План групповой коррекционно-развивающей работы с помощью игровой технологии детей старшего дошкольного возраста
№ | Этапы работы | Задачи | Игры и упражнения | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительно-диагностический этап, предварительное психодиагностическое обследование. Сбор информации. | -планирование психодиагностического обследования; -определение объекта исследования. | -тест, беседа. -диагностика: тест тревожности Теммл Д., М. Дорки, В. Амен, тест «Лесенка» В.Г. Щур, не включенное наблюдение и др. | -конкретизация задач, целей; -результаты диагностики. |
2 | Этап ознакомления и снятие психофизиологического напряжения. | -знакомство с группой коррекционного взаимодействия, детьми; привыкнуть к обустройству местонахождения; -включение в групповую деятельность. | Игра «Поменяйтесь местами, те кто»; Игра «Подушечный бой» Игры «Толкаем стены» Игровой самомассаж. Этюд «Солнышко». | Нормализация эмоционального состояния. Контактность и благоприятное взаимодействие среди сверстников. |
3 | Этап обучения навыкам саморегуляции, создание условий для повышения уверенности в себе. | -развитие уверенности в себе через проигрывание ролей; - познакомить воспитанников с упражнениями на расслабление и выхода из конфликтных ситуаций; -формирование адекватного (конструктивного) способа взаимодействия в конфликтных ситуациях. | Упражнение «Шаловливая минутка»; Игра «Мышки и слоники»; Упражнение «Я - лев»; Упражнение «Гирлянда достоинств» | Способны определить и назвать, управлять своими эмоции. |
4 | Этап конструктивно-формирующий, расширение осознания своих чувств. | -выявление индивидуальных изменений в поведении; -закрепление полученных навыков и умений. | Игра «Выбиваем пыль»; Упражнение «Злая кошечка»; Упражнение «Что я умею делать хорошего?» | Дети систематизируют знания. Самостоятельно выбирают способ выхода, как справиться с напряжением. |
5 | Завершающе-обобщающий этап. | -рефлексия; самостоятельная оценка своего состояния; -разработка рекомендаций для родителей и педагогов по взаимодействию с детьми. | Упражнение «Цветик-семицветик», «Лесенка успеха», «Открытый микрофон». | - рекомендации по каждому ребенку; -положительная оценка пройденной работы. - установление соответствия между поставленными задачи и результатами. |
6 | Этап повторной диагностической работы. | Вторичная диагностика: -наблюдение в игровой деятельности; -анализ результативности. | Рисунок «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич. | -сравнительная характеристика проведения коррекционно-развивающей работы; -определение степени достижения поставленных целей. |
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы с целью снижения уровня агрессивности, тревожности и застенчивости детей старшего дошкольного возраста
№ | Этапы работы | Задачи | Игры и упражнения | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительно-диагностический этап. Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы. | -наблюдение за поведением ребенка; -создание условий осуществления коррекционной программы. | -упражнения на установление психологического контакта; -диагностика: методика: «Кактус» (Панфилова М.А.). | -постановка целей и задач; -распределение по уровням агрессивности, тревожности, замкнутости, благоприятная комфортная атмосфера для всех участников образовательного процесса; -продумывание форм работы. |
2 | Консультативный этап. Этап реализации поставленных целей и задач коррекционной программы. | -индивидуальное консультирование родителей или педагогов по результатам индивидуальных бесед, предоставление результатов диагностики, ознакомление родителей с принципами коррекционной работы; -составление картотеки и использование коррекционных упражнений; -варьирование или упрощение структуры игры, перестановка хода игры; -снятие эмоционального напряжения, снижение невербальной агрессии; -снижение вербальной агрессии, развитие приемлемых навыков выражения вербальной и физической агрессии. | -игра «Научи соседа, тому, что умеешь делать сам»; -игра «Клеевой дождик»; -игра-драматизация: «Встреча сказочных героев»; -упражнение «Разыгрывание ситуаций»; -игра «Кричалки-шепталки-молчалки; -упражнение «Два барана». | -снижение личностной тревожности, вербальной и невербальной; -моделирование системы отношений между детьми; -могут продемонстрировать приемлемые способы выражения гнева и агрессии. |
3 | Контрольно-итоговый этап. Проведение вторичной диагностической работы с детьми. | -определение динамики эмоционально-личностной сферы; -оценка результативности; -оценка текущего уровня развития. | -методика «Паравозик» С.В. Велиева. | -снижение процента детей с высоким уровнем эмоционального неблагополучия; -уменьшение вербальных агрессивных проявлений. |
Цель: снижение индекса психоэмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста (снижение уровня тревожности, агрессивности в поведении), преодоление застенчивости и неуверенности в себе посредством игровой технологии.
Задачи:
Изучение личностных и эмоциональных особенностей детей.
Создание условий для снижения уровня тревожного и агрессивного поведения.
Создание благоприятной среды, соблюдение чуткости и эмоционального подкрепления ребенка.
Развитие навыков и умений высвобождения вербальной или невербальной агрессии.
Формирование навыков социального взаимодействия, умения решать проблемные ситуации.
Снятие мышечных и эмоциональных зажимов.
Поддержание и развитие адекватной самооценки.
Образовательная технология: коррекционно-развивающая, игровая технология.
Срок реализации: Групповая работа: 1 раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятия – 25-30 минут. Индивидуальные занятия: 1-2 раза в неделю в течение учебного года. Коррекционно-развивающие мероприятия разработаны на основе программ Л.А. Никифорова «Вкус и запах радости», И.С. Погудкиной «Капризы и упрямки».
Планируемые результаты:
- повышение уверенности в себе;
- снижение агрессивности, тревожности;
- адекватное поведение, использование конструктивного способа выхода негативной энергии;
- снятие эмоциональных зажимов и психомоторного напряжения;
Методы работы:
-свободные и тематические игры-драматизации;
-ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
-психогимнастика (имитационные игры);
-свободное и тематическое рисование;
-метафорические этюды-релаксации;
-беседа, обсуждение игр и т.п.;
-валяние (телесные релаксации), танцы, физкультминутки, подвижные игры.
Литература:
Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [Текст]: учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.
Емельянова Т.В. Игровые технологии в образовании : электронное метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015. – 1 оптический диск.
Работа психолога с проблемными дошкольниками: Циклы коррекционных занятий – М.: Книголюб, 2008. – 72 с.
Никифорова Л.А. «Вкус и запах радости»: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М. : Книголюб, 2005.- 48 с.
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под. Ред. М.И. Буянова. - М., 1995.
Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция - Минск, 1996.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками. // Дошкольное воспитание. №8. 2003. С. 73-76.
Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет. - М., 2004.
Планирование работы с родителями детей старшего дошкольного возраста
№ | Форма работы | Сроки | Задачи | Ожидаемый результат |
1 | Индивидуальные консультации. Сбор информации. Диагностика: Анкета «Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка» Е.И. Изотова; беседа; Текст опросника Эйдемиллера «Анализ семейных взаимоотношений» (для родителей детей в возрасте 3-10 лет). | Сентябрь | -активизация родительского внимания; -исследование особенностей взаимоотношения детско-родительских отношений; -индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики. | -активное взаимодействие, благоприятный контакт; -анализ результатов диагностики; -осознание проблемы. |
2 | Родительское собрание: «Признаки психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста». | Октябрь | -повышение психологической компетентности родителей. | -доступность психологической помощи, установленный психологический контакт; -повышение мотивации родителей на сотрудничество. |
3 | Совместное мероприятие для родителей и детей: «Мы справимся!». | Ноябрь | -развитие отношений сотрудничества и партнерства «родитель-ребенок»; -формирование умения понимать состояния и чувства друг друга; -выработка новых навыков взаимодействия с ребенком в семье, в критичных ситуациях; -повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний ребенка. | -сформированные навыки эмоциональной поддержки у родителей к ребенку; -умение разделять чувства, эмоции, настроение; -эмоциональная близость между членами семьи; -подход к единому стилю воспитания. |
4 | Тренинг родительской эффективности: «Навыки эффективного взаимодействия». | Декабрь | -снижение состояния психологического дискомфорта родителей; -повышение психолого-педагогической компетентности; -формирование представлений о конструктивных приемах с детьми. | -осведомленность родителей о психолого-педагогических знаниях воспитания и оказания психологической поддержки и воспитания. |
5 | Индивидуальные консультации, беседы: «Как незаметно прививается агрессия», «Влияние социального окружения воспитания на развитие ребенка». | Январь | -разработка рекомендаций родителей по профилактике агрессивного поведения детей. | -рекомендации по каждому ребенку; -положительная оценка пройденной работы. -установление соответствия между поставленными задачи и результатами. |
6 | Просветительская работа родителей, разработка памяток: «Игровые технологии как средство развития у ребенка уверенности в себе», «Подвижные игры как средство снятия мышечного напряжения». | Февраль | -изучить и усвоить приемы при коррекции агрессивного поведения. | -повышение психолого-педагогической культуры родителей. |
7 | Семинар-практикум: «Роль семьи в формировании самооценки старшего дошкольника». | Март | -повышение осознания родительской позиции в формировании личности ребенка; -снижение затруднений детско-родительских отношений. | -усвоение модели поведения ребенка; -понимание эмоционального мира своего ребенка; -благоприятные семейные взаимоотношения. |
8 | Повторная диагностика. Индивидуальная диагностика родителей: Анкета для родителей: «агрессивен ли ваш ребенок?», «Тревожен ли ваш ребенок?», «Активен ли ваш ребенок?». | Апрель-май | -оценить эффективность коррекционно-развивающей работы; -анализ актуального состояния семейных взаимоотношений. | -эффективность психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей испытывающих психоэмоциональное напряжение (высокий уровень агрессивности, тревожности). |
Планирование работы с педагогами детей старшего дошкольного возраста
№ | Форма работы | Сроки | Задачи | Ожидаемый результат |
1 | Экспертная оценка. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко). | Сентябрь | -Анкетирование; -определение динамики роста; -исследование особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка. | -фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей; -рекомендации и учет индивидуальных особенностей детей. |
2 | Мини-лекция: «Эмоционально-нестабильные дети – кто они?». | Октябрь | -повышение психолого-педагогической культуры педагогов; -повышение мотивации применения знаний на практике. | -применение теоретических знаний во взаимодействии с участниками образовательных отношений; -выстраивание взаимодействия между детьми и педагогами. |
3 | Психологический практикум с элементами тренинга: «Берем агрессию под контроль!». | Ноябрь | -расширение представлений об агрессии, и путях ее коррекции; -профилактика эмоционального выгорания педагогов в работе с детьми, испытывающими психоэмоциональное напряжение. | -развитие рефлексии и саморегуляции педагогов; -повышение профессиональной компетенции. |
4 | Индивидуальные и групповые консультации: «Эмоционально-неустойчивые дети, как найти подход?». | Декабрь | -изучение методов и средств работы с детьми в образовательном процессе; -профилактика и предотвращение конфликтных ситуаций. | -установление контакта с детьми: агрессивными, тревожными, застенчивыми. |
5 | Разработка памяток и рекомендаций на тему: «В контакте с семьей!». | Январь | -использование наглядной информации для работы с родителями на тему: «Эмоциональная нестабильность детей старшего дошкольного возраста»; -установление контакта с родителями в отношениях родитель-педагог. | -благоприятный психологический контакт с семьей; -продуктивное использование рекомендаций педагога-психолога в работе с родителями. |
6 | Психологическая мастерская: «Берем тревожность под контроль!». | Февраль | -расширение представлений о тревожности, и путях ее коррекции; -создание поддерживающей среды в работе с тревожными детьми. | -создание условий защищенности и безопасности детей («уголок спокойствия»). |
7 | Мастер-класс: «Как выстроить продуктивное общение с застенчивыми детьми?». | Март | -расширение представлений о застенчивости, и путях ее коррекции. | -учет потребностей и особенностей застенчивых детей. |
8 | Повторная диагностика. Наблюдение по схеме (Платоновой Н.М.). | Апрель-май | -выявление соотношения между затраченными педагогическими усилиями и полученными результатами; -овладение навыками самоанализа по определенным критериям. | -изучение воздействия педагога в совместной деятельности. |