02.17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА №116 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
(ГБОУ "ШКОЛА №116 Г.О. ДОНЕЦК")
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от 30 августа 2024 г. № 1 Руководитель ШМО ___________ Е.Н.Зайцева | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________ А.Н.Потапенкова 30.08.2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ "ШКОЛА № 116 Г.О. ДОНЕЦК" _______ И.Е.Сташевская 30.08.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по учебному предмету
«Музыка»
начального общего образования
Базовый уровень
для 4 класса
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
Сазонова Виктория Алексеевна
Донецк
2024 - 2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:
формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасноев жизни и в искусстве;
формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования;
формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;
изучение закономерностей музыкального искусства: интонационнаяи жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка;
воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;
расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями):
инвариантные:
модуль № 1 «Народная музыка России»;
модуль № 2 «Классическая музыка»;
модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
вариативные:
модуль № 4 «Музыка народов мира»;
модуль № 5 «Духовная музыка»;
модуль № 6 «Музыка театра и кино»;
модуль № 7 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Народная музыка России | 7 | | |
2 | Классическая музыка | 9 | | |
3 | Музыка в жизни человека | 1 | | |
4 | Музыка народов мира | 4 | | |
5 | Духовная музыка | 1 | | |
6 | Музыка театра и кино | 7 | | |
7 | Современная музыкальная культура | 3 | | |
8 | Музыкальная грамота | 2 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ 4 КЛАССА
№ п/п | Наименование раздела, тем уроков | Дата проведения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
По плану | По факту | |
Тема 1. Народная музыка России (7 ч.) |
1 | Край, в котором ты живёшь. | 02.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e99484 |
2 | Первые артисты, народный театр. | 09.09 | | |
3 | Русские народные музыкальные инструменты. | 16.09 | | |
4 | Жанры музыкального фольклора. | 23.09 | | |
5 | Фольклор народов России. | | | |
6 | Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. | 07.10 | | |
7 | Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. | 14.10 | | |
Тема 2. Классическая музыка (9 ч.) |
8 | Композиторы – детям. | 21.10 | | |
9 | Оркестр. | 11.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e98bb0 |
10 | Вокальная музыка. | 18.11 | | |
11 | Инструментальная музыка. | 25.11 | | |
12 | Программная музыка. | 02.12 | | |
13 | Симфоническая музыка. | 09.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e942cc |
14 | Русские композиторы-классики. | 16.12 | | |
15 | Европейские композиторы-классики. | 23.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e99ad8 |
16 | Мастерство исполнителя. | 13.01 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e98962 |
Тема 3. Музыка в жизни человека (1 ч.) |
17 | Искусство времени. | 20.01 | | |
Тема 4. Музыка народов мира (4 ч.) |
18 | Музыка стран ближнего зарубежья. | 27.01 | | |
19 | Музыка стран ближнего зарубежья. | 03.02 | | |
20 | Музыка стран дальнего зарубежья. | 10.02 | | |
21 | Музыка стран дальнего зарубежья. | 17.02 | | |
Тема 5. Духовная музыка (1 ч.) |
22 | Религиозные праздники. | 24.02 | | |
Тема 6. Музыка театра и кино (7 ч.) |
23 | Музыкальная сказка на сцене, на экране. | 03.03 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e93f52 https://m.edsoo.ru/f5e96e50 |
24 | Театр оперы и балета. | 10.03 | | |
25 | Балет. | 17.03 | | |
26 | Балет. | 31.03 | | |
27 | Опера. Главные герои и номера оперного спектакля. | 07.04 | | |
28 | Опера. Главные герои и номера оперного спектакля. | 14.04 | | |
29 | Патриотическая и народная тема в театре и кино. | 21.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e98d86 |
Тема 7. Современная музыкальная культура (3 ч.) |
30 | Современные обработки классической музыки. | 28.04 | | |
31 | Современные обработки классической музыки. | 05.05 | | |
32 | Джаз. | 12.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e95050 |
Тема 8. Музыкальная грамота (2 ч.) |
33 | Интонация. | 19.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9a154 |
34 | Музыкальный язык. | 26.05 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Музыка: 1-й класс: учебник, 1 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка: 2-й класс: учебник, 2 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка: 3-й класс: учебник, 3 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая программа по музыке для 3 класса. Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина.
Методическое пособие, 3 класс. Методическое пособие. Авторы: В.О. Усачёва, В.А. Школяр, Л.В. Школяр.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/https:uchi.ru
http://school-collection.edu.ru/
https://easyen.ru/
http://folkinst.narod.ru
http://www.youtube.com/results
http://www.youtube.com.results