СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование уроков родного русского языка 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В приложение к рабочей программе есть КИМ для промежуточной аттестации

Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков родного русского языка 6 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 п. Известковый»

(МКОУ СОШ № 9 п. Известковый)



Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № _____

от «__»________2020г

Согласовано

зам. директора по УВР

______Шевченко Г. Ф.

«__»________2020г


Утверждено

Приказом директора №___

от «__»________2020г

Директор____Шумилина Л. С.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному русскому языку

для 6 класса

(базовый уровень)











Составитель:

Бармина Галина Вадимовна,

учитель





с. Двуречье, 2020 год





Планируемые результаты изучения предмета

Настоящая примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 6 класса разработана на основе

-требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

-примерной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Цель примерной рабочей программы соотносится с главными задачами реализации основной образовательной программы основного общего образования:

- воспитание ценностного отношения к родному языку (русскому) как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа;

- познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.

- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родного языка народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком (русским) во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм.

Родной (русский) язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Задачи изучения родного языка (русского) в школе:

• формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

• усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

• овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

• овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

Родной язык (русский) является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования и формированием у школьников различных видов компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Владение родным языком (русским), умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения родного языка (русского) создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Методической основой изучения курса русского языка в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» как части предметной области «Родной язык. Родная литература» основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка» и др.

Исходя из уровня сформированности лингвистической компетенции выпускников начальной школы, в 6 классе возникает необходимость в создании условий восприятия лингвистической теории, развития навыков речевого общения, формирования устойчивых навыков владения языком и совершенствования на этой основе навыков языкового анализа. В связи с этим курс родного языка (русского) в 6 классе направлен не только на повторение и обобщение лингвистических знаний, но и на развитие умений в области основных разделов русского языка, связанных с анализом и созданием текстов разных стилей, типов речи. Большое значение придаётся развитию навыков самоорганизации, самостоятельной деятельности, самоконтроля, самооценки.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО в ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся должны приобрести опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Именно поэтому в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности.

Изучение родного языка (русского) – языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»

Представленная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как согласования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе, в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

• определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся научится:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся научится :

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся научится:

• определять свое отношение к природной среде;

• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся научится:

• определять возможные роли в совместной деятельности;

• играть определенную роль в совместной деятельности;

• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся научится:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся научится:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.


Предметные результаты

1. Совершенствование разных видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования.

3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков.

4. Расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка.

5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.

6. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


 





































Содержание тем учебного предмета «Родной (русский) язык» 

6 КЛАСС (17 часов) 

Раздел 1. Язык и культура (5 ч) 

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. 

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. 

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. 

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.). 

Раздел 2. Культура речи (5 ч) 

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. 

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение. 

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов. 

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления антонимов. 

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления лексических омонимов. 

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. 

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. 

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). 

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). 

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. 

Речевой этикет 

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.  

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч) 

Язык и речь. Виды речевой деятельности 

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. 

Текст как единица языка и речи 

Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. 

Функциональные разновидности языка 

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». 

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.  

Публицистический стиль. Устное выступление.  

Язык художественной литературы. Описание внешности человека. 


Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Формы контроля

Язык и культура (5 часов)


1

Краткая история русского литературного языка.

1


2

Роль церковнославянского языка в развитии русского языка.

1


3

Диалекты как часть народной культуры.

1


4

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.

1


5

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

1

тест

Культура речи (5 часов)


6

Русская орфоэпия. Стилистические особенности произношения и ударения.

1


7

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.

1


8

Стилистическая окраска слов.

1


9

Речь правильная. Основные грамматические нормы.

1


10

Речевой этикет. Национальные особенности и устойчивые формулы речевого этикета в общении.

1

Контрольная работа

Речь. Речевая деятельность. Текст (7 часов)


11

Язык и речь. Эффективные приёмы чтения.

1


12

Текст как единица языка и речи. Тематическое единство текста. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

1


13

Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная работа

1

Устное выступление

14


1


15

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения.

1

Устное выступление

16

Публицистический стиль. Устное выступление.

1

Устное выступление

17

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

1

сочинение


































Приложение 1.


Количество контрольных, практических работ



п/п

Тема

К-во часов

Кол-во контрольных работ

1

Язык и культура

5


2

Культура речи

5


3

Речь. Речевая деятельность. Текст

7




17 ч





































Приложение 2.


Аннотация к рабочей программе по учебному предмету

«Родной русский язык», 6 класс (ФГОС)


1. Нормативно-правовая основа изучения родных языков из числа языков народов России

при получении основного общего образования

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об обра­зовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11.«Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14. «Язык образования».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644); приказ от 29 декабря 2014 г. N 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г №1897», Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

3. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 31 января 2018г. № 2/18.

Цели учебного предмета «Родной язык (русский)»

Целями реализации программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» являются:

 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

 углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

 совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Учебный план школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает обязательное изучение предмета «Родной язык (русский)» на этапе.

Срок реализации программы- 1 год

Содержание программы представлено следующими темами:

Язык и культура - 5ч

Культура речи - 5 ч

Речь. Речевая деятельность. Текст - 7ч


Формы контроля: диктант (с заданием, словарный, подготовленный, объяснительный, предупредительный, терминологический); тестирование; составление сложного и простого плана к тексту; составление диалога на заданную тему; редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок); работа с деформированным текстом.

Рабочая программа составлена на 17 часа (0,5 часа в неделю)


Форма промежуточной аттестации. Авторская программа отводит на изучение темы «Речь. Речевая деятельность. Текст»-7 часов ; рабочая программа отводит на изучение материала 6 часов и 1 час на проведение промежуточной аттестации в форме комплексная контрольная работа.

Список учебников и Интернет-ресурсов, используемых для реализации программы.

  1. Русский родной язык. 6 класс:учебн.пособие для общеобразоват., организаций. О.М. Александрова и др.-М.: Просвещение, 2020

Свободные образовательные Интернет-ресурсы:

  1. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Электронные носители, сайты в Интернете

  1. Ассоциативный орфографический словарь. Практикум по русскому языку. 5 класс. – М.: «Планета».

  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f- 443c-860d-7732ffefb663.

  3. Русский язык. 5 класс. Электронный тренажёр – М.: «Планета»

  4. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа: http://www. gramota. Ru

Приложение 3.

Система оценки достижения планируемых результатов

Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В рамках оценивания личностных результатов  возможна неперсонифицированная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;

участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения;  готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Особенности оценки метапредметных результатов

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;   способность работать с информацией;  способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;  способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;  способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется учителем в ходе текущего контроля. Содержание и периодичность текущего контроля устанавливает учитель. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.

Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита проекта.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности по данному предмету.

Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки на основе представленных планируемых результатов.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Учебная литература

Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций; под ред Л.А. Вербицкой. – М.: Просвещение, 2019.

Русский родной язык: 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций; под ред Л.А. Вербицкой. – М.: Просвещение, 2019.


Дидактические материалы

Русский язык. Развитие письменной речи: 5 – 6 классы: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / А.И. Левинзон. – М.: Вентана – Граф. 2014.

Русский язык. 5 класс. Словарные слова без ошибок. Рабочая тетрадь. ФГОС / Еремина О.А. М.: Вентана – Граф. 2015.


Методические материалы

Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования с углубленным изучением русского языка.







































Приложение 4.

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по родному (русскому) языку за курс 6 класса

Цель – выявление уровня освоения предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ООП и стандарта.


СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольной работы для учащихся__6__ класса по родному (русскому) языку для оценки достижений учащихся.

  1. Назначение КИМ. Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы по родному (русскому) языку___ Основная цель и содержание работы определены с учетом Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.______________

  2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура контрольной работы по предмету разработаны на основе следующих документов и методических материалов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 мая 2012 года. № 413;

2. Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования по литературе ФГОС; (стандарты второго поколения) от 17.12.2010г.

Распределение заданий по разделам программ (ы)


Раздел работы

Раздел программы (содержательная линия)

Тестирование

Орфоэпия.


Лексика.


Грамматика.

Анализ текста.

Текст.


Лексика.

Письмо

Сочинение – рассуждение по предложенной теме.



Распределение заданий по уровню сложности

№ п/п


Раздел работы

Количество заданий базового

уровня сложности

Количество заданий

Повышенного

уровня сложности

1.

Тестирование

7


2.

Анализ текста.

3


3.

Письмо


1


Всего

92%

8%



Инструкция по проверке и оценке работ

задания

Планируемый результат

(проверяемые элементы

содержания)

Уровень сложности

Максимальный балл

1

Орфоэпия. Определение правильного произношения слова

базовый

1

2

Лексика. Нахождение диалектизмов в предложенных предложениях.

базовый

1

3

Лексика. Подбор русского варианта представленных заимствованных слов.

базовый

4

4

Лексика. Нахождение неологизма .

базовый

1

5

Лексика. Определить строку с омонимами.

базовый

1

6

Лексика. Замена выделенных слов фразеологизмами.

базовый

5

7

Грамматика. Нахождение ошибки в именах существительных, стоящих во мн.ч., род. падежа.

базовый

1

8

Определение функциональной разновидности текстов с описанием.

базовый

8

9

Нахождение в предложенном тексте антонимов.

базовый

2

10

Составление синонимичного или омонимичного ряда.

базовый

2

11

Создание собственного текста в соответствии с коммуникативной задачей.

повышенный

2


Логичное построение самостоятельно созданного текста


2


Соблюдение орфографических норм.


2


Соблюдение пунктуационных норм.


2


Соблюдение речевых и грамматических норм.


2

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение 1,2,4,5,7 заданий по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. В третьем задании с кратким ответом 4 балла, в шестом- пять. За верное выполнение с 8-10 задание с кратким ответом по 2 балла. За неполный ответ 1 балл . За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся в целом , - 26 баллов

За выполнение высокого уровня ( развернутого ответа) - 10 баллов. Максимальное количество баллов за всю работу – 36 баллов.

Критерии оценивания развернутого ответа

Критерии оценивания

Баллы

Содержание ответа (сочинение)

Работа соответствует теме и заданию, приведены аргументы, фактические ошибки отсутствуют.

2

Работа соответствует теме и заданию, приведены аргументы, но есть фактическая ошибка.

1

Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания

0

Речевое оформление ответа (сочинения)

Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения

2

Допущена одна логическая ошибка

1

Допущено более 1 логической ошибки

0

Грамотность

 

Соблюдены орфографические нормы. (не допущено ни одной орфографической ошибки).

2

Допущены 1-2 орфографические ошибки.

1

Допущено боле двух ошибок.

0

Соблюдены пунктуационные нормы. (не допущено ни одной пунктуационной ошибки).

2

Допущены 1-2 пунктуационные ошибки.

1

Допущено боле двух ошибок.

0

Соблюдены речевые и грамматические нормы (не допущено речевых и грамматических ошибок)

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Максимальное количество баллов

10


 

Рекомендуемая шкала выставления школьных отметок


Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл

34-36 баллов

27-33 баллов

18-26 баллов

0-17 баллов

Уровень обученности

повышенный

базовый

недостаточный


Комплексная контрольная работа по родному (русскому) языку.

( 6 класс)

I вариант.

Часть 1.

Задание 1.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

а)Эксперт; б) кухОнный; в) ходатАйство; г) закУпорить.

Задание 2. В каком случае выделенное слово является диалектным?

а) Соседка угостила меня пирожками.

б) Петя добросовестно работал на уборке территории.

в) Бабушка попросила принести ей бураков.

г) Оркестром руководит новый дирижер.

Задание 3. Подбери к заимствованному слову русский вариант слова.

Шоу-

Имидж-

Боты-

Эксклюзивный-

Задание 4. Какое из слов является неологизмом?

а) стрит-арт;

б) календарь;

в) физра;

г) боярин.

Задание5. Определите строку с омонимами.

а) Газированная вода – путешествовать по воде;

б) Сосновый бор – зубоврачебный бор;

в) Струя воздуха – деревенский воздух;

г) Отправить багаж – умственный багаж;

д) Русская азбука – нотная азбука

Задание 6. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
Мальчик бежал быстро (1) в магазин.

  • Его обманывают (2), а он об этом даже не подозревает.

  • Весь день Саша бездельничал. (3)

  • Дедушка с бабушкой живут далеко. (4)

  • Выпила Маша лекарство, и болезнь прошла. (5).

_____________________________________________________________________________

Водить за нос, как рукой сняло, сломя голову, у черта на куличках, бить баклуши.


Задание7. Выпиши из предложения слово, в котором допущена ошибка в употреблении окончаний имен существительных в родительном падеже.

Мама зашла в магазин и купила несколько пар ботинок для моих братьев, носков, но, к сожалению, не нашла моего размера чулков.

Часть 2.

Задание 8. Прочтите отрывки и определите функциональную разновидность описательного текста.

  1. Тетерев – птица красивая: черное оперение с сине-зеленым отливом, хвост лировидной формы с контрастным белым подхвостьем, брови насыщенного ярко-красного цвета. Участки белых перьев у тетеревов часто называют зеркалами.

  2. Тетерев — это крупная птица семейства фазановых, получившая широкое распространение и обитающая в лесах, лесостепях и, частично, степях Евразии, в том числе, и в России. В основном, тетерев ведёт оседлый образ жизни, причём, селиться предпочитает на опушках леса, рядом с лесом и в долинах рек.

  3. Тетерев-косач – типичный представитель своего рода. За перья хвоста, похожие на черные косички, он и получил второе название. Размеры самцов в среднем достигают 60 см и веса до 1,5 кг. Тетеревиная касатка меньше: вырастает до 50 см, весом не больше 1 кг. Окрас тетерок более пестрый и приближен к рыжевато-коричневым или серым оттенкам, хвост короче.

  4. Птицы - это одна из шести основных групп животных, имеющие отличительные признаки, включая их перья и способность летать (у большинства видов). Наша планета является домом для более 10 000 известных видов птиц. Тетерева относятся к отряду курообразных.

а) определение;

б) определение-дефиниция;
в) описание;
г) пояснение.

Задание 9. Из первого текста выпишите антонимы.

Задание 10. Подберите синонимичный ряд к слову красивый.

Часть III.

Напишите сочинение на тему: Портрет друга (описание). Объём 5-10 предложений. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

II вариант

Задание 1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

а)ЩемИт; б) ободрАла; в) прозорлИва; г) красИвейший.


Задание 2. В каком случае выделенное слово является диалектным?

а) На Пасху всю ночь пекли куличи.

б) У кочета очень красивый хвост.

в) По утрам мы слышим птичий гомон.

г) Зима решила взять реванш.

Задание 3. Подбери к заимствованному слову русский вариант слова.

Паркинг-

Секьюрити-

Обелиск-

Постер-

Задание 4. Какое из слов является неологизмом?

а) бензопила;

б) чизбургер;

в) освидетельствование;

г) карандаш.

Задание 5.  Определите строку с омонимами.

а) Пилю дрова – железная пила;

б) Почитать книгу – почёт ветеранам;

в) Солнечный свет – объехал весь свет;

г) Длинная коса – косить траву;

д) Сражаться мечом – мечи дальше

Задание 6. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой. 
Учитель объясняла решение задачи, но Ваня не слушал (1).

  • Наташа узнала, что поездка откладывается, и загрустила (2).

  • Неинтересно (3) выполнять однотипную работу.

  • Сильно любит (4) бабушка своего внука.

  • И жили они дружно (5).

_____________________________________________________________________________

Душа не лежит, душа в душу, души не чаять, пропустить мимо ушей, повесить нос.


Задание7. Выпиши из предложения слово, в котором допущена ошибка в употреблении окончаний имен существительных в родительном падеже.

Мы пришли в магазин и купили несколько килограммов мандарин, яблок и апельсинов.

Часть 2.

Задание 8. Прочтите отрывки и определите функциональную разновидность описательного текста.

  1. Земля — третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы. Самая плотная, пятая по диаметру и массе среди всех планет и крупнейшая среди планет земной группы.

  2. Мировой океан Земли – подземные воды и континентальные воды, причем каждая группа включает подгруппы более низких уровней. Так, в атмосфере вода находится в стратосфере и тропосфере, на земной поверхности выделяют воды океанов, морей, рек, озер, ледников, в литосфере- воды осадочного чехла, фундамента.

  3. Планеты – это объекты, вращающиеся вокруг Солнца, обладающие достаточной массой, чтобы быть круглыми или почти круглыми, не являющиеся спутником какого-либо другого объекта. К планетам относятся Земля, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Меркурий, Уран, Нептун.

  4. Приблизительно 70,8 % поверхности планеты Земля занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. На материках расположены реки, озёра, подземные воды и льды, вместе с Мировым океаном они составляют гидросферу. Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на поверхности какой-либо из известных планет Солнечной системы, кроме Земли.

а) определение

б) определение-дефиниция
в) описание
г) пояснение

Задание 9. Из первого текста выпишите прилагательное простой превосходной степени и подбери к нему антоним.

Задание 10. Подберите синоним к слову плотный.

Часть III.

Напишите сочинение на тему: Портрет героя художественного произведения (описание). Объём 5-10 предложений. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

III вариант

Задание 1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

а)СливОвый; б) звОнит; в) полОжить; г) облегчИт.

Задание 2. В каком случае выделенное слово является диалектным?

а) Бабушка ходит в лес с кошевкой.

б) В марте в лесу появились первые проталины.

в) В летний борщ хорошо добавлять свекольную ботву.

г) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света. 

Задание 3. Подбери к заимствованному слову русский вариант слова.

Саммит-

Консенсус-

Презентация-

Тинейджер-

Задание 4. Какое из слов является неологизмом?

а) франшиза

б) берет

в) кафтан

г) духи

Задание 5. Определите строку с омонимами.

а) Мраморная доска – школьная доска;

б) Утренняя заря – заря свободы;

в) Пшеничное зерно – жемчужное зерно;

г) Десятичная дробь – барабанная дробь;

д) Тяжёлая дума – приятная дума.

Задание 6. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
Встали очень рано (1) и отправились в путь.

  • Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).

  • «Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.

  • Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)

  • Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).

_____________________________________________________________________________

От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.


Задание7. Выпиши из предложения слово, в котором допущена ошибка в употреблении окончаний имен существительных в родительном падеже.

Много калмыков, киргизов, таджиков приехало на национальный праздник, однако не было татаров.

Часть 2.

Задание 8. Прочтите отрывки и определите функциональную разновидность описательного текста.

1. Обыкновенная лисица- самый крупный представитель рода лисиц. Вес лисы достигает 10 килограмм, а длина тела вместе с хвостом 150 см. В зависимости от местности проживания окрас лисицы может несколько различаться по тоновой насыщенности, но основным цветом спины и боков остается ярко-рыжий, а брюха – белый. На ногах отчетливо прослеживаются черные «чулки». Характерным признаком обыкновенной лисицы служит белый кончик хвоста и темные, почти черные ушки.

2. Лиса (лисица)– это хищное млекопитающее, относится к отряду хищные, семейству псовые.

3. Псовые- семейство млекопитающих отряда хищных, включающие в себя подсемейства: Волчьи, собачьи, Большеухие лисицы, обитающие на всех континентах, легко адаптирующиеся к климатическим условиям, живущие в основном в стаях.

4. Цвет лисы может быть песочным, рыжим, желтоватым, бурым с отметинами черного или белого цвета. У некоторых видов цвет меха может быть практически белым или черно-бурым. В северных широтах лисы более крупные и имеют более светлый окрас, в южных странах окрас лисицы более тусклый, а размеры животного более мелкие.

а) определение

б) определение-дефиниция
в) описание
г) пояснение

Задание 9. Из первого текста выпишите антонимы.

Задание 10. Подберите синонимичный ряд к слову брюхо.

Часть III.

Напишите сочинение на тему: Портрет твоего героя (описание). Объём 5-10 предложений. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

IV вариант
Задание 1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

а)ДОнизу; б) знАчимый; в) клалА; г) лЕкторов.

Задание 2. В каком случае выделенное слово является диалектным?

а) Люди на праздник приносят транспаранты.

б) Я бы свел тебя к пустырю.

в) Испекла мама на праздник каравайцы.

г) От него отказались, как от человека ленивого.

Задание 3. Подбери к заимствованному слову русский вариант слова.

Ланч-

Прайм-тайм-

Консенсус-

Ремейк-

Задание 4. Какое из слов является неологизмом?

а) ланиты

б) тюнинг

в) портфель

г) кепка

Задание5. Определите строку с омонимами.

а) Дверной ключ – лесной ключ;

б) Тихий голос – внутренний голос;

в) Запасной выход – выход из положения;

г) Светлая голова – городской голова;

д) Книжный базар – птичий базар.

Задание 6. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой. 
Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.

  • Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.

  • У каждого человека есть слабое место (3).

  • Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.

  • Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).

_____________________________________________________________________________

Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой.

Задание7. Выпиши из предложения слово, в котором допущена ошибка в употреблении окончаний имен существительных в родительном падеже.

На столе лежало много запечатанных вафель, неотваренных макаронов, которые нужно было сварить.

Часть 2.

Задание 8. Прочтите отрывки и определите функциональную разновидность описательного текста.

1. Дерево — жизненная форма деревянистых растений с единственной, отчетливо выраженной, многолетней, в разной степени одревесневшей, сохраняющейся в течение всей жизни, разветвленной (кроме пальм) главной осью — стволом.

2. Сосна – это светолюбивое растение. Время цветения наступает в конце весны, но процесс происходит без появления цветков. В итоге образуются сосновые шишки, которые отличаются многообразием форм, размеров и цветов.

3. Сосна (лат. Pinus) – это вечнозеленое хвойное дерево, кустарник или стланик, относится к классу хвойные, порядку сосновые, семейству сосновые, роду сосны.

4. Мужские шишки большинства видов сосен имеют вытянутую, цилиндрически-эллипсоидную форму и длину до 15 см. Женские шишки сосны, в основном, округлые, широкояйцевидные или слегка приплюснутые, длиной от 4 до 8 см. Цвет шишек, в зависимости от вида, может быть желтым, коричневым, кирпично-красным, фиолетовым и почти черным.

а) определение

б) определение-дефиниция
в) описание
г) пояснение

Задание 9. Из четвертого текста выпишите антонимы.

Задание 10. Подберите омоним к слову шишка.

Часть III.

Напишите сочинение на тему: Портрет одноклассника (описание). Объём 5-10 предложений. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

г

б

г

в

2

в

б

а

в

3

представление, образ, сапоги, исключительный

стоянка, охранник, памятник, плакат

встреча на верхах, согласие, представление, подросток

второй завтрак, лучшее время, согласие, передел

4

а

б

а

б

5

б

в

г

а

6

сломя голову, водить за нос, бить баклуши, у черта на куличках, как рукой сняло

пропустить мимо ушей, повесить нос, душа не лежит, души не чаять, душа в душу.

ни свет ни заря, от корки до корки, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то, руки не доходят

бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой, ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить

7

чулок

мандаринов

татар


8

1-в

2-б

3-г

4-а

1-б

2-в

3-а

4-г

1-г

2-б

3-а

4-г

1-а

2-в

3-б

4-г

9

белый-черный

наименьший

белый-черный

мужские-женские

10

симпатичная, привлекательная, очаровательная и т.д.

насыщенная, уплотненная, заполненная и т.д.

пузо, живот, чрево.

Шишка- начальник, влиятельный человек.

 

Задание повышенного уровня с развернутым ответом.

1

сочинение- рассуждение на проблемный вопрос

сочинение- рассуждение на проблемный вопрос

сочинение – рассуждение на проблемный вопрос

сочинение-рассуждение на проблемный вопрос