2.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:
- мотивировать основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности; наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного музицирования;
- оценивать позитивно свои музыкально - творческие способности.
Регулятивные УУД:
- строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществлять элементы синтеза как составление целого из частей;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участвовать в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
воспринимать музыку различных жанров;
откликаться эстетически на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Во 2 классе продолжается знакомство с творчеством М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Л. Бетховена и с произведениями новых для учащихся композиторов: А.П. Бородина, Э. Грига, Ф. Шуберта. Разучиваются песни: И. Дунаевского, В. Шаинского, Р. Паулса, А. Филиппенко, Ю. Чичкова, Е. Крылатова, Г. Струве, Г. Гладкова, А. Спадавеккиа и др.
Обучающиеся учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать в характере музыкальных образов выразительные движения, участвовать в ритмических играх, в игре "Я - композитор", инсценировать песни и сказки разных народов, мелодизировать тексты стихотворений, в том числе частушек.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:
- мотивировать основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству;
- проявлять этические чувства;
- реализовать творческий потенциал в процессе коллективного
( индивидуального) музицирования;
- оценить свои музыкально-творческие способности.
Регулятивные УУД:
- строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме;
- осуществлять элементы синтеза как составление целого из частей.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
- проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществлять простые обобщения между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
Коммуникативные УУД:
- стремиться находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участвовать в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета;
узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
откликаться эмоционально на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении или пластике;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
В 3 классе программа предусматривает знакомство учащихся с произведениями более крупной формы известных им композиторов. Они слушают музыку из оперы и балета, например, "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова, "Щелкунчик" П.И. Чайковского, кантату
С.С. Прокофьева "Александр Невский", отдельные номера из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя").
Новые композиторы представлены именами В.А. Моцарта, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, А.И. Хачатуряна, И.С. Баха.
Расширяется песенный репертуар. Разучиваются песни: Г. Гладкова,
Е. Птичкина, В. Шаинского, Е. Крылатова, Р. Паулса, Ю. Чичкова, И.С. Баха, Э. Грига, В.А. Моцарта и др. Обучающиеся поют отдельные фрагменты из оперы и балета, "Колыбельную Гвидона" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", хоры "Проводы масленицы" из оперы
Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Вставайте, люди русские" из кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский".
Обучающиеся учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать по русским народным сказкам, мелодизировать стихотворные тексты.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- мотивировать основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- проявлять основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
- выражать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- оценивать свои музыкально – творческие способности.
Регулятивные УУД:
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)
- ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
- использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-осуществлять простые обобщения между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществлять элементы синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД:
- стремиться находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участвовать в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью
выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);
уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать музыкальные инструменты, входящие в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
4 класс
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы выпускниками происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности выпускников : хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения программы у выпускников будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности выпускники научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Выпускники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У выпускников проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Предметные результаты:
представлять роль музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
иметь основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
Слушание музыки
Выпускник:
изучит музыкальные произведения и называет имена их авторов.
определит характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
узнает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
различит народную и профессиональную (композиторскую) музыку; балет, оперу, мюзикл, произведения для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
определит жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
сымпровизирует под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Выпускник:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Исполняет грамотно и выразительно песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Выпускник:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).