№ | Тема курса | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающегося | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания. Лабораторные и практические работы. | Домашнее задание | Дата проведения |
по плану | по факту |
ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (3 часа) |
1 | Биология - наука о живом мире. . | 1 | Вводный урок. | Основные понятия Биология *микология *6риология *альгология ' 'палеоботаника *6иотехнология *биофизика *биохимия * радиобиология Факты Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Процессы Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация. | Давать определение тер- мину биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Перечислять методы научно- го исследования. Выделить предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. *Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает. | Вопросы после §1. Задания на карточках | Этапы научного исследования. | § 1. | | |
2 | Общие свойства живых организмов. | 1 | КУ | Основные понятия Жизнь Открытая система Факты Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, гомеостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.. | Давать определение понятию жизнь. Называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы. | Вопросы после §2. | | § 2. | | |
«ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ» |
3 | Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток. Химический состав клетки | 1 | УИНМ | Основные понятия Цитология Факты Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Теория Основные положения клеточной теории Т. Основные понятия Микроэлементы Макроэлементы Углеводы Липиды Гормоны Факты Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад Шванна, М. Шлейдена, в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура. Самостоятельно формулировать определение термина цитология. Давать оценку значению открытия клеточной теории. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний терминам микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры: макро- и микроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: неорганические вещества клетки; органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: ^биологическое значение макро-и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот; биологическую роль углеводов и липидов. *Классифицировать углеводы по группам.организмов | Вопросы после §4. | Нарушения в строении и функционирова нии клеток - од на из причин заболеваний организмов. | §4. | | |
4 | Органические вещества клетки. | 1 | КУ | Основные понятия Белки Тлобула Гормоны Ферменты Нуклеиновые кислоты Нуклеотид Факты Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Объекты Молекула белка, нуклеиновыхкислот - ДНК, РНК. | Давать определение основным понятиям. Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: продукты, богатые белками;^нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот.Приводить примеры белков,выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Характеризовать: функции белков; функции нуклеиновых кислот. *Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии. * Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. | Вопросы после §6. | | §5, §6. | | |
5 | Строение клетки. | 1 | КУ | Основные понятия ОрганоидыЦитоплазма ЭукариотыПрокариоты Факты Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы - неклеточные формы. | Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции основных органоидов клетки. Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. | Вопросы после §7. | Фагоцитоз и пиноцитоз.Внутриклеточное переваривание. | §7. | | |
6 | Обмен веществ и энергии в клетке. | 1 | КУ | Основные понятия Ассимиляция Диссимиляция Фермент Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция -• противоположныепроцессы. Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ. ПроцессыОбмен веществ. | Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущностьпроцесса обмена веществ и превращения энергии. Разделятьпроцессы ассимиляции и диссимиляции.Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные части обмена веществ. «Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. | Вопросы после §9. | Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. | §9 | | |
7 | Биосинтез белков в живой клетке. | 1 | КУ | Основные понятия Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон Трансляция Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы Механизм транскрипции, механизм трансляции. Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). | Давать определение терминам:ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений:триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснятьсущность генетического кода. Характеризовать: механизм транскрипции; механизм трансляции. *Составлять схему реализации наследственной информациив процессе биосинтеза белка. | Вопросы после §10. | | §10. | | |
8 | Биосинтез углеводов - фотосинтез. | 1 | КУ | Основные понятия Питание Фотосинтез Фотолиз Факты Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. ОбъектыХлоропласты. Процессы Световая и темновая фазы фотосинтеза. | Давать определение терминам: питание, автотрофы, фотосинтез.Называть: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла.Анализировать содержаниеопределения фотолиза. Выделятьприспособления хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фотосинтеза. Сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза. | Вопросы §11. Задания № 2, 5 после §11. | Хемосинтез как способ питания. | § 11. | | |
9 | Обеспечение клетки энергией. | 1 | КУ | Основные понятия Гликолиз Брожение Дыхание Факты Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Процессы Этапы энергетического обмена:подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы. | Дать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержаниеопределений терминов гликолиз,брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества- источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; Локализацию в клетке этаповэнергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.Характеризовать этапы энергетического обмена. Проводить самостоятельный поискбиологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях исправочниках для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.43. | Вопросы после §12. | Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии. | §12, подготовиться к зачету. | | |
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) |
10 | Типы размножения организмов. | 1 | УИНМ | Основные понятия Размножение Бесполое размножение Вегетативное размножение Гаметы Гермафродиты Факты Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение -древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения. Процессы Размножение. | Дать определение понятию размножение. Называть: основные формы размножения; виды полового и беспологоразмножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значениебесполого размножения. | Вопросы после §13 | | §13. | | |
11 | Деление клетки. Митоз. | 1 | КУ | Основные понятия *Митотический цикл *Интерфаза Митоз *Редупликация *Хроматиды Факты Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост,восполнение клеточных потерь вфизиологических и патологических условиях). Деление клетки прокариот. Процессы Митоз. | Называть: процессы, составляющиежизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описыватьпроцессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов | Вопросы после §14. | Выполнение лабораторной работы №2 «Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений». Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. | §14. | | |
12 | Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | КУ | Основные понятия ОплодотворениеГаметогенез МейозКонъюгация Перекрест хромосом Факты Половое размножение растений и животных, его биологическоезначение. Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции. Процессы Образование половых клеток(гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений.Анализировать содержаниеопределений основных понятий.Объяснять: ^биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. *Объяснять эволюционное преимущество полового размножения | Вопросы после §15. | Сущность мейоза: мейоз I (профаза I, метафаза I, анафаза I, телофаза I), мейоз II (профаза II метафаза II, анафаза II, телофаза II). | §15. | | |
13 | Индивидуальное развитие организма - онтогенез. | 1 | КУ | Основные понятия Оплодотворение Онтогенез Эмбриогенез Факты Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональноеразвитие организмов. Процессы Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закономерности Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). | Давать определение понятиям оплодотворение, онтогенез,эмбриогенез. Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Характеризовать: сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов; роста организма. Анализировать и оценивать: влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). "Объяснять, чем развитие отличается от роста. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения заданий«Проверьте себя» на с.58-59. | Вопросы после §16. | Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша - гастру-лы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференци-ровка тканей, органов и систем. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья человека. | §16 | | |
ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ |
14 | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. Генетические опыты Г.Менделя | 1 1 | УИНМ КУ | Основные понятия Аллельные гены Ген Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Факты Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. ПроцессыМоногибридное скрещивание. Основные понятия Гомозигота ГетерозиготаДоминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак Факты Наследственность - свойство организмов. Использование Г Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещи вание. Неполное доминирование.Анализирующее скрещивание.Цитологические основы закономерностей. Закономерности Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистотыгамет. Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании: 1:2:1. Соотношение фенотипов прианализирующем скрещивании: 1:1. | Давать определения понятиям:генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены. Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущностьбиологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: причины наследственности иизменчивости; роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Давать определения понятиям:гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак,моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: механизм проявления закономерностей моногибридногоскрещивания; механизм неполного доминирования. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака впотомстве. | Вопросы после §17. Вопросы после §18. Вопросы после §19. | Краткий экскурс в историю генетики. | §18 §19. | | |
15 | Дигибридное скрещивание. | 1 | КУ | Основные понятия Генотип • Дигибридное скрещивание Полигибридное скрещивание Фенотип Факты Наследственность - свойство организмов. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении законанезависимого наследования: 9:3:3:1. Процессы Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закономерности Закон независимого наследования. | Описывать механизм проявления закономерностей дигиб-ридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования.Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Вопросы после §20. Выполнение лабораторной работы № 3. «Решение генетических задач» | Простейшие задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание; неполное доминирование. | §20. | | |
16 | Сцепленное наследование. | 1 | КУ | Основные понятия Гомологичные хромосомы Локус гена Перекрест Конъюгация Сцепленные гены Факты Расположение генов: в однойхромосоме, в разных хромосомах.Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т. Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости. Процессы Сцепленное наследование. Закономерности Закон Т.Моргана. | Давать определение терминам:гомологичные хромосомы, конъюгация.Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулироватьопределение понятия сцепленные гены.Объяснять причины перекомбинации признаков присцепленном наследовании. | Вопросы после §21. | | §21. | | |
17 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 1 | КУ | Основные понятия Аллельные гены. Генотип .Доминирование .Фенотип Факты Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов напроявление признаков. Процессы Взаимодействие генов и их множественное действие. | Давать определения терминам. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. | Вопросы после §22 | | § 22. | | |
18 | Наследственная изменчивость. | 1 | КУ | Основные понятия Геном Изменчивость Мутации Мутаген Полиплоидия Факты Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений. Процессы Механизм появления полиплоидных растений. | Давать определение термину изменчивость. Называть вещество, обеспечивающее: явление наследственности; биологическую роль хромосом; ^основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть: виды наследственной изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики. *Характеризовать виды мутаций. | Вопросы после §24. | Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Роль мутации в эволюционном процессе. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. | § 24. | | |
ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ |
19 | Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов Особенности селекции животных. | 1 1 | КУ КУ | Основные понятия *Гетерозис Гибридизация *Депрессия Мутагенез Сорт Факты Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Основные понятия Мутагенез Порода Факты Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межвидовая. Искусственный мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними. | Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции растений. Приводить примеры сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород животных. Характеризовать методы селекции животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. | Вопросы после §28. Вопросы после §30. | Достижения селекции растений Достижения селекции животных. | §28 §30. | | |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА |
20 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в раз витии жизни. | 1 | КУ | Основные понятия Автотрофы Гетеротрофы Палеонтология Прокариоты Эволюция Эукариоты Факты Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Процессы Происхождение эукариотической клетки. Закономерности Гипотезы происхождения эука-риотической клетки.________ | Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и * описывать сущность гипотез образования эукариотическои клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. | Вопросы после §34. | Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. | §34. | | |
21 | Этапы развития жизни на Земле. | 1 | УИНМ | Основные понятия Ароморфоз Идиоадаптации Факты Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Процессы Развитие жизни в катархее, протерозое, палеозое, мезозое и в кайнозое. Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | Давать определение терминам ароморфоз, идиоа-даптация. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. "Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни. | Вопросы после §35. | | §35. | | |
УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ |
22 | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | УИНМ | Основные понятия Эволюция Искусственный отбор Факты Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Учение Ч.,Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции живых организмов. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Закономерности Положения учения Ч. Дарвина. Учение об эволюции органического мира. Основные понятия Наследственная изменчивость Борьба за существование Факты Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора. Основные понятия Факторы эволюции Факты Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. *Раскрывать сущность понятий теория, научный факт. *Выделять отличия в эво люционных взглядов Ч.Дарвина и Ж.БДавать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существо- вание и приводить примеры проявления. Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора. *Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. *Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.Ламарка. | Вопросы после §36. Вопросы после §37. Вопросы после §38 | Представления Карла Линнея. Взгляды Ж. Б. Ламарка, факторы эволюции. | §36,37, 38 | | |
23 | Вид, его структура и особенности. Процесс образования видов - видообразование. | 1 1 | КУ КУ | Основные понятия Вид Виды-двойники Ареал Популяция Факты Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица. Основные понятия Микроэволюция - Факты Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Процессы Видообразование. Закономерность Видообразование - результат эволюции. | Называть признаки популяций. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид, популяция. Отличать понятия вид и популяция. Приводить примеры: видов животных и растений; практического значения изучения популяций. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; ^сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определений понятия микроэволюция. "Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни. | Вопросы после §39. Вопросы после §40. | | §39. §40. | | |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) |
24 | Доказательства эволюционного происхождения человека. Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | КУ | Факты Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными. Основные понятия Человеческие расы Факты Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. | Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на стр. 184, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов. | Вопросы после §45. Вопросы после §48 | Антинаучная сущность расизма | §45§48, подготовиться к зачету.. | | |
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (13 часов) |
25 | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | 1 | УИНМ | Основные понятия Экология Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор Факты Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды. | авать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. | Вопросы после §50. | | §50. | | |
ОБОБЩЕНИЕ (5 ЧАСОВ) |
26 | Итоговая контрольная работа. | 1 | УКЗ | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | | |