускорением. Формировать умение рассчитывать координату и скорость тела в любой момент времени свободного падающего тела. | Теория: Определение свободного падения тел. Численное значение ускорения свободного падения. Задачи: Стр. 62 № 200, 202, 204. | § 13 Упр. 13 (1 – 3) | | |
17/17 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | Совершенствовать навыки решения задач по определению координаты и скорости тела, брошенного вертикально вверх в любой момент времени. | Теория: Движение тела, брошенного вертикально вверх. Состояние невесомости. Задачи: Стр. 65 № 209, 211, 213. Групповая работа | § 14 | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
18/18 | Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения» | Познакомить учащихся с различными способами определения ускорения свободного падения. Продолжить формировать умение наблюдать, анализировать, оформлять результаты, вести записи в тетради. | Сообщение учащимся порядка выполнения лабораторной работы. Выполнение лабораторной работы по описанию учебника: стр. Выводы. | § 14 | | |
19/19 | Закон всемирного тяготения. | Ознакомить учащихся с законом всемирного тяготения. Формировать умение рассчитывать силу всемирного тяготения. Решать экспериментальные и качественные задачи. | Решение экспериментальных качественных задач. Теория: Примеры проявления всемирного притяжения. Формулировка закона всемирного тяготения. Значение гравитационной постоянной. Единицы. Физический смысл. Задачи: Стр. 55 Упр. 15 (3 – 5) № 169, 171, 172, 174. | § 15 Упр. 15 (1, 2) | | |
20/20 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | Рассмотреть силу тяжести как частичный случай силы тяготения. Формировать умение рассчитывать ускорение свободного падения на Землю и другие небесные тела. | Решение задач стр. 56 Теория: Вывод формулы для расчета ускорения свободного падения. Задачи: Вопросы стр. 57 Упр. 16 (6, 6) № 176, 178. Самостоятельная работа. | § 16 Упр. 16 (1 – 4) § 17 дополнот | | 2 чет |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
21/21 | Движение тела по окружности. | Ознакомить учащихся с основными характеристиками криволинейного движения. Формировать умения применять теоретические знания при решении задач. | Теория: Отличие прямолинейного движения от криволинейного. Примеры. Направление мгновенной скорости в каждой точке траектории. Формула для определения линейной скорости. Определение периода, частоты вращения. Единицы этих величин. Формула центростремительного ускорения. Направление вектора ускорения. Демонстрации: Движения шариков. Задачи: Стр. 70 № 296, 297. | § 18, 19 Упр. 17 | | |
22/22 | Решение задач на движение по окружности. | Совершенствовать навыки решения экспериментальных, качественных и расчетных задач на определение величин, характеризующих криволинейное движение тела. | Задачи: Решение экспериментальных задач стр. 71 (по группам) Задачи стр. 72 Упр. 18 ( 3 – 5) | Упр. 18 (1, 2) | | |
23/23 | Искусственные спутники Земли. | Дать представление об искусственных спутниках Земли. Раскрыть понятие и значение первой, второй и третьей космических скоростей. Сформировать умение рассчитывать первую космическую скорость. | Самостоятельная работа. Теория: Первая космическая скорость. Вывод формулы. Преобразование формулы для скорости. Вторая космическая скорость. Формула. Численное значение. Третья космическая скорость. Численное значение.. назначение. Исторические сведения. Задачи: Стр. 74 237, 238. 241. | § 20 Упр.19. | | |
24/24 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Обосновать необходимость введения физической величины, называемой импульсом тела. Сформировать понятие о замкнутых системах. Вывести закон сохранения импульса. | Решение задач стр. 82 Теория: Понятие импульса тела. Формула. Единицы. Направление вектора импульса. Вывод закона сохранения импульса. Задачи: Решение качественных задач стр. 85 № 314, 316, 317. Упр. 20 (2) | § 21, 22 Упр. 20(1) | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
25/25 | Реактивное движение. | Научить учащихся опознавать реактивное движение среди других видов движения. Уметь оценивать скорость движения ракеты. Понимать, какой вклад в развитие космонавтики внесли отечественные ученые и космонавты. | Задачи стр. 86 Теория: Понятие реактивного движения. Примеры реактивного движения (кальмары, каракатицы, осьминоги). Практическое использование принципа реактивного движения. Устройство и принцип действия ракеты. Демонстрации: Опыт по рис. 45 Задачи: Вопросы стр. 89 № 323, 324. | § 23 Упр. 221(2) | | |
26/26 | Решение задач | Совершенствовать умение самостоятельно мыслить и применять знания к решению задач различных видов. | Задачи: Стр. 90 № 325, 326, | Упр. 22 | | |
27/27 | Контрольная работа № 2 (по теме «Законы взаимодействия и движения тел»). | Проконтролировать знания и умения учащихся, приобретенные при изучении темы. | Проведение контрольной работы по тексту. | § | | |
Тема 2. Механические колебания и волны. (11 часов) |
28/1 | Колебательное движение. Маятник. | Познакомить учащихся с колебательным движением. Ввести понятие о колебательных системах. Рассмотреть процесс колебаний на примере нитяного маятника. | Теория: Примеры колебательных движений. Условия возникновения колебательных движений. Особенности колебательных движений. Колебательная система. Свободные колебания. маятник Демонстрации: Колебание математического маятника, пружинного маятника. Задачи: Качественные задачи стр. 8 | § 24, 25. Упр. 23 | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
29/2 | Величины, характеризующие колебательное движение. | Дать школьникам представление о характеристиках колебательного движения: амплитуде, периоде, частоте, фазе колебаний. | Теория: Амплитуда колебания. Период колебания. Частота колебаний, фаза колебаний. Формулы. Примеры. Демонстрации: Зависимость частоты колебаний от длины математического маятника. Задачи: Таблица стр. 10 Задачи стр. 10, 11 Упр. 24 (1 – 5) | § 26 Упр. 24 (5, 7) § 27 дополнит | | |
30/3 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | Исследовать зависимость периода нитяного маятника от его длины. | Сообщение учащимся порядка выполнения лабораторной работы. Выполнение лабораторной работы по описанию учебника: стр. Выводы. | § 26, 27. | | |
31/4 | Превращение энергии при колебательном движении. | Познакомить учащихся с гармоническими колебаниями, способом записи осциллограммы колебаний. Конкретизировать процесс преобразования энергии в колебательных системах | Теория: Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Свободные и вынужденные колебания. Понятие резонанса. Вредное действие резонанса и способы борьбы с ним. Математический маятник и измерение времени. Исторические сведения. Демонстрации: Колебание груза на пружинном и математическом маятниках. Задачи: № 415. Упр. 25., 27 | § 28, 29. Упр. 26 § 30 дополнит | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
32/5 | Распространение колебаний в среде. | Познакомить учащихся с механизмом образования волн, основанным свойством бегущих волн. Сформировать понятие продольной и поперечной волн. | Решение задач стр. 13. Теория: Формирование понятия волны. Механизм образования волн. Поперечные и продольные волны. Примеры волновых явлений Демонстрации: Продольные волны в колеблющейся пружине. Поперечные волны в веревке. Задачи: 428,431,433. | § 31, 32 | | 3 чет |
33/6 | Длина волны. | Ввести понятие длины волны. Формировать умение рассчитывать скорость распространения волн по формуле. | Решение качественных задач стр. 16 Теория: Понятие длины волны. Формула для определения скорости распространения волны. Задачи: стр. 18 № 438, 439, 442, 445. | § 33 Упр. 28 | | |
34/7 | Источники звука. Звуковые колебания. | Продолжить изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений. Познакомить учащихся с источниками и приемниками звука. | Самостоятельная работа. Теория: Знакомство с акустикой. Источники звука. Приемники звука. Понятие звука как продольной волны. Демонстрации: Колебания в камертоне. Колебания металлической линейки. Задачи: № 441, 443 | § 34 Упр. 29 | | |
35/8 | Распространение звука.. Скорость звука. | Ввести основные характеристики звука: высота, тембр, громкость звука. Выяснить механизм возникновения звуковой волны. Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой. | Теория: Самостоятельная работа с учебником. Работа по карточкам Отчет групп. Задачи: ,Упр. 30. № 444, 447. | § 35 – 38 Упр. 31 | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
36/9 | Отражение звука. Эхо. | Изучить процесс звука от различных препятствий. Познакомить учащихся со способами усиления звука. Выяснить условия возникновения резонанса. | Работа по каточкам. Теория: Формирование понятие эхо. Звуковой резонанс. Задачи: Упр. 32 (1 – 3) № 451, 452. Самостоятельная работа. | § 39 Упр. 32 (4, 5) § 41 индивид § 40, 42 дополнит | | |
37/10 | Подготовка к контрольной работе | Повторить и систематизировать знания по теме. Совершенствовать умения логически мыслить, решать качественные и расчетные задачи. | Тестовая работа. Задачи: стр. 30. | № 446, 453. | | |
38/11 | Контрольная работа №3 (по теме «Механические колебания и волны»). | Проконтролировать знания и умения учащихся, приобретенные при изучении темы. | Проведение контрольной работы по тексту. | § 39 – 42. | | |
Тема 3. Электромагнитное поле. (13 часов) |
39/1 | Магнитное поле. | Познакомить учащихся с целями и задачами нового раздела физики «Электромагнитные колебания». На основании экспериментальных данных показать, что вокруг всякого тока существует магнитное поле. Научить изображать его графически с помощью линий магнитной индукции. | Теория: Понятие магнитного поля. Свойства магнитного поля. Силовые линии магнитного поля. Гипотеза Ампера. Однородное и неоднородное магнитное поле. Способы измерения магнитного поля тока. Демонстрации: Силовые лини магнитного поля. Взаимодействия постоянных магнитов. Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки. Задачи: Упр. 34. | § 43, 44. Упр. 33 | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
40/2 | Направление тока и направление его магнитного поля. | Экспериментально обосновать наличие связи между направлением магнитного поля и направлением тока в проводнике. Формировать умение определять направление линии магнитного поля с помощью правила буравчика. | Тестовая работа. Теория: Знакомство с правилом буравчика. Умение определять направление магнитного поля с помощью правила правого винта. Примеры. Задачи: Упр. 35 (2, 4) № 831, 832. | § 45 Упр. 35 (1, 3, 5) | | |
41/3 | Правило левой руки. | На основании экспериментальных данных доказать, что магнитное поле обнаруживается по его действию на электрический ток. Познакомить учащихся с правилом левой руки. Формировать умение определять направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле. | Самостоятельная работа. Теория: Обнаружение действия магнитного поля на проводник с током. Формирование определять направление силы, действующей на проводник с током в различных ситуациях. Примеры. Демонстрации: Опыт по рис. 104 Задачи: Групповая работа учащихся стр. 41. Упр. 36 (5) 829 | § 46 Упр. 36 (1 – 4) | | |
42/4 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | Ввести понятие магнитного потока, его единицы измерения. Формировать умение вычислять магнитный поток, пронизывающий площадь контура. Выяснить причины его изменения. | Самостоятельная работа6 упр. 36 (1, 2) упр. 36 (3, 4) Теория: Введение понятия магнитной индукции. Формула. Единица измерения. Направление вектора магнитной индукции Магнитный поток. Обозначение. Единицы измерения. Формула.. Задачи: 836, 837 | § 47 Упр. 37 | | |
43/5 | Явление электромагнитной индукции. | Познакомить учащихся с историей открытия явления электромагнитной индукции. Воспроизвести опыты Фарадея. Показать, что индукционный ток появляется при изменении магнитного потока, пронизывающего контур. | Теория: Открытие электромагнитной индукции. Определение электромагнитной индукции.. особенности явления. Практическое значение явления. Демонстрации: Опыты по рис. 125, 126 Задачи: Решение качественных задач стр. 49 № 915, 918. | § 49 | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
44/6 | Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции». | Изучить явление электромагнитной индукции. Совершенствовать умения собрать электрические цепи. Записывать и анализировать результаты экспериментов. | Сообщение учащимся порядка выполнения лабораторной работы. Выполнение лабораторной работы по описанию учебника: стр. Выводы. | Упр. 39. | | |
45/7 | Явление самоиндукции | Познакомить учащихся с явлением самоиндукции, в чём заключается это явление. Условия возникновения самоиндукции. Работа по созданию индукционного тока. | Теория: явлением самоиндукции, в чём заключается это явление. Условия возникновения самоиндукции. Работа по созданию индукционного тока. Решение задач | § 50 упр 41 | | |
46/8 | Получение переменного электрического тока. | Совершенствовать формирование умений работать с текстом учебника, выделять в нем компоненты, раскрывающие основные элементы знаний, составлять сообщения для урока. | Теория: Самостоятельная работа с учебником. Работа по группам. Выступление учащихся. | § 51 Упр. 42 | | |
47/9 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | Сформировать понятие «электромагнитное поле». Выяснить условия возникновения электромагнитного поля, способы его обнаружения. Познакомить учащихся с теорией Максвелла, условием возникновения и распространения электромагнитных волн. Ввести основные характеристики электромагнитных волн.: длину, период, частоту колебаний. | Решение качественных задач стр. 53 Теория: Вихревое электрическое поле. Силы. Действующие на электрический заряд. Взаимосвязь переменного электрического и переменного магнитного полей. Модель электромагнитной волны. Особенности электромагнитной волны. Длина волны, период, частота. Шкала электромагнитных волн. Задачи: | § 52, 53 Упр. 43. | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
48/10 | .Конденсатор | Познакомить учащихся с устройством простейшего конденсатора, для чего применяются конденсаторы. Формула для вычисления энергии заряженного конденсатора. Ёмкость конденсатора. | Решение качественных задач . стр. 56 Теория: устройством простейшего конденсатора, для чего применяются конденсаторы. Формула для вычисления энергии заряженного конденсатора. Виды конденсаторов. Ёмкость конденсатора. Задачи: упр 45 (1. 2) | § 54.упр 45 (3, 4) § 53 | | |
49/11 | . Колебательный контур Принципы радиосвязи и телевидения | Сформировать понятия электромагнитных колебаний, колебательного контура. Познакомить учащихся с | Теория: понятия электромагнитных колебаний, колебательного контура. Принципами радиосвязи и телевидения. Другие виды связи. Задачи: № Упр 47 | § 55, 56 упр 46 | | |
50/12 | Электромагнитная природа света | Познакомить учащихся с двумя взглядами на природу света. Гипотеза о существовании светового эфира. Понятия абсолютного и относительного показателя преломления. Что называется дисперсией света. | Теория: два взглядами на природу света. Гипотеза о существовании светового эфира. Понятия абсолютного и относительного показателя преломления. Что называется дисперсией света. Какой свет называют простым. Виды спектров. Спектроскоп и спектрограф. Спектральный анализ. Происхождение линейчатых спектров. Демонстрации: спектроскоп. Задачи: упр 48, 49. | § 58 – 60 | | |
51/13 | Контрольная работа №4 по теме: «Электромагнитные явления». | Проконтролировать знания и умения решать качественные задачи, графически изображать магнитное поле тока и постоянных магнитов, пользоваться правилом левой руки для нахождения направления силы Ампера и вычислять значение этой силы, длину электромагнитной волны и частоту. | Проведение контрольной работы по тексту. | § 43 – 60. | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (14 часов) |
52/1 | Радиоактивность как свидетельство строения атомов. | Познакомить учащихся с историей открытия радиоактивности, опытами Беккереля, работами Пьера и Марии Кюри в области радиоактивных излучений. | Теория: Икс-лучи Рентгена. Открытие радиоактивности. Открытие новых химических радиоактивных элементов: полоний, радий. Изучение природы радиоактивного излучения с помощью таблиц. Способность излучения проникать сквозь вещество. Природа α-, β-, γ-излучения. Самостоятельная работа с учебником Прочитать § 55. ответить на вопросы. | § 65. | | |
53/2 | Модели атомов. Опыт Резерфорда. | Изучить опыт Резерфорда по рассеянию α-частиц. Познакомить учащихся с современной моделью атома по Резерфорду. Ввести основные характеристики атома: размер ядра, атома, его заряд. | Теория: Модель строения атома по Томсону. Изучение опыта Резерфорда. Планетарная модель строения атома Резерфорда. Ответить на вопросы. | § 66 | | 4 чет |
54/3 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | Дать понятие о массовом и зарядовом числе. Ввести обозначения ядер химических элементов. Доказать, что атомы в процессе радиоактивного распада могут превращаться в другие химические элементы. Формировать умения пользоваться правилом смещения. | Теория: Обозначение химических элементов. Массовое число. Зарядовое число. Правило смещения. Задачи: Стр. 71 Упр. 43 (1, 2) № 1196, 1197, 1198, 1199 | § 67 Упр. 51 (3, 4, 5) | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
55/4 | Экспериментальные методы исследования частиц. | Познакомить учащихся с устройством и принципом действия приборов для регистрации частиц. Продолжить формирование умений определять массовое и зарядовое число химических элементов. | Теория: исторические сведения. Счетчик Гейгера. Устройство. Принцип действия. Самостоятельная работа с учебником Прочитать § 68. Составить подробные вопросы: счетчик Гейгера. камера Вильсона. | § 68 | | |
56/5 | Открытие протона. Открытие нейтрона | Познакомить учащихся с историей открытия нейтрона. Формировать умения записывать ядерные реакции. Определять неизвестный продукт реакции с использованием законов сохранения массового числа и заряда. | Теория: исторические сведения. Открытие протона и нейтрона. Основные характеристики. Обозначение. Свойства. Задачи: Стр. 74. № 1210, 1211, 1212. | § 69, 70 Упр. 52 | | |
57/6 | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число | Познакомить учащихся с протонно-нейтронной моделью ядра. Сформировать понятие об изотопах. Формировать умения систематизировать и обобщать изученный материал. | Теория: Протонно-нейтронная модель строения атома. Нуклоны. Изотопы. Примеры. Задачи: Упр. 46, 47 № 1204, 1205 Групповая работа | § 71 Упр. 53 | | |
58/7 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | Обосновать существование ядерной энергии как одной из форм энергии. Формировать умение вычислять дефект масс и энергетический вывод ядерных реакций. | Решение задач стр.77 Самостоятельная работа Теория: Энергия связи. Формула Эйнштейна. Дефект масс. Примеры. Ядерная энергия. Задачи: стр. 78 | § 72, 73 Упр. 54 | | |
59/8 | Деление ядер урана. Цепная реакция | Дать понятие о цепной реакции. Выяснить условие её возникновения. Формировать понятия критической массы, коэффициента размножения электронов. Совершенствовать навыки решения задач. | Самостоятельная работа. Теория: Теория ядерного деления. Примеры. Составление подробных вопросов к §74, 75. | § 74, 75 | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
60/9 | Ядерный реактор. Лабораторная работа №5 « Изучение деления ядер урана» | Познакомить учащихся с устройством и принципом действия ядерного реактора на медленных нейтронах. Убедиться в справедливости закона сохранения импульса на примере деления ядра урана | Теория: Характеристика изотопов по таблице стр. 82. Коэффициент размножения нейтронов. Устройство ядерного реактора. Принцип действия реактора. Теплоноситель. История создания атомных электростанций. Сообщение учащимся порядка выполнения лабораторной работы. Выполнение лабораторной работы по описанию учебника: стр. Выводы. | § 76 | | |
61/10 | Атомная энергетика. Биологическое действие реакции. Получение и применение радиоактивных изотопов.(дополнит) | Необходимость нахождения новых источников энергии. Решение путей атомной энергетики. Негативное воздействие радиации на живые организмы | «Суд над атомом» | § 77, 78 | | |
62/11 | Термоядерная реакция. | Познакомить учащихся с особым типом ядерных реакций. Показать их роль в существовании жизни на Земле и эволюции Вселенной. | Теория: Условия возникновения термоядерной реакции. Доказательство факта выделения энергии при слиянии легких ядер. Примеры. Проблемы осуществления управляемой термоядерной реакции и их решение. Задачи: Стр. 87 № 1215, 1235, 1237, 1239 | § 79 § 80 | | |
63/12 | Лабораторная работа № 6 | Выяснить по представленной фотографии характер движения заряженных частиц | Сообщение учащимся порядка выполнения лабораторной работы. Выполнение лабораторной работы по описанию учебника: стр. Выводы. | § 79 | | |
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Содержание урока | Домашнее задание | Дата | Прим |
64/13 | Решение задач по теме: «Строение атома и атомного ядра». | Повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Ядерная физика». Совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач. | Задачи: Работа по карточкам. Коллективное решение задач стр. 89 | ДКР | | |
65/14 | Контрольная работа по теме: «Строение атома и атомного ядра». | Проконтролировать знания и умения, приобретенные учащимися при изучении темы. | Проведение контрольной работы по тексту. | § 65 – 79. | | |
Итоговое повторение. (3 часа) |
66/1 | | | | | | |
67/2 | | | | | | |
68/3 | | | | | | |