№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Вид контроля |
план | факт |
Технологии и труд как части общечеловеческой культуры 15 часов | |
| | Влияние технологий на общественное развитие 2 часа | |
1. | | | Вводное занятие.Технология как часть общечеловеческой культуры | 1 | Знать: • определение понятия «культура»; • основные виды культуры; • определение понятия «технология». Уметь: • приводить примеры взаимосвязи материальной и духовной культуры; • приводить примеры влияния технологий на общественное развитие | |
2. | | | Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. | 1 | Знать: • определение понятия «технологическая культура»; • структуру технологической культуры; • определения понятий «технологическое мировоззрение», «технологическое образование», «технологическое мышление», «технологическая этика», «технологическая эстетика»; • разновидности технологической культуры и формы их проявлений Уметь: • характеризовать основные компоненты технологической культуры; • объяснять сущность взаимовлияния основных компонентов технологической культуры; | Индиви- дуальный письменный опрос. |
| Современные технологии материального производства сервиса и социальной сферы 5 часов | |
3. | | | Хозяйственная деятельность человека как причина загрязнения окружающей среды. | 1 | Знать; виды технологий; характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Уметь; объяснять сущность взаимовлияния уровня развития науки, техники и технологий и рынка товаров и услуг; приводить примеры технологий производственной и непроизводственной сферы | Фронтальный устный опрос |
4. | | | Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. | 1 | Знать: основные виды современных технологий индустриального производства; характерные особенности современных технологий индустриального производства. Уметь: • приводить примеры наиболее распространенных современных технологий в различных отраслях индустриального производства | Индиви- дуальный письменный опрос. |
5. | | | Технологии агропромышленного производства | 1 | Знать: • основные виды современных технологий производства сельскохозяйственной продукции; • характерные особенности современных технологий производства сельскохозяйственной продукции. Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции | Фронтальный устный опрос |
6. | | | Современные перспективные технологии | 1 | Знать: • основные виды современных перспективных технологий; • определения понятий «информационные технологии»; «нанотехнологии»; • основные сферы применения современных перспективных технологий. Уметь: • приводить примеры применения современных перспективных технологий во всех сферах жизни общества | Фронталь- ный устный опрос |
7. | | | Инновационная деятельность предприятия | 1 | Знать: •определение понятия «инновационная деятельность»;• сущность инновационной деятельности предприятия. Уметь: приводить примеры инновационных продуктов и технологий; определять возможные направления инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей | Фронталь- ный устный опрос и выполнение практичес- ких заданий |
| | | Технологическая культура и культура труда 2 часа | |
8. | | | Технологическая культура общества и технологическая культура производства. | 1 | Знать: •определение основных понятий Уметь: приводить примеры технологической культуры общества и технологической культуры производства. | |
9. | | | Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения | 1 | Знать: • основные понятия Уметь: • указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей среды; | |
| | | Производство и окружающая среда 3 часа | |
10. | | | Человек и окружающая среда | 1 | Знать: • основные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Уметь: • указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей среды; • приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на местную окружающую среду | Практичес- кая работа. Решение ситуацион- ных задач |
11. | | | Источники загрязнения окружающей среды | 1 | Знать: основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы Уметь: приводить примеры источников загрязнения атмосферы, почвы и воды в своей местности | Практичес- кая работа. Решение ситуацион- ных задач |
12. | | | Природоохранные технологии | 1 | Знать: • определения понятий «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»; • методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; • предельно допустимые нормативы содержания вредных веществ в атмосфере, почве, воде; • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. Уметь: • приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий | Фронтальный устный опрос |
| | | Рынок потребительских товаров и услуг 3 часа | |
13. | | | Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. | 1 | Знать: • определения понятий «рынок», «субъекты ранка»; • методы и средства оценки потребительских товаров и услуг Уметь: • приводить примеры Потребительских товаров рынка | Фронтальный устный опрос |
14. | | | Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных товаров. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет | 1 | Знать: • определения понятий «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»; • методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; • предельно допустимые нормативы содержания вредных веществ в атмосфере, почве, воде; • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. Уметь: • приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий | Фронтальный устный опрос |
15. | | | Урок обобщения знаний Повторительно-обобщающий урок по теме «Технологии и труд как части общечеловеческой культуры» | 1 | Знать: • определения понятий «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»; • методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; • предельно допустимые нормативы содержания вредных веществ в атмосфере, почве, воде; • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. Уметь: • приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий | Защита рефератов |
| | Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг 19 часов | |
| | Проектирование в профессиональной деятельности 3 часа | |
16. | | | Стадии проектирования технических объектов | 1 | Знать: • определение понятий «проект», «проектирование»; • основные этапы проектной деятельности; • основные стадии и процедуры проектирования технических объектов; • сущность понятий «техническое задание», «техническое предложение», «эскизный проект», «рабочая документация». Уметь: • разрабатывать элементы технического задания и эскиза проекта | Практическая работа |
17. | | | Проектная документация | 1 | Знать: • определение понятия «проектная документация»; • состав проектной документации; • сущность согласования проектной документации. Уметь: • определять ограничения, накладываемые на предлагаемое решение нормативными документами | Практическая работа. Решение практических задач |
18. | | | Экспериментальные исследования в проектировании. Цель проектирования и источники информации | 1 | Знать; • определение понятия «эксперимент»; методы исследования; • методы обработки результатов эксперимента. Уметь: • объяснять роль экспериментальных исследований в проектировании; • обосновывать необходимость проведения экспериментальных исследований в проектной деятельности | Практическая работа. Решение ситуационных задач |
| | Информационное обеспечение процесса проектирования Определение потребительских качеств объекта труда 2 часа | |
19. | | | Определение потребительских качеств объекта труда | 1 | Знать: * методы сбора и систематизации информации; • содержание понятия «потребительские качества объекта труда». Уметь: • формулировать вопросы для определения потребительских качеств продукта; • объяснять роль опросов в определении потребительских качеств инновационньк продуктов | Практическая работа |
20. | | | Требования, предъявляемые к объекту труда | 1 | Знать: - технические требования, предъявляемые к объекту труда; - необходимые экономические показатели изготовления объекта; -порядок контроля и приемки объекта труда Уметь: - применять полученные знания при работе над проектом | Индивидуальный устный опрос |
| | Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация 3 часа | |
21. | | | Нормативная документация Стандартизация | 1 | Знать: • сущность понятия «нормативная документация»; • виды нормативной документации, используемой при проектировании. Уметь: работать с нормативными документами Знать: • сущность понятия «стандартизация»: * сущность понятия «стандарт»; • виды стандартов; • понятие «объект стандартизации» Уметь: • приводить примеры объектов стандартизации | Фронталь-ный устный опрос |
Индивидуальный письменный опрос. |
22. | | | Унификация Требования безопасности при проектировании | 1 | Знать: • сущность понятия «унификация»; • способы унификации объектов. Уметь: • приводить примеры объектов унификации Знать: -сущность понятий «охрана труда», «безопасность», «безопасность труда», «вредные условия труда», «допустимые условия труда», «опасные условия труда», «оптимальные условия труда»; - основные документы, регламентирующие безопасные условия труда. Уметь: • учитывать требования безопасности при выполнении проектов | Индивидуальный письменный опрос. Фронталь-ный устный опрос Практическая работа |
23. | | | Повторительно- обобщающий урок по теме «Проектирование в профессиональной деятельности» | 1 | Знать: • основные понятия Уметь: • приводить примеры проектирования в профессиональной деятельности Уметь: • учитывать требования безопасности при выполнении проектов | Практическая работа |
| | Введение в психологию творческой деятельности 2 часа | |
24. | | | Понятие творчества и виды творческой деятельности | 1 | Знать: - Знать: • определение понятия «творчество»; • виды творческой деятельности. Уметь: • приводить примеры влияния творческой деятельности на развитие качеств личности | Фронталь-ный устный опрос Практическая работа |
25. | | | Этапы решения творческих за- дач | 1 | Знать: • основные этапы решения творческих задач; • методы развития творческих способностей; • способы повышения эффективности творческой деятельности. Уметь: применять изученные приемы приемы и методы для развития своих творческих способностей | Фронталь-ный устный опрос |
| | Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений 6 часов | |
26. | | | Целеполагание в поисковой деятельности | 1 | Знать: • сущность целеполагания в поисковой деятельности. Уметь: • формулировать цели в собственной поисковой деятельности; • формулировать задачи на основе выбранных целей | Практическая работа |
27. | | | Творческая активность личности | 1 | Знать: • определение понятия «ассоциация»; • сущность понятия «творческая активность личности»; • способы повышения творческой активности личности; • сущность понятий «генерирование ассоциаций», «первичные ассоциации», «дополнительные ассоциации», «ассоциативный переход». Уметь: • использовать метод ассоциаций при решении практических задач | Решение практических задач |
28. | | | Эвристические приемы решения задач | 1 | Знать: • сущность эвристических приемов решения практических задач; • особенности применения эвристических приемов решения творческих задач. Уметь: • использовать изученные методы при решении творческих задач | Фронталь-ный устный опрос |
29. | | | Мозговой штурм-эффективный метод решения творческих задач | 1 | Знать: • определение понятия «мозговой штурм»; • условия применения метода мозгового штурма; • правила проведения мозгового штурма. Уметь; • формулировать цели мозгового штурма; • применять метод мозгового штурма с учетом решаемой задачи | Фронталь-ный устный опрос |
30. | | | Морфологический анализ- метод поиска решений творческих задач | 1 | Знать: сущность метода «морфологический анализ»; условия применения метода морфологического анализа; порядок проведения морфологического анализа. Уметь: применять метод морфологического анализа при решении творческих задач | Фронтальный, устный опрос |
31. | | | Применение морфологического анализа при решении задач | 1 | Уметь: применять метод морфологического анализа при решении творческих задач | Практическая работа |
| | Анализ результатов проектной деятельности 1 час | |
32. | | | Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. | 1 | Знать: • основные понятия, термины Уметь: • использовать изученные методы при решении творческих задач | Практическая работа |
| | Презентация результатов проектной деятельности 2 часа | |
33. | | | Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации. | 1 | Знать: •формы презентации . особенности восприятия информации Уметь: - объяснять отличие вербальной и визуальной информации | Фронтальный, устный опрос |
34. | | | Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация. | 1 | Знать: • основные понятия, термины Уметь: • использовать изученные методы при решении творческих задач | Практическая работа |
№ п/п | Дата проведения | Разделы Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Вид контроля |
план | факт |
| | | Организация производства 11 часов | |
| | | Структура современного производства 5 часов | |
1. | | | Сферы профессиональной деятельности | 1 | Знать: • определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; • сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»; •перспективы экономического развития региона; •отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Уметь: • приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям | |
2. | | | Предприятия и их объединения | 1 | Знать: • определения понятий «предприятие», «объединение предприятий»; • виды предприятий по классификациям; • классификацию предприятий; • виды хозяйственных объединений; • цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Уметь: • приводить примеры предприятий и объединений предприятий региона раз личных видов | Фронтальный устный опрос |
3. | | | Юридический статус современных предприятий. | 1 | Знать: • определения понятий «юридический статус», «юридическое лицо»; • формы руководства предприятиями; • виды предприятий различных форм собственности. Уметь: • объяснять отличия различных видов предприятий | Фронтальный устный опрос |
4. | | | Разделение и специализация труда | 1 | Знать: • определения понятий «разделение труда», «специализация труда»; • сущность понятий «вертикальное разделение труда», «горизонтальное разделение труда»; • формы разделения труда. Уметь: • анализировать формы разделения труда на конкретном примере; • приводить примеры разделения и специализации труда. | Фронтальный устный опрос |
5. | | | Профессиональная специализация и профессиональная мобильность | 1 | Знать: • сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация», «профессиональная мобильность»; • формы современной кооперации труда. Уметь: * анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии | Фронтальный устный опрос |
| | | Нормирование и оплата труда 2 часа | |
6. | | | Нормирование труда | 1 | Знать: • определения понятий «норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма времени обслуживания», «норма численности», «норма управляемости»; • методы установления норм. Уметь: • выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ | Фронталь-ный устный опрос |
7. | | | Оплата труда | 1 | Знать: • определение понятия «оплата труда»; • сущность основных форм оплаты труда. Уметь: • сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда; • определять преимущественные области применения различных форм оплаты труда; • выбирать предпочтительную форму оплаты труда в зависимости от вида предприятия, формы собственности | Фронтальный устный опрос |
| | | Научная организация труда 4 часа | |
8. | | | Эффективность деятельности организации. Культура труда | 1 | Знать: • сущность понятий «эффективность деятельности организации», «технологическая дисциплина», «безопасность труда», «эстетика труда»; • определения понятий «рентабельность», «эффект», «культура труда», «научная организация труда»; • основные компоненты культуры труда; • роль менеджмента в деятельности организаций; •возможные варианты повышения качества то варов и услуг | Индивидуальный письменный опрос. Самостоя- тельная работа |
9. | | | Научная организация труда | 1 | Знать: • определения понятий «технологическая дисциплина», «рабочее место», «организация рабочего места», «техника безопасности», «производственный дизайн»; • основные направления научной организации труда; « условия рациональной организации рабочего места. Уметы • использовать основные направления НОТ при организации собственной учебной деятельности; • анализировать состояние своего рабочего места; • разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требованиями НОТ | Фронтальный устный опрос |
10. | | | Профессиональная этика | 1 | Знать: • определения понятий «мораль», «этика», «профессиональная этика»; • общие нормы профессиональной этики | Фронтальный устный опрос |
11. | | | Обобщающий урок по теме «Организация производства» | 1 | | Фронтальный письменный опрос |
| | | Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг 23 часа | |
| | | Функционально стоимостный анализ 2 часа | |
12. | | | Функционально-стоимостной анализ как комплексный метод технического творчества | 1 | Знать: • определение понятия «функционально - стоимостный анализ»; • цепь функционально-стоимостного анализа; • историю создания ФСА; • главные принципы, область применения, основные этапы функционально-стоимостного анализа | Фронтальный устный опрос |
13. | | | Использование ФСА при решении практических задач | 1 | Уметь: • применять метод функционально-стоимостного анализа при решении практических задач Перспективы развития науки и техники | Практическая работа |
| | Основные закономерности развития искусственных систем 4 часа | |
14. | | | Искусственные системы | 1 | Знать: • сущность понятия «искусственная система»; •основные признаки технических систем; • структурные составляющие технической системы; • определение понятий «противоречие», «техническое противоречие», «физическое противоречие»; | Индивидуальный устный опрос |
15. | | | Законы развития искусственных систем | 1 | Знать: • основные законы развития искусственных систем групп: «Статика», «Кинематика», «Динамика»; • сущность понятия «линия жизни системы». Уметь: • приводить примеры проявления закономерностей развития искусственных систем и определять направления их совершенствования | Индивидуальный устный опрос |
16. | | | История развития техники | 1 | Знать: • основные этапы развития техники с точки зрения законов развития технических систем. Уметь: • приводить примеры выдающихся открытий и изобретений | Фронтальный письменный опрос |
17. | | | Развитие технических систем и научно-технический прогресс | 1 | Знать: • возможные направления развития (свертывания) систем. Уметь: • описывать свойства нового поколения знакомых систем с учетом закономерностей их развития; • прогнозировать направления развития искусственных систем из ближайшего окружения учащихся | Фронтальный устный опрос |
№ п/п | Дата проведения | Разделы Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Вид контроля |
план | факт |
| | | Защита интеллектуальной собственности 5 часов | |
18. | | | Интеллектуальная собственность | 1 | Знать: • определение понятия «интеллектуальная собственность»; • виды интеллектуальной собственности; • сущность понятия «авторское право»; • способы защиты авторских прав; • основы законодательства по защите авторских прав | Фронтальный устный опрос |
19. | | | Патентная защита авторских разработок | 1 | Знать: • определение понятий «изобретение», «промышленный образец», «полезная модель»; • сущность патентной защиты авторских разработок | Фронтальный устный опрос |
20. | | | Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания | 1 | Знать: • определения понятий «товарный знак», «знак обслуживания»; • виды товарных знаков и требования к ним; •правила регистрации товарных знаков | Индивидуальный устный опрос |
21. | | | Рационализаторское предложение | 1 | Знать: "определение понятия «рационализаторское предложение»; • порядок оформления, приема и регистрации рационализаторского предложения. Уметь: • оформлять заявление на рационализаторское предложение | Индивидуальный письменный опрос. Самостоятельная работа |
22. | | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг» | 1 | | Фронтальный письменный опрос |
| | | Изучение рынка труда профессий и профессионального образования 2 часа | |
23. | | | Рынок труда | 1 | Знать: • определения понятий «рынок труда», «конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда»; • способы изучения конъюнктуры рынка труда; • особенности регионального рынка труда; • функции Центра занятости населения. • наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда. Уметь: • объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда; • находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда . | Фронтальный устный опрос |
24. | | | Профессиональное образование | 1 | Знать: • виды и формы получения профессионального образования; • особенности регионального рынка образовательных услуг; • источники информации о рынке образовательных услуг. Уметь:. • находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями | Фронтальный устный опрос |
| | | Планирование профессиональной карьеры 2 часа | |
25. | | | Профессиональный рост | 1 | Знать: • определение понятия «профессиональный рост»; • возможные пути получения профессионального образования; • виды карьерного роста. Уметь: • приводить примеры различных путей получения профессионального образования; • сопоставлять свои профессиональные планы с личностными склонностями и возможностями; • обосновывать свой выбор вида карьеры | Фронтальный устный опрос |
26. | | | Самопрезентация | 1 | Знать: • определения понятий «самопрезентация», «резюме»; • формы самопрезентации; • структуру и содержание резюме; •виды резюме. Уметь: • составлять резюме, используя различные его виды | Фронтальный письменный опрос |
| | | Творческая проектная деятельность 8 часов | |
27. | | | Проектная деятельность | 1 | Знать: • сущность проектной деятельности; • типы проектов; • основные этапы выполнения проектов; • содержание этапов выполнения проекта. Уметь: • формулировать проблему проекта; • обосновывать актуальность проблемы; • формулировать тему проекта; • обосновывать тип проекта | Фронтальный устный опрос |
28. | | | Исследовательский этап выполнения проекта | 1 | Уметь: • формулировать задачи проекта; • планировать проектную деятельность; • определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта; • выявлять и исследовать основные параметры и ограничения; • разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта; • обосновывать выбор базового варианта проекта | Индивидуальный письменный опрос |
29. | | | Технологический этап выполнения проекта | 1 | Знать: • особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов. Уметь: • осуществлять самоконтроль своей деятельности при выполнении технологического этапа проекта; • корректировать последовательность операций в соответствии с промежуточными результатами своей деятельности на технологическом этапе проекта | Собеседование |
30. | | | Оформление проекта | 1 | Знать: • требования к оформлению пояснительной записки проектной работы. Уметь: • оформлять пояснительную записку своего проекта | |
31. | | | Анализ проектной деятельности | 1 | Знать: • сущность понятий «оценка качества», «экспертная оценка»; • критерии оценки качества материального объекта или услуги; • критерии оценивания соблюдения технологического процесса; • критерии оценки результатов проектной деятельности. Уметь: • осуществлять анализ проделанной работы; • оценивать качество результатов собственной проектной деятельности; • делать выводы по результатам проекта; • анализировать практическую востребованность проекта | Индивидуальный устный опрос |
32. | | | Презентация результатов проектной деятельности | 1 | Знать: • возможные формы презентации; • особенности восприятия вербальной и визуальной информации; • методы подачи информации при презентации. Уметь: • определять цели презентации; • выбирать форму презентации; • использовать технические средства в процессе презентации; • лаконично и аргументированно отвечать на вопросы оппонентов на защите проекта | Индивидуальный устный опрос |
33. | | | Защита проектов | 1 | | |
34. | | | Итоговое занятие | 1 | | |