МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Егорлыкского района
МБОУ ИООШ№21
РАССМОТРЕНО Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21 ________________________ Дорофеева Т.А. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21 ________________________ Вербицкая Л.Н. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ИООШ №21 ________________________ Гамов А.А. Приказ №81 от «31» 08 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
6 класс
вариант 2
(для обучающихся с задержкой психического развития
на 2023-2024 учебный год)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
в 4 классе образовательной области «Искусство» составлена на основе документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28
2.Приказ Минобрнауки России от 19.12. 2014 г. № 1599. «Об утверждении
ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286- 15. Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по АООП для обучающихся с ОВЗ»
4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.03.2016 3 ВК-452/ 07 «О введении ФГОС ОВЗ»
5.Адаптированная образовательная программа общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ ИООШ № 21 на 2023 - 2024 учебный год.
6. Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми и множественными нарушениями развития на 2023 - 2024 учебный год.
7. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство». 5-9 классы
Авторы М.Ю. Рау, М.А. Зыкова ( М:«Просвещение» 2016г.)
8. Учебный план МБОУ ИООШ № 21 для обучающихся на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) на 2023 - 2024 учебный год.
Цель программы обучения: формирование у детей элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности, формирующими умения изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Общие задачи курса:
продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.
продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;
продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;
учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;
закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;
продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;
учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);
продолжать формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);
продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;
продолжать учить рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;
учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;
продолжать учить выполнять аппликации (накладывание на трафареты, вкладывание в прорези соответствующих деталей, наклеивание готовых и вырезанных самостоятельно форм);
учить выполнению равной аппликации;
закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;
продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;
закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);
продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;
закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
Комплект учебников и мет. литература.
Методические рекомендации «Изобразительное искусство» 5-9 классы.
Авторы М.Ю. Рау, М.А. Зыкова (М: «Просвещение» 2016г)
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
Занятия по предмету «» проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год.
В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2023-2024 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели и 34 часа, уроки № 33-34 будут объединены в 1 учебный час.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» по итогам 6-го года обучения
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения предмета:
принимает предлагаемую помощь;
выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;
определяет состояние своего здоровья;
проявляет собственные чувства;
проявляет уважение к людям старшего возраста;
учится избегать конфликтных ситуаций;
проявляет собственные чувства;
осознает, что определённые его действия несут опасность для него;
выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;
Метапредметные результаты
а) регулятивные базовые учебные действия:
использовать в своей деятельности простейшие инструменты;
проверять работу, сверяясь с образцом;
самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
б) познавательные базовые учебные действия:
ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя;
формировать приемы работы различными графическими материалами;
наблюдать за природой и природными явлениями;
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости.
в) коммуникативные базовые учебные действия
участвовать в обсуждении содержания художественных произведений;
выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой);
оформлять свои мысли в устной речи;
уметь работать в паре с педагогом/ взрослым
умение отвечать на вопросы различного характера ;
умение обращаться за помощью и принимать помощь;
умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Предметные результаты освоения программы по предмету:
фиксирует взгляд на предмете
берёт рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривает его;
берёт карандаш в руку и сжимает его с помощью учителя;
проводит прямые и ломаные линии самостоятельно или с помощью учителя;
Базовые учебные действии. БУД:
переключает взгляд с одного предмета на другой;
берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их;
раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя);
фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке;
выполняет действие «рука в руке»;
берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью;
ориентироваться в пространстве класса.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
3.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
в 6 классе - 34 ч. (1ч час в неделю)
№ | Тема раздела | Характеристика основных содержательных линий | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Подготовительный период обучения | Новые слова, словосочетания: - гуашь, фон, акварель, берёза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; - смешивать краски; - круглый, квадратный, треугольный. Новые фразы: - Смешай краски. Примакивай кистью вот так. - Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Какое время года? Почему? | Учатся вступать в контакт и работать с педагогом Учатся обращаться за помощью и принимать помощь; учатся слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; различают растения и животных Разглядывают предметные и сюжетные картинки, участвуют в беседе |
2 | Обучение композиционной деятельности | Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: «Хоровод», из наклеенных на общий фон аппликаций: «Весёлые Петрушки», «Игрушки на полке». Рисование на темы: «Утки на реке», «Осень в лесу», «Снеговик во дворе», «Деревья весной» (гуашью на соответствующем фоне). Выполнение аппликаций: «Ваза с цветами» (цветы дорисовываются карандашом), «Узор в полосе из листьев цветов» («Красивый коврик»). Выполнение барельефа «Ветка с вишнями» и его зарисовка. | размещают рисунок на изобразительной плоскости продолжение работы над понятиями «середина листа», «край листа» обучаются способам построения рисунка, смысловые связи вырезание силуэтов предметов симметричной формы из бумаги сложенной вдвое составляют узор в полосе |
3 | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | Лепка, объёмное изображение человека в одежде: женщина в длинной юбке, в кофте, в фартуке, в головном уборе (после демонстрации дымковской игрушки «Барыня»); игрушки: «Котёнок», «Снеговик» (пластилин или глина, стека), «Птичка зарянка». Аппликация: «Петрушка», «Сказочная птица» – для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих определённой форме части тела изображаемого объекта.) Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных линий карандашом в заданиях: «Сломанный телевизор», «Волны на море», «Забор», «Лес вдали», (дорисовывание ломаными линиями спины, хвоста, зубов в изображении), изображение с натуры 2 сосудов, сходных по форме, но отличающихся пропорциями и размерами (различные кружки, бутылки) – работа простым карандашом или фломастером. Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека: «Женщина» или «Мама»; зарисовка выполненной ранее аппликации: «Петрушка», «Сказочная птица» и др. (по выбору учителя). Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) (по выбору учителя): «Берёза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой», «Дом в деревне», «Дом в городе» (по выбору учащихся). | отрабатывают рисование волнистых, ломаных и прямых линий в разных направлениях учатся рисованию геометрических фигур по опорным точкам учатся рисованию деревьев (береза, ель, сосна) рисование человека в статической позе учатся рисованию жилых домов городского типа |
4 | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи | Рисование сразу кистью: деревья: сосна, ель; «Волны на море», «Кораблик плывёт по воде». Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): «Человек в одежде», «Мама в новом платье», «Птичка», «Котёнок» и др. (по выбору учителя). Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов, листьев несложной формы (акации, клевера и т. п.) на тонированной бумаге. Работа красками в сравнении: «Солнышко светит, белые облака» – «Серая туча, идёт дождь», сопоставление радостных и мрачных цветов «графический диктант» гуашью по тонированной бумаге голубым и серым цветом. | отрабатывают приемы составления зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов в работе с акварелью учатся рисовать с использованием приема примакивание |
5 | Обучение восприятию произведений искусств | Беседа по плану: 1. Кто написал картину? 2. Что изображено на картине? 3. Нравится ли вам картина? Объясните почему. 4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина? Для демонстрации используются произведения живописи и книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя). | беседы по картинам И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина иллюстрации к сказкам доступные пониманию учащихся по выбору учителя. |
4. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительное искусство» - 34 ч.
№ п /п | Тема урока | Кол-во часов | Время проведения |
|
1. | Здравствуй, золотая осень!». Рисование на тему: «Осенняя веточка». | 1 | 05.09 |
2. | Лепка барельефа « Веточка рябины» и его зарисовка по шаблону. | 1 | 12.09 |
3 | Рисование с натуры грибов. Композиция «Грибы в корзине». | 1 | 19.09 |
4 | Рисование по памяти карандашом. Берёза, ель, сосна. | 1 | 26.09 |
5 | Рисование по памяти «Деревья летом и осенью». | 1 | 03.10 |
6 | Составление картинок о лете «Волны на море», «Лес вдали» с проведением разных линий карандашом. | 1 | 10.10 |
7 | Составление картинок о лете «Волны на море», «Лес вдали» с проведением разных линий карандашом. | 1 | 17.10 |
8 | Беседа о художниках и их картинах. Рисование гуашью «Утки на реке». | 1 | 24.10 |
9 | Рисование сразу кистью «Кораблик плывет по воде». | 1 | 07.11 |
10 | Рисование и раскрашивание несложных листьев сирени, липы. | 1 | 14.11 |
11 | Рисование и раскрашивание сложных листьев (дуб, клён).. | 1 | 21.11 |
12 | Основные цвета и оттенки. Работа красками: составление цветов - зелёного, оранжевого, фиолетового, коричневого, раскрашивание картинок. | 1 | 28.11 |
|
13 | Сопоставление радостных и мрачных цветов. Работа красками в сравнении «Солнышко светит, белые облака» — «Серая туча, идёт дождь». | 1 | 05.12 |
14 | Рисование с натуры: « Фрукты на столе». | 1 | 12.12 |
15 | Рисование с натуры « Овощи на столе». | 1 | 19.12 |
16 | Рисование по шаблону, вырезание и наклеивание на лист бумаги, раскрашивание «Человек в одежде». | 1 | 26.12 |
17 | Лепка и зарисовка фигуры человека в движении и в покое. | 1 | 09.01 |
18 | Рисунок «Моя мама в новом платье» | 1 | 16.01 |
19 | Лепка «Снеговик » | 1 | 23.01 |
20 | Рисунок «Снеговик во дворе» | 1 | 30.01 |
21 | Аппликация « В лесу зимой». | 1 | 06.02 |
22 | Лепка «Веселый Петрушка на новогоднем празднике». | 1 | 13.02 |
23 | Аппликация «Петрушка» и ее зарисовка с натуры. | 1 | 20.02 |
24 | Лепка с последующей зарисовкой «Собака». | 1 | 27.02 |
25 | Лепка с последующей зарисовкой «Кошка». | 1 | 05.03 |
26 | Лепка « Любимая игрушка». | 1 | 12.03 |
27 | Беседа: «Дымковская игрушка». Лепка женщины в длинной юбке «Барыня». | 1 | 19.03 |
28 | Рисование по шаблону « Барыня». Украшение одежды узором. | 1 | 09.04 |
29 | Рисование «Птичка - зарянка» | 1 | 16.04 |
30 | Аппликация с дорисовыванием «Скворец на берёзе». | 1 | 23.04 |
31 | Аппликация с дорисовыванием «Ваза с цветами» | 1 | 07.05 |
32 | Рисование по памяти «Дом в деревне» | 1 | 14.05 |
33-34 | Рисование на тему «Деревья в парке весной». | 2 | 21.05 |