№ урока | Колич. уроков | Вид урока. Тема урока и основное содержание | Планир емая дата | Фактиче ская дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | 1 четверть | | |
1 | 1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся (беседа, тестирование) | | |
2 | 1 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…» (лекция, беседа) | | |
3 | 1 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…» (практикум) Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению | | |
4 | 1 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18в. Особенности русского классицизма (лекция) | | |
5 | 1 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния | | |
6 | 1 | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова (беседа) | | |
7 | 1 | Урок внеклассного чтения. Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стих-нии «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стих-ния | | |
8 | 1 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стих-нии собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина (практикум) | | |
9 | 1 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения (рассказ учителя, беседа) | | |
10 | 1 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение (практикум) | | |
11 | 1 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей (лекция) | | |
12 | 1 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы (практикум) | | |
13 | 1 | Р.Р. Подготовка к сочинению «Литература 18в. в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) | | |
14 | 1 | Общая характеристика русской и мировой литературы 19в. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19в. Русская критика, публицистика, мемуарная литература (лекция) | | |
15 | 1 | Романтическая лирика начала 19в. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и в чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову (лекция, практикум, обучение анализу лирического стих-ния) | | |
16 | 1 | В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы (беседа, практикум) | | |
17 | 1 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга (лекция) | | |
18 | 1 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии (беседа) | | |
19-20 | 2 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» (беседа) | | |
21-22 | 2 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов-персонажей | | |
23 | 1 | Р.Р. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения | | |
24 | 1 | Р.Р. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» | | |
25 | 1 | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина (лекция, беседа) | | |
26 | 1 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» (беседа) | | |
27 | 1 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта (семинар) | | |
28 | 1 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы» (практикум, обучение анализу 1го стих-ния) | | |
29 | 1 | Урок контроля. Контрольная работа по романтической лирике начала 19в., комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | | |
| | 2 четверть | | |
30 | 1 | Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко | | |
31 | 1 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа (лекция) | | |
32 | 1 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути (беседа) | | |
33 | 1 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга (беседа) | | |
34 | 1 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем (практикум) | | |
35 | 1 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа (беседа) | | |
36 | 1 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа (семинар) | | |
37 | 1 | Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 19в. Роман Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | | |
38 | 1 | Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества | | |
39 | 1 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…» (лекция, беседа) | | |
40 | 1 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» (практикум) | | |
41 | 1 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» (практикум) | | |
42 | 1 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии (семинар) | | |
43 | 1 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе (лекция) | | |
44 | 1 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета-поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» (беседа) | | |
45-46 | 1 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» (беседа) | | |
47 | 1 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина (практикум) | | |
48 | 1 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина (практикум) | | |
49 | 1 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению (семинар) | | |
50 | 1 | Урок контроля. Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | | |
| | 3 четверть | | |
51 | 1 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, истории создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы (лекция) | | |
52-53 | 2 | Система образов поэмы «Мертвые души» (беседа, практикум, обучение анализу эпизода) | | |
54 | 1 | Образ города в поэме «Мертвые души» (беседа) | | |
55 | 1 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы (беседа) | | |
56-57 | 2 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению (семинар) | | |
58 | 1 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада (лекция беседа) | | |
59 | 1 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии (беседа) | | |
60-61 | 2 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира (лекция, беседа) | | |
62 | 1 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести (беседа) | | |
63 | 1 | Урок внеклассного чтения. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя | | |
64 | 1 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19в. и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора (лекция) | | |
65 | 1 | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа (беседа) | | |
66 | 1 | Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19в.? (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова и др.)». (По выбору учащихся) | | |
67 | 1 | Урок внеклассного чтения. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А,А,Фета. Их стих-ния разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений | | |
68 | 1 | Русская литература 20в: многообразие жанров и направлений (лекция) | | |
69 | 1 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы (лекция, беседа) | | |
70 | 1 | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования (практикум) | | |
71 | 1 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров (лекция, беседа) | | |
72 | 1 | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести (практикум) | | |
73 | 1 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» и судьба Родины. Образ главного героя (беседа) | | |
74 | 1 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее (практикум) | | |
75 | 1 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе (беседа) | | |
76 | 1 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи (беседа) | | |
77 | 1 | Урок контроля. Контрольная работа по произведениям второй половины 19-20в. | | |
| | 4 четверть | | |
78 | 1 | Русская поэзия Серебряного века (лекция) | | |
79 | 1 | А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта (беседа, практикум) | | |
80 | 1 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «край ты мой заброшенный…» (беседа) | | |
81 | 1 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина (практикум) | | |
82-83 | 2 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде и поэзии (беседа, практикум) | | |
84 | 1 | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и о смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэзии Цветаевой (лекция, беседа) | | |
85 | 1 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта (практикум) | | |
86 | 1 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого (беседа) | | |
87 | 1 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике (беседа) | | |
88 | 1 | Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики (практикум) | | |
89 | 1 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака (беседа, практикум) | | |
90 | 1 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стих-ний «Урожай», «Весенние строчки» (беседа, практикум) | | |
91 | 1 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне (беседа) | | |
92-93 | 2 | Уроки внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20в.в. | | |
94 | 1 | Урок контроля. Зачетное занятие по русской лирике 20в. | | |
95 | 1 | Урок внеклассного чтения. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувство и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии | | |
96 | 1 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер (лекция) | | |
97 | 1 | Уильям Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» (лекция) | | |
98 | 1 | Урок внеклассного чтения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы | | |
99 | 1 | И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни (лекция) | | |
100 | 1 | Урок внеклассного чтения. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы | | |
101-102 | 2 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения (беседа, тестирование) | | |