СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование работы кружка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Основы музейного дела". Составлена с учётом требований, предъявляемых к написанию данного типа программ

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы кружка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Семикаракорского района Ростовской области





УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Кузнецовская СОШ


______________ Е.В.Жировова


Приказ от 28.08.2018 № 227








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



кружка «Основы музейного дела»

10-14 лет

Срок реализации программы – 1 год



Программу разработала Макарова Оксана Фёдоровна, учитель истории, руководитель школьного историко – краеведческого музея «Начала»







х. Кузнецовка

2018-2019 учебный год




Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности краеведческого направления кружка «Основы музейного дела» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности научно – познавательного направления «Юные музееведы», - М.: Просвещение, 2010 с учетом программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования.

Вид программы: модифицированная.

Уровень программы: ознакомительный.

Новизна программы заключается в том, что, работая по ФГОС второго поколения, главным направлением которого является

развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный

музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.

Отличительной особенностью программы является то, что она предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Актуальность программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.

Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

Программа имеет интегрированный характер.

Цели:

  1. познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;

  2. дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;

  3. побудить учащихся к созидательной деятельности;

  4. способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.

Задачи:

  1. составить целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога;

  2. исследовать на практике собственные познавательные интересы, способности;

  3. интегрировать полученные в школе знания на качественно новом уровне.

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: программа кружка рассчитана на детей 10-14 лет

Сроки реализации: 1 год

Формы и методы проведения занятий:

  • проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

  • экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

  • поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

  • просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

  • составление словаря музейных терминов,

  • ведение дневника индивидуального краеведческого исследования;

  • разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

  • обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;

  • участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;

  • встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

  • подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;

- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

в рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:

- гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Метапредметные результаты.

Коммуникативные:

 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

-  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные:

- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;

- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Формы подведения итогов дополнительной общеобразовательной программы: беседа, заполнение документов, участие в конкурсах различного уровня (муниципальные, региональные, федеральные), написание и защита исследовательских работ.






















Учебно-тематический план

№№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организаций занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

Всего

Теория

Практика

Индивидуальные занятия и консультации

Введение в музееведение

6

6





1

Введение

1

1



лекция


2

Понятие «школьный музей»

1

1



лекция


3

Тип и профиль музея

1

1



лекция


4

Понятие о музейном предмете

1

1



лекция


5

Музейный предмет

1

1



лекция


6

Музейная терминология

1

1



лекция


История музейного дела в России

5

5





7

Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в.

1

1



лекция


8-11

Музеи нашей страны (виртуальная экскурсия)

4

4



лекция с просмотром презентаций и видео


Учет и хранение фондов школьного музея

10

5

5




12

Нормативная база музея

1

1



лекция


13

Фонды школьного музея

1

1



лекция


14

Комплектование музейных фондов.

1

1



лекция


15

Учёт музейных фондов.

1

1



лекция


16-17

Акты приема и передачи музейных предметов

2


2



самостоятельное заполнение актов приёма и передачи

18

Учёт и хранение музейных фондов

1

1



лекция


19-21

Практическое занятие: заполнение документации музея

3


3


лекция, консультации


Экспозиции школьного музея

5

3

2




22

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс.

1

1



лекция


23

Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций.

1

1



лекция


24-26

Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

3

1

2


лекция


Музей и исследовательская работа учащихся

8

1

1

6



27

Составление примерной тематики для учащихся, интересующимися исследовательскими проблемами.

1

1





28-32

Оформление исследовательских работ

6



6

консультации, использование интернет – технологий, создание видеопрезентаций


33-34

Апробация исследовательских работ

1


1



защита презентаций






Содержание изучаемого материала

Введение. Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.

Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Основные признаки школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении. Музейная сеть, тип и профиль музея. Паспорт музея. Принципы работы школьного музея. Свидетели истории (теория).

Тип и профиль школьного музея. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

Понятие о музейном предмете. Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Музейный предмет. Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Музейная терминология. Основные понятия, которые используют в работе.+

История музейного дела в России. Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Музеи первой половины ХIХ в. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в. и его влияние на развитие музеев. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. .Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России

Нормативная база музея. «Положение о школьном музее». Паспорт музея. Акты приёма – передачи. Книга учета, картотеки, запасники.

Фонды школьного музея. Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Комплектование фондов школьного музея. Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий. Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов экскурсий. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экскурсий.

Учет и хранение фондов школьного музея. Состав фондов Структура фондов. Основной и научно-вспомогательный фонды, обменный, дуплетный фонды. Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Акты приема и передачи музейных предметов. Виды актов. Правила заполнения.

Хранение музейных фондов. Температура и влажности воздуха. Защита предметов от действия естественного света, от воздействия пыли и различных вредителей. Проветривание материалов и удаление с них пыли. Оборудование. Распределение экспонатов на группы. Правила хранения предметов.

Экспозиция школьного музея. Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления. Интерактивные выставки.



















Календарный учебный график

№№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

Кол – во часов

Название раздела, темы

Место проведения

1



сентябрь

4

15.30-16.10

40 мин

Введение





кабинет истории

2

11

15.30-16.10

40 мин

Понятие «школьный музей».

3

18

15.30-16.10

40 мин

Тип и профиль музея

4

25

15.30-16.10

40 мин

Понятие о музейном предмете

5


октябрь

2

15.30-16.10

40 мин

Музейный предмет

6

9

15.30-16.10

40 мин

Музейная терминология

7

16

15.30-16.10

40 мин

Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в.

8-11

октябрь

ноябрь

23

15.30-16.10

40 мин

Музеи нашей страны (виртуальная экскурсия)

6

15.30-16.10

40 мин

13

15.30-16.10

40 мин

20

15.30-16.10

40 мин

12

ноябрь

27

15.30-16.10

40 мин

Нормативная база музея

Школьный историко – краеведческий музей «Начала»

13


декабрь

4

15.30-16.10

40 мин

Фонды школьного музея

14

11

15.30-16.10

40 мин

Комплектование музейных фондов.

15

18

15.30-16.10

40 мин

Учёт музейных фондов.

16-17

декабрь

январь

25

15

15.30-16.10

40 мин

Акты приема и передачи музейных предметов

15.30-16.10

40 мин

18

январь

22

15.30-16.10

40 мин

Учёт и хранение музейных фондов

19-21

январь

февраль

29

15.30-16.10

40 мин


Практическое занятие: заполнение документации музея

5

15.30-16.10

40 мин

12

15.30-16.10

40 мин

22


февраль

19

15.30-16.10

40 мин

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс.

23

26

15.30-16.10

40 мин

Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций.

24-26


март

5

15.30-16.10

40 мин

Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

12

15.30-16.10

40 мин

19

15.30-16.10

40 мин

27

апрель

2

15.30-16.10

40 мин

Составление примерной тематики для учащихся, интересующимися исследовательскими проблемами.

28-32

апрель


9

15.30-16.10

40 мин

Оформление исследовательских работ

16

15.30-16.10

40 мин

23

15.30-16.10

40 мин

30

15.30-16.10

40 мин

май

7

15.30-16.10

40 мин

14

15.30-16.10

40 мин

33-34

май

21

15.30-16.10

40 мин

Апробация исследовательских работ


28

15.30-16.10

40 мин










Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  1. Компьютер;

  2. Проектор;

  3. Диски;

  4. Презентации;

  5. Видеоуроки.


Список литературы

1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – М.: Народное образование, 2002.

2. Все музеи Москвы. — М., 1997;

3. «Домашнее воспитание» - Приложение к журналу «Сельская школа», №№1-4, 2000 г.;

4. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.

5. Музейный мир России. — М., 2003;

6. «Народное образование» - Общественно-педагогический журнал, 2001, 2002, 2003 гг.

7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобразительное искусство, 1998.

8. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.

9. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.

10. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.

11. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.

12. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.

13. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.

5