СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по биологии 9 класс для обучающихся на дому

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планироване разработано для обучающихся на дому. Планирование  составлено по учебнику И.Н. Пономеревой Биология. Вентана - Граф .2010г. Учебная нагрузка 0.7 ч.в неделю. Программа расчитана на обучающегося на дому, в программе исключены и  объеденены некоторые темы, все темы содержащиеся в программе необходимы для изучения  предметаю

Просмотр содержимого документа
«Планирование по биологии 9 класс для обучающихся на дому»


Тема курса

Кол-во часов

Тип урока


Элементы

содержания


Требования

к уровню

подготовки

обучающегося


Вид

контроля



Элементы

дополнительного содержания. Лабораторные и практические работы.


Домашнее задание


Дата проведения

по плану

по факту

ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (3 часа)

1

Биология - наука о

живом мире.

 

.

1

Вводный урок.

Основные понятия

Биология

*микология

*6риология

*альгология

' 'палеоботаника

*6иотехнология

*биофизика

*биохимия

* радиобиология

Факты

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов:

биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Процессы

Становление биологии как науки.

Интеграция и дифференциация.

Давать   определение   тер-

мину

биология.

Приводить примеры:

   практического   применения

достижений современной биологии;

дифференциации и интеграции биологических наук.

Перечислять методы научно-

го исследования.

Выделить предмет изучения

биологии.

Характеризовать   биологию

как комплексную науку.

Объяснять роль биологии в

формировании      современной

естественно-научной    картины

мира, в практической деятельности людей.

*Высказывать свое мнение

об утверждении, что значение

биологических знаний в современном обществе возрастает.


Вопросы после §1.

Задания  на карточках


Этапы научного

исследования.


§ 1.




2

Общие свойства

живых организмов.

1

КУ

Основные понятия

Жизнь

Открытая система

Факты

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел:

единый принцип организации,

обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, гомеостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада.

Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации..

Давать определение понятию жизнь.

Называть признаки живых

организмов.

Описывать проявления

свойств живого.

Различать процессы обмена у

живых организмов и в неживой

природе.

Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы.


Вопросы после §2.


§ 2.



«ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ»

3

Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток. Химический состав клетки

1

УИНМ

Основные понятия

Цитология

Факты

Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Теория

Основные положения клеточной теории Т. Основные понятия

Микроэлементы

Макроэлементы

Углеводы

Липиды

Гормоны

Факты

Особенности химического соста­ва живых организмов. Микро­элементы и макроэлементы, их вклад Шванна, М. Шлейдена, в образование неоргани­ческих и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли.

Органические

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть:

жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов.

Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура.

Самостоятельно формулировать определение термина цитология.

Давать оценку значению открытия клеточной теории. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний терминам

микроэлементы, макроэлементы.

Приводить примеры: макро- и микроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть:

неорганические вещества клетки;

органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Выявить взаимосвязь между

пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: ^биологическое значение макро-и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот; биологическую роль углеводов и липидов.

*Классифицировать углеводы по группам.организмов

Вопросы после §4.

Нарушения в

строении и

функционирова

нии клеток - од

на из причин заболеваний организмов.

§4.



4

Органические вещества клетки.


1

КУ

Основные понятия

Белки

Тлобула

Гормоны

Ферменты

Нуклеиновые кислоты

Нуклеотид

Факты

Особенности химического соста­ва живых организмов. Органиче­ские вещества, их роль в орга­низме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нук­леиновые кислоты, их структура и функции.

Объекты

Молекула белка, нуклеиновыхкислот - ДНК, РНК.


Давать определение основ­ным понятиям.

Давать полное название нук­леиновым кислотам ДНК и РНК. Называть:

продукты, богатые белками;^нахождение   молекулы  ДНК  в клетке;

мономер нуклеиновых кислот.Приводить   примеры   белков,выполняющих   различные   функ­ции.

Перечислять    виды     молекул РНК и их функции. Характеризовать: функции белков;  функции нуклеиновых кислот.

*Объяснять:

причины многообразия функций белков;

почему белки редко использу­ются в качестве источника энер­гии.

* Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.


Вопросы после §6.


§5, §6.



5

Строение клетки.

1

КУ

Основные понятия

ОрганоидыЦитоплазма ЭукариотыПрокариоты

Факты

Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клет­ки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение орга­низмов как доказательство их родства, единства живой приро­ды. Вирусы - неклеточные фор­мы.

 


Узнавать и различать   по не­мому рисунку клетки прокариот и эукариот.Распознавать и описывать на таблицах основные части и орга­ноиды клеток эукариот и прока­риот.

Называть:

способы проникновения ве­ществ в клетку;

функции основных органоидов клетки.

Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функ­циям.

прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки

Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.


Вопросы после §7.

Фагоцитоз и пиноцитоз.Внутриклеточ­ное    перевари­вание.

§7.



6

Обмен веществ и энергии в клетке.


1

КУ

Основные понятия

Ассимиляция

Диссимиляция

Фермент

Факты

Обмен веществ и превращение энергии - признак живых орга­низмов, основа жизнедеятельно­сти клетки. Ассимиляция и дис­симиляция -• противоположныепроцессы.

Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена ве­ществ.

ПроцессыОбмен веществ.


Дать определение понятиям

ассимиляция и диссимиляция. Называть:

этапы обмена веществ в орга­низме;

роль АТФ и ферментов в обме­не веществ.

Характеризовать       сущностьпроцесса обмена веществ и пре­вращения энергии. Разделятьпроцессы ассимиля­ции и диссимиляции.Доказывать, что ассимиляция и  диссимиляция   -   составные части обмена веществ. «Объяснять  взаимосвязь   ас­симиляции и диссимиляции.


Вопросы после §9.

Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.

§9



7

Биосинтез белков в живой клетке.


1

КУ

Основные понятия

Ген

Триплет

Генетический код

Кодон

Транскрипция

Антикодон

Трансляция

Факты

Обмен веществ и превращение энергии - признак живых орга­низмов, основа жизнедеятельно­сти клетки. Свойства генетического  кода:   избыточность,   спе­цифичность, универсальность.

Процессы

Механизм   транскрипции,   меха­низм трансляции.

Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной ин­формации  в клетке   (биосинтез белков).


Давать   определение  терми­нам:ассимиляция, ген. Называть:

свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать содержание определений:триплет, кодон, ген, генетический код, транс­крипция, трансляция. Объяснятьсущность генетиче­ского кода.

Характеризовать:

 механизм транскрипции; механизм трансляции. *Составлять   схему  реализа­ции наследственной информациив процессе биосинтеза белка.

 


Вопросы после

§10.


§10.



8

Биосинтез углеводов - фотосинтез.


1

КУ

Основные понятия

Питание

Фотосинтез

Фотолиз

Факты

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космиче­ская роль зеленых растений.

ОбъектыХлоропласты.

Процессы

Световая и темновая фазы фо­тосинтеза.


Давать   определение   терми­нам:    питание,     автотрофы, фотосинтез.Называть:

органы растения, где происхо­дит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла.Анализировать       содержаниеопределения фотолиза. Выделятьприспособления хло­ропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фото­синтеза.

Сравнивать   процессы   фото­синтеза и хемосинтеза.


Вопросы

§11.

Задания № 2, 5 после §11.


Хемосинтез как способ питания.

§ 11.



9

Обеспечение клетки энергией.

1

КУ

Основные понятия

Гликолиз

Брожение

Дыхание

Факты

Дыхание.    Обеспечение    клетки
энергией   в   процессе  дыхания.
Биологическое окисление.
Результаты            преобразования
энергии.

Процессы

Этапы энергетического обмена:подготовительный этап, непол­ное бескислородное расщепление, полное кислородное расще­пление. Внутриклеточное пище­варение и накопление энергии, расщепление глюкозы.

 


Дать   определение   понятию

диссимиляция.

Анализировать       содержаниеопределений терминов гликолиз,брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиля­ции.

Называть:

вещества- источники энергии; продукты реакций этапов обме­на веществ;

Локализацию  в  клетке  этаповэнергетического обмена. Описывать  строение   и   роль

 АТФ в обмене веществ.Характеризовать этапы энер­гетического обмена. Проводить самостоятель­ный поискбиологической ин­формации в тексте учебника, значения биологических терми­нов в биологических словарях исправочниках для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.43.


Вопросы после §12.

Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии.


§12, подготовиться к зачету.



РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ)

10

Типы размножения организмов.

1

УИНМ

Основные понятия

Размножение

Бесполое размножение

Вегетативное размножение

Гаметы

Гермафродиты

Факты

Половое и бесполое размноже­ние. Бесполое размножение -древнейший способ размноже­ния. Виды бесполого размноже­ния: деление клетки, митоз, поч­кование, деление тела, спорообразование.

Виды вегетативного размноже­ния.

Процессы Размножение.


Дать определение понятию

размножение. Называть:

основные формы размноже­ния;

виды полового и беспологоразмножения;

способы вегетативного раз­множения растений. Приводить примеры расте­ний и животных с различными формами и видами размноже­ния.

Характеризовать сущность полового и бесполого размно­жения.

Объяснять биологическое значениебесполого размножения.


Вопросы после §13


§13.



11

Деление клетки. Митоз.


1

КУ

Основные понятия

*Митотический цикл

*Интерфаза Митоз

*Редупликация

*Хроматиды

Факты

Деление клетки эукариот. Биоло­гический смысл и значение мито­за (бесполое размножение, рост,восполнение клеточных потерь вфизиологических и патологиче­ских условиях). Деление клетки прокариот.

Процессы

Митоз.


Называть:

процессы,        составляющиежизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описыватьпроцессы, проис­ходящие   в  различных   фазах митоза.

Объяснять        биологическое значение митоза. Анализировать   содержание определений терминов


Вопросы после §14.

Выполнение лабораторной работы

№2 «Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений».

Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом.

§14.



12

Образование половых клеток. Мейоз.

1

КУ

Основные понятия

ОплодотворениеГаметогенез МейозКонъюгация Перекрест хромосом

Факты

Половое размножение растений и животных, его биологическоезначение.

Оплодотворение, его биологиче­ское значение.

Объекты

Половые клетки: строение, функции.

Процессы

Образование половых клеток(гаметогенез). Осеменение. Оп­лодотворение.


Узнавать   и   описывать   по

рисунку строение половых кле­ток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности беспо­лого и полового размножений.Анализировать     содержаниеопределений основных понятий.Объяснять:

^биологическое  значение   по­лового размножения;  сущность    и   биологическое значение оплодотворения; причины    наследственности и изменчивости.Использовать средства Ин­тернета     для     составления справки о  генетических забо­леваниях, связанных с наруше­нием деления половых клеток. *Объяснять     эволюционное преимущество  полового   раз­множения


Вопросы после §15.

Сущность мейоза: мейоз I (профаза I, метафаза I, анафаза I, телофаза I), мейоз II (профаза II метафаза II, анафаза II, телофаза II).

 §15.



13

Индивидуальное развитие организма - онтогенез.


1

КУ

Основные понятия

Оплодотворение

Онтогенез

Эмбриогенез

Факты

Рост и развитие организмов. Он­тогенез   и   его   этапы.   Эмбрио­нальное   и   постэмбриональноеразвитие организмов. Процессы

Дробление.   Гаструляция.   Орга­ногенез.

Закономерности Закон  зародышевого   сходства (закон К. Бэра).


Давать определение поня­тиям

оплодотворение,    онтогенез,эмбриогенез. Называть:

начало и окончание постэм­брионального развития; виды      постэмбрионального развития.

Характеризовать: сущность эмбрионального  и постэмбрионального  периодов развития организмов; роста организмаАнализировать     и     оцени­вать:

влияние факторов риска на здоровье, использовать приоб­ретенные знания для профи­лактики вредных привычек (ку­рение, алкоголизм, наркома­ния).

"Объяснять, чем развитие отличается от роста. Проводить самостоятель­ный поиск биологической ин­формации в тексте учебника, значения биологических тер­минов в биологических слова­рях и справочниках для вы­полнения заданий«Проверь­те себя» на с.58-59.


Вопросы после §16.

Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша - гастру-лы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференци-ровка тканей, органов и систем.

Влияние факторов среды на онтогенез. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья человека.


§16



ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ

14

Наука генетика. Из истории развития генетики.

Основные понятия генетики.

Генетические

опыты Г.Менделя

1

1

УИНМ

КУ

Основные понятия

Аллельные гены

Ген

Генотип

Изменчивость

Наследственность

Фенотип

Факты

Наследственность и изменчи­вость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерно­стях наследственности и измен­чивости.

ПроцессыМоногибридное скрещивание.

 

Основные понятия

Гомозигота ГетерозиготаДоминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак

Факты

Наследственность - свойство
организмов.              Использование
Г Менделем гибридологического
метода. Моногибридное скрещи­
вание.

Неполное доминирование.Анализирующее скрещивание.Цитологические основы законо­мерностей.

Закономерности Правило  единообразия.    Закон расщепления. Гипотеза чистотыгамет. Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминиро­вании: 1:2:1.

Соотношение фенотипов прианализирующем скрещивании: 1:1.


Давать определения поня­тиям:генетика, ген, гено­тип, фенотип, аллельные ге­ны.

Называть признаки биологи­ческих объектов - генов и хро­мосом.

Характеризовать сущностьбиологических процессов на­следственности и изменчиво­сти.

Объяснять:

причины наследственности иизменчивости;

роль генетики в формирова­нии современной естественно­научной картины мира, в прак­тической деятельности людей.

Давать определения поня­тиям:гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак,моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить   примеры  доми­нантных   и   рецессивных   при­знаков.

Воспроизводить     формули­ровки правила единообразия и правила расщепления. Описывать:

механизм проявления зако­номерностей моногибридногоскрещивания;

механизм неполного домини­рования.

Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

Анализировать    содержание схемы наследования при моно­гибридном скрещивании. Составлять:

схему  моногибридного  скре­щивания;

схему анализирующего скре­щивания и неполного домини­рования.Определять:

по фенотипу генотип и, на­оборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, веро­ятность проявления признака впотомстве.


Вопросы после §17. Вопросы после §18.

Вопросы после §19.

Краткий экскурс в историю генетики.

§18

§19.



15

Дигибридное скрещивание.

1

КУ

Основные понятия

Генотип   

Дигибридное скрещивание

Полигибридное скрещивание

Фенотип

Факты

Наследственность - свойство организмов. Условия проявления закона независимого наследова­ния.

Соотношение генотипов и фено­типов при проявлении законанезависимого наследования: 9:3:3:1.

Процессы

Механизм наследования призна­ков при дигибридном скрещива­нии.

Закономерности Закон независимого наследова­ния.



Описывать механизм прояв­ления закономерностей дигиб-ридного скрещивания. Называть условия закона не­зависимого наследования.Анализировать: содержание       определений основных понятий; схему дигибридного скрещи­вания.

Составлять схему дигибрид­ного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и гено­типов, вероятность проявления признака в потомстве.


Вопросы после §20.

Выполнение лабораторной работы № 3. «Решение генетических задач»

Простейшие задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание; неполное доминирование.

§20.



16

Сцепленное наследование.

1

КУ

Основные понятия

Гомологичные хромосомы Локус гена Перекрест Конъюгация Сцепленные гены

Факты

Расположение генов: в однойхромосоме, в разных хромосо­мах.Линейное расположение генов.

Условие выполнения закона Т. Моргана.

Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости.

Процессы

Сцепленное наследование.

Закономерности

Закон Т.Моргана.

 


Давать   определение   тер­минам:гомологичные хромо­сомы, конъюгация.Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулироватьопределение понятия сцепленные гены.Объяснять    причины    пере­комбинации     признаков     присцепленном наследовании.

Вопросы после §21.


§21.



17

Взаимодействие

аллельных и

неаллельных генов.

1

КУ

Основные понятия

Аллельные гены. Генотип .Доминирование .Фенотип

Факты

Генотип - система взаимодейст­вующих генов (целостная систе­ма).

Качественные и количественные признаки.

Характер взаимодействия: до­полнение, подавление, суммар­ное действие.

Влияние   количества   генов   напроявление признаков. Процессы

Взаимодействие генов и их мно­жественное действие.


Давать   определения    тер­минам. Приводить примеры:

аллельного    взаимодействия генов;

неаллельного    взаимодейст­вия генов.

Называть   характер   взаимо­действия неаллельных генов. Описывать проявление мно­жественного действия гена.


Вопросы после §22


 § 22.



18

Наследственная изменчивость.

1

КУ

Основные понятия

Геном

Изменчивость

Мутации

Мутаген

Полиплоидия

Факты

Изменчивость - свойство орга­низмов. Основные формы из­менчивости.

Виды мутаций по степени изме­нения генотипа: генные, хромо­сомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мута­ция человека. Виды мутагенов.

Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и измен­чивости при выведении новых сортов растений.

Процессы

Механизм появления полиплоидных растений.


Давать определение термину изменчивость. Называть вещество, обеспечивающее:

явление наследственности; биологическую роль хромосом; ^основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть:

виды наследственной изменчивости;

уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций.

Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики.

*Характеризовать виды мутаций.


Вопросы после §24.

Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Роль мутации в эволюционном процессе. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

§ 24.




ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ

19

Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов

Особенности селекции животных.

1

1

КУ

КУ

Основные понятия

*Гетерозис Гибридизация *Депрессия Мутагенез Сорт Факты

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор.

Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Основные понятия

Мутагенез Порода

Факты

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный.

Гибридизация: близкородственная, межвидовая. Искусственный мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними.

Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции растений. Приводить примеры сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции животных.

Приводить примеры пород животных.

Характеризовать методы селекции животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.


Вопросы после §28.

Вопросы после §30.

Достижения селекции растений

Достижения селекции животных.

§28

§30.



ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

20

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в раз витии жизни.

1

КУ

Основные понятия

Автотрофы Гетеротрофы Палеонтология

Прокариоты

Эволюция

Эукариоты

Факты

Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция.

Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе.

Процессы

Происхождение эукариотической клетки.

Закономерности Гипотезы происхождения эука-риотической клетки.________

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и * описывать

сущность гипотез образования эукариотическои клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.


Вопросы после §34.

Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

§34.



21

Этапы развития жизни на Земле.

1

УИНМ

Основные понятия

Ароморфоз Идиоадаптации

Факты

Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

Процессы

Развитие жизни в катархее, протерозое, палеозое, мезозое и в кайнозое.

Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции.


Давать определение терминам ароморфоз, идиоа-даптация. Приводить примеры:

растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. "Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни.

Вопросы после §35.


 §35.



УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

22

Основные положения

эволюционной теории

Ч.Дарвина. Современные

представления об эволюции органического мира.

1

УИНМ

Основные понятия

Эволюция Искусственный отбор

Факты

Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук.

Учение Ч.,Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции живых организмов. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.

Закономерности Положения учения Ч. Дарвина. Учение об эволюции органического мира. Основные понятия

Наследственная изменчивость Борьба за существование

Факты

Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Естественный отбор - движущая сила эволюции.

Процессы

Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

Основные понятия

Факторы эволюции Факты

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.


Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать

предпосылки учения

Ч.Дарвина.

Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

*Раскрывать сущность понятий теория, научный факт.

*Выделять отличия в эво

люционных взглядов

Ч.Дарвина и Ж.БДавать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Называть:

основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существо- вание и приводить примеры

проявления. Характеризовать:

сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора.

*Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.

*Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.

Объяснять:

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.Ламарка.

Вопросы после §36. Вопросы после §37. Вопросы после §38

Представления Карла Линнея. Взгляды Ж. Б. Ламарка, факторы эволюции.

 §36,37,

38



23

Вид, его структура и особенности.

Процесс образования видов - видообразование.

1

1

КУ

КУ

Основные понятия

Вид

Виды-двойники Ареал Популяция

Факты

Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица.

Основные понятия

Микроэволюция

- Факты

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения.

Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная.

Процессы Видообразование.

Закономерность Видообразование - результат эволюции.

Называть признаки популяций.

Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид, популяция.

Отличать понятия вид и популяция.

Приводить примеры: видов животных и растений; практического значения изучения популяций. Характеризовать критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать:

сущность и этапы географического видообразования; ^сущность экологического видообразования.

Анализировать содержание определений понятия микроэволюция.

"Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.

Вопросы после §39.

Вопросы после §40.


§39.

§40.



ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ)

24

Доказательства эволюционного происхождения человека. Человеческие расы, их

родство и происхождение

1

КУ

Факты

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными. Основные понятия

Человеческие расы Факты

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.


Объяснять:

место и роль человека в природе;

родство человека с млекопитающими животными. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на стр. 184, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Вопросы после §45. Вопросы после §48

Антинаучная сущность расизма

§45§48,   подгото­виться к зачету..



ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (13 часов)

25

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

1

УИНМ

Основные понятия

Экология Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор Факты Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды.

авать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.

Вопросы после §50.


§50.



ОБОБЩЕНИЕ (5 ЧАСОВ)

26

Итоговая контрольная работа.


1

УКЗ

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.