СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред.   Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по литературе 9 класс»

урока

Колич.

уроков

Вид урока. Тема урока и основное содержание

Планир

емая

дата

Фактиче

ская

дата

1

2

3

4

5



1 четверть



1

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся (беседа, тестирование)



2

1

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…» (лекция, беседа)



3

1

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…» (практикум)

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению



4

1

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18в. Особенности русского классицизма (лекция)



5

1

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния



6

1

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова (беседа)



7

1

Урок внеклассного чтения. Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стих-нии «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стих-ния



8

1

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стих-нии собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина (практикум)



9

1

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения (рассказ учителя, беседа)



10

1

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение (практикум)



11

1

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей (лекция)



12

1

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы (практикум)



13

1

Р.Р. Подготовка к сочинению «Литература 18в. в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)



14

1

Общая характеристика русской и мировой литературы 19в. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19в. Русская критика, публицистика, мемуарная литература (лекция)



15

1

Романтическая лирика начала 19в. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и в чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову (лекция, практикум, обучение анализу лирического стих-ния)



16

1

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы (беседа, практикум)



17

1

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга (лекция)



18

1

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии (беседа)



19-20

2

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» (беседа)



21-22

2

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов-персонажей



23

1

Р.Р. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения



24

1

Р.Р. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»



25

1

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина (лекция, беседа)



26

1

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» (беседа)



27

1

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта (семинар)



28

1

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы» (практикум, обучение анализу 1го стих-ния)



29

1

Урок контроля. Контрольная работа по романтической лирике начала 19в., комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина





2 четверть



30

1

Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко



31

1

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа (лекция)



32

1

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути (беседа)



33

1

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга (беседа)



34

1

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем (практикум)



35

1

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа (беседа)



36

1

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа (семинар)



37

1

Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 19в. Роман Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»



38

1

Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества



39

1

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…» (лекция, беседа)



40

1

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» (практикум)



41

1

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» (практикум)



42

1

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии (семинар)



43

1

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе (лекция)



44

1

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета-поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» (беседа)



45-46

1

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» (беседа)



47

1

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина (практикум)



48

1

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина (практикум)



49

1

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению (семинар)



50

1

Урок контроля. Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»





3 четверть



51

1

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, истории создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы (лекция)



52-53

2

Система образов поэмы «Мертвые души» (беседа, практикум, обучение анализу эпизода)



54

1

Образ города в поэме «Мертвые души» (беседа)



55

1

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы (беседа)



56-57

2

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению (семинар)



58

1

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада (лекция беседа)



59

1

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии (беседа)



60-61

2

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира (лекция, беседа)



62

1

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести (беседа)



63

1

Урок внеклассного чтения. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя



64

1

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19в. и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора (лекция)



65

1

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа (беседа)



66

1

Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19в.? (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова и др.)». (По выбору учащихся)



67

1

Урок внеклассного чтения. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А,А,Фета. Их стих-ния разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений



68

1

Русская литература 20в: многообразие жанров и направлений (лекция)



69

1

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы (лекция, беседа)



70

1

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования (практикум)



71

1

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров (лекция, беседа)



72

1

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести (практикум)



73

1

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» и судьба Родины. Образ главного героя (беседа)



74

1

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее (практикум)



75

1

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе (беседа)



76

1

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи (беседа)



77

1

Урок контроля. Контрольная работа по произведениям второй половины 19-20в.





4 четверть



78

1

Русская поэзия Серебряного века (лекция)



79

1

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта (беседа, практикум)



80

1

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «край ты мой заброшенный…» (беседа)



81

1

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина (практикум)



82-83

2

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде и поэзии (беседа, практикум)



84

1

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и о смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэзии Цветаевой (лекция, беседа)



85

1

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта (практикум)



86

1

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого (беседа)



87

1

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике (беседа)



88

1

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики (практикум)



89

1

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака (беседа, практикум)



90

1

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стих-ний «Урожай», «Весенние строчки» (беседа, практикум)



91

1

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне (беседа)



92-93

2

Уроки внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20в.в.



94

1

Урок контроля. Зачетное занятие по русской лирике 20в.



95

1

Урок внеклассного чтения. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувство и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии



96

1

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер (лекция)



97

1

Уильям Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» (лекция)



98

1

Урок внеклассного чтения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы



99

1

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни (лекция)



100

1

Урок внеклассного чтения. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы



101-102

2

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения (беседа, тестирование)