№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Оборудование | ПРО | Дом. задание | Дата провед. | Дата факт. | Прим. |
1 | 1 | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | Презентация | Познакомиться с содержанием учебника, объяснить роль литературы в жизни человека и России. | Прочитать « Слово о полку Игореве». | 01.09. | | |
2 | 2 | Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие её жанров. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. | Иллюстра-ции к произведе-нию | Познакомить с шедеврами древнерусской литературы, показать богатство жанров древнерусской литературы, место человека в Древней Руси. Знать историю возникновения исторического памятника, содержание произведения. | Записи в тетрадях, составить план о походе Игоря. | 03.09. | | |
3 | 3 | М.В. Ломоносов «Живое единство наук и художеств». | Презентация | Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии. | С.59-61 прочитать стихотворение, сформулировать его основную мысль. | 04.09. | | |
4 | 4 | Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина. | Презентация | Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии, уметь определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понять сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии. | Подготовить выразительное чтение «своей» строфы оды. | 08.09. | | |
5 | 5 | Урок внеклассного чтения. «Не раб, но человек». Жизненный подвиг А.Н. Радищева. | ПрезентацияПортрет Радищева | Знать особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева; уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. | Сжатый пересказ главы «Любань». | 10.09. | | |
6 | 6 | Н.М. Карамзин писатель и историограф. Сентиментализм. «Бедная Лиза». | Презентация Портрет Н.М. Карам-зина | Знать основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма; понимать проблематику произведения, роль пейзажа и рассказчика в повести «Бедная Лиза». | Прочитать повесть «Бедная Лиза» до конца. С.75-85. | 11.09. | | |
7 | 7 | Контрольная работа по теме «Русская литература 18 века». | | Проверить знания обучающихся по теме «Русская литература 18 века». | Начать читать комедию Грибоедова «Горе от ума». | 15.09. | | |
8 | 1 | Общая характеристика русской литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. | Таблица | Знать общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы; понимать национальную самобытность русской литературы. | Запись в тетради. | 17.09. | | |
9 | 2 | «Его стихов пленительная сладость» (А.С.Пушкин). В.А. Жуковский. | Портрет В.А.Жуковского | Знать факты жизни и творчества В.А. Жуковского, понимать поэтический текст, символический смысл стихотворений | Подготовить план рассказа о Жуковском | 18.09 | | |
10 | 3 | В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. | Портрет В.А.Жуковского | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ | Письменно ответить на вопросы. | 28.09 | | |
11 | 4 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности композиции комедии. | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. | Знать факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума», понимать, в чём заключается неповторимое идейно-художественное своеобразие личности А.С. Грибоедова. | Сообщения по группам, записи в тетрадях. | 29.09 | | |
12 | 5 | Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума». | Иллюстра-ции к произведе-нию | Знать понятия кульминация, конфликт, внесценические персонажи, уметь анализировать эпизод произведения, аргументировать, развёрнуто обосновывать свою точку зрения и строить монологические высказывания. | Выбрать из текста выражения, ставшие крылатыми, выписать образцы лексики и синтаксические конструкции, наиболее характерные для речи героев. | 05.10. | | |
13 | 6 | Художественное совершенство комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | | Показать роль афоризмов в комедии, уметь давать характеристику языка комедии. Контроль знаний. | Написать сочинение. | 12.10. | | |
14 | 7 | А.С. Пушкин. « Вся жизнь – один чудесный миг». Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. | Портрет А.С. Пушкина. | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина. Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой, жанровое разнообразие стихотворений, уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра. | Подготовить сообщение, заполнить таблицу до конца. Выучить наизусть стихот. Пушкина | 13.10 | | |
15 | 8 | «Моцарт и Сальери» как часть цикла «Маленькие трагедии». Проблема «гения и злодейства». | Презентация | Знать определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии, уметь выражать отношение к прочитанному, создавать историко-культурный и биографический комментарий, составлять сравнительную характеристику героев. | Записи в тетрадях, прочитать роман «Евгений Онегин» | 19.10 | | |
16 | 9 | «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история романа. Замысел и композиция. Татьяна и Онегин. | Иллюстрации к произв. | Знать содержание 1-5 глав романа, понимать, что такое тип «лишнего человека», причины «хандры» героя, уметь давать характеристику герою. | Дать характеристику Татьяне, Онегину, Ольге и Ленскому. | 26.10 | | |
17 | 10 | Пушкинский роман в зеркале критики. Сочинение по творчеству Пушкина. | | Знать оценку романа критиками, нравственно-философскую проблематику романа | Написать сочинение. | 27.10 | | |
18 | 11 | «Он хочет жить ценою муки…» Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Основные темы в лирике М.Ю. Лермонтова | Портрет | Знать основные факты биографии, основные мотивы его лирики. Уметь анализировать любовную лирику поэта, знать адресатов любовной лирики поэта, выявить истоки одиночества в творчестве Лермонтова. Уметь оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи. | Ответить на предложенные вопросы. | 09.11. | | |
19 | 12 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. | Презентация | Знать содержание романа, проблематику произведения, композицию, увидеть. | Главы «Бела», «Максим Максимыч» | 10.11. | | |
20 | 13 | Загадки образа Печорина в главах «Бела» и «Максим Максимыч». | Иллюстр. к произведе-нию | Знать текст повести, понимать художественные особенности повести, способы создания психологического портрета. | Дать характеристику образа Печорина, ответить на вопросы. | 16.11 | | |
21 | 14 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова. Роман в оценке В.Г.Белинского. | Портрет, иллюстр. к произведен. | Уметь охарактеризовать главного героя романа, выявить положительные и отрицательные качества, увидеть исключительность героя, уметь составлять тезисный план сочинения, подбирать цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения. | Написать сочинение | 23.11 | | |
22 | 15 | Урок внеклассного чтения. Поэты пушкинской поры. К.Н.Батюшков, А.В. Кольцов | | Знать основные факты жизни и особенности творчества Батюшкова, Кольцова, текст стихотворения, уметь выразительно читать стихотворения, анализировать по опорным вопросам, выявлять характерные особенности, составлять историко-культурный и биографический комментарий. | Читать поэму Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | 24.11 | | |
23 | 16 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе-сатирике. Роль Гоголя в судьбе русской литературы. | Портрет Н.В.Гоголя | Знать основные факты о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. | Записи в тетрадях, индивидуальное задание. | 30.11 | | |
24 | 17 | «Мёртвые души». Обзор содержания I тома (1, 2 главы). Сюжет и композиция поэмы. Образ города в поэме «Мёртвые души». | Портрет, иллюстра-ции к произведению | Знать содержание поэмы, композицию, сюжет, героев произведения. Уметь давать характеристику героям поэмы, показать роль пейзажа, портрета, интерьера в поэме, уметь развёрнуто обосновывать суждения. | Анализ 1, 2 глав поэмы, записи в тетрадях. | 07.12 | | |
25 | 18 | Урок развития речи. «Мёртвые души» - поэма о величии России. Поэма в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению. | Иллюстра-ции к произведе-нию. Тесты | Знать текст поэмы, путь Чичикова – нового героя эпохи, понимать художественные приёмы создания образа Чичикова, роль Чичикова в замысле поэмы, уметь создавать характеристику героя. | Характеристика ге роя, написать сочинение | 08.12 | | |
26 | 1 | А.Н. Островский: начало творческого пути. Пьеса «Бедность не порок». | Портрет А.Н.Остров-ского | Знать основные факты о жизни и творчестве драматурга, текст пьесы, значение Островского для театра, понимать конфликт пьесы, уметь давать характеристику герою драматического произведения. | Прочитать пьесу. | 14.12 | | |
27 | 2 | Ф.М.Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи». | Портрет Ф.М.Достоевского Презента-ция | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, уметь анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения. | Прочитать рассказ «Белые ночи» | 21.12 | | |
28 | 3 | «Белые ночи»: сюжет произведения, типы героев. Психологизм повести. | Презента-ция Портрет Ф.М.Достоевского | Уметь анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения. | Письм. ответы. на вопр. Биография Толстого. | 22.12 | | |
29 | 4 | Л.Н. Толстой – создатель автобиографической трилогии. «Детство». «Отрочество». «Юность». Герой и рассказчик в повести. | Портрет Л.Н.Толстого | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения. | Читать главы повести. | 11.01 | | |
30 | 5 | А.П.Чехов: этапы творческого пути. «Смерть чиновника». «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | Портрет А.П.Чехова | Знать особенности художественной манеры писателя, понимать идейный смысл и проблематику рассказа «Тоска», уметь анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения. | Рассказы А.П.Чехова | 18.01 | | |
31 | 6 | Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии (обзор). | Портреты поэтов | Анализ лирических произведений Некрасова, Тютчева, Фета, уметь письменно анализировать стихотворения. | Выучить стихотворение (по выбору). | 19.01 | | |
32 | 7 | И.А.Бунин. Тематика цикла «Тёмные аллеи». | Портрет И.А. Бунина | Знать основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века, уметь конспектировать основные положения лекции учителя, объяснять их, приводя в качестве доказательств собственные примеры. | Запись в тетради. Биография Бунина, Прочитать рассказ «Тёмные аллеи» | 25.01 | | |
33 | 8 | Рассказ «Тёмные аллеи». Нравственная проблематика рассказа. | Портрет И.А. Бунина | Знать содержание рассказа, понимать нравственную проблематику рассказа, уметь анализировать рассказ. | Подготовить биографию А. Блока | 01.02 | | |
34 | 1 | Биография Блока. А. Блок. Трагедия поэта в «страшном мире». | Портрет А.А. Блока | Познакомить с поэзией 20 века. Знать поэтов 20 века и их произведения. Знать факты жизни поэта. Анализировать стихи | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «О, весна без конца и без краю…». | 02.02 | | |
35 | 2 | А.А.Ахматова: страницы биографии. Трагические интонации в любовной лирике. | Портрет | Знать основные факты жизни Ахматовой, особенности творческого метода, уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Прочитать с. 129-132 учебника-хрестоматии. | 08.02 | | |
36 | 3 | М.И. Цветаева: страницы биографии. «Красной кистью…». «Моим стихам, написанным так рано…». «Идёшь, на меня похожий…». «Бабушке». | Портрет | Знать основные факты жизни Цветаевой, особенности творческого метода, уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | С. 105-110 учебника-хрестоматии | 15.02 | | |
37 | 4 | В.В.Маяковский: страницы биографии. Стихотворения «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!». | Портрет | Знать основные факты из жизни поэта, особенности его художественного метода, понимать идейный смысл стихотворений, уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | С.84-89 учебника-хрестоматии, вопросы в тетрадях | 16.02 | | |
38 | 5 | С.А.Есенин – певец России. Сквозные образы в лирике Есенина. | | Знать основные факты из жизни поэта, особенности его художественного метода, понимать идейный смысл стихотворений, уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Наизусть стихотв. поэта (по выбору) | 29.02 | | |
39 | 6 | Б.Л.Пастернак. «И вся земля была его наследьем…». | Портрет | Знать основные факты жизни Пастернака, особенности творческого метода, понимать идейный смысл стихотворений, уметь выразительно читать наизусть, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Читать повесть «Собачье сердце» | 01.03 | | |
40 | 7 | М.А.Булгаков: страницы биографии. Повесть «Собачье сердце». | Портрет | Знать основные факты биографии М.А. Булгакова, текст повести, сатирические приёмы создания образа. | Письм. ответить на вопросы. Инд. зад. | 14.03 | | |
41 | 8 | Композиция повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Проблематика повести. | Иллюстрац к произвед. | Уметь анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода, развёрнуто обосновывать суждения. | | 15.03 | | |
42 | 9 | А.Т.Твардовский: страницы биографии. Стихотворения о родине и природе. | Портрет | Знать основные факты жизни Твардовского, особенности творческого метода, уметь пересказывать, выразительно читать наизусть, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Письм. ответить на вопросы. Инд. зад. | 21.03 | | |
43 | 10 | М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». | Портрет автора | Знать: реализм в художественной литературе, реалистическую типизацию, понимать идейный смысл рассказа, уметь анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода, развёрнуто обосновывать суждения. | Прочитать рассказ, дать характеристику А. Соколову | 04.04 | | |
44 | 11 | Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова. | | Уметь находить границы эпизода, уметь анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию, оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя. | Письм. ответить на вопросы. | 11.04 | | |
45 | 12 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. «Смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты – человек!» | | Знать основные факты жизни Заболоцкого, особенности творческого метода, уметь пересказывать, выразительно читать наизусть, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Биография поэта. Стихотв. наизусть | 12.04 | | |
46 | 13 | «Праведник и пророк» А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». | Презентация | Знать определение понятия «притча», текст произведения, основные события жизни писателя, историю создания рассказа, уметь анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода, определять авторскую позицию. | С.233-241 учебника-хрестоматии | 18.04 | | |
47 | 14 | «Есть такие прирождённые ангелы…». Образ Матрёны. | | Понимать трагизм судьбы героини, притчевый характер рассказа, уметь пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | Стр. 241-181 учебника-хрестоматии | 25.04 | | |
48 | 15 | В.П.Астафьев «Пастух и пастушка». | | Знать текст произведения, особенности жанра, главных героев, понимать проблематику романа, уметь выразительно читать, определять границы эпизода, пересказывать, сопоставлять персонажей, выражать собственную точку зрения. | Написать сочинение. | 26.04 | | |
49 | 16 | В.Г. Распутин «Деньги для Марии» Итоговая контрольная работа. | Тесты | Знать текст произведения, уметь выразительно читать, анализировать, развёрнуто обосновывать суждения, определять авторское отношение к персонажам, выражать свою точку зрения. | Прочитать один из рассказов Екимова. | 10.05 | | |
50 | 17 | Урок внеклассного чтения. Герои «живой души» в рассказах Б.Н. Екимова. | Презентация | Знать автора, факты его жизни и деятельности, тексты рассказов, понимать художественный мир рассказов, нравственные проблемы, уметь анализировать рассказы по вопросам уметь выразительно читать рассказы, анализировать их, развёрнуто обосновывать суждения, определять авторское отношение к персонажам. | Подготовить сообщение об одном из зарубежных писателей. | 16.05 | | |
51 | 1 | Общая характеристика зарубежной литературы. | Портреты писателей | Знать основные факты жизни зарубежных писателей, содержание их произведений, уметь их анализировать. | Записи в тетрадях. | 23.05 | | |