СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование ИЗО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование ИЗО»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области‌‌

Отдел образования Администрации Егорлыкского района‌

МБОУ ИООШ№21





РАССМОТРЕНО

Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21

________________________

Дорофеева Т.А.

Протокол №1 от «29» 08 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21

________________________

Вербицкая Л.Н.

Протокол №1 от «30» 08 2023 г.








УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ИООШ №21

________________________

Гамов А.А.

Приказ №81 от «31» 08 2023 г.



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету


«Изобразительное искусство»


6 класс


вариант 2





(для обучающихся с задержкой психического развития

на 2023-2024 учебный год)


  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»

в 4 классе образовательной области «Искусство» составлена на основе документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28


2.Приказ Минобрнауки России от 19.12. 2014 г. № 1599. «Об утверждении

ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)»


3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286- 15. Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и

воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

по АООП для обучающихся с ОВЗ»


4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.03.2016 3 ВК-452/ 07 «О введении ФГОС ОВЗ»


5.Адаптированная образовательная программа общего образования

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

МБОУ ИООШ № 21 на 2023 - 2024 учебный год.

6. Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми и множественными нарушениями развития на 2023 - 2024 учебный год.


7. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство». 5-9 классы

Авторы М.Ю. Рау, М.А. Зыкова ( М:«Просвещение» 2016г.)

8. Учебный план МБОУ ИООШ № 21 для обучающихся на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) на 2023 - 2024 учебный год.



Цель программы обучения: формирование у детей элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности, формирующими умения изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.


Общие задачи курса:

  • продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;

  • закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.

  • продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;

  • продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;

  • учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;

  • закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;

продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;

  • учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);

  • продолжать формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);

  • продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;

  • продолжать учить рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;

  • учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;

  • продолжать учить выполнять аппликации (накладывание на трафареты, вкладывание в прорези соответствующих деталей, наклеивание готовых и вырезанных самостоятельно форм);

  • учить выполнению равной аппликации;

  • закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;

  • продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;

  • закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);

  • продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;

  • закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);



Комплект учебников и мет. литература.

  1. Методические рекомендации «Изобразительное искусство» 5-9 классы.

Авторы М.Ю. Рау, М.А. Зыкова (М: «Просвещение» 2016г)



Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.


Занятия по предмету «» проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год.


В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2023-2024 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели и 34 часа, уроки № 33-34 будут объединены в 1 учебный час.



2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» по итогам 6-го года обучения

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения предмета:

  • принимает предлагаемую помощь;

  • выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;

    определяет состояние своего здоровья;


проявляет собственные чувства;

  • проявляет уважение к людям старшего возраста;

  • учится избегать конфликтных ситуаций;

  • проявляет собственные чувства;

  • осознает, что определённые его действия несут опасность для него;

  • выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;


Метапредметные результаты

а) регулятивные базовые учебные действия:

  • использовать в своей деятельности простейшие инструменты;

  • проверять работу, сверяясь с образцом;

  • самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

  • корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

  • принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

б) познавательные базовые учебные действия:

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя;

  • уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

  • уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;

  • группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя;

  • формировать приемы работы различными графическими материалами;

  • наблюдать за природой и природными явлениями;

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости.


в) коммуникативные базовые учебные действия


  • участвовать в обсуждении содержания художественных произведений;

  • выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой);

  • оформлять свои мысли в устной речи;

  • уметь работать в паре с педагогом/ взрослым

  • умение отвечать на вопросы различного характера ;

  • умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

  • умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности;

  • сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми.

Предметные результаты освоения программы по предмету:

  • фиксирует взгляд на предмете

  • берёт рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривает его;

  • берёт карандаш в руку и сжимает его с помощью учителя;

  • проводит прямые и ломаные линии самостоятельно или с помощью учителя;


Базовые учебные действии. БУД:


  • переключает взгляд с одного предмета на другой;

  • берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их;

  • раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя);

  • фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке;

  • выполняет действие «рука в руке»;

  • берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью;

  • ориентироваться в пространстве класса.

Формы контроля

При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.


3.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

в 6 классе - 34 ч. (1ч час в неделю)


Тема раздела

Характеристика основных содержательных линий

Характеристика основных видов деятельности

1

Подготовительный период обучения

Новые слова, словосочетания:

- гуашь, фон, акварель, берёза, ель, сосна; одежда; кончик кисти;

- смешивать краски;

- круглый, квадратный, треугольный.

Новые фразы:

- Смешай краски. Примакивай кистью вот так.

- Картину нарисовал художник. Что он нарисовал?

Какое время года? Почему?

  • Учатся всту­пать в контакт и работать с педагогом

  • Учатся обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

  • учатся слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

  • различают растения и животных


  • Разглядывают предметные и сюжетные картинки, участвуют в беседе


2

Обучение композиционной деятельности

Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: «Хоровод», из наклеенных на общий фон аппликаций: «Весёлые Петрушки», «Игрушки на полке».

Рисование на темы: «Утки на реке», «Осень в лесу», «Снеговик во дворе», «Деревья весной» (гуашью на соответствующем фоне).

Выполнение аппликаций: «Ваза с цветами» (цветы дорисовываются карандашом), «Узор в полосе из листьев цветов» («Красивый коврик»).

Выполнение барельефа «Ветка с вишнями» и его зарисовка.

  • размещают рисунок на изобразительной плоскости

  • продолжение работы над понятиями «середина листа», «край листа»

  • обучаются способам построения рисунка, смысловые связи вырезание силуэтов предметов симметричной формы из бумаги сложенной вдвое

  • составляют узор в полосе


3

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Лепка, объёмное изображение человека в одежде: женщина в длинной юбке, в кофте, в фартуке, в головном уборе (после демонстрации дымковской игрушки «Барыня»); игрушки: «Котёнок», «Снеговик» (пластилин или глина, стека), «Птичка зарянка».

Аппликация: «Петрушка», «Сказочная птица» – для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих определённой форме части тела изображаемого объекта.)

Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных линий карандашом в заданиях: «Сломанный телевизор», «Волны на море», «Забор», «Лес вдали», (дорисовывание ломаными линиями спины, хвоста, зубов в изображении), изображение с натуры 2 сосудов, сходных по форме, но отличающихся пропорциями и размерами (различные кружки, бутылки) – работа простым карандашом или фломастером.

Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека: «Женщина» или «Мама»; зарисовка выполненной ранее аппликации: «Петрушка», «Сказочная птица» и др. (по выбору учителя).

Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) (по выбору учителя): «Берёза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой», «Дом в деревне», «Дом в городе» (по выбору учащихся).


  • отрабатывают рисование волнистых, ломаных и прямых линий в разных направлениях

  • учатся рисованию геометрических фигур по опорным точкам

  • учатся рисованию деревьев (береза, ель, сосна)

  • рисование человека в статической позе

  • учатся рисованию жилых домов городского типа


4

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

Рисование сразу кистью: деревья: сосна, ель; «Волны на море», «Кораблик плывёт по воде».

Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): «Человек в одежде», «Мама в новом платье», «Птичка», «Котёнок» и др. (по выбору учителя).

Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов, листьев несложной формы (акации, клевера и т. п.) на тонированной бумаге.

Работа красками в сравнении: «Солнышко светит, белые облака» – «Серая туча, идёт дождь», сопоставление радостных и мрачных цветов «графический диктант» гуашью по тонированной бумаге голубым и серым цветом.

  • отрабатывают приемы составления зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов в работе с акварелью

  • учатся рисовать с использованием приема примакивание


5

Обучение восприятию произведений искусств

Беседа по плану:

1. Кто написал картину?

2. Что изображено на картине?

3. Нравится ли вам картина? Объясните почему.

4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?

Для демонстрации используются произведения живописи и книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).


  • беседы по картинам И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина

  • иллюстрации к сказкам доступные пониманию учащихся по выбору учителя.



4. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

«Изобразительное искусство» - 34 ч.


п /п

Тема урока

Кол-во часов

Время проведения


1.


Здравствуй, золотая осень!». Рисование на тему: «Осенняя веточка».

1

05.09

2.

Лепка барельефа « Веточка рябины» и его зарисовка по шаблону.

1

12.09

3

Рисование с натуры грибов. Композиция «Грибы в корзине».

1

19.09

4

Рисование по памяти карандашом. Берёза, ель, сосна.

1

26.09

5

Рисование по памяти «Деревья летом и осенью».

1

03.10


6

Составление картинок о лете «Волны на море», «Лес вдали» с проведением разных линий карандашом.

1

10.10

7

Составление картинок о лете «Волны на море», «Лес вдали» с проведением разных линий карандашом.

1

17.10

8

Беседа о художниках и их картинах. Рисование гуашью «Утки на реке».

1

24.10

9

Рисование сразу кистью «Кораблик плывет по воде».

1

07.11


10

Рисование и раскрашивание несложных листьев сирени, липы.

1

14.11

11

Рисование и раскрашивание сложных листьев (дуб, клён)..

1

21.11

12

Основные цвета и оттенки. Работа красками: составление цветов - зелёного, оранжевого, фиолетового, коричневого, раскрашивание картинок.

1


28.11


13

Сопоставление радостных и мрачных цветов. Работа красками в сравнении «Солнышко светит, белые облака» — «Серая туча, идёт дождь».

1

05.12

14

Рисование с натуры: « Фрукты на столе».

1

12.12


15

Рисование с натуры « Овощи на столе».

1

19.12


16

Рисование по шаблону, вырезание и наклеивание на лист бумаги, раскрашивание «Человек в одежде».

1

26.12

17

Лепка и зарисовка фигуры человека в движении и в покое.

1

09.01

18

Рисунок «Моя мама в новом платье»

1

16.01

19

Лепка «Снеговик »

1

23.01

20

Рисунок «Снеговик во дворе»

1

30.01

21

Аппликация « В лесу зимой».

1

06.02


22

Лепка «Веселый Петрушка на новогоднем празднике».

1

13.02


23

Аппликация «Петрушка» и ее зарисовка с натуры.

1

20.02

24

Лепка с последующей зарисовкой «Собака».

1

27.02

25

Лепка с последующей зарисовкой «Кошка».

1

05.03

26

Лепка « Любимая игрушка».

1

12.03

27

Беседа: «Дымковская игрушка». Лепка женщины в длинной юбке «Барыня».

1

19.03

28

Рисование по шаблону « Барыня». Украшение одежды узором.

1

09.04

29

Рисование «Птичка - зарянка»

1

16.04

30

Аппликация с дорисовыванием «Скворец на берёзе».

1

23.04

31

Аппликация с дорисовыванием «Ваза с цветами»

1

07.05

32

Рисование по памяти «Дом в деревне»

1

14.05

33-34

Рисование на тему «Деревья в парке весной».

2

21.05