Составил: Автухов Д. И.
Главный замысел программы воспитания и социализации учащихся – обновление традиционных форм работы с коллективами учащихся и педагогов в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к воспитательной работе образовательных организаций. Одним из условий успешной реализации воспитательного потенциала является интеграция систем общего, дополнительного, внешкольного дистанционного образования; деятельности классных руководителей и воспитанников в условиях урочной и внеурочной деятельности, позволяющая активизировать личностный потенциал учащихся. Ориентация на базовые национальные и общечеловеческие ценности требует создания условий для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Учитывая требования ФГОС, для реализации Программы необходима работа по совершенствованию уклада школьной жизни, способствующего формированию активной социально-образовательной среды.
- личностный подход в воспитании. Признание личности развивающего человека в качестве высшей социальной ценности, учет своеобразия и уникальности каждого ребенка.
- единство воспитания, обучения и развития – важнейшее условие формирования целостной личности.
- организация идейной и эмоциональной насыщенности жизнедеятельности учащихся как основы воспитательного процесса.
- гуманизация межличностных отношений: «ученик-ученик», «ученик - педагог», «педагог-родители» в целях создания комфортных условий для осуществления воспитательного процесса.
Условием достижения сформулированных задач является непрерывное совершенствование мастерства как классных руководителей путём развития системы воспитательной работы в классах, так и основных структур воспитательной системы школы, непосредственно связанных с детьми на разных возрастных уровнях обучения и воспитания.
Данное направление позволяет решать ряд социально значимых проблем: обеспечение занятости детей, их самореализации и социальной адаптации, формирование здорового образа жизни, профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе системы дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору,
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
Технология проектной деятельности используется в современной школе как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В процессе воспитательной работы приемлема разработка различных видов проектов: исследовательского, творческого, игрового, информационного, практико - ориентированного, социального.
Развитие воспитательной системы школы осуществляется через пять взаимосвязанных базовых направлений, каждое из которых содействует формированию гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, сознательного отношения к своему здоровью, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Духовно-нравственное развитие личности в школе строится на осознании и принятии школьником ценностей:
Содержание духовно-нравственного воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей, которые формируются через:
Социализация и профориентация учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России.
• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;
• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
• умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
• активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;
• формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
• владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство;
• сформирована позиция как субъекта собственной деятельности.
• сформирована позиция как субъекта собственной профессиональной деятельности.
• констатируется осознание особенностей тех или иных профессий, взаимосвязанных друг с другом;
Учебный план школы скорректирован для углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла. Реализация дополнительного образования включает следующие художественно-эстетические направления: вокально-эстрадная студия, прикладное искусство, хореография.
Программа рассчитана на три года. Реализация программы осуществляется в три этапа, каждый из которых направлен на решение соответствующих задач по выявлению приоритетных направлений интеграции структур обучения и воспитания, реализации основных мероприятий программы и анализа результатов реализации программы.
СЕНТЯБРЬ |
Направления | Наименование мероприятий |
Интеллектуальное воспитание
| День знаний Торжественная линейка Урок знаний |
Патриотическое воспитание. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» | День солидарности борьбы с терроризмом Классный час «День памяти жертв Бесланской трагедии» Оформление стенда памяти тамбовчан, погибших при исполнении воинского долга День памяти тамбовчан, погибших при исполнении воинского долга |
Духовно-нравственное воспитание | |
Физкультурно-оздоровительное воспитание
| |
Трудовое воспитание
| |
Художественно-эстетическое воспитание | |
Деятельность в области формирования правовой культуры. | Знакомство учащихся с Уставом школы и Правилами поведения учащихся Сбор информации по проблемам с трудными детьми. Организация занятости детей «группы-риска» Инструктажи по ТБ, ПДД, ПБ, правилам поведения в школе, общественных местах в классах. Инструктаж с работниками. |
Организационно-управленческое Профилактика асоциального поведения учащихся. | Составление социальных паспортов класса, школы. Анализ семей ОУ, выявление неблагополучных семей и вновь прибывших уч-ся Сбор и анализ данных о соц. положении семей уч-ся, рекомендации на консультацию соц.- псих. службы. Согласование планов работы КДН, ОДН Борьба с прогулами занятий Профилактические беседы Разработка плана мероприятий по профилактике безнадзорности, наркомании, токсикомании. Суицид. |
Работа с обучающимися и семьями, состоящими на ВШК | Выявление детей группы риска, детей и семей, находящихся в социально-опасном положении. Постановка и снятие с ВШК Составление социального паспорта школы Составление карты занятости учащихся во внеурочное и каникулярное время Работа совета по профилактике. |
Работа с органами ученического самоуправления | Выборы активов классов Составление плана работы на год Ученическая конференция Совета старшеклассников Волонтерское движение Выборы в органы ученического самоуправления общеобразовательных организаций |
Работа с родителями | Организационные родительские собрания Формирование родительских комитетов Индивидуальные беседы с родителями |
ОКТЯБРЬ |
Направления | Наименование мероприятий |
Интеллектуальное воспитание | Праздник осени Посвящение первоклассников Посвящение пятиклассников Международный месячник школьных библиотек. |
Патриотическое воспитание. | |
Духовно-нравственное воспитание | |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | |
Трудовое воспитание | Трудовая акция по уборке школы Дежурство по классам, школе Субботник совместно с родителями |
Художественно-эстетическое воспитание | |
Деятельность в области формирования правовой культуры | |
Профориентационная работа. | Классный час: «Профессии моих родителей» Выявление детской одаренности Классный час «Мои интересы и склонности» Конкурс рисунков «Моя профессия» |
Профилактика асоциального поведения учащихся. | |
Работа с обучающимися и семьями, состоящими на ВШУ. | |
Работа с органами ученического самоуправления | |
НОЯБРЬ |
Направления | Наименование мероприятий |
Интеллектуальное воспитание | |
Духовно-нравственное воспитание | |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Традиционная акция «Мы выбираем здоровье!»: выпуск плакатов «Жизнь прекрасна, не потрать её напрасно!» (посвященных всероссийской акции «НЕТ НАРКОТИКАМ») Профилактика ПДД (классные часы, встреча с инспектором ГИБДД) Проведение классных часов по обеспечению и соблюдению мер безопасности на воде и на льду в осенне-зимний период Шахматный турнир для учащихся 1-11 классов |
Трудовое воспитание | |
Художественно-эстетическое воспитание | Всемирный день Матери Концерт, посвященный «Дню Матери» Мероприятие «Музыка и кинематограф» (1-4 классы) Мероприятие «СТОП! СНЯТО!» (5-8 классы) Кино-календарь (9-11 классы) |
Деятельность в области формирования правовой культуры | |
Профилактика асоциального поведения учащихся. | Декада по профилактике табакокурения, алкоголя и наркотиков, и ПАВ (кл. часы, стенгазеты, дневники здоровья) Рейд «Подросток – занятость уч-ся во время каникул». Проведение недели психологии (педагог-психолог.) |
Работа с обучающимися и семьями, состоящими на ВШУ. | |
Работа с органами ученического самоуправления | |
ДЕКАБРЬ |
Направления | Наименование мероприятий |
Интеллектуальное воспитание | |
Патриотическое воспитание. | |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Классные часы по теме: «Курить – здоровью вредить!» Проведение инструктажа по ТБ во время каникул Международный день инвалидов Тематические классные часы, посвященные международному Дню инвалидов |
Трудовое воспитание | Конкурс рисунков «Все работы хороши». Мастерская Деда Мороза (изготовление сувениров и украшений к Новому году) Украшение новогодних елок в школе Дежурство по классам, школе |
Художественно-эстетическое воспитание | |
Деятельность в области формирования правовой культуры | Регулярная проф. работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете. Совет профилактики Встреча с инспектором ПДН (учащиеся, систематически нарушающие Устав школы) |
Профилактика асоциального поведения учащихся. | |
Работа с обучающимися и семьями, состоящими на ВШУ(внутришкольном учете). | |
Работа с органами ученического самоуправления | |
ЯНВАРЬ |
Направления | Наименование мероприятий |
Патриотическое воспитание. | |
Трудовое воспитание | |
Художественно-эстетическое воспитание | |
Деятельность в области формирования правовой культуры | |
Работа с обучающимися и семьями, состоящими на ВШУ. | |
Работа с органами ученического самоуправления | Заседание ученического Совета |
ФЕВРАЛЬ |
Направления | Наименование мероприятий |
Интеллектуальное воспитание | Участие в интеллектуальной викторине-игре «К Победе шел, Россия, твой солдат!», посвященной Дню защитника Отечества. Праздник «Прощание с Букварем» (1 класс) Библиотечный час |
Патриотическое воспитание. | |
Духовно-нравственное воспитание | |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | |
Трудовое воспитание | |
Художественно-эстетическое воспитание | |
Деятельность в области формирования правовой культуры | |
Профилактика асоциального поведения учащихся. | |
Работа с обучающимися и семьями, состоящими на ВШУ. | |
Работа с органами ученического самоуправления | |
МАРТ |
Направления | Наименование мероприятий |
Интеллектуальное воспитание | |
Патриотическое воспитание. | |
Духовно-нравственное воспитание | |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Классные часы по ПДД Проведение инструктажа по ТБ во время каникул Папа, мама, я – спортивная семья. |
Трудовое воспитание | |
Экологическое воспитание | |
Художественно-эстетическое воспитание | |
Деятельность в области формирования правовой культуры | Регулярная проф. работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете. Совет профилактики Встречи со специалистами (профилактика вредных привычек) Обновление уголка «правовых знаний» |
Профориентационная работа. | |
Профилактика асоциального поведения учащихся. | |
АПРЕЛЬ |
Направления | Наименование мероприятий |
Интеллектуальное воспитание | |
Духовно-нравственное воспитание | |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | День рекордов Чемпионат школы по волейболу и пионерболу Оформление документации и формирование летнего лагеря. Организация летнего отдыха учащихся школы. |
Трудовое воспитание | |
Экологическое воспитание | Акции: |
Художественно-эстетическое воспитание | Конкурс рисунков «День авиации и космонавтики». Выставка художественного творчества (ИЗО, декоративно-прикладное творчество) |
Деятельность в области формирования правовой культуры | Регулярная проф. работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете. Совет профилактики Правовой всеобуч для учащихся Встреча с инспектором ПДН. |
Работа с обучающимися и семьями, состоящими на ВШУ. | |
Работа с органами ученического самоуправления | |
МАЙ |
Направления | Наименование мероприятий |
Интеллектуальное воспитание | |
Патриотическое воспитание. Государственная программа. | «Уроки Мужества» по классам посвященные Дню Победы. Линейка на День Победы Акция «Бессмертный полк» Классные часы, посвященные победе в ВОВ Встречи с ветеранами Экскурсии в музей истории |
Духовно-нравственное воспитание | Праздник «Последний звонок» Праздник «Прощание с начальной школой» Международный день семьи День славянской письменности и культуры (классные часы) Праздник весны и труда |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | |
Трудовое воспитание | |
Деятельность в области формирования правовой культуры | Регулярная проф. работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете. Совет профилактики Организация работы и отдыха детей «группы-риска» в летний период. Профилактические беседы с детьми «группы-риска». Организация летней практики и летней занятости учащихся Профилактические беседы «Телефон доверия» |
Работа с обучающимися и семьями, состоящими на ВШУ. | |
Работа с органами ученического самоуправления | |
ИЮНЬ |
Направления | Наименование мероприятий |
Духовно-нравственное воспитание | |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | |
Экологическое воспитание | |