СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование работы по формированию фонетической стороны речи учащихся 1 класса с ОВЗ (вариант 7.1)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работа на фонетическом уровне. В работе дана характеристика группы обучающихся с особыми образовательными потребностями. В календарно-тематическом планировании отражена работа по дифференциации парных звонких и глухих согласных.

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы по формированию фонетической стороны речи учащихся 1 класса с ОВЗ (вариант 7.1)»

Планирование работы по формированию фонетической стороны речи учащихся 1 класса с ОВЗ

с недоразвитием речи системного характера при ЗПР (вариант 7.1)


Зверева Анна Владимировна,

учитель-логопед высшей категории

СОШ №3 г. Рыбинска Ярославской области


У детей с ЗПР на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и особенностей психофизического развития проявляются специфические нарушения речи. Недоразвитие речи системного характера при ЗПР – это фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие. На первый план выходит не только нарушение произношения, но и недифференцированность гласных, свистящих и шипящих, сонорных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Несформированность фонематических процессов не дает возможность формирования полноценных процессов письма.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка. Поэтому не каждый ученик может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед учителем-логопедом задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Цель коррекционной работы – создание условий для оказания индивидуально ориентированной специализированной помощи детям, испытывающим трудности в освоении ФГОС ОНО в условиях общеобразовательной школы. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, которые задают общеобразовательные программы, и реальными возможностями каждого ученика, исходя из его конкретной речевой патологии и особых образовательных потребностей.

Особые образовательные потребности

обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР

Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста:

  1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико- пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

  2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.

  3. Формирование учебной мотивации.

  4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

  5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

  6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).

  7. Коррекция индивидуальных отклонений.

  8. Организация благоприятной социальной среды.

  9. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами

Для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), характерны следующие образовательные потребности:

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

 гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

 наглядно-действенный характер содержания образования;

 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия

 обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.

Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы обучающимися.

Предметные результаты:

  • сформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы;

  • сформированность навыков правильного и грамотного чтения и письма при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий;

Метапредметными результатами обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Планируемые метапредметные результаты освоения обучающимися коррекционной программы.

Ученик 1 класса получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

  • Принимать и сохранять учебную задачу.

  • Определять цель выполнения заданий на уроке.

  • Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  • Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

  • Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Познавательные УУД

  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тетради, задании и словаре.

  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

  • Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.

  • Использовать знаково-символические действия.

  • Формулировать проблемы с помощью учителя.

  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Коммуникативные УУД

  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.

  • Уметь задавать учебные вопросы.

  • Иметь первоначальные навыки работы в группе:

(распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу; осуществлять контроль).

  • Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).

Коррекционная работа проходит на фонетическом уровне и организована в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода.

Коррекционное обучение предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем.


Характеристика первого раздела программы.

Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Основная задача раздела: Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Работа на фонетическом уровне проводится с обучающимися 1 и 2 классов.

В основу работы по усвоению детьми фонетической системы языка берется в определенной последовательности отработка гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам.

Вся работа направлена на профилактику нарушений письменной речи школьников. Требование коммуникативной направленности коррекционного обучения реализуется в обязательной отработке на логопедических занятиях всех форм речевой деятельности, а именно: слушания, говорения, чтения и письма.

Для формирования фонематических процессов учащихся, а именно дифференциации звонких и глухих согласных в рабочей программе отводится от 35 до 45 часов, которые отражены в календарно-тематическом планировании логопедических занятий. Последовательность согласных соответствует прохождению букв в классе. Количество занятий может измениться после диагностики речи учащихся, например, увеличением часов на одну пару согласных и уменьшением на другую.


Планирование логопедических занятий с группой учащихся

1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР. (вариант 7.1)


№ п/п

Тема занятия

Основное содержание логопедического занятия

Характеристика основных видов деятельности учащихся, направленных на формирование УУД

1

2

3

4

1

Парные звонкие и глухие согласные. Звуки [П], [П’] и буква П.

Артикуляция и характеристика звуков [П], [П’]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения. Добавление в слова первого звука. Звукобуквенный анализ полученных слов. Анализ значения слов.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков

[П], [П’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву П. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки [П], [П’], обозначать буквой П. Добавлять в слова первый звук П, получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов. Ориентироваться в письменных заданиях в тетради.

2

Парные звонкие и глухие согласные. Выделение звуков [П], [П’] и буквы П из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Замена первого звука в слове. Звукобуквенный анализ полученных слов. Значение слов.

Характеризовать признаки глухих согласных [П], [П’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву П. Заменять первый звук в слове на [П], получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

3

Парные звонкие и глухие согласные. Звуки [Б], [Б‘] и буква Б.

Артикуляция и характеристика звуков [Б], [Б’]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков

[Б], [Б’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Б. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки [Б], [Б’], обозначать буквой Б. Составлять и записывать предложения из слов, данных вразбивку.

4

Парные звонкие и глухие согласные. Выделение звуков [Б], [Б’] и буквы Б из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Составление слов их данных слогов.

Характеризовать признаки звонких согласных [Б],[Б’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Б. Составлять слова из данных слогов, уточнять лексическое значение.

5

Дифференциация согласных П–Б по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слогов, слов, предложений.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове.

6

Различение согласных П–Б в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Добавление в слова слогов ПА или БА. Анализ значения слов.

Различать согласные звуки [П], [Б] и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков [П], [Б]. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Добавлять в слова слоги ПА или БА. Анализировать значение слов.

7

Звонкие и глухие согласные. Звуки [Т], [Т’] и буква Т.

Артикуляция и характеристика звуков [Т], [Т’]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения. Замена первого звука в слове на [Т]. Различие в звукобуквенном составе слов. Значение слов.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [Т’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Т. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки [Т], [Т’], обозначать буквой Т. Заменять первый звук в слове на [Т], получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

8

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков [Т], [Т’] и буквы Т из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Добавление в слова первого и последнего звуков [Т]. Различие в звукобуквенном составе слов. Анализ значения слов.

Характеризовать признаки глухих согласных [Т], [Т’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Т. Добавлять в слова первый звук [Т], получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов. Ориентироваться в письменных заданиях в тетради.

9

Звонкие и глухие согласные. Звуки [Д], [Д’] и буква Д.

Артикуляция и характеристика звуков [Д].[Д’]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Замена первого звука в слове на [Д]. Различие в звукобуквенном составе слов. Значение слов. Схема предложения. Составление предложений из слов, данных в разбивку.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Д],[Д’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Д. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки [Д], [Д’], обозначать буквой Д. Заменять первый звук в слове на [Д], получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов. Составлять предложения из слов, данных в разбивку.

10

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков [Д], [Д’] и буквы Д из слогов, слов и предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Составление слов их данных слогов.

Характеризовать признаки звонких согласных [Д], [Д’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Д. Составлять слова из данных слогов, уточнять лексическое значение.

11

Дифференциация согласных Т-Д по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов, предложений.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове.

12

Различение согласных Т-Д в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись слов в два столбика. Запись и чтение предложений. Добавление в слова слогов ТА или ДА. Анализ значения слов.

Различать согласные звуки [Т], [Д] и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков [Т], [Д]. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Добавлять в слова слоги ТА или ДА. Анализировать значение слов.

13

Звонкие и глухие согласные. Звуки [С], [С’] и буква С.

Артикуляция и характеристика звуков [С], [С’]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Замена первого звука в слове на [С]. Звукобуквенный анализ полученных слов. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков

[С], [С’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву С. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки [С], [С’], обозначать буквой С. Заменять первый звук в слове на [С], получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов.

14

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков [ С], [С’] и буквы С из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Добавление последнего звука [С] в слове. Звукобуквенный анализ полученных слов. Анализ значения слов. Запись и чтение слов, предложений. Предлог С.

Характеризовать признаки глухих согласных [С], [С’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву С. Добавлять в слова последний звук [С], получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов. Составлять словосочетания с предлогом С.

15

Звонкие и глухие согласные. Звуки [З], [З’] и буква З.

Артикуляция и характеристика звуков [З], [З’]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Замена первого звука в слове на[З]. Звукобуквенный анализ полученных слов. Изменение значения слов. Запись и чтение слов. Схема предложения. Составление слов из слогов.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков

[ З], [З’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву З. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки[З], [З’], обозначать буквой З. Заменять первый звук в слове на [З], получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов. Составлять слова из слогов, данных в разбивку.

16

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков [З], [З’] и буквы З из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Составление предложений из слов, данных в разбивку. Предлог ЗА.

Характеризовать признаки звонких согласных [З],[З’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву З. Составлять предложения из слов, данных в разбивку. Составлять словосочетания с предлогом ЗА.

17

Дифференциация согласных С-З по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов. Схема предложения. Добавление в слова слогов СЫ или ЗЫ. Анализ значения слов.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове. Добавлять в слова слоги ЗЫ или СЫ. Анализировать значение слов.

18

Различение согласных С-З в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Словосочетания с предлогами С, ИЗ, ЗА. Значение предлогов. Добавление в слова слогов СИ или ЗИ. Анализ значения слов.

Различать согласные звуки [С], [З] и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков [С], [З]. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Добавлять в слова слоги ЗИ или СИ. Анализировать значение слов. Составлять словосочетания с предлогами С, ИЗ, ЗА. Анализировать значение предлогов.

19

Звонкие и глухие согласные. Звуки [К], [К’] и буква К.

Артикуляция и характеристика звуков [К], [К’]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Замена первого звука в слове на [К]. Звукобуквенный анализ полученных слов. Изменение значения слов. Образование слов по образцу (с суффиксом К). Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [К], [К’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву К. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки [К], [К’], обозначать буквой К. Заменять первый звук в слове на [К], получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов. Образовывать слова по образцу. Анализировать значения слов.

20

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков [К], [К’] и буквы К из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Добавление в слова первого и последнего звуков [К]. Различие в звукобуквенном составе слов. Анализ значения слов. Запись и чтение слов, предложений. Предлог К.

Характеризовать признаки глухих согласных [К], [К’] Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву К. Добавлять в слова первый и последний звук [К], получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов. Составлять словосочетания с предлогом К.

21

Звонкие и глухие согласные. Звуки [Г], [Г’] и буква Г.

Артикуляция и характеристика звуков [Г],[Г’]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков

[ Г], [Г’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Г. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки

[ Г], [Г’], обозначать буквой Г.

22

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков [Г], [Г’] и буквы Г из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Добавление в слова первого звука [Г]. Различие в звукобуквенном составе слов. Анализ значения слов. Запись и чтение слов, предложений.

Характеризовать признаки звонких согласных [Г],[ Г’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Г. Добавлять в слова первый звук [Г], получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

23

Дифференциация согласных К-Г по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов. Схема предложения. Добавление в слова слогов КА или ГА. Анализ значения слов.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове. Добавлять в слова слоги КА или ГА. Анализировать значение слов.

24

Различение согласных К-Г в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Составление словосочетаний с предлогом К.

Различать согласные звуки [К], [Г] и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков [К], [Г]. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Составлять словосочетания с предлогом К. Анализировать значение предлога.

25

Звонкие и глухие согласные. Звук [Ш] и буква Ш.

Артикуляция и характеристика звука [Ш]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Правописание ШИ. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звука [Ш]. Выделять звук из слогов, слов, предложений. Находить место звука в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Ш. Чертить схему предложения, выделять в словах звук [Ш], обозначать буквой Ш. Использовать правило написания сочетания ШИ.

26

Звонкие и глухие согласные. Выделение звука [Ш] и буквы Ш из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Замена первого звука в слове на [Ш]. Звукобуквенный анализ полученных слов. Анализ значения слов.

Характеризовать признаки глухого согласного [Ш]. Выделять звук из слогов, слов, предложений. Находить место звука в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Ш. Заменять первый звук в слове на [Ш], получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

27

Звонкие и глухие согласные. Звук [Ж] и буква Ж..

Артикуляция и характеристика звука [Ж]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Правописание ЖИ. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звука [Ж]. Выделять звук из слогов, слов, предложений. Находить место звука в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Ж. Чертить схему предложения, выделять в словах звук [Ж], обозначать буквой Ж. Использовать правило написания сочетания ЖИ.

28

Звонкие и глухие согласные. Выделение звука [Ж] и буквы Ж из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Образование слов по образцу: луг – лужок. Запись и чтение слов, предложений.

Характеризовать признаки звонкого согласного [Ж]. Выделять звук из слогов, слов, предложений. Находить место звука в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Ж. Образовывать слова по образцу, получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

29

Дифференциация согласных Ш-Ж по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов. Схема предложения. Добавление в слова слогов ШИ или ЖИ. Анализ значения слов.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове. Добавлять в слова слоги ЖИ или ШИ. Анализировать значение слов.

30

Различение согласных Ш-Ж в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись слов в два столбика. Запись и чтение предложений. Правописание ШИ, ЖИ

Различать согласные звуки [Ш], [Ж] и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков [Ж], [Ш]. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Использовать правило написания сочетаний ШИ, ЖИ.

31

Звонкие и глухие согласные. Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф.

Артикуляция и характеристика звуков [Ф], [Ф’]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Ф], [Ф’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Ф. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки [Ф], [Ф’], обозначать буквой Ф.

32

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков [Ф], [Ф’] и буквы Ф из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений.

Характеризовать признаки глухих согласных [Ф], [Ф’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Ф.

33

Звонкие и глухие согласные. Звуки [В], [В’] и буква В.

Артикуляция и характеристика звуков [В], [В’]. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения. Предлог В.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [В],[ В’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву В. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки [В], [В’], обозначать буквой В. Составлять словосочетания с предлогом В.

34

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков [В], [В’] и буквы В из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Замена первого звука в слове на [В]. Звукобуквенный анализ полученных слов. Анализ значения слов. Запись и чтение слов, предложений.

Характеризовать признаки звонких согласных [В],[ В’]. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву В. Заменять первый звук в слове на [В], получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

35

Дифференциация согласных Ф-В по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов. Схема предложения. Добавление в слова слогов ВЫ или ФЫ. Анализ значения слов.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове. Добавлять в слова слоги ВЫ или ФЫ. Анализировать значение слов.

36

Различение согласных Ф-В в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись слов в два столбика. Запись и чтение предложений.

Различать согласные звуки [В], [Ф] и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков [ В], [Ф]. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Записывать и читать предложения.

37

Оглушение звонких согласных в конце слова.

Запись слов во множественном и единственном числе. Упражнение в проверке парных согласных в конце слова. Сравнительный анализ слов. Составление предложений.

Наблюдать особенности обозначения на письме парных по звонкости-глухости согласных в позиции конца слова. Высказывать предположение в результате наблюдения. Анализировать предложенный алгоритм проверки. Составлять и записывать предложения.

38

Подбор проверочных слов к словам со звонкими и глухими согласными в конце слова.

Упражнение в подборе проверочных слов с парными согласными в конце слова. Составление и запись предложений.

Подбирать проверочные слова к словам с парными согласными в конце слова. Использовать алгоритм проверки парных согласных. Составлять и записывать предложения с данными словами. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

39

Упражнение в проверке звонких и глухих согласных в конце слова.

Упражнение в проверке парных согласных в конце слова. Нахождение орфограммы в словах.

Находить в слове заданную орфограмму. Использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова. Подбирать проверочные слова к данной орфограмме. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.


Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 19декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  2. Программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ/ авт.-сост. А.Л. Антонышева, А.В. Севрюгина.- Ярославль: ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер», 2015.-100с.