Просмотр содержимого документа
«Планирование по внеурочной деятельности "Занимательная математика"»
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Занимательная математика» в 3 – б классе
(научно – познавательное направление).
Количество часов по учебному плану
В год: 34
В неделю: 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся.
Цель: развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Принципы программы:
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач
оформление математических газет
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
проектная деятельность
самостоятельная работа
работа в парах, в группах
творческие работы
экскурсия
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА
по развитию логического мышления
№ п/п | Дата | Темы занятий |
1 | 03.09 | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? |
2 | 10.09 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. |
3 | 17.09 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. |
4 | 24.09 | Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. |
5 | 01.10 | Римские цифры. Как читать римские цифры? |
6 | 08.10 | Решение задач из стенгазеты № 1. |
7 | 15.10 | Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. |
8 | 22.10 | Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. |
9 | 05.11 | Архимед. Упражнения, игры, задачи. |
10 | 12.11 | Умножение. Упражнения, игры, задачи. |
11 | 19.11 | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. |
12 | 26.11 | Деление. Упражнения, игры, задачи. |
13 | 03.12 | Делится или не делится. |
14 | 10.12 | Решение задач из стенгазеты № 2. |
15 | 17.12 | Новогодние забавы. |
16 | 24.12 | Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. |
17 | 14.01 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. |
18 | 21.01 | Игра «Веришь или нет». |
19 | 28.01 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. |
20 | 04.02 | Экскурсия в компьютерный класс. |
21 | 11.02 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. |
22 | 18.02 | Математические фокусы. |
23 | 25.02 | Конкурс знатоков. |
24 | 04.03 | Открытие нуля. Загадки-смекалки. |
25 | 11.03 | Решение задач из стенгазеты № 3. |
26 | 18.03 | Денежные знаки. Загадки-смекалки. |
27 | 01.04 | Решение задач повышенной трудности. |
28 | 08.04 | Игра «Цифры в буквах». |
29 | 15.04 | КВН «Царица наук». |
30 | 22.04 | Задачи с многовариантными решениями. |
31 | 29.04 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». |
32 | 06.05 | Игра «Поле чудес». |
33 | 13.05 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. |
34 | 20.05 | Интеллектуальный марафон. |