Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки»
муниципальная базовая методическая площадка: «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
- Цель проекта:
- Создание модели взаимодействия педагогов, узких специалистов ДОУ, медицинского персонала и родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и в их социализации в образовательное пространство ДОУ
- Тема семинара: «Планирование управленческой и педагогической деятельности, работа по созданию условий для образования детей с ОВЗ».
- Цель семинара : оказание методической помощи педагогам в организации инклюзивного образования в ДОУ.
План семинара:
- «Планирование управленческой и педагогической деятельности, работа по созданию условий для образования детей с ОВЗ»
- Практикум «Создание условий комплексной поддержки детей с ОВЗ в ДОУ»
- Разработка плана работы следующего семинара
«Международный день инвалидов»
- В 1992 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций
провозгласила 3 декабря «Международным днем инвалидов».
- Не будьте безразличны к инвалидам,
- К тем людям, покалеченным судьбой.
- Нам боли их порой не сразу видно,
- Достаточно услышать их порой.
- Поступок человека славит,
- Что блеском отражается в глазах.
- И пусть здоровья обществу прибавит
- Та помощь, заключенная в делах!
«Планирование управленческой и педагогической деятельности, работа по созданию условий для образования детей с ОВЗ»
- «Нормативные и методические основы разработки и реализации АОП ДО в ДОО»
Нормативно-правовые основания разработки АОП ДО в ДОО
Одна из важнейших мер демографической политики — развитие дошкольного образования
Президент
Российской Федерации
В.В. Путин
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Подписан Президентом РФ В.В. Путиным «29» декабря 2012 г.
Дошкольное образование – первый уровень системы общего образования
Глава 2. Система образования
Статья 10. Структура системы образования
…
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование ;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Создать условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов …., в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья…
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:
- - развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
- - доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
- - предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
Статья 24. ….государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Глава 7. Общее образование
Статья 64. Дошкольное образование
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования , имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в ДОО и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры . Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Адаптированная образовательная программа
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
- 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
- 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам . В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
- 12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья , и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Утвержден Приказом Министра образования и науки РФ № 1155 от «17» октября 2013 г.
Зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ «14» ноября 2013 г., рег. №30384
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- возможные различия психолого-педагогических оснований , методов и форм педагогической деятельности, а также разнообразие условий и результатов работы дошкольных организаций;
- учтены особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: « Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, … в т. ч., посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ»
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДО
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. №2/15)
9 Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования:
- для глухих детей;
- для слабослышащих детей;
- для слепых детей;
- для слабовидящих детей
(с амблиопией, косоглазием);
- для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, заиканием);
9 Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования:
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- для детей с задержкой психического развития;
- для детей с умственной отсталостью легкой, умеренной, тяжелой степени;
- для детей с расстройствами аутистического спектра.
Примерные адаптированные основные образовательные программы направлены на
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования
- содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации. Использование специальных методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, деятельность тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование направлены
- 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Сравните:
20 век
Поколение Х
Поколение Y
Почему?
«миллениум»
21 век
(после 1965 г.)
«миллениум»
Поколение Z
Зачем?
«цифровое»
(после 1981 г.)
(после 2000 г.)
Нет вопросов
Сравните:
20 век
21 век
Воспитатель –
создатель условий (среды)
(по А.Г.Асмолову - «мотиватор»)
Воспитатель –
источник информации
Сравните:
20 век
21 век
Образование детей с ОВЗ
– закрытая система
Доступная среда
Инклюзивное образование
Дети с ОВЗ
- У 74% новорожденных имеются проблемы со здоровьем.
- До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы).
- Не более 10% детей дошкольного и 4% детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми.
- Каждый 65 новорожденный – ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС).
- У 30% детей - генетические нарушения.
=======================================
Двигательное, речевое, познавательное, социальное развитие
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как
семейный детский сад,
служба ранней помощи,
лекотека,
центры игровой поддержки ребенка и других, а также
развитие негосударственного сектора.
Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как
семейный детский сад,
служба ранней помощи,
лекотека,
центры игровой поддержки ребенка и других, а также
развитие негосударственного сектора.
Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Права детей
- Ст.3 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- «Обеспечение права на образование
- в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности,
- адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека»
Права детей
- Ст.5 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Гарантируется право каждого человека на образование.
- При этом устанавливаются дополнительные гарантии права на образование отдельным категориям граждан, в том числе лицам с ОВЗ.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Обучающимся предоставляются академические права на:
- … 2) П редоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья , в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции ;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
- 1. Педагогические работники обязаны:
- … 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Ст.79. Организация получения образования обучающимися с ОВЗ
- Ст.79. Организация получения образования обучающимися с ОВЗ
- Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются
- адаптированной образовательной программой (АОП),
- а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
АОП
- Ст.2., п.28 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Адаптированная образовательная программа - программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
- - особенностей их психофизического развития,
- -индивидуальных возможностей и
- - при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
АОП?
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
- ПИСЬМО от 21 июня 2017 г. №07-ПГ-МОН-25486
- Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу разработки АОП и сообщает следующее.
- Согласно ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации, в том числе в части разработки и утверждения образовательных программ.
- Разработка АОП необходима в случае наличия в образовательной организации хотя бы одного обучающегося с ОВЗ.
- В противном случае разрабатывать АОП не требуется.
- Дополнительно сообщаем, что обучающийся с ОВЗ - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст.2).
- Заместитель директора департамента И.О.ТЕРЕХИНА
Основания для разработки АОП
- Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
- 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам … проводится на общедоступной основе.
- Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) только
- 1. С согласия родителей
- (законных представителей) и
- 2. На основании рекомендаций
- психолого-медико-педагогической
- комиссии (ПМПК)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания , а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
В заключении комиссии указываются :
Обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации…;
рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Основания для разработки АОП
Обязательные условия
Возможные условия
1. Заключение ПМПК
1. Заключение МСЭК
2. Согласие родителей в форме заявления на обучение по АОП
2. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
3. Заключение психолого-педагогического консилиума, согласованное с родителями
Обучение детей с ОВЗ
- Ст. 12. Образовательные организации… разрабатывают образовательные программы
- в соответствии с ФГОС и
- с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
- Что анализируем для разработки АОП?
Fgosreestr.ru
ФГОС дошкольного образования
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
ФГОС начального общего образования
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
ФГОС основного общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
ФГОС среднего общего образования
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для 8 категорий обучающихся с ОВЗ
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ОВЗ
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для
-глухих,
-слабослышащих,
-позднооглохших,
-слепых,
-слабовидящих,
-с тяжелыми нарушениями речи,
-с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
-с задержкой психического развития,
-с умственной отсталостью,
-с расстройствами аутистического спектра,
-со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.
Дошкольная образовательная организация
Группы оздоровительной направленности
Группы компенсирующей направленности
АОП
Группы комбинированной направленности
ОО ООП
ООП
СИПР
АОП
АОП
Группы общеразвивающей направленности
АОП
ООП
СИПР
АОП
- Выбор за образовательной организацией
- (статья 28)
ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области»
Титульный лист
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №…» адрес
- Принята педагогическим советом МБДОУ № « » Протокол № от
- Согласована Советом родителей Протокол № от
- Утверждаю: Заведующий МБДОУ
Содержание ПАООП (на примере ПАООП ДО ТНР)
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание ПАООП (на примере ПАООП ДО ТНР)
- 1.2. Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)
- 1.2.1. Целевые ориентиры младшего дошкольного возраста
- 1.2.2. Целевые ориентиры среднего дошкольного возраста
- 1.2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
- 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Содержание ПАООП (на примере ПАООП ДО ТНР)
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
2.2.1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
2.2.2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
2.2.3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Содержание ПАООП (на примере ПАООП ДО ТНР)
2.2.4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
2.2.5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
2.5. Программа коррекционной работы с детьми с ТНР (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционная программа))
Содержание ПАООП
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3. Кадровые условия реализации Программы
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы
3.5. Финансовые условия реализации Программы
3.6. Планирование образовательной деятельности
3.7. Режим дня и распорядок
3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов и литературных источников
ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
- http://www.iroio.ru/
- http://suvagcentr.ru/
Алгоритм организации АОП
- Локальные акты нормативно-правового сопровождения для реализации инклюзивной практики
Индивидуальная программа сопровождения
Целью создания является сбор информации об индивидуальном его развитии, оценка достижений в различных видах деятельности для составления индивидуальной образовательной траектории, коррекционной и развивающей программ.
Индивидуальная программа сопровождения
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕТЕЙ
- Усиление познавательной мотивации (приобрете нные знания переносятся в жизнь)
- Способность работать в коллективе, принимать самостоятельные решения
- Развитие психических процессов
- Коррекция речевых нарушений
- Освоение новых культурных норм
- Повышение авторитета у сверстников
- Создание условий для дальнейшего интегрированного обучения.
РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГОВ
- Умение проектировать индивидуальные программы
- Выход за границу сложившейся практики
- Умение видеть образовательные результаты практики
- Освоение новых форм образовательной деятельности
- Профессиональный и личностный рост.
- Обогащение педагогической практики (разработка заданий вне рамок дошкольной программы, новые педагогические приёмы)
- Оптимизация взаимодействия всех участников сопровождения.
- Приобретение опыта работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья
РЕЗУЛЬТАТЫ РОДИТЕЛЕЙ
- Включение в образовательный процесс
- Взаимодействие с дефектологом в ситуации воспитания
- Заинтересованность в «обратной связи»
- Расширение родительского опыта
- Новое видение своего ребёнка
- Получение дальнейших перспектив в воспитании и адаптации ребёнка в социуме
- Приобретение родительского опыта в воспитании детей с ограниченными возможностями и адекватного восприятия его возможностей и способностей
Спасибо за внимание!