МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»
МО – Пригородный район РСО - Алания
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от ___.___.2021 г. Руководитель ШМО ________/____________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР __________ /Уртаева В.В./ « ____ » ___________ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________/Чернуцкая Н.А./ « ____ » _____________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изобразительное искусство
Уровень общего образования: начальное общее образование
Класс: 1
Количество часов: 33 ч (1 час в неделю)
Учитель: Бадтиева Ф.Р.
Рабочая программа к учебнику Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Т.В. Селивановой, Н.Л. Селиванова «Изобразительное искусство» для 1 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.— (ФГОС. Начальная инновационная школа).
2021/2022 учебный год
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом для общеобразовательных учреждений на предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе выделено 33 часа (из расчета 1 час недельной нагрузки).
По плану – 33 ч, по факту – 30 ч, так как 3 урока выпадают на праздничные дни (22.11, 23.02 и 08.03.2022 г.). Выполнение программы будет произведено за счёт уплотнения программного материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В 1 КЛАССЕ
Планируемые результаты обучения напрямую соотносятся с требованиями ФГОС нового поколения к учебным программам начальной школы и распределяются на три группы: предметные, метапредметные и личностные.
Под предметными результатами ФГОС предусматривает освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты представлены в четырёх направлениях художественной деятельности обучающихся – графическая грамота, восприятие искусства и действительности, хоровод искусств (формирование художественного образа средствами разных видов искусств) и компьютерный проект.
Освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно творчески раскрывать индивидуальный художественный замысел, находить ориги-
нальное решение поставленной художественной задачи;
владеть художественными терминами (языком) изобразительного искусства: ритм, форма, композиция, пространство, динамика;
познавать действительность и создавать образы в разных видах художественного творчества (архитектура, живопись, графика) на основе произведений художественной прозы, поэзии, музыки, танца;
владеть навыками графической грамоты (художественные материалы; работа с цветом, формой, объёмом, пространством);
владеть способами композиционной организации творческой работы, которая проявляется в манере, цветовом и пространственном решении, осознанном выборе объектов изображения;
применять знания общих законов построения отдельного предмета, основ условной передачи пространства (линейная и воздушная перспектива), правила композиционного размещения объектов изображения в плоскости листа, создавать объёмное изображение;
создавать сюжет, работать с формой и материалами изображения, цветовой гаммой, палитрой, использовать знания цветоведения (получение составных цветов), выразительные возможности графики и её видов;
самостоятельно ставить и решать художественные задачи.
Обучающиеся получат возможность:
расширить свои художественные представления, развить творческую инициативу, овладеть графической грамотой, изобразительными техниками, художественными материалами и инструментами на таком уровне, при котором техническая сторона изобразительной деятельности не является препятствием в воплощении художественного замысла;
самостоятельно создавать художественный продукт на основе наблюдений за окружающей действительностью и по представлению; развивать фантазию и воображение на основе жизненного опыта и обогащения художественными образами, выполнения творческих заданий;
совершенствовать навыки владения графической грамотой (художественные инструменты и материалы) при выражении чувств, цвета, формы, звука, слова, действия;
развивать пространственное восприятие, осваивать способы передачи пространства в искусстве, его многомерности (географическое, историческое, культурное, национальное), которые проявляются в архитектуре, быту, праздниках, одежде и т.д.
Восприятие искусства и действительности
Обучающиеся научатся:
• понимать, что все виды искусства имеют единую цель – познание и отражение мира, в котором живёт
человек. Характер произведения, его форма, выразительный язык зависят от исторического периода, национального и культурного наследия, региональных и природных особенностей, мировоззрения, миропонимания и личного отношения автора произведения к происходящим событиям;
испытывать чувство радости от совершаемого художественного действия; слушать и слышать, видеть и замечать красоту и гармонию мира, запечатлённую в произведениях разных видов искусства;
различать интонации в музыке, живой поэтической речи, нюансы в цветовых композициях;
воспринимать художественно организованное звучание красок, линий, форм, цвета; пластики движения, динамики, танца.
Обучающиеся получат возможность:
развивать эмоционально-чувственную сферу в процессе восприятия искусства и самостоятельной творческой деятельности, через освоение разнообразия формы, цвета, звука, слова, движения – предметной, природной и художественно организованной среды (пространства); возможности самореализации в любой из форм творческой деятельности (индивидуальный проект, парная и групповая работа);
формировать навыки художественного восприятия, понимание того, что искусство и культура являются первоосновой взгляда на мир;
познакомиться с культурой народов, живущих на территории России, сравнить особенности культуры народов России и других стран (родная природа, язык, обычаи).
Хоровод искусств
Обучающиеся научатся:
• понимать и раскрывать в художественных изобразительных образах многообразие сенсорного наполнения пространства: художественно-образное пространство литературного, музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры, «образной хореографии», кино и театра;
выделять единые для всех видов искусства средства выразительности, такие, как динамика, ритм, композиция, интонация, форма.
Обучающиеся получат возможность:
видеть и замечать общее и различное в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, графика, архитектура, скульптура, музыка, театр, кино, танец), выразительные средства художественного языка (ритм, форма, композиция, пространство, динамика);
осваивать общие художественно-выразительные особенности образного языка искусства (ритм, настроение, движение, композиция, пространство), активно использовать их в своём творчестве.
Метапредметными результататами изучения курса являются освоение обучающимися универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Обучающиеся научатся:
ставить и решать задачи исследовательского характера, предвидеть результат творческих усилий и цель выполнения работы;
поэтапно выполнять творческую работу (от общего к частному), определять необходимые инструменты, материалы для работы, осуществлять личностный контроль за учебными действиями, оценивать их успешность в соответствии с поставленной задачей;
анализировать причины успеха (неуспеха) в учебной и творческой деятельности, находить формы и методы исправления сложившихся ситуаций, брать инициативу на себя в нестандартных ситуациях и в процессе коллективных работ и приводить группу к успеху; работать в коллективе, группе;
проявлять потребность в самореализации в творчестве и способность к объективному взаимодействию с одноклассниками в процессе освоения искусства и других областей знаний;
проявлять потребность в художественно-эстетической организации своего ближайшего окружения; любоваться природой, бережно к ней относиться, понимать значение цикличности и ритма в природе и в жизни, географической, климатической, национальной и культурной составляющих социума.
Обучающиеся получат возможность:
развивать культуру восприятия, эмоциональную отзывчивость и способность эмоционально откликаться на художественное, эстетическое в природе, искусстве, социуме и своём ближайшем окружении;
развивать культуру речи и обогащать словарный запас (владение терминами и понятиями, принятыми в искусстве; выразительными средствами, едиными для разных искусств);
развивать проектно-поисковые формы мышления, позволяющие работать с информационными и коммуникационными технологиями; зрительную, музыкальную, моторную память, пополнять свою копилку зрительных образов и использовать её в собственном творчестве;
развивать культуру общения (готовность слушать и слышать друг друга, вести диалог на языке искусства, принимать существование иных точек зрения, находить нужные аргументы при изложении своего мнения, высказывать самостоятельные суждения);
научится переносить художественный образ из одного вида искусства в другой, использовать в работе поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока, совершать логические действия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
развивать пространственное ощущение мира; представления о взаимосвязи любого объекта, цвета, пластики движения, слова, звука, формы с окружением.
Личностные результаты предполагают формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, наличие мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловых установок, которые отражают индивидуально-личностные позиции и качества и социальные компетенции.
Обучающиеся научатся:
работать в коллективе и группе, проявлять доброжелательность при обсуждении творческих работ одноклассников, брать ответственность на себя за общий результат и выполнение своего участка работы, принимать активное участие в беседе;
проявлять потребность в творческой самореализации, в общении с искусством, интерес к явлениям культуры и искусства, воспринимать искусство как одну из форм познания мира и самовыражения;
проявлять способность самостоятельно вычленять (ставить) художественную задачу и решать её доступными средствами, понимать личностный смысл учения и творчества;
бережно относиться к культурному, историческому, духовному, художественному наследию; понимать, для чего необходимо изучать искусство и заниматься изобразительной деятельностью.
Обучающиеся получат возможность:
научиться применять знания, полученные на занятиях по изобразительному искусству, в жизни и освоении других учебных дисциплин;
формировать композиционное и проектное мышление, развивать воображение и фантазию, творческий потенциал;
формировать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, эмоционально-образное восприятие мира природы и своего непосредственного окружения, способность эстетической и художественной оценки произведений искусства и явлений действительности;
формировать патриотические чувства; интерес к истории своей страны, малой родины, семьи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 1 КЛАССЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
1 | Художник – профессия видеть красоту мира | 3 | |
2 | Всё о цвете | 3 | |
3 | Когда все искусства вместе | 2 | |
4 | Жанры изобразительного искусства | 6 | |
5 | Школа изобразительного искусства | 9 | |
6 | Пространственные виды изобразительного искусства | 2 | |
7 | Создание образа | 5 | |
| Итого | 30 | |
| |
№ п/п | Направления художественной деятельности | Кол-во часов |
1 | Графическая грамота (освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства) | 15 |
2 | Восприятие искусства и действительности (развитие художественного сознания) | 7 |
3 | Хоровод искусств (формирование художественного образа средствами разных видов искусства) | 8 |
| Итого | 30 |
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Планируемые сроки |
план | факт |
1 | Какими были первые рисунки | | |
2 | Чем и как рисует художник | | |
3 | Окружающий мир в картине | | |
4 | Мир вокруг наполнен цветом | | |
5 | Художник и его палитра | | |
6 | Гуашевые краски | | |
7 | Где живут картины | | |
8 | Жанры изобразительного искусства | | |
9 | Художник-скульптор | | |
10 | Что такое рельеф | | |
11 | Мастерская художника | | |
12 | Твоя творческая мастерская | | |
13 | Художник-прикладник | | |
14 | Ритм и узор | | |
15 | Где живёт ритм | | |
16 | Композиция | | |
17 | Рождение сюжета. Эскиз | | |
18 | Картинная плоскость и формат | | |
19 | Какое бывает пространство | | |
20 | Добежать до горизонта | | |
21 | Настроение в картине | | |
22 | Художник и его картины | | |
23 | Художник-архитектор | | |
24 | Художник-дизайнер | | |
25 | Быть волшебником интересно | | |
26 | Нарисованная сказка | | |
27 | Живой мир в узоре | | |
28 | Главный герой картины | | |
29 | Мы рисуем человека | | |
30 | Художник и компьютер | | |