Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
1)понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
6) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
7) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
8) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
9) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
11) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
15) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание учебного предмета
Где мы живем ( 4 ч). Где мы живем. Твой «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Природа (20 ч). Живая и неживая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч). Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села.
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования .
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч). Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18ч). Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия: Весенние изменения в природе.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Формы организации урока:
· коллективная;
· фронтальная;
· групповая;
· индивидуальная работа;
· работа в парах
Тематическое планирование по окружающему миру 2 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Корректировка |
Где мы живем? (4 ч) |
1 | | 1.Родная страна. | 1 | |
2 | | 2.Город и село. | 1 | |
3 | | 3.Природа и рукотворный мир. | 1 | |
4 | | 4.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | |
Раздел «Природа» (20 ч) |
5 | | 1.Неживая и живая природа | 1 | |
6 | | 2.Явления природы | 1 | |
7 | | 3.Что такое погода | 1 | |
8 | | 4.В гости к осени (экскурсия) | 1 | |
9 | | 5.В гости к осени (урок) | 1 | |
10 | | 6.Звёздное небо | 1 | |
11 | | 7.Заглянем в кладовые земли | 1 | |
12 | | 8.Про воздух и про воду | 1 | |
13 | | 9.Про воздух и про воду | 1 | |
14 | | 10.Какие бывают растения | 1 | |
15 | | 11.Какие бывают животные | 1 | |
16 | | 12.Невидимые нити | 1 | |
17 | | 13.Дикорастущие и культурные растения | 1 | |
18 | | 14.Дикие и домашние животные | 1 | |
19 | | 15.Комнатные растения | 1 | |
20 | | 16.Животные живого уголка | 1 | |
21 | | 17.Про кошек и собак | 1 | |
22 | | 18.Красная книга | 1 | |
23 | | 19.Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | |
24 | | 20.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | |
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
25 | | 1.Что такое экономика | 1 | |
26 | | 2.Из чего что сделано | 1 | |
27 | | 3.Как построить дом | 1 | |
28 | | 4.Какой бывает транспорт | 1 | |
29 | | 5.Культура и образование | 1 | |
30 | | 6.Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | |
31 | | 7.В гости к зиме (экскурсия) | 1 | |
32 | | 8.В гости к зиме (урок) | 1 | |
33 | | 9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | |
34 | | 10.Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | |
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) |
35 | | 1.Строение тела человека | 1 | |
36 | | 2.Если хочешь быть здоров | 1 | |
37 | | 3.Берегись автомобиля! | 1 | |
38 | | 4.Школа пешехода | 1 | |
39 | | 5.Домашние опасности | 1 | |
40 | | 6.Пожар | 1 | |
41 | | 7.На воде и в лесу | 1 | |
42 | | 8.Опасные незнакомцы | 1 | |
43 | | 9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | |
Раздел «Общение» ( 7 ч) |
44 | | 1.Наша дружная семья | 1 | |
45 | | 2.Проект «Родословная» | 1 | |
46 | | 3.В школе | 1 | |
47 | | 4.Правила вежливости | 1 | |
48 | | 5.Ты и твои друзья | 1 | |
49 | | 6.Мы – зрители и пассажиры | 1 | |
50 | | 7.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | |
Раздел «Путешествия» (18 ч) |
51 | | 1.Посмотри вокруг | 1 | |
52 | | 2.Ориентирование на местности | 1 | |
53 | | 3.Ориентирование на местности | 1 | |
54 | | 4.Формы земной поверхности | 1 | |
55 | | 5.Водные богатства | 1 | |
56 | | 6.В гости к весне (экскурсия) | 1 | |
57 | | 7.В гости к весне( (урок) | 1 | |
58 | | 8.Россия на карте | 1 | |
59 | | 9.Проект «Города России» | 1 | |
60 | | 10.Путешествие по Москве | 1 | |
61 | | 11.Московский Кремль | 1 | |
62 | | 12.Город на Неве | 1 | |
63 | | 13.Путешествие по планете | 1 | |
64 | | 14.Путешествие по материкам | 1 | |
65 | | 15.Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | |
66 | | 16.Впереди лето | 1 | |
67 | | 17.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | |
68 | | 18.Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 | |
| | | | |
| | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Т.А.Жукова | Рабочие программы. Начальная школа 2 класс. УМК «Школа России» | 2016 | Москва «Планета» |
2 | А.А.Плешаков | Окружающий мир.2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. | 2016 | Москва «Просвещение» |
3 | А.А.Плешаков | Окружающий мир. 2 класс: Рабочая тетрадь № 1, 2 | 2016 | Москва «Просвещение» |
4 | | Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | 2016 | Москва «Просвещение» |