СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование Мир и природы и человека

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование Мир и природы и человека»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области‌‌

Отдел образования Администрации Егорлыкского района‌

МБОУ ИООШ№21





РАССМОТРЕНО

Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21

________________________

Дорофеева Т.А.

Протокол №1 от «29» 08 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21

________________________

Вербицкая Л.Н.

Протокол №1 от «30» 08 2023 г.








УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ИООШ №21

________________________

Гамов А.А.

Приказ №81 от «31» 08 2023 г.



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету


«Мир природы и человека»


6 класс


вариант 2





(для обучающихся с задержкой психического развития

на 2023-2024 учебный год)


1.Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека»

В 6 классе образовательной области «Естествознание» разработана на основе документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28

2.Приказ Минобрнауки России от 19.12. 2014 г. № 1599. «Об утверждении

ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)»


3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286- 15. Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и

воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

по АООП для обучающихся с ОВЗ»


4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.03.2016 3 ВК-452/ 07 «О введении ФГОС ОВЗ»


5.Адаптированная образовательная программа общего образования

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

МБОУ ИООШ № 21 на 2023-2024 учебный год.


6. Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми и множественными нарушениями развития на 2023 – 2024 уч.г.


7.Рабочая программа 5-9 классы по предмету «Мир природы и человека»

Н.Б. Матвеева. ( М:«Просвещение»2016г.)


8. Учебный план МБОУ ИООШ № 21 для обучающихся на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) на 2023 -2024 учебный год


9. Календарный учебный график МБОУ ИООШ № 21 на 2023 - 2024 учебный год


Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Основная направленность курса – пропедевтика естествоведческого цикла. Обучающийся получает первоначальные знания о живой и неживой природе, изучает простейшие

Взаимосвязи, существующие между миром природы и человека, учатся наблюдать, взаимодействовать с педагогом.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

  •  практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

  • полисенсорности восприятия объектов;

  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения

  • учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

  • закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

  • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.


Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем мире: жи­вой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, вза­имосвязях человека и об­ще­ства с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях.


Цель курса: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • Уточнить представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных её элементах;

  • Расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

  • Выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений ;

  • отмечать фенологические данные;

  • формировать знания о природе своего края;

  • формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.


Комплект учебников и мет. литература (для учителя)

  1. Методические рекомендации.5-9 классы. Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина

М: «Просвещение», 2016 г.

  1. Электронный учебник «Мир природы и человека» ч.1-2.

Авторы Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина. М: «Просвещение» 2018г.


Место учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане.


Занятия по предмету «Мир природы и человека» проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год. В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2023-2024 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели и 34 часа



2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Мир природы и человека» - 6 класс


Личностные результаты

  • осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

  • владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.


Метапредметные результаты


а) регулятивные базовые учебные действия:

  • самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);

  • самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

  • корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

  • принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

б) познавательные базовые учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

  • характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

  • находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

  • использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

  • знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

  • знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.


в) коммуникативные базовые учебные действия

  • умением всту­пать в контакт и работать в группах;

  • умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

  • умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

  • умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Предметные результаты

Минимальный уровень

  • называть изученные объекты и явления;

  • различать 2–3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

  • различать наиболее распространенные овощи и фрукты;

  • различать домашних и диких животных, рыб;

  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи;

  • различать признаки времен года.

Достаточный уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

  • различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

  • выполнять элементарные гигиенические правила;

  • различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.

Оценка личностных результатов освоения АООП обучающимися с умственной

отсталостью школы осуществляется индивидуально, в соответствии с учетом их

психического развития и познавательных способностей.

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту

развития обучающегося (Лист индивидуальных достижений личностных результатов),

что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

3.Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»

6 класс - 34 ч.

Тема раздела

Характеристика основных содержательных линий

Характеристика основных видов деятельности

1

Сезонные изменения в природе

Смена времён года. Сутки. Части состояния суток. Долгота дня летом. Долгота дня зимой.

Учатся всту­пать в контакт и работать с педагогом

Учатся обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

учатся слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

различают растения и животных


Разглядывают предметные и сюжетные картинки, участвуют в беседе


2




Времена года. Осень.




Экскурсия в природу. Осень рисунок по наблюдениям. Явления и состояния неживой природы: похолодание, дождь. Наблюдение за растениями: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание трав. Экскурсия. Работа в саду и огороде осенью. Животные осенью. Занятия людей зимой.

3

Времена года. Зима.

Сезонные изменения зимой. Растения зимой. Животные зимой. Занятия людей зимой

4

Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды. Вода горячая и холодная. Практическая работа «Наблюдение за изменением температуры воды». Первичные представления о температуре, термометре. Вода в природе: дождь, снег, лёд. Вода в природе: река, озеро (пруд), болото. Состояние воды зимой

5

Живая природа. Растения

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки. Условия для жизни растений. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция, кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка, традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи, их признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в питании человека.

называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

Различают овощи, фрукты, узнают их

6

Времена года. Весна.

Явления природы весной. Появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Экскурсия. Растения весной.

Животные весной. Занятия людей весной.

Наблюдают за явлениями живой и неживой природы, ответы на вопросы, слушание рассказа учителя

7

Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

выполнять элементарные гигиенические правила;

называют и показывают органы чувств человека,

Разглядывание предметных и сюжетных картинок, участие в беседе

8

Времена года. Лето

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе




4. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Мир природы и человека» - 34 ч

Тема урока

контроль

К-во

ча

сов

Дата проведения

1


Смена времён года.



1

06.09

2

Сутки. Части состояния суток.


1

13.09

3

Долгота дня летом.


1

20.09

4

Долгота дня зимой


1

27.09

5

Экскурсия в природу.


1

04.10

6

«Осень». Рисунок по наблюдениям. Явления и состояния неживой природы: похолодание, дождь.


1

11.10

7

Наблюдение за растениями: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание трав. Экскурсия. Работа в саду и огороде осенью.


1

18.10

8

Животные осенью.


1

25.10

9

Занятия людей осенью.


1

08.11

10

Обобщающий урок по теме «Осень»


1

15.11

11

Сезонные изменения зимой.


1

22.11

12

Растения зимой.


1

29.11

13

Животные зимой.


1

06.12

14

Занятия людей зимой.


1

13.12

15

Вода. Простейшие свойства воды.


1

20.12

16

Вода горячая и холодная. Практическая работа «Наблюдение за изменением температуры воды».


1

27.12

17

Первичные представления о температуре, термометре.


1

10.01

18

Вода в природе: дождь, снег, лёд. Вода в природе: река, озеро (пруд), болото. Состояние воды зимой. Экскурсия на водоём (болото). Рисунок «Зима» по наблюдениям на экскурсии.


1

17.01

19

Значение воды.


1

24.01

20

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки. Условия для жизни растений.


1

31.01

21

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция, кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка, традесканция. Уход за комнатными растениями.


1

07.02

22

Огород. Овощи, их признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в питании человека.


1

14.02

23

Явления природы весной. Появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Экскурсия.


1

21.02

24

Растения весной.


1

28.02

25

Животные весной. Занятия людей весной.


1

06.03

26

Домашние животные. Дикие животные. Сравнение домашних и диких животных: кошка - рысь, собака - волк. Необходимые условия для жизни домашних животных. Отношение человека к животным.


1

13.03

27

Рыбы. Внешний вид. Рыбы. Среда обитания. Образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.


1

20.03

28

Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека


1

03.04

29

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник.


1

10.04

30

Значение овощей и фруктов для правильного питания. Пища человека. Правильное питание. Режим питания.


1


17.04

31

Питание и личная гигиена человека. Профилактика пищевых отравлений.


1

24.04

32

Явления природы летом.


1

08.05

33-


34

Растения и животные летом.

Растения и животные летом.


1


1

15.05


22.05


Система оценки достижения планируемых результатов.

Результаты анализа представляются в форме условных единицах:

0б. – не научился, не проявил данное умение

• 1б. – частично научился (демонстрирует умение только с помощью учителя)

• 2б – научился (но допускаются ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь)

• 3б. – в полной мере научился (демонстрирует в работе данное умение самостоятельно)

Уровни освоения (выполнения) действий /операций.

Сформированность представлений

1.Не выявить наличие представлений (?/?)

2.Представление отсутствует ( -/0 б)

3.Представление на уровне:

-использования по прямой подсказке (ПП /1б)

-использование с косвенной подсказкой/изображение (П/2б)

-самостоятельное использование (+/3б)