№ | Тема урока | Дата | Количество часов | Планируемые результаты | Форма организа- циипознава- тельной деят-ти | Организация самост. деят-ти |
По плану | По факту |
| Осенние странички. | | | | | | |
1 | Картины осени в поэзии. Знакомство с учебником. Пушкин «Уж небо осенью дышало» Тютчев «Сентябрь холодный бушевал» | | | 1 | Овладеть «секретами» художественного текста Определять жанр произведения, ритм стихотворения | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Анализировать произведение с помощью вопросов |
2 | Картины осени в поэзии. Г. А. Ладонщиков «Верная примета» А.Толстой «Осень» | | | 1 | Овладеть «секретами» художественного текста. Определять жанр произведения, ритм стихотворения | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Анализировать произведение с помощью вопросов |
3 | Изображение осени в стихотворениях поэтов С.А.Есенина и Ф.И.Тютчева. | | | 1 | Овладеть понятием «эпитет» Находить эпитеты в стихотворения, определять звукозапись как форму изображения картин природы | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Рисование картин (устное словесное) на основе художественного текста |
4-5 | Золотая осень в живописи. Картина И.С.Остроухова «Золотая осень» | | | 2 | Выучить средства изображения картин природы в поэзии и искусстве Соотносить словесный и зрительный образы | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Рисование картин ( в т.ч. устное словесное) на основе художественного текста |
| Народные сказки | | | | | | |
6 | Вхождение в мир русской народной сказки. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» | | | 1 | Определять типы и признаки сказки; Находить признаки сказки в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Выборочное чтение |
7 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Баба-яга» | | | 1 | Определять особенности волшебных сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Подробный пересказ |
8-9 | Особенности волшебной сказки. Образ главной героини | | | 2 | Определять особенности волшебных сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы |
10 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Сивка-бурка» | | | 1 | Называть особенности волшебных сказок. Определять особенности волшебных сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы |
11 | Выявление особенностей волшебных сказок «Сивка-Бурка» | | | 1 | Называть особенности волшебных сказок. Определять особенности волшебных сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы |
12 | Составление характеристики героев сказки Сивка-Бурка. | | | 1 | Называть особенности волшебных сказок. Определять особенности волшебных сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы |
13 | Волшебные сказки. Сюжет русской народной сказки «Бой на калиновом мосту». Составление плана. | | | 1 | Называть особенности волшебных сказок. Определять особенности волшебных сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Чтение по ролям Устный пересказ |
14 | Составление сравнительной характеристики главных героев | | | 1 | Называть особенности волшебных сказок. Определять особенности волшебных сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Чтение по ролям Устный пересказ |
15 | Идеи русской народной сказки «Бой на калиновом мосту»: патриотизм, чувство долго, товарищество | | | 1 | Называть особенности волшебных сказок. Определять особенности волшебных сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Чтение по ролям Устный пересказ |
16-19. | Обобщение по теме «Волшебные сказки» «Ивашко и ведьма» (вн. чт.) «Финист- ясный сокол» (вн. чт.) | | | 4 | Называть особенности волшебных сказок. Определять особенности волшебных сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Анализ особенностей волшебных сказок |
20 | Бытовые сказки. Русская народная сказка «Дочь-семилетка» | | | 1 | Называть особенности бытовых сказок. Определять особенности бытовых сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Сопоставление прозаических и поэтических текстов |
21 | Характеристика персонажей. Осознание социальной направленности бытовой сказки. | | | 1 | Находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение). Делить текст на смысловые части, озаглавливать их. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Сопоставление прозаических и поэтических текстов |
22 | Главная мысль сказки. Характеристика главной героини. | | | 1 | Выделять главную мысль прочитанного произведения | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Находить сатирическую и воспитательную направленность бытовых сказок. |
23 | Бытовые сказки. Русская народная сказка «Каша из топора» | | | 1 | Называть особенности бытовых сказок. Определять особенности бытовых сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Дописывание окончания произведения Найди слова-краски в тексте; инд. исслед. «защита» своего рисунка |
24 | Обобщение по теме «Бытовые сказки» «Как мужик гусей делил» (вн.чт.) | | | 1 | Называть особенности бытовых сказок. Определять особенности бытовых сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Находить сатирическую и воспитательную направленность бытовых сказок. |
25 | Сказки других народов. «Бедняк и богач» (литовская сказка) | | | 1 | Называть особенности устного народного творчества других народов мира. Определять национальный колорит, характерные особенности сказок других стран. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Определять характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представлениями народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле. |
26 | Сказки других народов. «Кукушка» (ненецкая сказка) | | | 1 | Называть особенности устного народного творчества других народов мира. Определять национальный колорит, характерные особенности сказок других стран. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Определять характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представлениями народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле. |
27 | Сказки других народов. «Ах» и «Ох»» (узбекская сказка) | | | 1 | Называть особенности устного народного творчества других народов мира. Определять национальный колорит, характерные особенности сказок других стран. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Определять характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представлениями народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле. |
28 | Сказки других народов. «Земляника под снегом» (японская сказка) | | | 1 | Называть особенности устного народного творчества других народов мира. Определять национальный колорит, характерные особенности сказок других стран. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Определять характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представлениями народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле. |
29 | Обобщение по теме «Народные сказки» Вн. чтение «Волшебные спицы» | | | 1 | Называть особенности волшебных сказок. Определять особенности волшебных сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Анализ особенностей того или иного жанра |
30. | Контрольная работа № 1 по теме «Русские народные сказки» Вн. чтение. «Дровосек, его друзья и враги» | | | 1 | Называть особенности волшебных сказок. Определять особенности волшебных сказок в произведении. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Анализ особенностей того или иного жанра |
| Преданья старины глубокой | | | | | | |
31 | Былина как жанр устного народного творчества. Вн. чтение «Как Илья из Мурома богатырём стал» | | | 1 | Определять особенности жанра «былины». | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы Читать осознанно текст. |
32 | Илья Муромец и Соловей – разбойник. | | | 1 | Определять идею служения Отечеству, героический характер | | Находить отражение в былинах народных представлений |
33 | Картина Васнецова «Богатыри» | | | 1 | Определять особенности жанра «былины». Делать сравнительную характеристику художественных средств выразительности: былины и картины | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Сочинение по картине Читать осознанно текст. |
34 | Былина как жанр устного народного творчества. Добрыня Никитич и Змей. | | | 1 | Различать ведущие жанры художественной литературы: былину, сказку. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы Читать осознанно текст. |
35 | Былина как жанр устного народного творчества. Алеша Попович и Тугарин Змеевич. | | | 1 | Объяснять и оценивать поступки героя произведения. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы Читать осознанно текст. |
36 | Мифы Древней Греции. | | | 1 | Работа с эпитетами и сравнениями. Объяснять и оценивать поступки героя произведения. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы Читать осознанно текст. |
37 | Мифы Древней Греции. Лернейская гидра | | | 1 | Работа с эпитетами и сравнениями. Объяснять и оценивать поступки героя произведения. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы Читать осознанно текст. |
38-39 | Рассказы детей о мифических героях Внеклассное чтение «Предание о граде Китеже», «Гамельнский крысолов», «Дедал и Икар», «Орфей и Эвридика» | | | 2 | Работа с эпитетами и сравнениями. Объяснять и оценивать поступки героя произведения. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Составить рассказ об одном из древнегреческих богов. |
40 | Изучение славянской мифологии. Святогор – древний хранитель мира. | | | 1 | Иметь представление о мифах как выражении миропонимания древних славян. Определять особенности мифов. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Придумать миф- фантастическую историю. |
41 | Родословное древо моей семьи (проектная деятельность) | | | 1 | Иметь представление о мифах как выражении миропонимания древних славян. Определять особенности мифов. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы Читать осознанно текст. |
42 | Изучение славянской мифологии. Перун – сын Свагора | | | 1 | Иметь представление о мифах как выражении миропонимания древних славян. Определять особенности мифов. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Кроссворд по мифам. |
43 | Изучение славянской мифологии. Лада – богиня любви и красоты | | | 1 | Иметь представление о мифах как выражении миропонимания древних славян. Определять особенности мифов. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы Читать осознанно текст. |
44 | Обожествление славянами природы. Духи – хозяева. | | | 1 | Иметь представление о мифах как выражении миропонимания древних славян. Определять особенности мифов. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы Читать осознанно текст. |
45-46 | Обобщение по теме «Мифы» Вн. чтение «Купала и Кострома» | | | 2 | Иметь представление о мифах как выражении миропонимания древних славян. Определять особенности мифов. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Ответы на вопросы Читать осознанно текст. |
47. | Контрольная работа № 2 по теме «Мифы» | | | 1 | Применить изученный материал об устном народном творчестве. Применить полученные знания и способы действия на практике. | Индивидуальная работа. | Определение жанра произведений, выявление в тексте средств художест-венной выразительности. |
48. | Музейная страничка Проект «Музей старинных вещей» (старт долгосрочного проекта) | | | 1 | Формировать интерес к истории нашей страны. Выполнять задания творческого и поискового характера | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах, эксперимент. | Работа над проектом «Музей старинных вещей» Коллективная работа (Использование средств ИКТ) |
49 50. | Зимние странички. Изображение зимы в искусстве. (Стихи Б.Пастернака, А.С.Пушкина, Т.Г. Авловой) | | | 2 | Овладеть художественными приемами передачи в поэзии картин природы, чувств, настроений. Находить художественные приемы передачи в поэзии картин природы, чувств, настроений. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Сопоставительный анализ произведении искусства на одну и ту же тему. |
51 52. | Изображение зимы в искусстве С.Я.Маршак «Как поработала зима» М.В Добужинский «Домик в Петербурге» | | | 2 | Овладеть художественными приемами передачи в поэзии картин природы, чувств, настроений. Находить художественные приемы передачи в поэзии картин природы, чувств, настроений. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Рассказ от имени героя произведения |
53 54 | Изображение зимы в искусстве. (Стихи А.Фета, С.Есенина) | | | 2 | Передавать в выразительном чтении свое внутреннее видение картины, на- рисованной автором. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Чтение наизусть Исследование Сочинение «Зимние картины» |
| Авторские сказки | | | | | | |
55 | Авторские сказки. Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | | | 1 | Особенности авторских сказок Определять особенности авторских сказок. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Выразительное чтение диалогов |
56 | Сочетание чудесного и реального в сказке Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | | | 1 | Иметь начальное представление о связи главной мысли и названия произведения. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Выразительное чтение диалогов |
57 | Позиция автора в литературной сказке Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | | | 1 | Ориентироваться в тексте, объяснять и оценивать поступки героя произведения. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Выразительное чтение диалогов |
- 58 59 | Обобщающий урок по сказкам Г.Х. Андерсена | | | 2 | Ориентироваться в тексте, объяснять и оценивать поступки героя произведения. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Выразительное чтение диалогов |
- 60 61 | Сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | | | 2 | Называть особенности сказок Пушкина. Определять особенности сказок. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Выразительное чтение диалогов |
62 | Художественный анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне | | | 1 | Высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; выразительно читать диалоги. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Читать по ролям |
63 | Наблюдение за авторской позицией в ходе повествования | | | 1 | Высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Наизусть выучить отрывок. |
64 65 | Нравственный урок сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» | | | 2 | Называть особенности прозы К.Паустовского. Определять уроки художественного произведения. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Сжатый пересказ сказки |
66 | Художественный анализ произведения Паустовского «Тёплый хлеб» | | | 1 | Осмысление нравственных коллизий, изображенных в произведении, восприятие его нравственных уроков | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Выборочное чтение Выразительное чтение |
67 | Значение картин природы в произведении. | | | 1 | Осмысление нравственных коллизий (столкновение противоположных взглядов, стремлений), интересов, изображенных в произведении, восприятие его нравственных уроков | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Выборочное чтение Выразительное чтение |
68 | Обобщающий урок по сказам К. Г. Паустовского | | | 1 | Определять уроки художественного произведения. | Фронт.-индивид. Творч. работа в парах | Сжатый пересказ сказки |
69 | Контрольная работа №3 по теме «Авторские сказки» | | | 1 | Анализ результатов литературного развития после изучения сказок и их художественных особенностей | индивидуальная работа | |
70 -71. | Весенние странички Изображение весны в искусстве А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами...» Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится» | | | 2 | Называть художественные приемы передачи в поэзии картин природы, чувств, настроений. Находить художественные приемы передачи в поэзии картин природы, чувств, настроений. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Рисование картин (в т.ч. устное словесное на основе художественного текста |
72-73 74. 75 | Изображение весны в искусстве С.А. Есение «Черемуха» И.С. Соколов-Микитов «Грачи» Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» А.А.Блок «Ворона» | | | 4 | Называть художественные приемы передачи в поэзии картин природы, чувств, настроений. Находить художественные приемы передачи в поэзии картин природы, чувств, настроений. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Рисование картин (в т.ч. устное словесное на основе художественного текста |
76 77 | Рассказы Рассказ как литературный жанр. Нравственные уроки В. К. Железникова «Три ветки мимозы» | | | 2 | Называть особенности рассказа как жанра. Определять особенности рассказа как жанра. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Рисование картин (в т.ч. устное словесное на основе художествен-ного текста |
78 79 | Изображение в рассказах внутреннего мира героя. Б.Житков «Как я ловил человечков» | | | 2 | Способы выражения в рассказе чувств, переживаний героя. Найти способы передачи чувств, переживаний героев. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Рисование картин (в т.ч. устное словесное на основе художественного текста |
80 81 82 | Нравственные испытания героя. Ю.Яковлев «Полосатая палка» | | | 3 | Способы выражения в рассказе чувств, переживаний героя. Найти способы передачи чувств, переживаний героев. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Игра в сравнения |
83. 84 | Сила благородного поступка. В.Железников «Рыцарь» | | | 2 | Способы выражения в рассказе чувств, переживаний героя. Найти способы передачи чувств, переживаний героев. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Дописывание окончания произведения |
85 86 87. | Способы изображения автором внутренних переживаний героя. С.Георгиев «Дедушка» | | | 3 | Способы выражения в рассказе чувств, переживаний героя. Найти способы передачи чувств, переживаний героев. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Сочинение по картине |
88. 89 | Всепобеждающая сила добра. К.Паустовский «Кот-ворюга» | | | 2 | Способы выражения в рассказе чувств, переживаний героя. Найти способы передачи чувств, переживаний героев. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Дописывание окончания произведения |
90 91. | Проект «Создание книги-сборника» | | | 2 | Владеть правилами написания сочинений. Учиться работать в группе. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Сопоставление изображ. действит. в литерат. Искус. |
92 93 | Музейная страничка Проект «Музей старинных вещей» (защита долгосрочного проекта) | | | 2 | Формировать интерес к истории нашей страны. Выполнять задания творческого и поискового характера. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста |
94 95 96 97 | Обобщающий урок по теме «Рассказы» Вн. Чтение. Рассказы В.П. Крапивина, В.Ю. Драгунского», Ю.И. Коваль | | | 4 | Формировать интерес к истории нашей страны. Выполнять задания творческого и поискового характера. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста |
98 | Басни Басни Эзопа. | | | 1 | Владеть понятием «басня». Называть особенности басни, ее нравственный урок. | Фронт.-индивид Работа в парах | Творческое задание Особенности сказочной речи |
99 100. | Басни Крылова. | | | 2 | Владеть понятием «басня». Называть особенности басни, ее нравственный урок. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Сопоставление картины и сказки |
101 102. | Басня С.Михалкова «Дальновидная сорока». | | | 2 | Владеть понятием «басня». Называть особенности басни, ее нравственный урок. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Драматизация |
103 | Контрольная работа №4 «Проверь себя» Обобщающий урок | | | 1 | Владеть понятием «басня». Называть особенности басни, ее нравственный урок. | Фронт.-индивид Работа в парах | Творческое задание Особенности сказочной речи |
104. | Поэзия Изображение чувств человека, его отношение к окружающей действительности. А.С.Пушкин «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась» | | | 1 | Освоить понятие «лирика» как особый род литературы. Определить в произведении главную мысль, выраженную автором. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Постановка этюдов по отдельным эпизодам произведения |
105 106. | Картины пробуждающейся природы. И.Никитин «Утро» | | | 2 | Владеть средствами художественной изобразит. выразительности в поэзии. Определить в произведении главную мысль, выраженную автором. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Драматизация |
107. | Роль поэтического слова в изображении картин природы. А.А.Фет «Еще светло перед окном…» | | | 1 | Владеть средствами художественной изобразит. выразительности в поэзии. Определить в произведении главную мысль, выраженную автором. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Выборочное чтение |
108 109 | Чувство как главное событие лирического текста. Стихи А.Ахматовой, В.Соколова, Д.Самойлова, Н.Рубцова | | | 2 | Владеть средствами художественной изобразит. выразительности в поэзии. Определить в произведении главную мысль, выраженную автором. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Выборочное чтение |
110 111. | Размышления над жизнью. Стихи Ю.Коваля, Р. Сэфа, Н.Матвеевой, Г. Остера | | | 2 | Освоить понятие «лирика» как особый род литературы. Определить в произведении главную мысль, выраженную автором. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Выборочное чтение Выразительное чтение |
112 113 | Изучение юмористических стихотворений устного народного поэтического творчества. | | | 2 | Владеть знаниями о потешках, как жанре устного народного творчества. Определить в поэтическом произведении комический эффект. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Творческое задание Пересказ по частям |
114-115 116 117. | Юмористические стихи современных поэтов. Стихи Ю.Коваля, О. Григориева, Ю.Владимиров, Э.Успенского | | | 4 | Владеть «секретами» смешного и способы создания юмористических произведений. Выразительно читать юмористические произведения. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Выборочное чтение Выразительное чтение |
118-126. | Пьесы Пьеса Е.Шварца «Красная Шапочка» | | | 9 | Формировать понятие «драма». Выразительно читать произведение по ролям. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Выразительное чтение |
127-128. | Летние странички Летние картины природы в поэзии. Стихи С.Есенина, В.Маяковского, Р.Гамзатова. С.Щипачева | | | 2 | Владеть средствами художествен. изобразительности выразительности в поэзии. Воссоздавать картины, нарисованные автором. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Выразительное чтение |
129-130. | Образ лета в литературе и живописи. И.Бунин «Детство» Картина И. И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» | | | 2 | Владеть алгоритмом написания текста. Сопоставить литературный текст с картиной художника. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Выразительное чтение |
131. | Контрольная работа № 5 по теме «Средства выразительности в художественных произведениях». | | | 1 | Владеть изученным за год материалом. Применять изученный материал. | Индивид. | |
132 | Красота вечна. Ф.И. Тютчев «В небе тают облака» | | | 1 | Владеть изученным за год материалом Применять изученный материал. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Выразительное чтение Иллюстриро- вание сказок |
133 134 | Обобщающий урок по теме «Летние странички» Стихи А.А. Усачева, Тима Собакина | | | 2 | Владеть изученным за год материалом Применять изученный материал. | Фронт.-индивид. Работа в парах | Выразительное чтение Иллюстриро- вание сказок |
135- 136. | Урок-праздник. | | | 2 | Владеть изученным за год материалом. Применять изученный материал. | Фронт.-индивид. Работа в парах | |