Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» |
Уровни | 1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
Обучающиеся научатся | – различать звуки и буквы; – характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; | – различать звуки и буквы; – характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; | – различать звуки и буквы; – характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; | – различать звуки и буквы; – характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; |
Обучающиеся получат возможность научиться | пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. | пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. | пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. | пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. Проводить фонетико- графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко- буквенного) разбора слов. |
Раздел «Орфоэпия» |
Обучающиеся научатся | – соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. | – соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. | – соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. | – соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. |
Раздел «Состав слова (морфемика)» |
Обучающиеся научатся | - | – различать изменяемые и неизменяемые слова; – различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; – находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень | – различать изменяемые и неизменяемые слова; – различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; – находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. | – различать изменяемые и неизменяемые слова; – различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; – находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. |
Обучающиеся получат возможность научиться | - | – находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. | – выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения; | – выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения; – использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач. |
Раздел «Лексика» |
Обучающиеся научатся | – выявлять слова, значение которых требует уточнения | – выявлять слова, значение которых требует уточнения; – определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря | – выявлять слова, значение которых требует уточнения; – определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря – подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. | – выявлять слова, значение которых требует уточнения; – определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря – подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. |
Обучающиеся получат возможность научиться | – определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря | – подбирать синонимы для устранения повторов в тексте – подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; – различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); | – подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; – различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); – оценивать уместность использования слов в тексте; – выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. | – подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; – различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); – оценивать уместность использования слов в тексте; – выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. |
Раздел «Морфология» |
Обучающиеся научатся | | – с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) - относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы) | – распознавать грамматические признаки слов; – с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) --- - относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы) | – распознавать грамматические признаки слов; – с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы) |
Обучающиеся получат возможность научиться | – с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает) -относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы) | – распознавать грамматические признаки слов; – проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора | – проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора | – проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; – находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. |
Раздел «Синтаксис» |
Обучающиеся научатся | – различать предложение, слово; | – различать предложение, слово; – находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; | – различать предложение, словосочетание, слово; – находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; – классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; – определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; | – различать предложение, словосочетание, слово; – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; – классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; – определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; – находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; – выделять предложения с однородными членами. |
Обучающиеся получат возможность научиться | – находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; | – различать второстепенные члены предложения – выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения) – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; – определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; | – различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; – выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; – различать простые и сложные предложения. – выделять предложения с однородными членами. | – различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; – выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; – различать простые и сложные предложения. |
«Орфография и пунктуация» |
Обучающиеся научатся | – применять изученные правила правописания: -раздельное написание слов в предложении; --сочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу, в положении под ударением; - сочетания - чк,- чн,- чт, - щн; -перенос слов; -прописная буква в начале предложения, в именах собственных; -непроверяемые гласные и согласные в корне слова ( на ограниченном перечне слов); -знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – безошибочно списывать текст объёмом 20-25слов; – писать под диктовку тексты объёмом 15-20слов в соответствии с изученными правилами правописания; | – применять правила правописания (в объёме содержания курса); -раздельное написание слов в предложении; -раздельное написание слов; -сочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу, в положении под ударением; - сочетания - чк,- чн,- чт, - щн; -перенос слов; -прописная буква в начале предложения, в именах собственных; -непроверяемые гласные и согласные в корне слова ( на ограниченном перечне слов); -знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; -разделительный мягкий знак; - не с глаголами; -раздельное написание предлогов с другими словами; – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – безошибочно списывать текст объёмом 40-50 слов; – писать под диктовку тексты объёмом 30-40 55-60 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | – применять правила правописания (в объёме содержания курса); -раздельное написание слов в предложении; -раздельное написание слов; --сочетания жи – ши, ча -ща, чу - щу, в положении под ударением; - сочетания - чк,- чн,- чт, - щн; -перенос слов; -прописная буква в начале предложения, в именах собственных; -непроверяемые гласные и согласные в корне слова ( на ограниченном перечне слов); -знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; -раздельное написание предлогов с другими словами; -непроизносимые согласные; - гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; -разделительные ъ и ь; - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь); - безударные окончания имён прилагательных; - не с глаголами; - раздельное написание предлогов и слитное написание приставок – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – безошибочно списывать текст объёмом 65-70 слов; – писать под диктовку тексты объёмом55-60 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | – применять правила правописания (в объёме содержания курса); -раздельное написание слов в предложении; -раздельное написание слов; -сочетания жи – ши, ча-ща, чу - щу, в положении под ударением; - сочетания - чк,- чн,- чт, - щн; -перенос слов; -прописная буква в начале предложения, в именах собственных; -непроверяемые гласные и согласные в корне слова ( на ограниченном перечне слов); -знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; -раздельное написание предлогов с другими словами; -непроизносимые согласные; - гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; -разделительные ъ и ь; - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь); - безударные окончания имён прилагательных; - не с глаголами; - раздельное написание предлогов и слитное написание приставок -безударные падежные окончания имён существительных ( кроме существительных на – мя, - ий, – ья, - ье, - ия, - ов, –ин); - раздельное написание предлогов с личными местоимениями; -мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); - мягкий знак в глаголах в сочетании - ться; -безударные личные окончания глаголов; -знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; – писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. |
Обучающиеся получат возможность научиться | – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определённой орфограммой; | – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определённой орфограммой; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах. | – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определённой орфограммой; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах. | – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определённой орфограммой; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах. |
Содержательная линия «Развитие речи»+ |
Обучающиеся научатся | – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); – самостоятельно озаглавливать текст; | – оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); – сочинять письма | – оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); – выражать собственное мнение и аргументировать его; – самостоятельно озаглавливать текст; – составлять план текста; – сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. | – оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); – выражать собственное мнение и аргументировать его; – самостоятельно озаглавливать текст; – составлять план текста; – сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. |
Обучающиеся получат возможность научиться | – оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); – сочинять письма | – выражать собственное мнение и аргументировать его; –самостоятельно озаглавливать текст; – составлять план текста; – сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. * создавать тексты по предложенному заголовку; – подробно или выборочно пересказывать текст; – составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; | – выражать собственное мнение и аргументировать его; – создавать тексты по предложенному заголовку; – подробно или выборочно пересказывать текст; – пересказывать текст от другого лиц – составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; – анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений – соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). | – создавать тексты по предложенному заголовку; – подробно или выборочно пересказывать текст; – пересказывать текст от другого лица; – составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; – анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; – корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; – анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); – соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). |