РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
(2019-2020 учебный год)
Цели:
Выполнение Закона об образовании
Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.
Задачи:
Создание условий для успешного усвоения обучающимися учебных программ.
Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников.
Реализация разноуровневого обучения.
Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.
Формирование ответственного отношения обучающихся к учебному труду.
Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся
1.Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2.Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3.Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4.Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
Оптимальная система мер по оказанию помощи слабоуспевающему школьнику
1.Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия с учеником учителя.
Направления в работе со слабоуспевающими обучающимися
Методы стимулирования обучающихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
посредством содержания | посредством организации деятельности | посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания | |
Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения: а) эмоционально-образный; б) аналитический (разъяснительный); в) деловой; г) необычный. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность; в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а) общественной б) личностной Межпредметные связи. | Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий) Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д. | Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь) |
Оказание помощи неуспевающему ученику на различных этапах урока
и профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Виды помощи в учении | Профилактика неуспеваемости. | |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. | |
При открытии новых знаний | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
При организации самостоятельной работы | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. | |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
Система работы по формированию положительного отношения к учению у слабоуспевающих школьников |
Формируемые отношения | Этапы работы | |
Контроль за подготовленностью учащихся | Открытие новых знаний | Организация самостоятельной работы. | Самостоятельная работа |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но непривлекательный материал | | |
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса | Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, к своим силам | Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий | Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий | |
ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
№ п/п | Мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося. | Сентябрь |
2 | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года |
3 | Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал. | В течение учебного года |
4 | Регулярно и систематически опрашивать, выставлять оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить | В течение учебного года |
5 | Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем | На каждом уроке |
6 | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего проводить повторный контроль знаний. | В течение учебного года |
7 | Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2-3) | В течение учебного года |
8 | Использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока. | В течение учебного года |
9 | Организовывать в процессе обучения индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору. | В течение учебного года |
10 | На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся». | В течение учебного года |
11 | Шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. | В течение учебного года |
12 | При опросе слабоуспевающим давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, давать больше времени готовиться к ответу у доски. | В течение учебного года |
13 | Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. | В течение учебного года |
14 | Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. | В течение учебного года |
15 | В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности. | В течение учебного года |
16 | В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. | В течение учебного года |
17 | В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам давать задания, направленные на устранение ошибок, отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. | В течение учебного года |
18 | При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок, проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий. Объем домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки. | В течение учебного года |
19 | Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | 1 раз в неделю в течение учебного года |
20 | Составить план работы по ликвидации пробелов в знаниях каждого отстающего ученика | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
21 | Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года |
Список слабоуспевающих обучающихся в 2019– 2020 учебном году
№ | Ф.И.О. | Класс | Предмет | Причина отставания |
1. | Бийтемиров Насим | 6 | Русский язык, литература | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости; неумение планировать и организовывать свою работу. отсутствие стремления понять и осмыслить учебное задание, требующее активной мыслительной деятельности; частичное выполнение домашних заданий. |
2. | Акбиев Бексолтан | 6 | Русский язык, литература | Низкий уровень речевого развития, навыков чтения, низкий интерес к учебной деятельности; нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание; небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей; невыполненные или частично выполненные домашние задания; частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях; не сформированы элементарные организационные навыки; нет опоры на родителей как союзников учителя; отсутствие адекватной самооценки со стороны ребёнка; недостатки воспитанности, недисциплинированность; обучающийся требует индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения; |
3. | Терикбаева Райган | | Русский язык, литература | Частые пропуски учебных занятий из-за болезни; отсутствие стремления быть успешным в учебной деятельности: знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
4. | Гамзаева Патимат | | Русский язык, литература | Низкий уровень навыков чтения, как следствие этого низкий уровень знаний по предметам; отсутствие познавательного интереса; несформированность элементарных организационных навыков, ответственного отношения к учебному труду. |