СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Планирование истории России и Всеобщей истории в 6 классе по Агибаловой, донскому и Данилову
Пояснительная записка
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа
Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
типовое положение об общеобразовательном учреждении и устав МКОУ «СОШ №1» г.Поворино (в соответствии с основной общеобразовательной программой и Учебным планом МКОУ «СОШ №1» г.Поворино на 2016/2017 учебный год).
В основе разработки программы лежит комплексный подход, который объединяет курс всеобщей и отечественной истории. Предполагается последовательное изучение двух курсов при сохранении их полноценности с элементами исторической ингрессии.
Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые вошли в современную цивилизацию.
Задачи курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом;
содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация. Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач.
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);
сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Общая характеристика учебного предмета:
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об ключевых этапах исторического пути Отечества. Основная задача курса заключается в раскрытии своеобразия и уникальности истории родной страны, во взаимосвязи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Изучение курса всеобщей истории в 5-9 классах основывается на принципе историзма и концентрического, а также проблемно-хронологического подходов к преподаванию истории. Изучение истории направлено выполнить познавательную, развивающую историко-политическую функции. Расширить мировоззрение обучающихся сформировать представление об обществе, общей картине мира на основе знания исторических фактов и процессов.
Основные исторические абрисы, включающие логические связи данного предмета с остальными предметами и разделами учебного образовательного плана:
принцип историзма;
хронология и периодизация событий и явлений;
историческое пространство — историческая карта России и мира.
Отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
историческая динамика:
Эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники. Формирование и развитие человеческих общностей -социальных, национальноэтнических и религиозных.
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Проходящей содержательная линия курса является личность в истории. В связи с этим особое внимание уделяется портретным характеристикам, а также жизнедеятельности людей, их интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Место предмета, курса в учебном плане:
На базе основного общего образования предмет «История» изучается в качестве обязательного предмета в 5–9 классах из расчета 350 часов. Рабочая программа по истории 6 класс, курс «История России: С древнейших времен до конца XVI века», курс «История средних веков», базируется на УМК и отвечает требованиям программы, вписывается в базисный учебный план – 2 часа в неделю при курсе в 68 часов. Курс: история средних веков – 31 часов и истории России – 37 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории).
Результаты освоения курса «История России: С древнейших времен до конца XVI века», курса «История средних веков».
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:\
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или
нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольнойжизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание тем учебного курса
История России
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и планирование составлено на 37 часов. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.
Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются на усмотрение учителя, в зависимости от возможностей и учебного времени.
Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Данилов А.А. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учи Просвещение, 2011. телей общеобразоват. Учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011;
Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. - М.: Просвещение, 2011;
Всеобщая история. История Средних веков: Учеб.для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .Е.В. Агибалова, Г.М Донской; под ред. А.А.Сванидзе. Просвещение, 2013г;
История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2013;
Атлас. История России с древнейших времен до начала XXI века. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2004;
Рабочая тетрадь «история России с древнейших времён до конца XVI века», А.А. Данилов, Л.Г. Косулина;
Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России к А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс», Москва «ЭКЗАМЕН», 2006;
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина история России с древнейших времён до конца XVI века, поурочные разработки 6 класс, Москва Просвещение 2012;
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 г.;
Интернет-ресурсы (презентации).
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе
Знать/Понимать:
Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;
Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Уметь:
связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
полемизировать и отстаивать свои взгляды;
самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
работать с исторической картой;
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Календарно-тематическое планирование курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс (37 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты освоения | Основные виды деятельности | Д/З | Дата план | Дата факт | ||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Древнейшие наро- ды на террито- рии России | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: Формирование стартовой мотивации к изучению нового Сознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Предметные: Формировать первоначальное представление о предмете истории России с древнейших времен до конца XVI века; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Метапредметные Устанавливать историческую связь между периодами, показывать преемственность. Умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно из других источников, усвоено, и того, что ещё не известно. Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. выявлять типологию исторических источников по истории России
| Составить таблицу Основных источников по изучению истории России данного периода | | | ||||||||||||||||||||||||
Глава I. Древняя Русь в VIII – первой половине XII в. (10 ч.) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Древнейшие народы на территории России. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям Предметные Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань. Предки народов России Метапредметные: Пмение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Умение определять понятия, создавать обобщения | анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян | § 1, ответить на вопросы стр.14 | | | ||||||||||||||||||||||||
3 | Восточные славяне. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Предметные: Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств. Метапредметные: Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию. | показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей | § 2, ответить на вопросы стр.22 | | | ||||||||||||||||||||||||
4 | Формирование Древнерусского государства. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: определять внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; Предметные: Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье. Рождение Древнерусского государства Метапредметные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян работа с источником | § 3, ответить на вопросы стр.31 | | | ||||||||||||||||||||||||
5 | Первые киевские князья. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории. Предметные: Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи. Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. учиться работать в группе. | давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей работа с источником | § 4, ответить на вопросы стр.39 | | | ||||||||||||||||||||||||
6 | Владимир Святославич. Принятие христианства | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Предметные: Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ. Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | рассказывать о главном событии правления князя Владимира. выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
| § 5, ответить на вопросы стр.46 | | | ||||||||||||||||||||||||
7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории. Предемтные: Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы. Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн. анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы
| § 6, ответить на вопросы стр.58 | | | ||||||||||||||||||||||||
8 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории. Познавательные: Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд. Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый (1019–1054) Метапредметные: Умение строить логическое рассуждение, умозаключение. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн. анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы
| Повторить п.6, подготовить сообщения | | | ||||||||||||||||||||||||
9 | Культура Древней Руси. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Предметные: Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно – прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие. Метапредметные: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | составлять описание памятников древнерусской культуры. выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру на основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян»
| § 7, ответить на вопросы стр.68 | | | ||||||||||||||||||||||||
10 | Быт и нравы Древней Руси. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Предемтные: Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества. Метапредметные: Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком – либо древнерусском городе (по выбору учащегося). Способность решать творческие задачи. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси. выявлять особенности местной культуры. проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы
| § 8, подготовится к тестированию | | | ||||||||||||||||||||||||
11 | Контрольная работа | Урок развивающего контроля | Личностные: Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Формирование знания достижений и культурных традиций «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» Предметные: Систематизировать ранее пройденный исторический материал о Характеризовать общие черты и особенности. Метапредметные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно. |
| | | | ||||||||||||||||||||||||
12 | Повторение и контроль по модулю «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» | Урок развивающего контроля | Личностные: Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Формирование знания достижений и культурных традиций «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» Предметные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя. Метапредметные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. Организовывать работу в паре, самостоятельно определять цели. | Обобщать и систематизировать исторический материал | Повторить основные понятия темы | | | ||||||||||||||||||||||||
Глава II. Русь Удельная в XII - XIII в. (9 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Раздробление Древнерусского государства | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества Предметные: Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Формировать умение излагать своё мнение и комментировать выступление одноклассников. | показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей.
| § 9, ответить на вопросы стр. 90 | | | ||||||||||||||||||||||||
14 | Главные политические центры Руси. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование целостного мировоззрения. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Предметные: Показывать на исторической карте территорию Владимиро – Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально – политического развития Владимиро – Суздальского княжества Составлять характеристику Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Метапредметные: определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая дополнительными фактами. | показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. | § 10, ответить на вопросы стр.103 | | | | |||||||||||||||||||||||
15 | Главные политические центры Руси. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: понимать культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов Предметные: Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко – Волынского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально – политического развития Новгородской земли и Галицко – Волынского княжества Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник. Метапредметные: определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. Составлять тезисы | показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. | § 11, ответить на вопросы стр.103 | | | ||||||||||||||||||||||||
16 | Нашествие с Востока. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Предметные: Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывкииз летописей, произведений древнерусской литературы и др.). Сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Метапредметные: Объяснять причины успеха монголов Устанавливать причинно-следственные связи | выявлять особенности и цели монгольского государства раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды
| § 12, ответить на вопросы стр.112 | | | ||||||||||||||||||||||||
17 | Борьба Руси с западными завоевателями. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Предметные: Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель Начать составление характеристики Александра Невского, используя доп. Материалы Метапредметные: определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. | § 13, ответить на вопросы стр.120 | | | ||||||||||||||||||||||||
18 | Русь и Золотая Орда. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной Предметные: Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. Характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход» Метапредметные: Умение логического рассуждения, умозаключения | раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского
| § 14, ответить на вопросы стр.127 | | | ||||||||||||||||||||||||
19 | Русь и Литва. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: самостоятельно давать и объяснять оценки событий; объяснять взаимные интересы, ценности; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Предметные: Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста. Литвы за счет русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому. Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая его дополнительными фактами | Самостоятельное изучение и первичное закрепление | § 15, ответить на вопросы стр.135 | | | ||||||||||||||||||||||||
20 | Культура Русских земель в XII- XIII вв. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Предметные:: Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Метапредметные: Изучить информацию об иконах и храмах XII – XIIIвв, используя Интернет и другие источники информации формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру. выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве»
| § 16, ответить на вопросы стр.144 | | | ||||||||||||||||||||||||
21 | Повторение и контроль по модулю «Русь Удельная в XII - XIII в.» | Урок развивающего контроля | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Предметные: Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Формирование знания достижений и культурных традиций «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» Метапредметные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси по образцу ГИА (в упрощенном варианте). | Обобщать и систематизировать исторический материал | Повторить основные понятия темы | | | ||||||||||||||||||||||||
Глава III. Московская Русь в XIV - XVI в. (16 ч.) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: Уважение к гуманистическим традициям и ценностям общества, уважение прав и свобод человека. Предметные: Показывать на исторической карте территорию Северо – Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Метапредметные: умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им. осуществлять взаимоконтроль | давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси выявлять группы населения,
| § 17, ответить на вопросы стр.156 | | | ||||||||||||||||||||||||
23 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека; быть толерантным. формирование целостного мировоззрения. Предметные: Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение (презентацию) о Куликовской битве. Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея Метапредметные: представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период
| § 18, ответить на вопросы стр.164 | | | ||||||||||||||||||||||||
24 | Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв. | Урок «от-крытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека; быть толерантным. формирование целостного мировоззрения. Предметные: Показывать на исторической карте рост территории московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны. Причины победы Василия II Темного. Оценивать значение и последствия Польско – литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы. Метапредметные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; Работа с текстом источника | § 19, ответить на вопросы стр.174 | | | ||||||||||||||||||||||||
25 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование целостного мировоззрения Предметные: Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого русского государства. Метапредметные: проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. | характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»;
| § 20, ответить на вопросы стр.184 | | | ||||||||||||||||||||||||
26 | Московское государство в конце XV – начале XVI в. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином. Предметные: Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497г и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье. Метапредметные: устанавливать закономерности, делать выводы. уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии. | систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы
| § 21, ответить на вопросы стр.192 | | | ||||||||||||||||||||||||
27 | Церковь и государство в конце XV – начале XVI в. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Предметные: Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим» Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси. Метапредметные: учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю. создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно. | на основе дополнительной литературы подготовить сообщения систематизировать исторический материал в виде схемы
| § 22, ответить на вопросы стр.202 | | | ||||||||||||||||||||||||
28 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: осознание своей этнической принадлежности. Толерантное отношение к историческим фактам Предметные: Характеризовать социально – экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула.Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне. Метапредметные: Описывать детство и юность Ивана IV исп. доп материала Умение анализировать и обобщать факты создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно. | Работа с текстом источника рассказывать о правлении составление характеристики | § 23, ответить на вопросы стр.210 | | | ||||||||||||||||||||||||
29 | Внешняя политика Ивана IV. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином. Предметные: Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, похода Ермака. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири. Метапредметные: работать по плану, сверяясь с целью. уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии. | показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. характеризовать причины успехов и неудач внешней политики.
| § 24, ответить на вопросы стр.223 | | | ||||||||||||||||||||||||
30 | Внешняя политика Ивана IV | Урок отработки умений и реф Урок отработки умений и рефлексии лексии | Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином. Предметные: Использовать историческую карту для характеристики хода Ливонской войны Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси Характеризовать причины неудачи в Ливонской войне. Метапредметные: анализировать и обобщать факты уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии. | показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. характеризовать причины успехов и неудач внешней политики. | Повторить § 24, сообщения | | | ||||||||||||||||||||||||
31 | Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином. Предметные: Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана IV Участвовать в обсуждении видео – и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нем. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право. Метапредметные: анализировать и обобщать факты уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии. | называть существенные черты политического устройства при Иване IV. раскрывать причины падения
| § 25, ответить на вопросы стр.232 | | | ||||||||||||||||||||||||
32 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование знания основных исторических событий развития государства и общества; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа. Предметные: Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV – XVI вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Метапредметные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания на основе разных исторических и литературных источников. Осознавать связь народного творчества с историческими процессами Русской истории | § 26, подготовить сообщения | | | ||||||||||||||||||||||||
33 | Архитектура и живопись XIV – XVI вв. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование знания основных исторических событий развития государства и общества; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа. Предметные: Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в интернете. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XIV – XVI вв.Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV – XVI вв. Метапредметные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | оставлять описание памятников русской культуры выявить влияние событий XVI века на характер русской
| § 27, ответить на вопросы стр.255 | | | ||||||||||||||||||||||||
34 | Быт и нравы XV – XVI вв. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Предметные: Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в интернете. Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV – XVI вв. Метапредметные: учиться принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. составлять небольшие устные монологические высказывания | подготовить сообщение о быте и нравах русского народа в XVI веке
| § 28, ответить на вопросы стр.266 | | | ||||||||||||||||||||||||
35 | Повторение по модулю: «Московская Русь в XIV - XVI в.» |
Урок отработки умений и рефлексии Урок развивающего контроля | Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; освоение культурного наследия Древнерусского государства Предметные: Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития XIV – XVI вв. в России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XIV – XVI вв для современного общества. Метапредметные: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | Обобщать и систематизировать исторический материал | Подготовиться к тестированию | | | ||||||||||||||||||||||||
36 | Повторение и контроль по теме: «Московская Русь в XIV - XVI в.» | Урок развивающего контроля | Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; освоение культурного наследия Древнерусского государства Предметные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы. Метапредметные: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | Обобщать и систематизировать исторический материал | Тестирование: «Московская Русь в XIV - XVI в.». | | | ||||||||||||||||||||||||
37 | Итоговый урок. | Урок развивающего контроля | Личностные: извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны. Предметные: соотносить даты и события; давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных государств в историческом времени. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV – Метапредметные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях. осуществление взаимного контроля. | Защита проектов. История России с древнейших времён до конца XVI века. | Повторить основные понятия темы | | | ||||||||||||||||||||||||
38 | Итоговое повторение и обобщение (резерв). | Урок развивающего контроля | Личностные: извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны. Предметные: Подвести итог изучению истории России с древнейших времен до конца XVI века, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории Метапредметные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки; самостоятельно контролировать свое время и управлять им. осуществление взаимного контроля. | Обобщать и систематизировать исторический материал | | | | |
Календарно-тематическое планирование курса «История Средних веков» 6 класс (31 часа)
№ п/п | Тема урока | Тип и форма урока | Планируемые результаты освоения | Основные виды деятельности | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Происхождение понятия «средневековье» | Урок «открытия» нового знания | Личностные: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Предметные Определять место средневековья на ленте времени. Характеризовать источники по истории средневековья. Научатся определять происхождение и смысл понятия «средневековье», типы и виды исторических источников. .Метапредметные научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Называть хронологические рамки периода Средневековья. Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам
| Прочитать стр. 7-11 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел I. Раннее средневековье. Тема №1. Становление средневековой Европы (V – XI вв.) -5 ч. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIIIв.в.
| Урок «открытия» нового знания | Личностные: Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к истории, культуре, религии, традициям различных государств. Предметные Научаться определять понятия: племенные союзы, великое переселение народов, кельты, германцы, славяне. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов. задач. умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Показывать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германских племен.
| §1 стр. 12-15; вопросы стр. 20 № 1-5 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Предметные Научатся определять понятия: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти Метапредметные учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию. | называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. | §1 стр. 16-20; §2 стр.21-24; вопросы стр. 26 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. Предметные Научаться определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Полу чат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого. Метапредметные проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого | §3 стр. 27-29 § 4 стр. 33-36; вопросы стр. 39 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Англия в раннее средневековье
| Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: определять внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний Предметные Научатся определять термины: домен, им-перия, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре. Метапредметныепланируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | объяснять значение понятий; сравнивать положение стран на одном этапе исторического развития. | § 4 стр. 38-39, § 5; вопросы стр. 46 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Предметные Научатся определять термины: пергамент, хроники, Каролингское Возрождение. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения западноевропейской культуры. Метапредметные планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого. Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья. Выделять особенности складывания европейского образования. Доказывать, что в эпоху Карла Великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека. | § 2 стр. 24-26, § 3 стр.30-32; вопросы № 3-5 стр. 26 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема №2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории. Предметные Научатся определять термины: евразийское государство, римское право. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи. Метапредметные принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. учиться работать в группе. | называть существенные признаки политического устройства Византии | § 6, вопросы стр. 53 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
| Культура Византии. | Самот. изучение
| Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов, бать толерантным. Предметные Научатся определять термины: крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Метапредметные определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Определить особенности византийской культуры и её влияние на Древнерусское гос-во | § 7, вопросы стр. 59 | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Образование славянских государств. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. Предметные Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры Метапредметные ставить цель и планировать учебные действия. участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
| §8, подгото-виться к тесту; вопросы стр. 66-67 | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 3. Арабы в VI-XI вв. (2 ч.) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: понимать культурное многообразия мира, уважать культуру своего и других народов, проявлять толерантность. Предметные Научатся определять термины: арабов, бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират. Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия объяснять причины их военных успехов Метапредметные ставить цель и планировать свои учебные действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата. объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата.
| § 9, ответить на вопросы стр. 77 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Культура стран халифата. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов, бать толерантным. Предметные Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры.Метапредметные определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру Определить особенности арабской культуры | § 10, заполнить таблицу стр.84-85 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Тема №1. Феодалы и крестьяне (1 ч.) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели.
| Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: формировать нравственные чувства и нравственное поведение; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни. Предметные Научатся определять термины: рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз замок; повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство Получат возможность научиться: понимать законы «Рыцарской чести»; подтверждать выводы примерами.Метапредметные умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения. | анализировать исторические описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника. раскрывать особенности рыцарской культуры
| §11 -12, ответить на вопросы стр. 101 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 2. Средневековой город в Западной и Центральной Европе (2 ч.) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Формирование средневековых городов. Торговля в средние века
| Самост. изучение | Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; извлекать из истории уроки прошлого. Предметные Научатся определять термины. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия Метапредметные умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им. осуществлять взаимоконтроль. | описывать занятия и образ жизни горожан; характеризовать основные признаки феодального общества. описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города. раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа | §13,14; ответить на вопросы стр. 116 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Горожане и их образ жизни. | Урок «открытия» нового знания | Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. Предметные Научатся определять термины: коммуна, самоуправление, мастер, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, фактории, ростовщики, банк Получат возможность научиться: характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших городаМетапредметные умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им. осуществлять взаимоконтроль | описывать занятия и образ жизни горожан; характеризовать основные признаки феодального общества. описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города. | § 15, ответить на вопросы стр. 125 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 3. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. (2 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: понимать культурное многообразие мира, уважать к культуре своего и других народов, быть толерантным. Предметные Научатся определять термины: католическая, православная церкви, ндульгенция, десятина, реликвии, мощи, еретики, инквизиция, отлучение от церкви, ордена францисканцев доми-никанцев Получат возможность научиться: создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Метапредметные уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. уметь преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. | называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей. раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы.
| § 16, ответить на вопросы стр. 135 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Крестовые походы. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека. Предметные Научатся определять термины: орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден. Получат возможность научиться: работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками. Метапредметные планировать учебную деятельность корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. | показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы
| § 17, ответить на вопросы стр. 149 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 4. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XIII вв.) (8 ч.) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Как происходило объединение Франции. | Урок «открытия» нового знания | Личностные: понимать культурное многообразия мира, уважать культуру других народов, быть толерантным. Предметные Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия. Получат возможность научиться называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым не приглашались к работе в Генеральных штатах. Метапредметные определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории. | оказывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства.
| § 18, отве-тить на вопросы стр. 158, №5 письменно | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Что англичане считают началом своих свобод. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: самостоятельно давать и объяснять оценки событий; объяснять взаимные интересы, ценности; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Предметные Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палаты парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника. Метапредметные определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. умение различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории. | | выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы | § 19, ответить на вопросы стр. 166, №6 письменно | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Столетняя война. | Урок «открытия» нового знания | Личностные: самостоятельно давать и объяснять оценки событий; объяснять взаимные интересы, ценности; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Предметные Научатся определять термины: партизанская война. Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Ж. д Арк.Метапредметные ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий. Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения. | показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии | § 20, ответить на вопросы стр. 178 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
19-20 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии | Урок «открытия» нового знания | Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека Предметные Научатся определять термины: жакерия. Получат возможность научиться: извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии. Научатся определять термины: централизо-ванное государство. Получат возможность научиться: определять причины усиления королевской власти во Франции; рассмотрят ход войны Алой и Белой розыМетапредметные определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; систематизировать исторический материал в виде таблицы
| П. 20, стр. 170-171, сообщения | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полу острове | Урок «открытия» нового знания. | Личностные: понимать культурное многообразия мира, уважать культуру других народов, быть толерантным; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека. Предметные Научатся определять термины: Реконкиста, кортесы. Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, учувствовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове.Метапредметные определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; оценивать степень и способы достижения цели. излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами. | показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны | § 21, ответить на вопросы стр. 184 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Государства оставшиеся раздробленными | Урок «открытия» нового знания.. | Личностные: осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека. Предметные Научатся определять термины: булла, кантоны, курфюрст Гвельфы, гибеллины. Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров.Метапредметные определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции. | § 22, ответить на вопросы стр. 191 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Расцвет итальянских городов | Урок «открытия» нового знания.. | Познавательные: Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Научиться определять термины: гвельфы, гебелины, тирания. Получают возможность научиться: называть причины экономического и культурного процветания городов Италии. | § 23. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 6. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Гуситское движение в Чехии. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека. Предметные Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм. Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения. Метапредметные учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю. работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. | показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения.анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем. давать оценку деятельности руководителям гуситских войн
| § 24, ответить на вопросы стр. 207 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека; быть толерантным. Познавательные: Научатся определять термины: турки-османы, янычар. Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания. Метапредматные: определять цель, проблему в учебной и жизненно практической деятельности. организовывать работу в группах; излагать своё мнение, аргументируя его, и подтверждая фактами. | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли остановить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. | § 25, ответить на вопросы стр.213 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 6. Культура Западной Европы XI-XV вв. (6 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Образование и философия. Средневековая литература и искусство. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; быть толерантным. Предметные Научатся определять термины: университеты, рационализм, мистика, схоластика, декан, магистры, диспуты, трубодуры, труверы, миннезингеры, ваганты, готика Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв.. Метапредметные владение устной монологической контекстной речью определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья. называть существенные черты представлений средневекового человека о мире воплощенным в литературе и искусстве. составлять описание средневековых произведений искусства и литературы; сравнивать современную литературу и искусство е в период Средневековья
| § 26, ответить на вопросы стр.223. П. 27-28, ответить на вопросы с. 235. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Культура раннего Возрождения в Италии. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: осознавать целостность мира; воспитывать уважение к историческому наследию, к культуре других народов; формировать уважение к истории, культурным и историческим памятникам. Предметные Научатся определять термины: книгопечата-ние, Возрождение, гуманизм. Получат возможность научиться: определять причины зарождения гуманизма; характеризовать искусство эпохи Возрождения. Метапредметные уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | Запомнить периодизацию эпохи Возрождения называть существенные черты представлений средневекового человека о мире воплощенных в ультуре. составлять описание памятников: храмов, произведений искусства и литературы эпох Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять понятия: гуманизм, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.
| § 29, ответить на вопросы стр.243 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | Урок «открытия» нового знания.
| Личностные: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Предметные Научатся определять термины: Великий шёлковый путь, пагоды, раджа, варны, касты Получат возможность научиться: называть народы Азии; самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знанийМетапредметные работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. | выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи
| § 31, ответить на вопросы стр.264 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | Самост. изучение
| Личностные: формировать знание основных исторических событий развития государства и общества. анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. Предметные Научатся определять термины: майя, ацтеки, инки, бушмены. Получат возможность научиться: объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков, показывать ее уникальность.Метапредметные работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. | Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков, показывать ее уникальность.
| §32, ответить на вопросы стр.275 | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
30-31 | Итоговый урок. Наследие Средних веков в истории человечества.
| Урок общеметодологической направленности | Личностные: извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны. Предметные соотносить даты и события; давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных государств в историческом времени. Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события истории Средних веков, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории. Метапредметные работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки; самостоятельно контролировать свое время и управлять им. осуществление взаимного контроля. | Объяснять смысл понятия Средневековье. Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Подведение итогов | Повторить основные понятия темы | | |
20