Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Семикаракорского района Ростовской области
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Кузнецовская СОШ ______________ Е.В.Жировова Приказ от 28.08.2018 № 227 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Основы музейного дела»
10-14 лет
Срок реализации программы – 1 год
Программу разработала Макарова Оксана Фёдоровна, учитель истории, руководитель школьного историко – краеведческого музея «Начала»
х. Кузнецовка
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности краеведческого направления кружка «Основы музейного дела» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности научно – познавательного направления «Юные музееведы», - М.: Просвещение, 2010 с учетом программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования.
Вид программы: модифицированная.
Уровень программы: ознакомительный.
Новизна программы заключается в том, что, работая по ФГОС второго поколения, главным направлением которого является
развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный
музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.
Отличительной особенностью программы является то, что она предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Актуальность программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Программа имеет интегрированный характер.
Цели:
познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;
дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
побудить учащихся к созидательной деятельности;
способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.
Задачи:
составить целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога;
исследовать на практике собственные познавательные интересы, способности;
интегрировать полученные в школе знания на качественно новом уровне.
Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: программа кружка рассчитана на детей 10-14 лет
Сроки реализации: 1 год
Формы и методы проведения занятий:
проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;
экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
составление словаря музейных терминов,
ведение дневника индивидуального краеведческого исследования;
разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;
участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;
встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;
подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
в рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:
- гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Формы подведения итогов дополнительной общеобразовательной программы: беседа, заполнение документов, участие в конкурсах различного уровня (муниципальные, региональные, федеральные), написание и защита исследовательских работ.
Учебно-тематический план
№№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организаций занятий | Формы аттестации, диагностики, контроля |
Всего | Теория | Практика | Индивидуальные занятия и консультации |
Введение в музееведение | 6 | 6 | | | | |
1 | Введение | 1 | 1 | | | лекция | |
2 | Понятие «школьный музей» | 1 | 1 | | | лекция | |
3 | Тип и профиль музея | 1 | 1 | | | лекция | |
4 | Понятие о музейном предмете | 1 | 1 | | | лекция | |
5 | Музейный предмет | 1 | 1 | | | лекция | |
6 | Музейная терминология | 1 | 1 | | | лекция | |
История музейного дела в России | 5 | 5 | | | | |
7 | Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. | 1 | 1 | | | лекция | |
8-11 | Музеи нашей страны (виртуальная экскурсия) | 4 | 4 | | | лекция с просмотром презентаций и видео | |
Учет и хранение фондов школьного музея | 10 | 5 | 5 | | | |
12 | Нормативная база музея | 1 | 1 | | | лекция | |
13 | Фонды школьного музея | 1 | 1 | | | лекция | |
14 | Комплектование музейных фондов. | 1 | 1 | | | лекция | |
15 | Учёт музейных фондов. | 1 | 1 | | | лекция | |
16-17 | Акты приема и передачи музейных предметов | 2 | | 2 | | | самостоятельное заполнение актов приёма и передачи |
18 | Учёт и хранение музейных фондов | 1 | 1 | | | лекция | |
19-21 | Практическое занятие: заполнение документации музея | 3 | | 3 | | лекция, консультации | |
Экспозиции школьного музея | 5 | 3 | 2 | | | |
22 | Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. | 1 | 1 | | | лекция | |
23 | Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. | 1 | 1 | | | лекция | |
24-26 | Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления. | 3 | 1 | 2 | | лекция | |
Музей и исследовательская работа учащихся | 8 | 1 | 1 | 6 | | |
27 | Составление примерной тематики для учащихся, интересующимися исследовательскими проблемами. | 1 | 1 | | | | |
28-32 | Оформление исследовательских работ | 6 | | | 6 | консультации, использование интернет – технологий, создание видеопрезентаций | |
33-34 | Апробация исследовательских работ | 1 | | 1 | | | защита презентаций |
Содержание изучаемого материала
Введение. Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.
Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Основные признаки школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении. Музейная сеть, тип и профиль музея. Паспорт музея. Принципы работы школьного музея. Свидетели истории (теория).
Тип и профиль школьного музея. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.
Понятие о музейном предмете. Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Музейный предмет. Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Музейная терминология. Основные понятия, которые используют в работе.+
История музейного дела в России. Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Музеи первой половины ХIХ в. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в. и его влияние на развитие музеев. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. .Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России
Нормативная база музея. «Положение о школьном музее». Паспорт музея. Акты приёма – передачи. Книга учета, картотеки, запасники.
Фонды школьного музея. Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Комплектование фондов школьного музея. Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий. Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов экскурсий. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экскурсий.
Учет и хранение фондов школьного музея. Состав фондов Структура фондов. Основной и научно-вспомогательный фонды, обменный, дуплетный фонды. Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Акты приема и передачи музейных предметов. Виды актов. Правила заполнения.
Хранение музейных фондов. Температура и влажности воздуха. Защита предметов от действия естественного света, от воздействия пыли и различных вредителей. Проветривание материалов и удаление с них пыли. Оборудование. Распределение экспонатов на группы. Правила хранения предметов.
Экспозиция школьного музея. Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления. Интерактивные выставки.
Календарный учебный график
№№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Кол – во часов | Название раздела, темы | Место проведения |
1 | сентябрь | 4 | 15.30-16.10 | 40 мин | Введение | кабинет истории |
2 | 11 | 15.30-16.10 | 40 мин | Понятие «школьный музей». |
3 | 18 | 15.30-16.10 | 40 мин | Тип и профиль музея |
4 | 25 | 15.30-16.10 | 40 мин | Понятие о музейном предмете |
5 | октябрь | 2 | 15.30-16.10 | 40 мин | Музейный предмет |
6 | 9 | 15.30-16.10 | 40 мин | Музейная терминология |
7 | 16 | 15.30-16.10 | 40 мин | Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. |
8-11 | октябрь ноябрь | 23 | 15.30-16.10 | 40 мин | Музеи нашей страны (виртуальная экскурсия) |
6 | 15.30-16.10 | 40 мин |
13 | 15.30-16.10 | 40 мин |
20 | 15.30-16.10 | 40 мин |
12 | ноябрь | 27 | 15.30-16.10 | 40 мин | Нормативная база музея | Школьный историко – краеведческий музей «Начала» |
13 | декабрь | 4 | 15.30-16.10 | 40 мин | Фонды школьного музея |
14 | 11 | 15.30-16.10 | 40 мин | Комплектование музейных фондов. |
15 | 18 | 15.30-16.10 | 40 мин | Учёт музейных фондов. |
16-17 | декабрь январь | 25 15 | 15.30-16.10 | 40 мин | Акты приема и передачи музейных предметов |
15.30-16.10 | 40 мин |
18 | январь | 22 | 15.30-16.10 | 40 мин | Учёт и хранение музейных фондов |
19-21 | январь февраль | 29 | 15.30-16.10 | 40 мин | Практическое занятие: заполнение документации музея |
5 | 15.30-16.10 | 40 мин |
12 | 15.30-16.10 | 40 мин |
22 | февраль | 19 | 15.30-16.10 | 40 мин | Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. |
23 | 26 | 15.30-16.10 | 40 мин | Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. |
24-26 | март | 5 | 15.30-16.10 | 40 мин | Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления. |
12 | 15.30-16.10 | 40 мин |
19 | 15.30-16.10 | 40 мин |
27 | апрель | 2 | 15.30-16.10 | 40 мин | Составление примерной тематики для учащихся, интересующимися исследовательскими проблемами. |
28-32 | апрель | 9 | 15.30-16.10 | 40 мин | Оформление исследовательских работ |
16 | 15.30-16.10 | 40 мин |
23 | 15.30-16.10 | 40 мин |
30 | 15.30-16.10 | 40 мин |
май | 7 | 15.30-16.10 | 40 мин |
14 | 15.30-16.10 | 40 мин |
33-34 | май | 21 | 15.30-16.10 | 40 мин | Апробация исследовательских работ | |
28 | 15.30-16.10 | 40 мин |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Компьютер;
Проектор;
Диски;
Презентации;
Видеоуроки.
Список литературы
1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – М.: Народное образование, 2002.
2. Все музеи Москвы. — М., 1997;
3. «Домашнее воспитание» - Приложение к журналу «Сельская школа», №№1-4, 2000 г.;
4. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
5. Музейный мир России. — М., 2003;
6. «Народное образование» - Общественно-педагогический журнал, 2001, 2002, 2003 гг.
7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобразительное искусство, 1998.
8. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
9. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.
10. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
11. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
12. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
13. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.
5