СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пластилинография, как средство развития художественно-эстетических навыков дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе.

Просмотр содержимого документа
«Пластилинография, как средство развития художественно-эстетических навыков дошкольного возраста.»

Пластилинография как средство развития художественно-эстетических навыков дошкольного возраста.


Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развития фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребенка. Учеными выявлена связь между активным движением пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки ребенка являются дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающем вербальном аппарате.

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста. Занятие пластилинографией комплексно воздействует на развитие ребенка: повышается сенсорная чувствительность, т.е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Пластилинография по технике исполнения имеет свою классификационную характеристику. Так, отталкиваясь от материала-основы, пластилинография подразделяется как созданная

• на бумаге,

• на картоне,

• на пластике,

• на обычном или органическом стекле,

• на керамической плитке и под.

По способу создания изображения пластилинография бывает:

• прямая. Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки. Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.

• витражная, или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.

• мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.

• контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.

• многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

В процессе деятельности решаются такие задачи:

1. Развитие тонкой моторики, что способствует развитию речи детей.

2. Развитие зрительного восприятия.

3. Формирование сенсорных эталонов формы, цвета и величины, развитие тактильной чувствительности рук.

4. Знакомство с свойствами пластилина.

5. Развитие навыков лепки простых форм.

6. Совершенствование эстетического вкуса, чувства прекрасного, умение видеть и любоваться красотой окружающего мира.

7. Воспитание аккуратности в работе.

8. Формирование умения доводить начатое дело до конца.

Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид продуктивной деятельности. Он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

Пластилинографией занимаются, как правило, в старшем дошкольном возрасте, используя различные приемы: налепы, прищипывание, оттягивание, сплющивание, примазание и т.д. Однако начинать заниматься ей можно раньше. Так, дети в 1,5 – 2-х летнего возраста с удовольствием катают колбаски, отщипывают и прикрепляют кусочки-бусинки, скатывают, раскатывают, вдавливают, тянут, сплющивают пластилин.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству пластической скульптуры, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового образа и его рисунка, конструкции, которые неизменно отличаются оригинальностью.

Старшего дошкольника характеризует стремление к активной деятельности, интерес к миру и любопытство, его отличает способность к речевому комментированию любого процесса и результата собственной деятельности, достаточно развитое воображение. С любознательностью связана его инициативность, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения. Однако его обличается также и неустойчивость внимания, подвижность интересов, не всегда он усидчив и терпелив и не всегда способен преодолевать трудности кропотливой работы. Все эти качества учитывает воспитатель при организации работы на занятиях пластилинографии, неизменно проходит на помощь, подсказывая мотивацию в работе над завершением продукта.

В конце деятельности следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого ребенка, а в конце организованной образовательной деятельности еще раз, внимательно рассмотрев работы, особо отметить их старание, вспомнить, смогли ли кому-то помочь, кого-то спасти, обрадовать и т.д.

Создание образа в воображении- наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желание поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда дети в творческом порыве создают «шедевры», единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем создать свое, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, подумать.

Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделят в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.