Сентябрь
С Ф В | НОД | О М У |
1 | 2 | 3 | 4 |
подготовительная | Ходьба: - на носках | + | + | + | + | Руки вверх, ладони во внутрь |
- на пятках | | + | | + | Руки на поясе |
- «змейкой» вокруг мячей | + | | + | | Ходьба вокруг мячей |
Бег: - «змейкой вокруг мячей» | | + | | + | Соблюдать дистанцию |
- в среднем темпе | + | + | + | + |
Комплекс ОРУ с большим мячом №1 | + | + | + | + | Смотри описание |
основная | Упражнения с мячом: | 1 нод - сидя на полу 2 нод – стоя в наклоне |
- катание мяча в парах | + | + | | |
- прокатывание мяча под дугой в парах | | | + | + | 3 нод – стоя в наклоне 4 нод – стоя на коленях |
заключительная | Подвижные игры: | Смотри описание |
«Боулинг» | + | + | | |
«Прокати колобок» | | | + | + |
Дыхательные упражнения: | Смотри описание |
«Ладошки» | + | + | | |
«Насос» | | | + | + |
Дыхательные упражнения:
«Ладошки» - делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд 4 резких ритмичных вдоха носом, и глубокий выдох.
Упражнение можно делать стоя, сидя и лежа.
«Насос» - сделать легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Представить, что накачиваете шину у велосипеда.
Октябрь
С Ф В | НОД | О М У |
1 | 2 | 3 | 4 |
подготовительная | Ходьба: - на носках | + | + | + | + | Руки в стороны ладонями вниз |
- на пятках | | + | | + | Руки за спину держаться за локти |
- перешагивая через кубики | + | | + | | Соблюдать дистанцию |
Бег: - в среднем темпе | + | + | + | + | Соблюдать дистанцию |
- «змейкой» по прямой | | + | | + |
- подскоки | | | + | + | Руки на поясе |
Комплекс ОРУ с большим мячом №2 | + | + | + | + | Смотри описание |
основная | Упражнения с мячом: | Мяч подбрасывать и ловить двумя руками снизу |
- подбрасывание мяча вверх и ловля | + | + | | |
- метание мешочка в вертикальную цель | | | + | + | Кегли на расстояние 1.5, 2 м |
заключительная | Подвижные игры: | Смотри описание |
«Поймай орешек» | + | + | | |
«Попади в дупло к белке» | | | + | + |
Дыхательные упражнения: | Смотри описание |
«Жуки» | + | + | | |
«Комар» | | | + | + |
Дыхательные упражнения:
«Жуки» - ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивается вправо-влево, произнося звук «ж».
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
«Комар» - ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з».
З-з-з – комар летит,
З-з-з – комар звенит.
Ноябрь
С Ф В | НОД | О М У |
1 | 2 | 3 | 4 |
подготовительная | Ходьба: - на носках | + | + | + | + | Руки вверх, ладони вовнутрь |
- на пятках | | + | | + | Руки на поясе |
- по канату прямо | + | | + | | Руки на поясе |
Бег: - в среднем темпе | + | + | + | + | Соблюдать дистанцию |
- с изменением направления движения | | + | + | | По сигналу бег в обратную сторону |
Комплекс ОРУ с большим мячом №2 | + | + | + | + | Смотри описание |
основная | Упражнения с мячом: | Ноги врозь, мяч на уровне пояса, ударять и ловить мяч двумя руками |
- бросок мяча об пол и ловля мяча после отскока | + | + | | |
- передача и ловля мяча в парах | | | + | + | Мяч держать снизу На 4 нод – передачи через натянутую веревочку |
заключительная | Подвижные игры: | Смотри описание |
«Брось шишку» | + | + | | |
«Перебрось красное яблоко» | | | + | + |
Дыхательные упражнения: | Смотри описание |
«Лети, перышко!» | + | + | | |
«Листопад» | | | + | + |
Дыхательные упражнения:
«Лети, перышко!» - положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.
«Листопад» - вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложить ребенку «устроить листопад» - сдувать листочки с ладони.
Декабрь
С Ф В | НОД | О М У |
1 | 2 | 3 | 4 |
подготовительная | Ходьба: - на носках | + | + | + | + | Руки прямые. Спина прямая |
- с изменением направления | + | | + | | Руки за спиной. Спина прямая |
- по канату боком | | + | | + | Руки на поясе Смотреть прямо |
Бег: - в среднем темпе | + | + | + | + | Соблюдать дистанцию |
- с изменением темпа движения | | + | | + | По сигналу бег в быстром темпе |
Комплекс ОРУ с большим мячом №3 | + | + | + | + | Смотри описание |
основная | Упражнения с мячом: | Мяч на уровне пояса. Подбрасывать мяч снизу двумя руками. Ловля мяча двумя руками на уровне пояса. |
- бросок мяча вверх, ловля после отскока об пол | + | + | | | |
- отбивание мяча правой и левой рукой | | | + | + | 3 нод – 1-2 удара об пол 4 нод – 3-4 удара об пол |
заключительная | Подвижные игры: | Смотри описание |
«Ловишки со снежком» | + | + | | | |
«Мой веселый звонкий мяч» | | | + | + | |
Дыхательные упражнения: | Смотри описание |
«Рычалка» | + | + | | | |
«Воздушный футбол» | | | + | + | |
Дыхательная гимнастика:
«Рычалка» - дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.
«Воздушный футбол» - мяч для пинг-понга, ворота – 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - мячик должен оказаться между кубиками.
Январь
С Ф В | НОД | О М У |
1 | 2 | 3 | 4 |
подготовительная | Ходьба: - на носках мяч в руках | + | + | + | + | Руки вверх, в стороны Спина прямая |
- на пятках мяч за спину | | + | | + | Спина прямая Руки на поясе |
- по скамейке мяч за спину | + | | + | | Спина прямая Соблюдать дистанцию |
Бег: - в среднем темпе | + | + | + | + | Соблюдать дистанцию |
- «лошадки» | + | | + | | С высоким подниманием колен |
Комплекс ОРУ с большим мячом №3 | + | + | + | + | Смотри описание |
основная | Упражнения с мячом: | Мяч подбрасывать снизу |
- подбрасывание мяча вверх с хлопком | + | + | | | |
- передачи мяча друг другу двумя руками из-за головы | | | + | + | Расстояние 2 м 3 нод – стоя 4 нод – через веревку |
заключительная | Подвижные игры: | Смотри описание |
«Волк и козлятя» | + | + | | | |
«Мышки и кошки» | | | + | + | |
Дыхательные упражнения: | Смотри описание |
«Мычалка» | + | + | | | |
«Футбол» | | | + | + | |
Дыхательные упражнения:
«Мычалка» - делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».
«Футбол» - дуть на мячик пинг-понга «Кто быстрее» загонит мячик в ворота.
Февраль
С Ф В | НОД | О М У |
1 | 2 | 3 | 4 |
подготовительная | Ходьба: - на внешней части стопы | + | | + | | Соблюдать дистанцию Спина прямая Высоко поднимать колени |
- на носках | + | + | + | + |
- с высоким подниманием колен | | + | | + |
Бег: - в среднем темпе | + | + | + | + | Соблюдать дистанцию С захлестыванием голени Руки на поясе |
- «молоточки» | + | | + | |
- подскоки | | + | | + |
Комплекс ОРУ с большим мячом №4 | + | + | + | + | Смотри описание |
основная | Упражнения с мячом: | Локти разведены в стороны |
- бросок в вертикальную цель от груди | + | + | | |
- из-за головы | | | + | + | Сильно за голову мяч не опускать |
заключительная | Подвижные игры: | Смотри описание |
«Посади репку» | + | + | | |
«Охотники и звери» | | | + | + |
Дыхательные упражнения: | Смотри описание |
«Волшебные пузырики» | + | + | | |
«Цветочный магазин» | | | + | + |
Дыхательные упражнения:
«Волшебные пузырики» - взять мыльные пузыри и выдувать пузырики, направляя на ребенка. Ребенок дует на пузыри, чтобы они не попали в него.
«Цветочный магазин» - предложить ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.
Март
С Ф В | НОД | О М У |
1 | 2 | 3 | 4 |
подготовительная | Ходьба: - на носках | + | + | + | + | |
- по мягким модулям | | + | | + | Держать равновесие |
- с изменением направления движения | + | | + | | Соблюдать дистанцию |
Бег: - в среднем темпе | + | + | + | + | |
- с изменением направления движения | + | + | + | + | Соблюдать дистанцию |
Комплекс ОРУ с большим мячом №4 | + | + | + | + | Смотри описание |
основная | Упражнения с мячами: | Руки на мяче сверху Не наклонятся |
- ведение мяча двумя руками на месте | + | + | | |
- ведение мяча правой и левой рукой | | | + | + | Рука на мяче сверху |
заключительная | Подвижные игры: | Водящий воспитатель Смотри описание |
«Белочки и собачки» | + | + | | |
«Мотоциклисты» | | | + | + |
Дыхательные упражнения: | Смотри описание |
«Ушки» | + | + | | |
«Маятник головой» | | | + | + |
Дыхательные упражнения:
«Ушки» - слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу – шумный короткий вдох носом. Затем голову влево, левое ухо идет к левому плечу – тоже вдох. Смотреть прямо перед собой.
«Маятник головой» - опустить голову вниз (посмотреть на пол) – резкий короткий вдох носом. Поднимите голову вверх (посмотреть на потолок) – тоже вдох. Выдох должен «уходить» после каждого вдоха через рот.
Апрель
С Ф В | НОД | О М У |
1 | 2 | 3 | 4 |
подготовительная | Ходьба: - на носках | + | + | + | + | Руки в стороны ладонями вниз |
- на пятках | + | | + | | Руки за спину. |
- по канату прямо | | + | | + | Руки в стороны |
Бег: - обычный | + | + | + | + | |
- «змейкой» вокруг мячей | + | + | | | Соблюдать дистанцию |
- с изменением темпа движения | | | + | + | По сигналу ускорение |
Комплекс ОРУ с большим мячом № 5 | + | + | + | + | Смотри описание |
основная | Упражнения с мячом: | Ведение выполнять на каждый шаг |
- ведение мяча правой и левой рукой в движении по прямой | + | + | | | |
- передача мяча из-за головы через пол в парах | | | + | + | Передачу мяча выполнять за линию |
заключительная | Подвижные игры: | Смотри описание |
«Запутать следы» | + | + | | | |
«Ловкие кенгуру» | | | + | + | |
Дыхательные упражнения: | Смотри описание |
«Носик гуляет» | + | + | | | |
«Носик балуется» | | | + | + | |
Дыхательные упражнения:
«Носик гуляет» - дети крепко закрывают рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носом.
«Носик балуется» - на вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
Май
С Ф В | НОД | О М У |
1 | 2 | 3 | 4 | |
подготовительная | Ходьба: - на носках | + | + | + | + | Руки вверх, ладони во внутрь |
- перешагивая через кубики | | + | | + | Руки на поясе |
- «змейкой» вокруг предметов | + | | + | | Ходьба вокруг мячей |
Бег: - в среднем темпе | + | + | + | + | |
- «лошадки» | + | | + | | С высоким подниманием колен |
- «молоточки» | | + | | + | С захлестыванием голени |
Комплекс ОРУ с большим мячом №5 | + | + | + | + | Смотри описание |
основная | Упражнения с мячами: | 1 нод – в обруч 2 нод – снизу в кольцо 3 нод – от груди 4 нод – из-за головы |
- броски в кольцо | + | + | + | + | |
заключительная | Подвижные игры: | Смотри описание |
«Кто больше соберет лесных ягод в корзинку » | + | + | | | |
«Попади в дупло» | | | + | + | |
Дыхательные упражнения: | Смотри описание |
«Носик поет песенку» | + | + | | | |
«Крепко спим» | | | + | + | |
Дыхательные упражнения:
«Носик поет песенку» - на выдохе ребенок постукивает указательным пальцев по крыльям носа и поет: «БА – бо – бу».
«Крепко спим» - вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот.
ГОДОВОЙ ПЛАН – ГРАФИК
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ФИЗИЧСКЕАЯ КУЛЬТУРА»
«ШКОЛА МЯЧА»
Средняя группа
Средства физического развития | месяцы |
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
Ходьба | 1.Ходьба: |
- на носках с различным положением рук | | | | | | | | | |
- на пятках с различным положением рук | | | | | | | | | |
- на внешней части стопы руки на поясе | | | | | | | | | |
- изменением направления движения | | | | | | | | | |
- с высоким подниманием колен | | | | | | | | | |
- «змейкой» вокруг мячей | | | | | | | | | |
2.Ходьба |
- по канату прямо | | | | | | | | | |
- по канату боком | | | | | | | | | |
- ходьба по мягким модулям | | | | | | | | | |
- ходьба, перешагивая через кубики | | | | | | | | | |
- ходьба по скамейке | | | | | | | | | |
Бег и беговые упражнения | 1.Бег: |
- в среднем темпе | | | | | | | | | |
- с изменением темпа движения | | | | | | | | | |
- «змейкой» вокруг предметов | | | | | | | | | |
- с изменением направления движения | | | | | | | | | |
- с высоким подниманием колен | | | | | | | | | |
- с захлестыванием голени | | | | | | | | | |
- подскоки | | | | | | | | | |
Дыхательные упражнения | | | | | | | | | |
Комплексы упражнений с большими мячами | | | | | | | | | |
Подвижные игры | | | | | | | | | |
Комплекс упражнения с большим мячом №1 (сентябрь)
№ | Упражнения | ОМУ |
1. | И.П. – О.С. мяч перед грудью 1 – 3 – мяч вперед 2 – 4 – И.П. | Руки прямые. Спина прямая. |
2. | И.П. – О.С. мяч внизу 1 – 3 - поднять мяч вверх, посмотреть на мяч 2 – 4 – И.П. | Потянуться вверх за мячом. |
3. | И.П. – ноги врозь, мяч перед грудью Вращение мяча пальцами | Вращение выполнять только пальцами. |
4. | И.П. – ноги врозь, мяч перед грудью 1 – 3 – наклон, коснуться мячом пола 2 – 4 – И.П. | Ноги в коленях не сгибать. |
5. | И.П. – сидя на пятках. Катить мяч вокруг себя вправо правой рукой, влево левой рукой | Прокатывая мяч в правую сторону, за спиной передача мяча в левую руку. Тоже влево. |
6. | И.П. – ноги врозь, мяч вверху 1 – 3 – присед, мячом коснуться пола 2 – 4 – И.П. | Полный присед. Руки прямые. |
7. | Прыжки на двух ногах, мяч в руках | Прыжки мягкие |
Подвижные игры
название | содержание | м у |
Боулинг | На одной стороне площадки чертят 3-4 кружочка, в них ставят кегли. На расстоянии 1,5 – 2 м от них обозначают шнуром линию. 3-4 детей подходят к линии, становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Бегут за мячами и приносят их следующим. Воспитатель ставит кегли на место | За линию не заступать. Катить мяч прямо. Катить мяч только в кеглю расположенную напротив стоящего ребенка; бежать за мячом только после того, как все закончили катить мяч. |
Прокати колобок | Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4-6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики – из кубиков, кеглей, дуги. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота. | Катать мяч не задевая ворота. |
Комплекс упражнений с большим мячом № 2 (октябрь)
№ | Упражнения | ОМУ |
1. | И.П. – ноги врозь, мяч внизу 1 – мяч вверх, посмотреть на мяч 2 – мяч за голову 3 – мяч вверх, посмотреть 4 – И.П. | Руки прямые. Спина прямая. Голову вниз не опускать. |
2. | И.П. – О.С. мяч перед грудью, вращение мяча пальцами | Вращение выполнять от себя, к себе. |
3. | И.П. – широкая стойка, мяч внизу 1 – наклон к правой ноге 2 – 3 – катить мяч к левой ноге, правой рукой 4 – И.П. тоже левой | Ноги в коленях не сгибать. |
4. | И.П. – сидя, ноги врозь широко, мяч на полу 1 – 2 – катить мяч вперед 3 – 4 – катить мяч назад в И.П. | Ноги в коленях не сгибать. За мячом потянуться. |
5. | И.П. – ноги скрестно, мяч на полу 1 – 4 – катить мяч вокруг себя, в правую и левую сторону | В правую сторону правой рукой, в левую сторону левой рукой. |
6. | И.П. – ноги врозь мяч перед грудью 1 – 3 - присед мяч на колени 2 – 4 – И.П. | Коснуться мячом колен. |
7. | Прыжки на месте мяч на полу 1 – 8 - ходьба вокруг мяча | Прыжки мягкие. Ходьба в правую и левую стороны. |
Подвижные игры
название | содержание | М У |
Поймай орешек | Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Он перебрасывает детям и ловит от них, говоря: «Лови – бросай, упасть не давай!». Текст произносить не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается с 1 до 2 м. | Ловит мяч, не прижимая его к груди; бросать точно к воспитателю двумя руками. |
Попади в дупло к белке | 5-6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по четыре мешочка. По сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой. Выигрывает тот у кого дальше всех улетит мешочек. | Бежать за мешочками только по сигналу. |
Комплекс упражнений с большим мячом № 2 (ноябрь)
№ | Упражнения | ОМУ |
1. | И.П. – ноги врозь, мяч внизу 1 – мяч вверх, посмотреть на мяч 2 – мяч за голову 3 – мяч вверх, посмотреть 4 – И.П. | Руки прямые. Спина прямая. Голову вниз не опускать. |
2. | И.П. – О.С. мяч перед грудью, вращение мяча пальцами | Вращение выполнять от себя, к себе. |
3. | И.П. – широкая стойка, мяч внизу 1 – наклон к правой ноге 2 – 3 – катить мяч к левой ноге, правой рукой 4 – И.П. тоже левой | Ноги в коленях не сгибать. |
4. | И.П. – сидя, ноги врозь широко, мяч на полу 1 – 2 – катить мяч вперед 3 – 4 – катить мяч назад в И.П. | Ноги в коленях не сгибать. За мячом потянуться. |
5. | И.П. – ноги скрестно, мяч на полу 1 – 4 – катить мяч вокруг себя, в правую и левую сторону | В правую сторону правой рукой, в левую сторону левой рукой. |
6. | И.П. – ноги врозь мяч перед грудью 1 – 3 - присед мяч на колени 2 – 4 – И.П. | Коснуться мячом колен. |
7. | Прыжки на месте мяч на полу 1 – 8 - ходьба вокруг мяча | Прыжки мягкие. Ходьба в правую и левую стороны. |
Подвижные игры
название | содержание | М У |
Брось шишку | Несколько детей встают у линии. Им предлагается бросить мяч как можно дальше. Если большие мячи, дети бросают их обеими руками от груди из-за головы. Маленькие мячи бросают поочередно правой и левой рукой. Выигрывает тот. Кто бросил мяч дальше других. | Выполнять по очереди. |
Перебрось красное яблоко | На высоте 1 м от пола натягивают веревку. На расстоянии 1 – 1,5 м перед ней чертится линия или кладется канат. У детей в руках красные маленькие мячики. По сигналу дети бросают одной рукой красное яблоко через веревку. Выигрывает тот, кто не заденет веревку мячиком. | Бросать всем одновременно по сигналу и также бежать за мячами. Пробегая под веревкой наклониться. |
Комплекс упражнений с большим мячом № 3 (декабрь)
№ | Упражнения | О М У |
1. | И.П. – ноги врозь, руки в стороны мяч в правой руке 1 – мяч вперед, переложить в левую руку 2 – 4 И.П. 3 – мяч вперед, переложить в правую руку | Удержать мяч руках. |
2. | И.П. – ноги врозь, мяч на уровне груди 1 – поворот вправо, мяч вперед 2 – 4 И.П. 3 – поворот влево, мяч вперед | Потянуться за мячом. Спина прямая. |
3. | И.П. – ноги врозь, мяч на полу, руки за спину 1 – 3 – наклон, коснуться пальцами мяча 2 – 4 – И.П. | Ноги в коленях не сгибать. |
4. | И.П. – стоя на коленях, мяч в руках 1 – 2 – 3 – ударять мяч об пол двумя руками 4 И.П. | Удержать мяч в руках. |
5. | И.П. – ноги врозь, руки на поясе, мяч на полу 1 – 2 – 3 – присед, погладить мяч 4 – И.П. | Полный присед. |
6. | Прыжки подскоками вокруг мяча | Руки на поясе. |
Подвижные игры
название | содержание | М У |
Ловишки со снежком | Дети находятся на площадке. Ловишка, выбранный воспитателем, становится на середине площадки. По сигналу: «Раз. Два, три – лови!» все дети разбегаются по площадке. Тот, кого ловишка коснулся снежком (мячом), отходит в сторону (или продолжает играть). Игра продолжается до 5 запятнанных игроков. | Мяч не бросать в играющих. |
Мой веселый звонкий мяч | Дети ударяют по мячу рукой, сопровождая словами: «Мой веселый звонкий мяч, ты, куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой не угнаться за тобой. Игра развивает чувства ритма, ребенок учится вести мяч. | Стараться мяч не терять. Ударять только правой рукой. |
Комплекс упражнений с большим мячом № 3 (январь)
№ | Упражнения | О М У |
1. | И.П. – ноги врозь, руки в стороны мяч в правой руке 1 – мяч вперед, переложить в левую руку 2 – 4 И.П. 3 – мяч вперед, переложить в правую руку | Удержать мяч руках. |
2. | И.П. – ноги врозь, мяч на уровне груди 1 – поворот вправо, мяч вперед 2 – 4 И.П. 3 – поворот влево, мяч вперед | Потянуться за мячом. Спина прямая. |
3. | И.П. – ноги врозь, мяч на полу, руки за спину 1 – 3 – наклон, коснуться пальцами мяча 2 – 4 – И.П. | Ноги в коленях не сгибать. |
4. | И.П. – стоя на коленях, мяч в руках 1 – 2 – 3 – ударять мяч об пол двумя руками 4 И.П. | Удержать мяч в руках. |
5. | И.П. – ноги врозь, руки на поясе, мяч на полу 1 – 2 – 3 – присед, погладить мяч 4 – И.П. | Полный присед. |
6. | Прыжки подскоками вокруг мяча | Руки на поясе. |
Подвижные игры
название | содержание | м у |
Волк и козлята | Группа детей (козлята) становятся на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. На середине, между двумя линиями, находится ловишка (волк). После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а Волк ловит их. Тот, до кого Волк сумеет дотронуться, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных козлят и выбирается новый Волк. | Во время перебежки не толкаться. За линией игроков не ловить. Бегать от линии до линии. |
Мышки и кошки | Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Мячи выдаются детям, которые стоят напротив друг друга. После сигнала воспитателя все начинают передавать мячи друг другу (в одном направлении), стараясь догнать другой мяч. Мячи разного цвета. | Мяч не ронять. Мяч не бросать друг другу. |
Комплекс упражнений с большим мячом № 4 (февраль)
№ | Упражнения | О М У |
1. | И.П. – О.С. мяч перед грудью 1 – мяч вперед 2 – 4 – И.П. 3 – мяч вверх, подняться на носки | Спина прямая. Потянуться за мячом. Руки прямые. |
2. | И.П. – О.С. Вращение мяча руками | Руки сверху и снизу на мяче. |
3. | И.П. – ноги врозь, мяч вверху 1 – поворот вправо, мяч вперед 2 – 4 – И.П. 3 – поворот влево, мяч вперед | Руки прямые. Спина прямая. |
4. | И.П. широкая стойка, мяч внизу 1 – 3 – наклон, мячом коснуться пола за пятками 2 – 4 – И.П. | Ноги в коленях не сгибать. Удержать мяч в руках. |
5. | И.П. – сед ноги врозь, мяч перед грудью 1 – наклон к правой ноге 2 – 4 – И.П. 3 – наклон к левой ноге | Коснуться мячом кончиков пальцев ног. Ноги в коленях не сгибать. |
6. | И.П. – ноги врозь, мяч за спиной 1 – 3 – присед, мяч за спиной 2 – 4 – И.П. | Удержать мяч в руках. Спина прямая. Полный присед. |
7. | Прыжки вправо, влево мяч на полу | Руки на поясе. |
Подвижные игры
название | содержание | М У |
Посади репку | Дети делятся 4-5 групп, каждая образует свой круг. В центре круга – водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч игрокам и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков, водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, которая меньше, раз уронит мяч или быстрее закончит игру. | Передачу выполнять от груди. Мяч не ронять. |
Охотники и звери | У двоих детей (охотники) в руках мячи (снежки). Все остальные игроки – звери. Одна половина площадки – лес, другая – поле. Охотники стоят в центре. Звери свободно бродят в лесу. По сигналу воспитателя «Охотники» все бегут из леса в поле. Охотники стараются поймать зверей – попасть мячом. Тот, кого коснулся мяч, должен лечь на том месте, где его осалили. | Во время бега не толкаться. Соблюдать правила. |
Комплекс упражнений с большим мячом № 4 (март)
№ | Упражнения | О М У |
1. | И.П. – О.С. мяч перед грудью 1 – мяч вперед 2 – 4 – И.П. 3 – мяч вверх, подняться на носки | Спина прямая. Потянуться за мячом. Руки прямые. |
2. | И.П. – О.С. Вращение мяча руками | Руки сверху и снизу на мяче. |
3. | И.П. – ноги врозь, мяч вверху 1 – поворот вправо, мяч вперед 2 – 4 – И.П. 3 – поворот влево, мяч вперед | Руки прямые. Спина прямая. |
4. | И.П. широкая стойка, мяч внизу 1 – 3 – наклон, мячом коснуться пола за пятками 2 – 4 – И.П. | Ноги в коленях не сгибать. Удержать мяч в руках. |
5. | И.П. – сед ноги врозь, мяч перед грудью 1 – наклон к правой ноге 2 – 4 – И.П. 3 – наклон к левой ноге | Коснуться мячом кончиков пальцев ног. Ноги в коленях не сгибать. |
6. | И.П. – ноги врозь, мяч за спиной 1 – 3 – присед, мяч за спиной 2 – 4 – И.П. | Удержать мяч в руках. Спина прямая. Полный присед. |
7. | Прыжки вправо, влево мяч на полу | Руки на поясе. |
Подвижные игры
название | содержание | М У |
Белочки и собачки | Дети (белочки) с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них – водящий (собачка) воспитатель. Воспитатель, ведя мяч правой рукой, левой коснуться кого-то из игроков. Кого воспитатель осалил, игрок садится на скамейку. | Дети могут вести мяч двумя руками. |
Мотоциклисты | На площадке размечается улица шириной 2-3 м и длиной 4-5 м. Все дети (мотоциклисты) свободно ведут правой рукой мяч по площадке. Посередине улицы стоит светофор (он показывает красный, желтый, зеленый флажок, мяч). Если светофор показывает красный цвет, движение замирает, если желтый ведение на месте, если зеленый игроки двигаются по площадке с ведением. | Внимательно смотреть на светофор. Ведение стараться выполнять одной рукой. |
Комплекс упражнений с большим мячом № 5 (апрель)
№ | Упражнения | О М У |
1. | И.П. – мяч зажат между ступнями, руки на плечи 1 – 4 – вращение рук вперед 1 – 4 – вращение рук назад | Локти в стороны. Спина прямая. |
2. | И.П. – ноги врозь мяч за головой, локти в стороны 1 – поворот вправо 2 – 4 – И.П. 3 – поворот влево | Спина прямая. Локти не сводить. |
3. | И.П.- широкая стойка, мяч внизу в руках 1 – наклон к правой ноге, катить мяч вокруг ноги 2 – 4 – И.П. 3 – наклон к левой ноге, катить мяч вокруг ноги | Катить мяч полный круг. Ноги в коленях не сгибать. |
4. | И.П. – сед, ноги вместе, руки в упоре сзади, мяч зажат ступнями 1 – поднять мяч вверх 2 – положить мяч вправо 3 – 4 – И.П. то же влево | Удержать мяч ногами. Ноги в коленях не сгибать. |
5. | И.П. – сед, ноги вместе, мяч на ногах 1 – 2 – наклон вперед, катить мяч по ногам 3 – 4 И.П. | Коснуться мячом кончиков пальцев ног. Колени не сгибать. |
6. | И.П. – ноги врозь, мяч внизу в руках 1 – 3 - присед, мяч вперед 2 – 4 И.П. | Полный присед. Потянуться за мячом. |
7. | Прыжки: мяч зажат коленями | Удержать мяч коленями. |
Подвижные игры
название | содержание | М У |
Запутать следы | Играющие строятся в две колонны, у каждого в руках по одному мячу. Вдоль площадки параллельно друг другу, ставятся фишки на расстоянии 1,5 м. по сигналу воспитателя первые игроки начинают катить мяч по полу между фишками. Как только они пройдут все фишки, начинают следующие. И встают в конец колонны на противоположной стороне. Выигрывает команда, которая придет к финишу первая. | Мяч все время катить, а не толкать. |
Ловкие кенгуру | Команды строятся в три-четыре колонны на расстоянии 3 м о стены лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену, ловят его после отскока от пола и передают следующему, а сами бегут в конец своей колонны. Можно поиграть на быстроту выполнения. | Стараться мяч поймать сразу. Передавать мяч из рук в руки. |
Комплекс упражнений с большим мячом № 5 (май)
№ | Упражнения | О М У |
1. | И.П. – мяч зажат между ступнями, руки на плечи 1 – 4 – вращение рук вперед 1 – 4 – вращение рук назад | Локти в стороны. Спина прямая. |
2. | И.П. – ноги врозь мяч за головой, локти в стороны 1 – поворот вправо 2 – 4 – И.П. 3 – поворот влево | Спина прямая. Локти не сводить. |
3. | И.П.- широкая стойка, мяч внизу в руках 1 – наклон к правой ноге, катить мяч вокруг ноги 2 – 4 – И.П. 3 – наклон к левой ноге, катить мяч вокруг ноги | Катить мяч полный круг. Ноги в коленях не сгибать. |
4. | И.П. – сед, ноги вместе, руки в упоре сзади, мяч зажат ступнями 1 – поднять мяч вверх 2 – положить мяч вправо 3 – 4 – И.П. то же влево | Удержать мяч ногами. Ноги в коленях не сгибать. |
5. | И.П. – сед, ноги вместе, мяч на ногах 1 – 2 – наклон вперед, катить мяч по ногам 3 – 4 И.П. | Коснуться мячом кончиков пальцев ног. Колени не сгибать. |
6. | И.П. – ноги врозь, мяч внизу в руках 1 – 3 - присед, мяч вперед 2 – 4 И.П. | Полный присед. Потянуться за мячом. |
7. | Прыжки: мяч зажат коленями | Удержать мяч коленями. |
Подвижные игры
название | содержание | М У |
Попади в дупло | Воспитатель ставит или подвешивает 2-3 вертикальные цели – это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень и др. перед целью на расстоянии 1,5-2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, мешочками. 2-3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные мячи в ведерки, выходят другие играющие. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель. | Бросок выполнять от плеча правой и левой рукой. Целиться в свою мишень. |
Кто больше соберет лесных ягод в корзину | Дети делятся на две команды. Ставятся две корзины разного цвета. По полу разбрасываются мячи двух цветов (или разного цвета), дети по сигналу собирают мячики в свои корзины. Выигрывает команда, которая быстрее соберет мячики своего цвета или у которой больше мячиков в корзине. | Брать в руки только по одному мячику. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
«ШКОЛА МЯЧА»
«МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»
Цель ОО «Физическая культура»: Развитие двигательных и силовых качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством владения мячом.
Интеграция с Образовательными Областями
ОО | Содержание |
Физическая культура | Развивать у детей умения владеть мячом и умения выполнять разнообразные двигательные действия с ним. Развивать двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость, глазомер посредством упражнений с мячом. Развивать координационные способности: согласованность движений, ориентирование в пространстве, быстроту двигательной реакции на зрительные и слуховые сигналы в процессе упражнений с мячом. Воспитывать самостоятельную деятельность (активность, самостоятельность смекалку, находчивость) в процессе упражнений с мячом. |
Здоровье | Развивать представление о здоровье и особенностях его сохранения в процессе выполнения упражнений с мячом |
Безопасность | Развивать умения и навыки безопасного поведения у детей в самостоятельной деятельности, коллективной в процессе выполнения упражнений с мячом |
Познание | Развивать зрительного восприятия о качествах предмета (форма, цвет, величина). Развитие умения ориентироваться в пространстве. |
Социализация | Развитие двигательной импровизации в процессе выполнения упражнений с мячом. Развивать образную память, воспроизводя яркие особенности животных, используя мячи (игры). |
Пояснительная записка
Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.
Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:
недостаточная двигательная активность детей в течение дня, (особенно в холодный период года)
большая загруженность статическими занятиями
желание реализовать себя в движении
взаимосвязь с программой Физическая культура (начальная школа, учебная программа для учащихся 1-4 классов под ред. А.П. Матвеева, совместно с М.В. Малыхиной) по обучение детей игровым видам спорта с первого класса
желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным
Одним из путей совершенствования физического воспитания в нашем ДОУ – применении известных и хорошо зарекомендовавших себя средств физического воспитания: спортивных игр (баскетбол, футбол, и др.)
Дополнительная образовательная программа «Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошиной (программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет) направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков владения мячом, в соответствии с установкой игровой ситуации. Программа полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.
^ Новизна программы.
Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы.
Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.
Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом.
Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.
^ Отличительные особенности программы
Данная программа модифицированная, базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ:
- «Старт», Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина;
- «Программа Олимпийского образования дошкольников», И.А. Филиппова;
- «Играйте на здоровье» (Волошина Л.Н., Новичкова Л.В.);
- Современные здоровьесберегающие технологии, разработчики В.Л. Старковскова, А.С. Галанова, Т.А. Куценко;
- Технология «Обучение детей дошкольного возраста игре в баскетбол»
Адашкявичене Э.Й.
Программа обеспечивает
- всестороннее развитие личности в процессе физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков
Положительная эмоциональная окрашенность физической деятельности детей (умение владеть мячом) и руководителя обеспечивает комфортную обстановку на занятиях и укрепляет желание дальнейшей работы. Смена видов действия с мячом, использование различных дополнительных игровых приемов с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует и, снимает напряжение.
Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях, развитие скоростных качеств, преодоление контакта с противником и создание условий для завершающего броска по кольцу.
Программа предусматривает как индивидуальное умение владения с мячом, так и действие в микрокомандах – парами, тройками, пятерками.
Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в определенной последовательности. Повторяемость занятий позволяет закреплять умения и навыки.
Принимая во внимание необходимость индивидуальной и коллективной работы с детьми, распределение программного материала можно считать примерным.
Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
^ Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность данного направления в работе с детьми-дошкольниками обуславливается тем, что в Программе воспитания и обучения детей в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) недостаточно уделено внимание развитию игровых видов спорта. А требования программы «Физическая культура» (начальная школа, под редакцией А.П. Матвеева), предусматривает обучение детей с 1 класса спортивным играм: футболу, волейболу, баскетболу и др.
Методика начального обучения игры в баскетбол детей школьного возраста разработана и отражена в работах Н.И. Преображенского, Т.А. Зельдович, С.А. Кераминаса, Ю.Ф. Буйлина и Ю.И. Портных и др.
Однако содержание и методика обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста специально не разрабатывались. Тем не менее, авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования элементов баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. Так, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. Т.И. Осокина. Е.А. Тимофеева и др. рекомендуют применять игру в баскетбол или включать элементы баскетбола в подвижные игры.
Следовательно, необходимо детально разработать методику обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста для использования ее в кружковой работе, определение его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. При этом необходимо учитывать и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, и специфику работы дошкольного учреждения.
На седьмом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении цикличных и ацикличных видов деятельности. Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений с мячом, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании упражнений с мячом не только его основные элементы, но и детали, начинают осваивать более тонкие движения в действии кистью при передаче, ведении, броска мячом по кольцу.
Элементарные действия игры в баскетбол должны более широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В кружковую работу могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижения благоприятного физического развития, разносторонней двигательной подготовленностью детей, ознакомлением детей с баскетболом в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы.
Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.
Нормативно - правовая база
Конвенция о правах ребёнка.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». (№124-ФЗ от 24.07.98 г.)
Закон Российской Федерации «Об образовании». (№12-ФЗ от 1992г.)
Концепция дошкольного воспитания. (16.06.1989г.)
Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». (№80-ФЗ от 29.04.99 г.)
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ от 30.03.99г.)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (№ 666 от 12.09.2008г.)
Приказ МО РФ №448 от 22.08.96г. «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»
Письмо МО РФ №65/23 - 16 от 14.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
Приказ МО РФ и МЗ РФ № 186/272 от 30.06.1992г.
Приказ МО РФ и МЗ РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО № 2715/227/166/19 от 16.07.2002г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1. 1249 – 03)
«О преемственности дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура» МО. РФ
«О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Рекомендации по безопасности занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении и организации медицинского контроля за детьми (выдержки из методических рекомендаций «Техника безопасности на уроках физкультуры», М., СпортАкадемпресс.2001)
^
Был проанализирован режим дня и организация всей жизни учреждения, чтобы в дальнейшем включить занятии кружка «Школа мяча» в режим воспитательно-образовательной работы. Руководитель кружка один раз в неделю проводит с детьми специально организованные занятия по обучению детей элементам игры в баскетбол, различным упражнениям с мячом, другим спортивным играм. Имеется план кружка и табель посещаемости.
Дети подготовительной группы «Ромашка», которые посещают кружок «Школа мяча» хорошо развиты физически, отклонений в здоровье нет. Из 21 одного ребенка 11 человек имею первую групп здоровья, 10 человек вторую группу здоровья. Все дети группы имеют высокий и средний уровень физического развития. В группе 12 девочек и 9 мальчиков.
^ Цель работы кружка «Школа мяча» (обучение детей игре в баскетбол): освоение техники игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
^ Количество занятий – 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебный год (с сентября по май).
Длительность кружкового занятия для детей подготовительной группы 25-30 минут.
^ Место проведения кружка – спортивный зал ДОУ
Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.
Количество детей в кружке: 12-15 человек.
^ Задачи кружка «Школа мяча»
Дать детям представление о сущности игры в баскетбол, ее правилах (ведение мяча двумя и одной рукой, передача мяча в статическом положении и при движении, броски в щит и корзину и т.д.)
Изучить основные методы, необходимые для проведения игры в баскетбол: формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации.
Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним.
Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.