СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО курса
«АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
8 класс
( 34 часа – 1 час в неделю)
I. Произведения устного народного творчества (2 ч.)
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа.
Сказание «Что Петерез сделал для нартов».
Герои сказания, их облик и поступки. Сила и отвага богатырей в борьбе со
злом. Насрен и Прометей. Сравнение. Перекликание темы в адыгейском фольклоре и греческой мифологии.
Творческая мастерская.
Изображение человека в фольклоре и литературе.
Сказка «Трудовые деньги».
Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Современный подход к знакомым сюжетам. Решение нравственных проблем. Теория. Фольклорная и литературная сказки.
Творческая мастерская.
Средство создания характера в сказке.
Сказка «Петух-хвастун».
Обличение хвастовства и мораль сказки.
Творческий практикум.
Сочиняем современные сказки.
II. Адыгейская литература (31 ч.)
Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. Особенности языка художественной литературы.
Ахмед Джанхотович Хатков
Стихотворения «Старость», «Живи, человек».
Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.
Продление жизни своим трудом, творчеством.
Творческая мастерская.
Лирический герой. Мир его чувств. Развёрнутый ответ на вопрос: Почему старость не смогла победить поэта?
Тембот Магометович Керашев
«Абрек». Повесть в сокращении.
Быт и нравы народа. Герой повести и его судьба. Образ Зары - готовность к самопожертвованию. Психологизм произведения. Творческое задание.
Составление плана для подготовки устного сообщения.
Ибрагим Салехович Цей
«Одинокий». Повесть в сокращении.
Тяжелый исторический путь адыгейского народа, заполненный
предательством, угнетением и жуткими преступлениями. Беззащитность и одиночество. Композиция. Сюжетные линии повести. Основной конфликт произведения.Герои повести.
Творческая мастерская.
Композиция и сюжет художественного произведения.
Мурат-Салихович Паранук
Стихотворение «Дерево Тлимафа».
Речи и поступки как средство характеристики героя. Сюжет и герой стихотворения. Автор и герой. Благородство как нравственная категория.
Творческое задание.
Чтение и обсуждение стихотворения.
Басня «Начальник Лев и хитрая Лиса».
Басня как эпический жанр. Образ рассказчика. Особенности интонации. Композиция. Аллегория. Мораль.
Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.
Творческая мастерская.
Инсценирование басни.
Аскер Кадырбечевич Евтых
Рассказ «Священная река».
Рассказ о прошлом. Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской Земли.
Выражение мыслей и чаяний маленького адыгейского народа о дружбе с великим русским народом устами старца. Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.
Творческий практикум.
Исследовательский литературоведческий поиск.
Дмитрий Григорьевич Костанов
Рассказ «Буран».
Система художественных образов в рассказе.
Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.
Творческий практикум.
Образ героя в фольклоре и литературе
![]()
Сафер Махмудович Яхутль
Стихотворение «Белая».
Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор.
Творческое задание.
Анализ стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть (по желанию учащихся).
Стихотворение «Город мой».
Поэт воспевает свой город. Приемы создания поэтического образа. Символ.
Творческое задание.
Сочинение-миниатюра о своем городе (селе, деревне).
Аскер Магамудович Гадагатль
Баллада «Подвиг».
Литературная баллада как лироэпический жанр. Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады на читателя.
Теория литературы.
Баллада.
Творческий практикум.
Создание балладного сюжета.
Исхак Шумафович Машбаш
Стихотворение «Суровая память».
Тема Великой Отечественной войны в лирике Машбаша. Поэтические средства, помогающие автору создать образ погибшего солдата. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения.
Хазрет Ахметович Ашинов
Рассказ «Деревья на ветру».
Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир. Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Нравственные ценности в рассказе. Творческое задание. Самостоятельный анализ рассказа.
Гисса Кагирович Схаплок
О драматурге. Драма «Даут».
Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут».Правда о человеке на войне.
Специфика драматических произведений.
Теория литературы. Драма как род литературы, ее особенности. Описание событий войны по живым следам воинов. Творческая мастерская. Как создается сценарий?
Сафер Ильясович Панеш
О писателе.
«Шеваёковы и Накачу». Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы». Особенности сказочной повести. Характер художественного вымысла. Герои сказочной повести и сказки. Творческая мастерская. Герои и события сказочной повести.
Нальбий Юнусович Куек
Рассказ «Мать абадзехов».
Героическое прошлое народа — борьба с иноземными захватчиками. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя.
Творческий практикум.
Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».
Юнус Гарунович Чуяко
О писателе.
«Шихаф». Отрывок из повести «Чужая боль».
Основные сюжетные линии. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая. Теория литературы. Стиль писателя. Творческий практикум. Сюжет для повести.
III. Развитие речи (1 ч.)
Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.
Сочинение-рассуждение по рассказу Д. Г. Костанова «Буран».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Личностные: - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - формировать уважение к личности и её достоинству; - формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации; - формировать уважение к истории; - формировать гражданский патриотизм, любовь к малой родине, чувство гордости за свою республику и страну - способствовать развитию культурной и этнической толерантности; - осуществлять рефлексию. |
Метапредметные: Регулятивные УУД: - обучение целеполаганию; - самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; - анализировать условия достижения цели; - устанавливать целевые приоритеты; - выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - принимать решения в проблемной ситуации; - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; - создавать тексты определённого жанра; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Познавательные УУД: - давать определения понятиям; - обобщать понятия; - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; - пользоваться изучающим видом чтения; - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - строить рассуждения; - осуществлять сравнение; - излагать содержание прочитанного текста выборочно; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - осуществлять анализ; - учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - осуществлять классификацию. |
Предметные знания: - знать биографические сведения о писателе; - знать содержание прочитанных литературных произведений; - понятие о приключенческой литературе и литературном герое; - знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе; - знать: что такое литературный портрет; - знать отличительные признаки стихотворной речи; - знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе; - знать изученные теоретико-литературные понятия. Предметные умения: - формулировать собственное отношение к произведениям адыгейской литературы; - понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; - уметь характеризовать героев; - определять роль портретной характеристики героя; - видеть в тексте средства создания характера героя; - узнавать приключенческую литературу по её признакам; - уметь делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы; - уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - уметь писать сочинения разных жанров; - уметь анализировать литературное произведение; - уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; - уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка; - создавать устное монологическое высказывание; - уметь отличать литературный портрет от обычной биографии; - уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции; - отвечать на вопросы по прочитанному тексту; - уметь сопоставлять героев; - уметь понимать ключевые проблемы произведения; - уметь сопоставлять произведения; - уметь сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении; - читать выразительно наизусть стихотворения; - уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам; - уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы; - уметь различать повесть и рассказ по их признакам; - уметь различать в произведении автора и рассказчика; - определять стихотворный размер; - понимать русское слово в его эстетической функции. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | | Тема урока | |
| |
I. Произведения устного народного творчества |
1. | Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Нартский эпос. | |
| |
2. | Творческая мастерская. Сочиняем современные сказки. | |
II. Адыгейская литература |
3. | Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. | |
| |
4. | Особенности языка художественной литературы. А.Д. Хатков. Стихотворение «Старость». | |
| |
5. | А.Д. Хатков. Стихотворение «Живи, человек». Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни. | |
| |
6. | Творческий путь Т.М.Керашева. Т.М.Керашев. Повесть «Абрек».(1 часть) | |
| |
7. | Т.М.Керашев. Повесть «Абрек».(2 часть) | |
8. | Т.М.Керашев. Повесть «Абрек».(3 часть) Быт и нравы народа. | |
| |
9. | Психологизм произведения. Образ Зары - готовность к самопожертвованию. | |
| |
10 | Творческий путь И.С.Цея. Повесть «Одинокий». Сюжетные линии повести. | |
| |
| |
11. | М.С.Паранук. Стихотворение «Дерево Тлимафа». Автор и герой. Благородство как нравственная категория. | |
| |
12. | М.С.Паранук. Басня «Начальник Лев и хитрая Лиса». Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами. | |
| |
13. | Творческая мастерская. Инсценирование басни. | |
14 | А.К.Евтых. Рассказ «Священная река». Историческая основа и сюжет. | |
| |
15 | Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского. Творческий практикум. Исследовательский литературоведческий поиск. | |
| |
16 | Д.Г. Костанов. Рассказ «Буран». Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев. | |
| |
17 | Творческий практикум. Образ героя в фольклоре и литературе. Творческий путь С.Ф.Яхутля. | |
| |
18 | С.Ф.Яхутль. Стихотворение «Белая». Искусство изображения картин природы в различных жанрах. | |
| |
19 | С.Ф.Яхутль. Стихотворение « Город мой». Сочинение-миниатюра о своем поселке. | |
| |
20 | А. М.Гадагатль. Баллада «Подвиг». Литературная баллада как лироэпический жанр. | |
| |
21 | И.Ш.Машбаш. Стихотворение « Суровая память». Тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш.Машбаша. Образ погибшего солдата. | |
| |
| |
22 | Х.А. Ашинов. Рассказ «Деревья на ветру.» Сюжет и герои рассказа. | |
| |
23 | Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Г. К.Схаплок. Драма «Даут». | |
| |
24 | Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут». Специфика драматических произведений. Драма как род литературы, ее особенности. | |
| |
| |
25 | Обобщающий урок. Стихотворения о ВОВ. Рассказы о ВОВ. | |
| |
26. | Поэты и писатели Адыгеи. Повторение. | |
27 | Творческий путь С.И.Панеша. Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы». | |
| |
28. | Герои и события сказочной повести. | |
29 | Н. Ю. Куек. Рассказ «Мать абадзехов». Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. | |
| |
30 | Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении». | |
31 | Ю. Г. Чуяко . Отрывок из повести «Чужая боль». Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. | |
| |
32 | Осуждение народом поведения Шэуая. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. | |
| |
33 | Произведения устного народного творчества. Повторение. | |
34 | Поэты Адыгеи. Писатели Адыгеи. Повторение. | |
| |