СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование "Детская риторика" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детская риторика Ладыженская планирование 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Планирование "Детская риторика" 1 класс»


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по внеурочному курсу «Детская риторика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС НОО от 26.11.2010г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 18.12.2012г. №1060; от 29.12.2014 г. № 1643), приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41020), с учётом авторской программы Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская «Детская риторика, класс, М, Баласс, 2013г.


    1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Актуальность программы в её способности помогать детям, испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие учащихся – одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.

Практическая значимость курса – развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»

В структуре предмета риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания.

Изучение предмета «Детская риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом задач образования. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны,затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но делать это им еще трудно. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. В младшем школьном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего и старшего возраста, взрослыми, родными, близкими, чужими, незнакомыми. Поэтому ребёнку нужно решать разные коммуникативные задач



1.2.Описание места курса внеурочной деятельности

Курс «Детская риторика» относится к плану внеурочной деятельности образовательного учреждения. На изучение курса в 2016-2017учебном году в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.


1.3 Способы контроля и оценивания результатов освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

– распознавать и вести этикетный диалог;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе может проводиться на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета;

- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, словарная работа.


III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тематический план

Раздел, тема

Количество часов

1

Раздел 1 Общение.

6 ч

2

Раздел 2. Речь устная и письменная

11 ч

3

Раздел 3.Текст

16ч


Итого:

33 часов



  1. ОБЩЕНИЕ

Для чего люди общаются. Понятие о риторике.

  1. РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

 Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словестная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания благодарности.

Слушание (аудирование). Слушать и слышать. Правила для слушающего (учимся слушать собеседника, учителя и т.д)

Говорение. Голос и его окраска, громкость, темп говоримой (устной) речи. Правила для говорящих (собеседников).

Чтение. Ознакомительное (знакомимся с книгой, газетой, журналом). Приемы ознакомительного чтения.

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем говорит нам шрифт).

  1. ТЕКСТ

 Что такое текст. Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста.

Речь разговорная. Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории. Считалки. Ритм, рифма, звукопись в считалке.


Данный курс внеурочной деятельности предполагает такие виды деятельности, как познавательная и исследовательская деятельность.

При реализации программы предусматривается применение следующих форм работы:

- рассказ, беседа; загадки, стихи, кроссворды, ребусы, пословицы, поговорки;

- экскурсии, встречи;викторины и конкурсы, просмотр и обсуждение видеоматериала

-творческие конкурсы. викторины, интеллектуально-познавательные игры, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, заочные путешествия

IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Вид занятия

(аудиторное, внеаудиторное)

Дата занятия

ОБЩЕНИЕ (6 часов)

1

Вводный урок. Плохо одному

внеаудиторное

План

Факт


2

Слова приветствия. Знайкина школа.

аудиторное



3

Вывески

внеаудиторное



4-5

Слово веселит, огорчает, утешает

аудиторное



6

Давайте договоримся. Поиграем вместе

аудиторное



РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ (11 часов)

7

Говорим и пишем. Громко – тихо. Быстро – медленно

аудиторное



8

От чистоговорки  к скороговорке. Узнай по голосу

аудиторное



9

Разговор по телефону

внеаудиторное



10-11

Мимика и жесты

внеаудиторное



12

До свидания! Счастливого пути!

аудиторное



13-14

Как себя вести во время разговора

аудиторное



15

Спасибо! Подарок.

внеаудиторное



16

Умей благодарить!

аудиторное



17

Новогодняя сказка

аудиторное



ТЕКСТ (16 часов)

18

Текст – что это такое

внеаудиторное



19

Заголовки-отгадки

внеаудиторное



20

Заголовки-названия

аудиторное



21

Заголовки бывают разные

аудиторное



22

Извинение

аудиторное



23

От учтивых слов…

внеаудиторное



24

Очень важные слова

аудиторное



25

Знакомые незнакомцы

внеаудиторное



26

Ключ к тексту.

внеаудиторное



27

Какой текст легче прочитать

аудиторное



28

Рифма

внеаудиторное



29

Как построен текст. Начало – конец

аудиторное



30

Сочиняем считалку

аудиторное



31

Обращение

внеаудиторное



32

Я обращаюсь к тебе

внеаудиторное



33

Маленькие тексты. Сочиняем сказку.

аудиторное








7