МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Егорлыкского района
МБОУ ИООШ№21
РАССМОТРЕНО Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21 ________________________ Дорофеева Т.А. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21 ________________________ Вербицкая Л.Н. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ИООШ №21 ________________________ Гамов А.А. Приказ №81 от «31» 08 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Мир природы и человека»
6 класс
вариант 2
(для обучающихся с задержкой психического развития
на 2023-2024 учебный год)
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека»
В 6 классе образовательной области «Естествознание» разработана на основе документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28
2.Приказ Минобрнауки России от 19.12. 2014 г. № 1599. «Об утверждении
ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286- 15. Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по АООП для обучающихся с ОВЗ»
4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.03.2016 3 ВК-452/ 07 «О введении ФГОС ОВЗ»
5.Адаптированная образовательная программа общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ ИООШ № 21 на 2023-2024 учебный год.
6. Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми и множественными нарушениями развития на 2023 – 2024 уч.г.
7.Рабочая программа 5-9 классы по предмету «Мир природы и человека»
Н.Б. Матвеева. ( М:«Просвещение»2016г.)
8. Учебный план МБОУ ИООШ № 21 для обучающихся на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) на 2023 -2024 учебный год
9. Календарный учебный график МБОУ ИООШ № 21 на 2023 - 2024 учебный год
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Основная направленность курса – пропедевтика естествоведческого цикла. Обучающийся получает первоначальные знания о живой и неживой природе, изучает простейшие
Взаимосвязи, существующие между миром природы и человека, учатся наблюдать, взаимодействовать с педагогом.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
полисенсорности восприятия объектов;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Цель курса: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
Уточнить представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных её элементах;
Расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
Выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений ;
отмечать фенологические данные;
формировать знания о природе своего края;
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Комплект учебников и мет. литература (для учителя)
Методические рекомендации.5-9 классы. Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина
М: «Просвещение», 2016 г.
Электронный учебник «Мир природы и человека» ч.1-2.
Авторы Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина. М: «Просвещение» 2018г.
Место учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане.
Занятия по предмету «Мир природы и человека» проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год. В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2023-2024 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели и 34 часа
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Мир природы и человека» - 6 класс
Личностные результаты
осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Метапредметные результаты
а) регулятивные базовые учебные действия:
самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
б) познавательные базовые учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
в) коммуникативные базовые учебные действия
умением вступать в контакт и работать в группах;
умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
умение обращаться за помощью и принимать помощь;
умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Предметные результаты
Минимальный уровень
называть изученные объекты и явления;
различать 2–3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
различать наиболее распространенные овощи и фрукты;
различать домашних и диких животных, рыб;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи;
различать признаки времен года.
Достаточный уровень
правильно называть изученные объекты и явления;
различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.
Оценка личностных результатов освоения АООП обучающимися с умственной
отсталостью школы осуществляется индивидуально, в соответствии с учетом их
психического развития и познавательных способностей.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту
развития обучающегося (Лист индивидуальных достижений личностных результатов),
что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
3.Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»
6 класс - 34 ч.
№ | Тема раздела | Характеристика основных содержательных линий | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Сезонные изменения в природе | Смена времён года. Сутки. Части состояния суток. Долгота дня летом. Долгота дня зимой. | Учатся вступать в контакт и работать с педагогом Учатся обращаться за помощью и принимать помощь; учатся слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; различают растения и животных Разглядывают предметные и сюжетные картинки, участвуют в беседе |
2 | Времена года. Осень. | Экскурсия в природу. Осень рисунок по наблюдениям. Явления и состояния неживой природы: похолодание, дождь. Наблюдение за растениями: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание трав. Экскурсия. Работа в саду и огороде осенью. Животные осенью. Занятия людей зимой. |
3 | Времена года. Зима. | Сезонные изменения зимой. Растения зимой. Животные зимой. Занятия людей зимой |
4 | Неживая природа | Вода. Простейшие свойства воды. Вода горячая и холодная. Практическая работа «Наблюдение за изменением температуры воды». Первичные представления о температуре, термометре. Вода в природе: дождь, снег, лёд. Вода в природе: река, озеро (пруд), болото. Состояние воды зимой |
5 | Живая природа. Растения | Комнатные растения. Названия и отличительные признаки. Условия для жизни растений. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция, кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка, традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи, их признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в питании человека. | называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности; Различают овощи, фрукты, узнают их |
6 | Времена года. Весна. | Явления природы весной. Появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Экскурсия. Растения весной. Животные весной. Занятия людей весной. | Наблюдают за явлениями живой и неживой природы, ответы на вопросы, слушание рассказа учителя |
7 | Человек | Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. | выполнять элементарные гигиенические правила; называют и показывают органы чувств человека, Разглядывание предметных и сюжетных картинок, участие в беседе |
8 | Времена года. Лето | Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь. | Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе |
4. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Мир природы и человека» - 34 ч
№ | Тема урока | контроль | К-во ча сов | Дата проведения |
1 | Смена времён года. | | 1 | 06.09 |
2 | Сутки. Части состояния суток. | | 1 | 13.09 |
3 | Долгота дня летом. | | 1 | 20.09 |
4 | Долгота дня зимой | | 1 | 27.09 |
5 | Экскурсия в природу. | | 1 | 04.10 |
6 | «Осень». Рисунок по наблюдениям. Явления и состояния неживой природы: похолодание, дождь. | | 1 | 11.10 |
7 | Наблюдение за растениями: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание трав. Экскурсия. Работа в саду и огороде осенью. | | 1 | 18.10 |
8 | Животные осенью. | | 1 | 25.10 |
9 | Занятия людей осенью. | | 1 | 08.11 |
10 | Обобщающий урок по теме «Осень» | | 1 | 15.11 |
11 | Сезонные изменения зимой. | | 1 | 22.11 |
12 | Растения зимой. | | 1 | 29.11 |
13 | Животные зимой. | | 1 | 06.12 |
14 | Занятия людей зимой. | | 1 | 13.12 |
15 | Вода. Простейшие свойства воды. | | 1 | 20.12 |
16 | Вода горячая и холодная. Практическая работа «Наблюдение за изменением температуры воды». | | 1 | 27.12 |
17 | Первичные представления о температуре, термометре. | | 1 | 10.01 |
18 | Вода в природе: дождь, снег, лёд. Вода в природе: река, озеро (пруд), болото. Состояние воды зимой. Экскурсия на водоём (болото). Рисунок «Зима» по наблюдениям на экскурсии. | | 1 | 17.01 |
19 | Значение воды. | | 1 | 24.01 |
20 | Комнатные растения. Названия и отличительные признаки. Условия для жизни растений. | | 1 | 31.01 |
21 | Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция, кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка, традесканция. Уход за комнатными растениями. | | 1 | 07.02 |
22 | Огород. Овощи, их признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в питании человека. | | 1 | 14.02 |
23 | Явления природы весной. Появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Экскурсия. | | 1 | 21.02 |
24 | Растения весной. | | 1 | 28.02 |
25 | Животные весной. Занятия людей весной. | | 1 | 06.03 |
26 | Домашние животные. Дикие животные. Сравнение домашних и диких животных: кошка - рысь, собака - волк. Необходимые условия для жизни домашних животных. Отношение человека к животным. | | 1 | 13.03 |
27 | Рыбы. Внешний вид. Рыбы. Среда обитания. Образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. | | 1 | 20.03 |
28 | Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека | | 1 | 03.04 |
29 | Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. | | 1 | 10.04 |
30 | Значение овощей и фруктов для правильного питания. Пища человека. Правильное питание. Режим питания. | | 1 | 17.04 |
31 | Питание и личная гигиена человека. Профилактика пищевых отравлений. | | 1 | 24.04 |
32 | Явления природы летом. | | 1 | 08.05 |
33- 34 | Растения и животные летом. Растения и животные летом. | | 1 1 | 15.05 22.05 |
Система оценки достижения планируемых результатов.
Результаты анализа представляются в форме условных единицах:
0б. – не научился, не проявил данное умение
• 1б. – частично научился (демонстрирует умение только с помощью учителя)
• 2б – научился (но допускаются ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь)
• 3б. – в полной мере научился (демонстрирует в работе данное умение самостоятельно)
Уровни освоения (выполнения) действий /операций.
• Сформированность представлений
1.Не выявить наличие представлений (?/?)
2.Представление отсутствует ( -/0 б)
3.Представление на уровне:
-использования по прямой подсказке (ПП /1б)
-использование с косвенной подсказкой/изображение (П/2б)
-самостоятельное использование (+/3б)