СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование к учебнику Алексеева, Низовцева по географии для 8 класса.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено для учебника Алексеева, Низовцева и др. География России. Природа и население. 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Планирование к учебнику Алексеева, Низовцева по географии для 8 класса.»

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

Курса «География России» 8класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция рабочей программы предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ. В конце рабочей программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий:

- многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;

- социальная сущность человека;

- уровневая организация природы, населения и хозяйства.

Целями и задачами изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально- экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально- коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Общая характеристика курса географии России

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

  • гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед

современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее

сохранения и рационального использования.

Место учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения - по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Результаты освоения учебного предмета.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

  • умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям;

  • умение толерантно определять свое отношение к разным народам;

  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать и оценивать еѐ достоверность, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно- аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.






Предметными результатами изучения курса «География»

8 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  • использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать свое отношение к культурному и природному наследию;

- выражать свое отношение к идее устойчивого развития России, рациональному

природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,

национальным проектам и государственной региональной политике.

Краткая характеристика содержания курса

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учѐтом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

«География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.

Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов

— природы, населения и хозяйства.

Содержание учебного предмета, курса.

География России. Природа, население, хозяйство. (8 класс -2 часа в неделю, всего 68 часов )


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Зачем мы изучаем географию России. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Часть I. Пространства России (10 ч)

Россия на карте мира.

Границы России. Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия.

Россия на карте часовых поясовЧто такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.

Географическое положение РоссииКакие типы географического положения существуют.

Физико- географическое, экономико-географическое и транспортно-

географическое положение России.

 Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно географического положения страны.

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. 

В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколог географическое положение.

Как формировалась государственная территория России.

Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.

Этапы и методы географического изучения территории.

Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIX в. Что исследовали в XX в. Какие методы использовались для географического изучения России.

Особенности административно- территориального устройства России. Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

Практические работы1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2.Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады.

Часть II. Природа и человек (39 ч)

Рельеф и недра (5 ч)

Геологическая история и геологическое строение территории России.

В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.

Рельеф России. Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны.

Как и почему изменяется рельеф РоссииКак внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников.

Стихийные природные явления в литосфереЧто такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере.

Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.

Практическая работа. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

КЛИМАТ (8 ч)

Факторы, определяющие климат РоссииЧто влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.

Сезонность климата. Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.

Типы климатов РоссииАрктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса.

Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.

Практические работы. 4.Определение по картам закономерностей распределения сол-нечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ (5 ч)

Разнообразие внутренних вод России. РекиВлияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлотаОзера. Болота. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники.

Водные ресурсы и человекРоль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.

Практическая работа. 7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

ПОЧВА НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ (4 ч)

Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием, каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.

Практическая работа. 8. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

ВСЕ В ПРИРОДЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО (3ч)

Разнообразие природных комплексовЧто такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.

ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ РОССИИ ( 10 ЧАСОВ)

 Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Арктические пустыни, тундра и лесотундраПриродные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.

Леса. Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.

Лесостепи, степи и полупустыниВлияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.

Высотная поясностьВлияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.

Особо охраняемые природные территорииЧто такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНАПРИРОДЫ ( 4 ЧАСА)

Природная среда , природные условия, природные ресурсы.

Рациональное использование природных ресурсов

Охрана природы и охраняемые территории

Охраняемые территории России.

Часть III. Население России (15ч)

Численность населения России. Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизниКого в России больше - мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.

Народы, языки и религии. Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.

Городское и сельское населениеКакое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.

Размещение населения России. Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения.

Миграции населения в России. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны.

Люди и трудЧто такое трудовые ресурсы и экономически

активное население. От чего зависит занятость людей и безработица.

Практические работы. 9. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.


Устный ответ

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,

устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10.Знание карты и умение ей пользоваться;

11.При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению

программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой

  • может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы..

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.

Отметки: «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.

Отметки: «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» -менее 10 правильных ответов.


Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.


Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов

типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данный учебно-методический комплекс для изуче­ния курса географии в 8—9 классах содержит, кроме учеб­ников, методические пособия, рабочие тетради, электрон­ные мультимедийные издания.

УМК «География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс»

  • География России. Природа, и население» 8 класс. Учебник (авторы А.И.Алексеев, В.А. Низовцев, Э.М.Ким).

  • География России. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы А.И.Алексеев, В.А. Низовцев,).


Интернет ресурсы:

http://mir-map.ru - Карты мира

http://wikimapia.org - Интерактивная карта мира

http://www.outdoors.ru/orient/index.php - Мир путешествий и приключений. Ориентирование

http://www.gao.spb.ru - Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория

http://www.solarviews.com - Космические снимки Земли и объектов Солнечной системы

http://www.sgm.ru - Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского

http://www.fmm.ru - Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана

http://www.mchs.gov.ru - МЧС России

http://www.paleo.ru/museum - Палеонтологический музей

http://www.ocean.ru- Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН

http://www.lin.irk.ru - Лимнологический институт Сибирского отделения РАН

http://www.pogoda.ru - Прогноз погоды (по городам и странам мира)

http://www.gismeteo.ru - Прогноз погоды (по городам России)

http://wwf.ru - Всемирный фонд дикой природы

http://www.greenpeace.ru - Экологическая организация Гринпис. Россия

http://www.national-geographic.ru - Электронная версия журнала «National geographic. Россия»

http://www.geoman.ru - Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

http://www.rgo.ru - Русское географическое общество

http://heritage.unesco.r - Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


Тема урока


Содержание урока

Образовательные результаты

Д.з

дата

план

дата факт

предметные

метапредметные

личностные


Введение (1 ч)







1

Зачем мы изучаем географию России


Географический взгляд на Рос­сию: разнообразие территории, уникальность географических объектов

Знакомство со структурой учебника и особен­ностями используемых компонентов УМК

• использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач (П); • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию (П); Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности за свой выбор

стр 7




Раздел I. Пространства России (10 часов)






2

Россия на карте мира


Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, и ее протяженность

уметь определять географическое положение и размеры территории.,знать крайние точки территории, и ее протяженность

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач (П); • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию (П); • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности (П); • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию (П); • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации (К); • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач (П). Самостоятельно обнаруживать и формулировать цель, проблему (Р). Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели (Р). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).


Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Осознавать, свой мировоззренческий выбор Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

§1



3

Границы России


Что такое государственная гра­ница и что она ограничивает. Каковы особенности россий­ских границ. Сухопутные гра­ницы России. Морские границы России. С кем соседствует Рос­сия

Определение по физической и политической картам границ России и приграничных государств, обозначение их на контурной карте. Сравнение морских и сухопутных гра­ниц России по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей нашей страны с другими государствами. Сравнение протяженности границ с разными странами-соседями. Определение наиболее разно­образных в природном отношении границ

§2



4

Россия на карте часовых поясов


Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.

Определение положения России на карте ча­совых поясов. Определение по карте часовых поясов поясного времени для разных горо­дов. Объяснение роли поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей

§3



5

Решение задач на определение поясного времени


Часовые пояса, поясное время, линия перемены дат

Уметь определять местное , поясное, декретное время

§3



6

Географическое положение России


Какие типы географического положения существуют

Анализ карт и выявление особенностей разных видов географического положения России

§4



7

Геополитическое, экономико-географическо, этнокультурное и эколого-географическое положение России


. Как на разных уровнях оценивается экономико-геогра­фическое положение России. Чем различаются потенциаль­ные и реальные выгоды транспортно-географического поло­жения страны.


Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положе­ние России. Сравнение географического положения России с географическим поло­жением других стран. Выявление зависимос­ти между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны., оказывающих положительное и отрица­тельное воздействие на развитие хозяйства России


§4



8

Формирование территории России


Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Что отличало геогра­фические исследования в XIX в. Что исследовали в XX в. Какие методы использовались для гео­графического изучения России

Выявление особенностей формирования го­сударственной территории России, измене­ния ее границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Обозначение на контурной карте границ и со­седей России в различные исторические эпохи

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач (П); • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию (П); • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности (П); • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию (П); • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации (К); • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач (П). Самостоятельно обнаруживать и формулировать цель, проблему (Р). Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели (Р). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).


•Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Осознавать, свой мировоззренческий выбор Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

§4



9

Географическое изучение территории России


Где началось формирование го­сударственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и россий­ской колонизации

Анализ по карте маршрутов важнейших пу­тешествий и экспедиций по территории Рос­сии. Характеристика вклада знаменитых пу­тешественников и исследователей в освоение и изучение территории России. Подготовка и обсуждение сообщения (презентации) о ре­зультатах выдающихся отечественных гео­графических открытий и путешествий.

§5



10

Особенности административно-территориального устройства страны


Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как раз¬личаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

Анализ схемы, отражающей функции адми­нистративно-территориального деления страны. Выявление специфики администра­тивно-территориального устройства Россий­ской Федерации. Определение субъектов РФ и их столиц по политико-административной карте. Определение и обозначение на контур­ной карте состава границ федеральных окру­гов



работа с картами



11

Обобщение знаний по разделу «Пространства России»






повторить тему «Пространства России»




Раздел II. Природа и человек






Рельеф и недра (5 ч)








12

Строение земной коры (литосферы) на территории России


Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Основные тектонические структуры

Сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют карты.

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач (П); • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию (П); • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности (П); • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию (П); • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации (К); • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач (П). Самостоятельно обнаруживать и формулировать цель, проблему (Р). Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели (Р). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).


Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Осознавать, свой мировоззренческий выбор Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Осознавать, свой мировоззренческий выбор Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор


§7



13

Важнейшие особенности рельефа России


Каковы особенности рельефа России. Как размещаются ос­новные формы рельефа на тер­ритории нашей страны.

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа России. Характеристика раз­мещения полезных ископаемых

§8



14

Современное развитие рельефа


Как внутренние и внешние про­цессы влияют на формирование рельефа России. Какие террито­рии нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников

Характеристика современных процессов, формирующих рельеф. Объяснение взаимо­связи всех компонентов природы

§9



15

Роль внешних сил в формировании рельефа


Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно- ледниковый рельеф Что такое стихийные явления природы. Какие стихийные яв­ления происходят в литосфере

Знают основные рельефообразующие процессы. Объясняют понятие «покровное оледенение» Характеристика стихийных явлений, проис­ходящих в литосфере, и их последствий для человека. Работа с контурной картой

§9



16

Использование недр


Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей?. Как чело­век воздействует на литосферу

Объяснение особенностей жизни людей в горах и на равнинах

§10




Тема 2. Климат (8 часов)








17

Общая характеристика климата России


Что влияет на формирование климата. Влияние географиче­ской широты на климат. Влия­ние подстилающей поверхно­сти. Циркуляция воздушных масс

Анализ климатических карт и диаграмм

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач (П); • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию (П); • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности (П); • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию (П); • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации (К); • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач (П). Самостоятельно обнаруживать и формулировать цель, проблему (Р). Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели (Р). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).


Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Осознавать, свой мировоззренческий выбор Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор


§11



18

Закономерности циркуляции воздушных масс


Закономерности циркуляции воздушных масс

Понятия: воздушные массы, области постоянного давления

§12



19

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны


Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды

§12



20

Распределение температур и осадков


Распределение тепла на терри­тории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэф­фициент увлажнения.

Анализ климатических карт. Характеристи­ка закономерностей распределения солнеч­ной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, годового количества осадков на территории России

§13



21

Типы климата нашей страны


Арктический и субарктиче­ский климат. Климат умеренно­го пояса.


Объяснение причин разнообразия климата нашей страны. Характеристика каждого ти­па климата по климатическим картам. Обозначение на контурной карте границ климатических поясов и областей. Сравнение раз­ных типов климата

§14



22—23

Климат и человек


Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная де­ятельность людей.

Какие кли­матические явления называют неблагоприятными.

Характеристика природных условий России для жизни и деятельности человека. Выявле­ние наиболее благоприятных условий для че­ловека. Обозначение на контурной карте тер­риторий России с наиболее комфортными ус­ловиями. Оценка климата своей местности для жизни и деятельности человека. Харакеристика агроклиматических ресурсов Рос­сии. Объяснение причин неблагоприятных климатических условий в стране и своем крае. Выявление территорий России, где наиболее часто происходят: а) засухи и пыльные бури; б) ураганы; в) сильные лив­ни; г) морозы

§15



24

Обобщающий урок по теме «Климат»









Богатство внутренних вод России ( 5 часов)









25

. Реки


Реки. Куда несут свои воды рос­сийские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.

Объяснение влияния климата и рельефа на внутренние воды страны. Анализ распреде­ления рек России по бассейнам разных океа­нов. Обозначение на к/к крупных рек и озер Составление характеристики одной из рек с использованием тематиче­ских карт и климатограмм

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач (П); • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию (П); • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности (П); • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию (П); • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации (К); • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач (П). Самостоятельно обнаруживать и формулировать цель, проблему (Р). Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели (Р). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).


Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Осознавать, свой мировоззренческий выбор Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

§16




26

Особенности рек


Падение реки и уклон реки, скорость течения, водоносность рек. Понятия: долина, бассейн, водораздел, питание, режим рек.

. Решение задач на определение падения и уклона реки. Сравнение равнинных и горных рек

Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования

§16



27

Озера. Болота. Подземные воды.


Озера. Подземные воды. Много­летняя мерзлота. Ледники.

Объяснение причины размещения озер, бо­лот, многолетней мерзлоты по территории России. Характеристика крупных озер на­шей страны по картам и другим ГИИ. Анализ связи внутренних вод с другими компонента­ми ПТК. Обозначение на контурной карте озер, границ многолетней мерзлоты

§17



28

Ледники. Много­летняя мерзлота



Объяснение причины размещения многолетней мерзлоты по территории России . Нанесение на к/к границ максимального покровного горно-долинного оледенения


§17



29

Человек и вода


Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока.

Оценка роли воды в жизни человека. Осозна­ние эстетического и оздоровительного значе­ния водных ландшафтов. Характеристика водных ресурсов своего края


§18




Почвы – национальное достояние страны ( 4 часа)








30

Почвы- «особое природное тело»


Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства почв. Разнообразие почв

Анализ почвенных карт в атласе и строения почвенного профиля в учебнике. Объяснение причин образования разных почв нашей страны. Установление взаимосвязи почвы с другими компонентами ПТК

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач (П); • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию (П); • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности (П); • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию (П); • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации (К); • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач (П). Самостоятельно обнаруживать и формулировать цель, проблему (Р). Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели (Р). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).


Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Осознавать, свой мировоззренческий выбор Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор


§19



31

География почв России


Главные типы почв России. За­кономерности распространения почв на территории России

Характеристика типов почв. Определение основных типов почв своей местности

§20



32

Почвы и урожай


Плодородие почв. Механический состав почв. Структура почв. Агротехнические мероприятия.

Характеризуют механический состав и структуру почв. Выяв­ление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

§21



33

Рациональное использование и охрана почв


Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охра­нять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв

Осознание значения почвы для жизни чело­века. Объяснение роли мелиорации в повы­шении плодородия почв. Характеристика почвы своей местности

§22




В природе все взаимосвязано ( 3 часа)








34

Понятие о природном территориальном комплексе


ПТК, факторы формирования ПТК.

Примеры ПТК различного масштаба.

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач (П); • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию (П); • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности (П); • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию (П); • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации (К); • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач (П). Самостоятельно обнаруживать и формулировать цель, проблему (Р). Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели (Р). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).


Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Осознавать, свой мировоззренческий выбор Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор


§23



35

Свойства природных территориальных комплексов


Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость

Примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК

§24



36

Человек в ландшафте


Человек и ландшафты, ландшафты и его компоненты, с/х и лесохозяйственные компоненты

Объяснять понятия: природно-антропогенный,с/х, промышленный и культурный ландшафт

§25




Природно –хозяйственные зоны ( 10 часов)








37

Учение о природных зонах


Что такое природная зональ­ность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными

Анализ размещения природных зон нашей страны, обозначение их на контурной карте. Объяснение влияния деятельности человека на природные зоны

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач (П); • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию (П); • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности (П); • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию (П); • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации (К); • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач (П). Самостоятельно обнаруживать и формулировать цель, проблему (Р). Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели (Р). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Осознавать, свой мировоззренческий выбор Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

§26



38

«Безмолвная» Арктика


Полярные дни и ночи, натиск современной цивилизации – плюсы и минусы, экологические проблемы

Объясняют причины сильных ветров и низких температур, население

§27



39

Чуткая Субарктика


Природные особенности безлес­ных территорий Севера. Како­вы основные виды природо­пользования на северных терри­ториях

Выявление и объяснение особенностей при­роды арктических пустынь, тундры и лесо­тундры. Характеристика особенностей при­родопользования в зоне Севера

§28



40

Таежная зона


Какие леса растут в России. Зона тайги и зона смешанных и широколиственных лесов

Обозначение природных зон России на кон­турной карте. Сравнение тайги и смешанных лесов

§29



41

Болота


Причины образования болот, торф и его свойства, роль болот в природе

Объясняют причины образования болот, определяют закономерности их распределения

§30



42

Зона смешанных широколиственных лесов


Смешанные леса. факторы разнообразия ее ландшафтов. Современные проблемы освоения этой зоны

Составляют краткую характеристику разных территорий

.Нанесение на к/к смешанных лесов крупных городов(продолжение)

§31



43

Лесостепи и степи


Влияние хозяйственной де­ятельности человека на приро­ду степей и лесостепей. Геогра­фическое положение пустынь и полупустынь в России

Сравнение природы тундры и степной зоны. Объяснение характера приспособления рас­тений и животных к условиям степей и полу­пустынь

§32



44

Полупустыни и пустыни, субтропики


Южная полоса России: пустыни и полупустыни, субтропики. Основные свойства природы

Описывают природу субтропиков, полупустынь и пустынь, Нанесение на к/к зоны полупустынь и пустынь(продолжение)

§33



45

Многоэтажность» природы гор. Человек и горы


Влияние гор на природу и чело­века. Где в нашей стране наибо­лее ярко выражена высотная поясность

Самостоятельное составление схемы высотной поясности для разных гор нашей страны. Сравнение высотной поясности Кавказа и Урала


§34, 35



46

Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны»





повторить тему



Природопользование и охрана природы ( 4 часов)








47

Природная среда, природные условия, природные ресурсы


Понятие о природной среде, природных ресурсах

Определения понятий



§36



48

Рациональное использование природных ресурсов


Рациональное использование природных ресурсов . рекреационные ресурсы и их значение

Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования



§37



49

Охрана природы и охраняемые территории


Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить ее устойчивое разви­тие

Характеристика одной из ООПТ России (по выбору)



§38



50

Охраняемые территории России


Заповедники и национальные парки и памятники природы

Выступают с сообщениями об охраняемых территориях (презентация) Составление описания разных особенностей одного из видов охраняемых территорий






Население России ( 15 часов)








51

Численность населения


Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения

Определение по статистическим данным мес­та России в мире по численности населения. Анализ графиков изменения численности на­селения с целью выявления тенденций в из­менении темпов роста населения России.

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач (П); • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию (П); • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности (П); • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию (П); • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации (К); • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач (П). Самостоятельно обнаруживать и формулировать цель, проблему (Р). Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели (Р). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Осознавать, свой мировоззренческий выбор Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор


§39

статистический опрос семьи


52

Воспроизводство населения


типы воспроизводства . Смертность, рождаемость, естественный прирост

Сравнение особенностей традиционного и современного типов воспроизводства населе­ния. Определение и сравнение по статистиче­ским данным показателей естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания; обозна­чение их на контурной карте. Сравнение по статистическим данным показателей воспро­изводства населения России с показателями других стран мира

§40



53

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)


Кого в России больше — мужчин или женщин.

Выявление факторов, определяющих соотно­шение мужчин и женщин разных возрастов. Определение по статистическим данным полового состава населения России. Опреде­ление по статистическим данным соотношения мужского и женского населения в раз­ных районах страны

§41



54

Возрастной состав населения


Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.

. Решение учебных за­дач. Определение по статистическим данным возрастного состава населения России. Ана­лиз и сравнение половозрастных пирамид населения России для начала и конца XX в., для разных территорий России, для региона своего проживания. Сравнение по статисти­ческим данным средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России и других странах мира. Подготовка сообщения (пре­зентации) о факторах, влияющих на сред­нюю продолжительность жизни населения

§42



55

Миграции населения России


Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миг­рационный прирост. Как мигра­ции влияют на жизнь страны.

Составление схем разных видов миграций и вызывающих их причин. Подготовка и обсуждение сообщения (презентации) об основ­ных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России. Определение по тематической карте основных направлений современных мигра­ционных потоков на территории России. Оп­ределение по статистическим данным и тема­тической карте территорий России с наибо­лее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения

§43



56

Внешние миграции


Внешние миграции в России. Изменения потоков миграции м/у Россией и ближнем зарубежьем

Читают картосхемы, составляют обобщающую схему

§44



57

Территориальная подвижность населения


Циклы передвижения населения: суточные, недельные, годовые. Факторы повышения территориальной подвижности населения

Называют причины, факторы. Составляют краткую географическую зарисовку . Нанесение на к/к миграционных потоков населения России

§45



58

География рынка труда


Что такое трудовые ресурсы и экономически активное населе­ние. От чего зависят занятость людей и безработица

Анализ схемы состава трудовых ресурсов и экономически активного населения. Выявле­ние соотношения этих понятий. Сравнение по статистическим данным величины трудо­способного и экономически активного насе­ления в России и других странах мира. Опре­деление по статистическим данным и темати­ческой карте территорий России с наиболее высокими показателями экономически ак­тивного населения и безработицы

§46



59

Этнический состав населения


Сколько народов живет в Рос­сии. На каких языках говорят россияне.

Определение по статистическим данным крупнейших по численности народов России. Определение особенностей размещения народов России и сравнение по тематическим картам географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Определение по карте основных языковых семей (и групп), территорий России, где они наиболее широко распространены. Иссле­дование по картам особенностей языкового состава отдельных регионов России.

§47



60

Этническая мозаика России


«Древо языков» и этническая мозаика России. анализ

Анализируют «Древо» языков и этническую карту России

§48



61

Религии народов России


. Какие религии испо­ведуют жители России

Опреде­ление по статистическим данным современного религиозного состава населения России. Определение по карте религий народов Рос­сии главных районов распространения хрис­тианства, ислама, буддизма и других рели­гий. Обозначение на контурной карте круп­нейших религиозных центров российского православия, ислама, буддизма

§49



62

Плотность населения


Сопоставление плотности населения в различных районах России.

Объясняют понятия: средняя плотность населения, комфортные районы проживания, рекреационная территория.

§50



63

Расселение и урбанизация


Почему население не­равномерно размещено по тер­ритории страны. Что такое зо­ны расселения

Выявление факторов (природных, историче­ских, социально-экономических), влияющих на размещение населения страны. Выявле­ние по карте плотности населения, физиче­ской и тематическим картам закономернос­тей размещения населения России. Обозна­чение на контурной карте основной зоны расселения и хозяйственного освоения, зоны Севера

§51



64

Города России


Какое население в России назы­вают городским.

Определение видов городов в России по чис­ленности населения, функциям, роли в жиз­ни страны. Обозначение на контурной карте крупнейших городов и городских агломера­ций России. Обсуждение социально-экономи­ческих и экологических проблем в крупных городах страны. Обсуждение современных социальных проблем малых городов. Выяв­ление по статистическим данным особеннос­тей урбанизации в России (темпов, уровня урбанизации).


§52



65

Сельская Россия


Какие поселе­ния называют сельскими

Обсуждение современных со­циальных и экономических проблем сельских поселений Моделирование возможных вариантов использования сельской местности в зоне степей , тундры , горах



§53



66

Обобщение знаний по теме: « Природа и население России»



Использовать приобретенные знания в практической деятельности.





67

Обобщение знаний по теме: « Природа и население России»



Использовать приобретенные знания в практической деятельности.





68

Обобщение знаний по теме: « Природа и население России»



Использовать приобретенные знания в практической деятельности.