СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование учебного курса " Адыгейская литература в 8 классе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа курса " Адыгейская литература " расчитана на 1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Планирование учебного курса " Адыгейская литература в 8 классе"»


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО курса

«АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

8 класс


( 34 часа – 1 час в неделю)


 I. Произведения устного народного творчества (2 ч.)

Богатство   отражения   мира   в   произведениях   фольклора.   Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Отражение  в фольклоре  взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа.

Сказание «Что Петерез сделал для нартов».

Герои сказания, их облик и поступки. Сила и отвага богатырей в борьбе со

злом.   Насрен   и  Прометей.   Сравнение.   Перекликание   темы   в   адыгейском фольклоре и греческой мифологии.

Творческая мастерская.

Изображение человека в фольклоре и литературе.

Сказка «Трудовые деньги».

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Современный подход к знакомым сюжетам. Решение нравственных проблем. Теория. Фольклорная и литературная сказки.

Творческая мастерская.

Средство создания характера в сказке.

Сказка «Петух-хвастун».

Обличение хвастовства и мораль сказки.

Творческий практикум.

Сочиняем современные сказки.

II. Адыгейская литература (31 ч.)

Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. Особенности языка художественной литературы.

Ахмед Джанхотович Хатков

Стихотворения «Старость», «Живи, человек».

Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.

Продление жизни своим трудом, творчеством.

Творческая мастерская.

Лирический герой. Мир его чувств. Развёрнутый ответ на вопрос: Почему старость не смогла победить поэта?

Тембот Магометович Керашев

«Абрек». Повесть в сокращении.

Быт и нравы народа. Герой повести и его судьба. Образ Зары - готовность к самопожертвованию. Психологизм произведения. Творческое задание.

Составление плана для подготовки устного сообщения.

Ибрагим Салехович Цей

«Одинокий». Повесть в сокращении.

Тяжелый     исторический     путь     адыгейского     народа,     заполненный
предательством,   угнетением   и   жуткими   преступлениями.   Беззащитность   и одиночество. Композиция. Сюжетные линии повести. Основной конфликт произведения.Герои повести.

Творческая мастерская.

Композиция и сюжет художественного произведения.

Мурат-Салихович Паранук

Стихотворение «Дерево Тлимафа».

Речи и поступки как средство характеристики героя. Сюжет и герой стихотворения. Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

Творческое задание.

Чтение и обсуждение стихотворения.

Басня «Начальник Лев и хитрая Лиса».

Басня как эпический жанр. Образ рассказчика. Особенности интонации. Композиция. Аллегория. Мораль.

Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

Творческая мастерская.

Инсценирование басни.

Аскер Кадырбечевич Евтых

Рассказ «Священная река».

Рассказ о прошлом. Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской Земли.

Выражение мыслей и чаяний маленького адыгейского народа о дружбе с великим русским народом устами старца. Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

Творческий практикум.

Исследовательский литературоведческий поиск.

Дмитрий Григорьевич Костанов

Рассказ «Буран».

Система художественных образов в рассказе.

Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.

Творческий практикум.

Образ героя в фольклоре и литературе

Сафер Махмудович Яхутль

Стихотворение «Белая».

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор.

Творческое задание.

Анализ стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть (по желанию учащихся).

Стихотворение «Город мой».

Поэт воспевает свой город. Приемы создания поэтического образа. Символ.

Творческое задание.

Сочинение-миниатюра о своем городе (селе, деревне).

Аскер Магамудович Гадагатль

Баллада «Подвиг».

Литературная баллада как лироэпический жанр. Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады на читателя.

Теория литературы.

Баллада.

Творческий практикум.

Создание балладного сюжета.

Исхак Шумафович Машбаш

Стихотворение «Суровая память».

Тема Великой Отечественной войны в лирике Машбаша. Поэтические средства, помогающие автору создать образ погибшего солдата. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения.

Хазрет Ахметович Ашинов

Рассказ «Деревья на ветру».

Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир. Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Нравственные ценности в рассказе. Творческое задание. Самостоятельный анализ рассказа.

Гисса Кагирович Схаплок

О драматурге. Драма «Даут».

Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут».Правда о человеке на войне.

Специфика драматических произведений.

Теория литературы. Драма как род литературы, ее особенности. Описание событий войны по живым следам воинов. Творческая мастерская. Как создается сценарий?

Сафер Ильясович Панеш

О писателе.

«Шеваёковы и Накачу». Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы». Особенности   сказочной  повести.   Характер   художественного   вымысла. Герои сказочной повести и сказки. Творческая мастерская. Герои и события сказочной повести.

Нальбий Юнусович Куек

Рассказ «Мать абадзехов».

Героическое прошлое народа — борьба с иноземными захватчиками. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя.

Творческий практикум.

Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

Юнус Гарунович Чуяко

О писателе.

«Шихаф». Отрывок из повести «Чужая боль».

Основные сюжетные линии. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая. Теория литературы. Стиль писателя. Творческий практикум. Сюжет для повести.

III. Развитие речи (1 ч.)

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

Сочинение-рассуждение по рассказу Д. Г. Костанова «Буран».


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

«АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»


Личностные:

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- формировать уважение к личности и её достоинству;

- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;

- формировать уважение к истории;

- формировать гражданский патриотизм, любовь к малой родине, чувство гордости за свою республику и страну

- способствовать развитию культурной и этнической толерантности;

- осуществлять рефлексию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- обучение целеполаганию;

- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

- анализировать условия достижения цели;

- устанавливать целевые приоритеты;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- принимать решения в проблемной ситуации;

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;

- создавать тексты определённого жанра;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Познавательные УУД:

- давать определения понятиям;

- обобщать понятия;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

- пользоваться изучающим видом чтения;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- строить рассуждения;

- осуществлять сравнение;

- излагать содержание прочитанного текста выборочно;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осуществлять анализ;

- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- осуществлять классификацию.

Предметные знания:

- знать биографические сведения о писателе;

- знать содержание прочитанных литературных произведений;

- понятие о приключенческой литературе и литературном герое;

- знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе;

- знать: что такое литературный портрет;

- знать отличительные признаки стихотворной речи;

- знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе;

- знать изученные теоретико-литературные понятия.

Предметные умения:

- формулировать собственное отношение к произведениям адыгейской литературы;

- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

- уметь характеризовать героев;

- определять роль портретной характеристики героя;

- видеть в тексте средства создания характера героя;

- узнавать приключенческую литературу по её признакам;

- уметь делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы;

- уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- уметь писать сочинения разных жанров;

- уметь анализировать литературное произведение;

- уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;

- уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка;

- создавать устное монологическое высказывание;

- уметь отличать литературный портрет от обычной биографии;

- уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции;

- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

- уметь сопоставлять героев;

- уметь понимать ключевые проблемы произведения;

- уметь сопоставлять произведения;

- уметь сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении;

- читать выразительно наизусть стихотворения;

- уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам;

- уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы;

- уметь различать повесть и рассказ по их признакам;

- уметь различать в произведении автора и рассказчика;

- определять стихотворный размер;

- понимать русское слово в его эстетической функции.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п\п


Тема урока




I. Произведения устного народного творчества

1.

Жанровое разнообразие фольклорных произведений.

Нартский эпос.




2.

Творческая мастерская. Сочиняем современные сказки.


II. Адыгейская литература

3.

Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа.

Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России.




4.

Особенности языка художественной литературы.

А.Д. Хатков. Стихотворение «Старость».




5.

А.Д. Хатков. Стихотворение «Живи, человек».

Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.




6.

Творческий путь Т.М.Керашева.

Т.М.Керашев. Повесть «Абрек».(1 часть)




7.

Т.М.Керашев. Повесть «Абрек».(2 часть)


8.

Т.М.Керашев. Повесть «Абрек».(3 часть)

Быт и нравы народа.




9.

Психологизм произведения.

Образ Зары - готовность к самопожертвованию.




10

Творческий путь И.С.Цея.

Повесть «Одинокий».

Сюжетные линии повести.






11.

М.С.Паранук. Стихотворение «Дерево Тлимафа».

Автор и герой. Благородство как нравственная категория.




12.

М.С.Паранук. Басня «Начальник Лев и хитрая Лиса».

Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.




13.

Творческая мастерская. Инсценирование басни.


14

А.К.Евтых. Рассказ «Священная река».

Историческая основа и сюжет.




15

Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

Творческий практикум. Исследовательский литературоведческий поиск.




16

Д.Г. Костанов. Рассказ «Буран».

Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.




17

Творческий практикум. Образ героя в фольклоре и литературе.

Творческий путь С.Ф.Яхутля.




18

С.Ф.Яхутль. Стихотворение «Белая».

Искусство изображения картин природы в различных жанрах.




19

С.Ф.Яхутль. Стихотворение « Город мой».

Сочинение-миниатюра о своем поселке.




20

А. М.Гадагатль. Баллада «Подвиг».

Литературная баллада как лироэпический жанр.




21

И.Ш.Машбаш. Стихотворение « Суровая память».

Тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш.Машбаша.

Образ погибшего солдата.






22

Х.А. Ашинов. Рассказ «Деревья на ветру.»

Сюжет и герои рассказа.




23

Обычаи и традиции народа в воспитании человека.

Г. К.Схаплок. Драма «Даут».




24

Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут».

Специфика драматических произведений.

Драма как род литературы, ее особенности.






25

Обобщающий урок. Стихотворения о ВОВ.

Рассказы о ВОВ.




26.

Поэты и писатели Адыгеи. Повторение.


27

Творческий путь С.И.Панеша.

Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы».




28.

Герои и события сказочной повести.


29

Н. Ю. Куек. Рассказ «Мать абадзехов».

Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей.




30

Сочинение-рассуждение

«Борьба чувства и долга в литературном произведении».


31

Ю. Г. Чуяко . Отрывок из повести «Чужая боль».

Обычаи народа в воспитании человеческих качеств.




32

Осуждение народом поведения Шэуая.

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.




33

Произведения устного народного творчества. Повторение.


34

Поэты Адыгеи.

Писатели Адыгеи. Повторение.