Муниципальное общеобразовательное Учреждение
Михалевская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор ___________С. В. Седлецкая
Приказ от «31» августа 2018 г. № 65.16
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
(спортивно-оздоровительное направление)
2-а класс
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель Новикова Галина Сергеевна,
учитель
Егорьевск, 2019-2020 г.г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 2 класса составлена соответствии в с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования РФ, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 (в действующей редакции от 31.12.2015 г. № 1576), на основе основной образовательной программы начального общего образования МОУ Михалевской средней общеобразовательной школы, авторской программы Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой (Основы безопасности жизнедеятельности. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности. ФГОС. – М.: Просвещение, 2015.).
Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю (базовый уровень обучения).
Актуальность выбора курса определена следующими факторами:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Опеделение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цели и задачи программы
Основная цель программы:
-конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников;
-формирование социального опыта школьника;
-осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
-прививать обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
-выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
-формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность;
-развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
-стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
-воспитывать чувство ответственности за сохранение собственного здоровья и безопасность окружающих, чувство сопричастности к жизни общества и природы.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
Личностные результаты
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
-понимать важность бережного отношения к здоровью человека и природе;
-понимать важность здорового образа жизни;
-соблюдать простые и общепринятые правила «безопасного», «правильного» поведения;
-ознакомление учащихся с терминологией «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий.
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстраций и
другого наглядного материала.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
-Оценивать правильность поведения людей в природе;
-Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
-Уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
-Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
-Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
-Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
Доказывать необходимость бережного отношения к здоровью человека и природе.
После изучения курса ученик научится
1) Различать виды транспорта и транспортных средств;
2) самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно;
3) определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;
4) соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части; находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;
5) определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.);
6) при необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности» 2 класс
1.Улица полна неожиданностей (8 ч)
Беседа, презентация, загадки, стихи.Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах). Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра.Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах .Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации,практическая работа. Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки из бочки,музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).
2. Наши верные друзья на улицах и дорогах (7 ч)
Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком»,исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов). Блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика», игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация. Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»). Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили). Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили). Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
3. Опасные ситуации на дорогах (5 ч)
Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра. Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному). Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.
4. Мы - пассажиры ( 3 ч)
Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах. Беседа, блиц- опрос, экскурсия. Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»
5. Внимательные пешеходы (4 ч)
Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино». Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
6. Маленькие секреты транспорта (2 ч)
Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)
7. Дорожный этикет (2 ч)
Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.
8. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят (1 ч)
Беседа, викторина.
9. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения» (2 ч)
Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.
Резерв 1 ч
4. Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Улица полна неожиданностей | 8 |
2 | Наши верные друзья на улицах и дорогах | 7 |
3 | Опасные ситуации на дорогах | 5 |
4 | Мы - пассажиры | 3 |
5 | Внимательные пешеходы | 4 |
6 | Маленькие секреты транспорта | 2 |
7 | Дорожный этикет | 2 |
8 | Инспектор ГИБДД у ребят | 1 |
9 | Праздник «Мы знаем правила дорожного движения | 2 |
10 | Резерв | 1 |
Итого | 35 |
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока в году | Тема урока | Дата проведения урока |
Планируемая дата | Фактическая дата |
1. Улица полна неожиданностей – 8 ч |
| 1. Инструкция по технике безопасности. Инструкция № 15. Улица полна неожиданностей. Экскурсия. | | |
| 2.Наш город и его транспорт. | | |
| 3.Где и как переходить дорогу. | | |
| 4. Инсценировка сказки по ПДД. | | |
| 5.Дорога в школу. | | |
| 6.Наша улица, наш район. | | |
| 7.Как рождаются опасные ситуации на дорогах? | | |
| 8.Викторина «Счастливый случай». | | |
2. Наши верные друзья на улицах и дорогах – 7 ч |
| Наши верные друзья на улицах и дорогах. | | |
| Сигналы регулирования дорожного движения. | | |
| Игра «Регулировщик». | | |
| Дорожные знаки. | | |
| Запрещающие знаки. | | |
| Предупреждающие знаки. | | |
| Знаки особого предписания и знаки сервиса. | | |
3. Опасные ситуации на дорогах – 5 ч |
| 1. Опасные ситуации на дорогах. | | |
| 2. Составление правил ПДД. | | |
| 3. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». | | |
| 4. Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры | | |
| 5. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | | |
4. Мы – пассажиры – 3 ч |
| Мы – пассажиры. | | |
| Мы – пассажиры. Экскурсия. | | |
| КВН «Транспорт и правила поведения в нём». | | |
5. Внимательные пешеходы – 4 ч |
| 1. Будь внимательным и осторожным. | | |
| 2. Клуб внимательных пешеходов. | | |
| 3. Про разметку на дороге. | | |
| 4. Перекрёсток. | | |
6. Маленькие секреты транспорта – 2 ч |
| 1. Маленькие секреты транспорта. | | |
| 2. Ролевая игра. | | |
7. Дорожный этикет – 2 ч |
| 1. Дорожный этикет. | | |
| 2. Беседа о дорожном этикете. | объедиин. | |
8. Инспектор ГИБДД у ребят – 1 ч |
| 1. Беседа с инспектором ГИБДД. | | |
9. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения» - 2 ч |
| 1. Конкурс рисунков «Смело по зебре шагая». | | |
| 2. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». | | |
| Резервный час | | |
Всего часов - 35 |
6. Учебно-методическое обеспечение
Программы общеобразовательных учреждений авторов: Л.П. Анастасовай, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1 - 4 классы».- М.: Просвещение, 2015.
Технические средства обучения
Ноутбук с выходом в Интернет.
Колонки.
Мультимедийный проектор.
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий.
Магнитная доска.
Подставки для книг.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Содержание | Причина | Подпись |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Лист согласования
«РАССМОТРЕНО» Протокол методического объединения учителей начальных классов от «30» августа 2019 г. № 1 Руководитель ШМО ______________/ Л.В. Нечепуренко/ |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР______________ /Л.А. Затеева/ |
27