Научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее 2017» |
Пластилиновая живопись как средство развития творческих способностей |
[Введите подзаголовок документа] |
Автор: Ворожцова Мария Сергеевна, Тюменская область, Уватский район, посёлок Демьянка Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа посёлка Демьянка». 6 А класс Научный руководитель: Бахтеева Ирина Семеновна учитель информатики, искусства Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа посёлка Демьянка». Российская Федерация, г.Тюмень2017 г. |
Содержание:
Введение ……………..……………………………….……………………………………. | 2 |
I. Теоретический этап: | |
1.1. | История пластилина: кто, где и когда создал чудо материал? .............................. | 3 |
1.2. | Техника и приемы рисования пластилином…………………………….………… | 4 |
1.3. | Осведомленность учащихся нашей школы о пластилиновой живописи………... | 5 |
1.4. | Применение пластилина……………….……………………………………………. | 5 |
II. Практический этап | |
2.1. | Разработка идей, выбор лучших…………………………………………………… | 6 |
2.2. | Этапы выполнения картин………………………………………………………….. | 7 |
III. Заключение | |
3.1. | Экономическое обоснование проекта………………………………………………. | 9 |
3.2. | Экологическое обоснование проекта……………………………………………….. | 9 |
3.3. | Контроль качества……………………………………………...……………………. | 9 |
3.4. | Самооценка проекта………………………………………………...……………….. | 9 |
Используемая литература и интернет ресурсы…………………………….……………... | 10 |
Приложения | |
Введение
«Я леплю из пластилина –
Пластилин нежней, чем глина – …»
Так поется в одной известной песне. Когда мы слышим о пластилине, то в нашей памяти появляются яркие картинки из детства. Почему же наша память обращается именно к детству? Именно в детстве мы впервые узнаем о существовании пластилина. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да, пластилином можно рисовать картины. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.
Цель проекта:
Создание картин в технике пластилиновой живописи.
Задачи проекта:
Узнать историю возникновения нового направления;
Рассмотреть основные техники и приемы пластилиновой живописи;
Узнать, используют ли данную технику учащиеся нашей школы;
Применить данную технику на практике.
Объект исследования – пластилиновая живопись
Предмет исследования – применение пластилиновой живописи на практике.
Гипотеза исследования – Пластилиновая живопись – это творческое искание, и каждый может научиться создавать живописные картины из пластилина.
В работе мы использовали методы исследования:
теоретические: анализ и обобщение источников информации,
практические: создание художественных работ в технике пластилиновой живописи.
Тема нашего творческого проекта будет актуальна, наверняка, ещё много лет. Потому что изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает интерес и приносит удовлетворение результатами труда.
I. Теоретический этап:
1.1. История пластилина: кто, где и когда создал чудо материал?
Слово «пластилин» берет свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plastós, что означает лепной. Материал для лепки, пластилин был известен очень давно, им пользовались для выполнения работ еще в средние века. В его изначальный состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска – озокерита, сала и других веществ. История пластилина начинается со спорного вопроса об авторстве изобретения. Существуют две версии происхождения пластилина, которым мы сейчас пользуемся.
1). В 1897 году его придумал англичанин Вильям Харбутт, преподаватель школы искусств. Студенты школы занимались лепкой, в том числе из глины. Глина – материал тяжелый для учащихся. Во-первых, липнет к рукам. Во-вторых, быстро высыхает. Если что-то сделать не успел – уже не доделаешь. Начинай сначала. Харбутт придумал невысыхающую глину для лепки и назвал ее пластицином.
Но это англо-американская версия.
2). Немцы утверждают, что пластилин (и само это слово тоже) придумал немецкий фармацевт Франц Колб в 1880 году и защитил свое изобретение патентом. Кстати, и промышленное производство пластилина начали в 1900 году в Германии.
Из чего состоит пластилин?
Первый материал для лепки был серого цвета. Формула, по которой он изготавливался до сих пор остается большим секретом. Несколько позже появляется пластилин четырех цветов. В состав современного пластилина входит порошок глины, воск, животное сало, вазелин и вещества, которые препятствуют высыханию.
Каким бывает пластилин?
Сегодня материал для лепки представлен в широком ассортименте. Он бывает простым, скульптурным, плавающим, восковым, перламутровым, флюресцентным, шариковым, в колбасках, ведрах и ячейках (Приложение 1.)
Полезен ли пластилин?
Безусловно, пластилин широко используется не только для развития творческих способностей. Учеными доказано, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов у ребенка связано с развитием движения рук, а именно с развитием движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. При работе с пластилином развивается координация пальцев. При лепке каких-либо изделий развивается мелкая моторика рук, что способствует умственному развитию. Более того, расширяется кругозор ребенка.
1.2. Техника и приемы рисования пластилином
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует познакомиться с различными техниками, научиться основным приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Одной из техник работы с пластилином является- пластилинография.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
1. Картины из пластилина – плокостные.
2.Барельеф - картины из мазков, штрихов, полосок, рельефных точек:
3. Граттаж. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.
4. Картины на стекле, картоне, диске, пластинке:
5. Рисование пластилином “горошками”
6. Рисование «жгутиками»
7. Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией (Приложение 2).
Для рисования пластилином нет ограничений. Все зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии. С помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать ее в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь. Желаю всем всегда находить место для творческого праздника в своей жизни, удачи и новых красивых идей!
1.3. Осведомленность учащихся нашей школы о пластилиновой живописи
Изучив литературу по теме проекта, мне захотелось узнать, как учащиеся нашей школы осведомлены об использовании пластилина.
Нами было проведено анкетирование среди учащихся 5 – 6 классов. Ребятам было предложено ответить на несколько вопросов:
1. Любите ли вы лепить из пластилина?
2. Какие техники, приемы работы с пластилином вы знаете?
3. Если бы вам предложили выбрать в подарок картину нарисованную красками или пластилином, что бы вы выбрали?
4. На уроке вы бы нарисовали картину красками или пластилином?
В анкетировании участвовало 46 учащихся. В результате выяснилось, что практически все дети любят лепить из пластилина, но техники, приемы работы знают не все. Большинство ребят (67% опрошенных) заинтересовала пластилиновая живопись, им захотелось изготовить картины в данной технике. Считаем, что это связано с тем, что пластилиновая живопись – это необычный, новый и интересный прием создания картин для детей.
Мною были проведены мастер-классы в 6-х классах по теме «Пластилиновая живопись». В результате ребята создали интересные работы в данной технике (Приложение 4). Этим самым мы подтвердили гипотезу своего исследования, что Пластилиновая живопись – это творческое искание, и каждый может научиться создавать живописные картины из пластилина.
1.4. Применение пластилина
Для многих пластилин превращается из хобби в настоящее творчество. Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился. Так, например, восстановление знаменитой янтарной комнаты в Царском Селе мастера начинали с того, что вылепили ее из пластилина в натуральную величину. Да, именно в натуральную величину.
На создание чудесного мультфильма «Пластилиновая ворона» ушло восемьсот кг пластилина. А в северной столице появился памятник «Пластилиновой вороне».
Известный голландский дизайнер Маартен Баас умело и с интересом создает и выставляет на всеобщее обозрение пластилиновую мебель и муляжи бытовой техники: стулья, столы, вентиляторы и радиоприемники.
Испанская художница Ирма Грюнхольз делает из пластилина реалистичные объемные картины-сюжеты.
В 2010 году британский телеведущий Джеймс Мэй (James May) при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом, спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину, состоящий исключительно из пластилина, и назвал его «Пластилиновый Рай».
Однако для некоторых умельцев поделки из пластилина давно стали настоящей работой. Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас при помощи этого материала создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы. Так, например, недавно жители Лондона получили возможность лицезреть прямо на улице ярко-синий пластилиновый Chevrolet Orlando MPV весом в 1,5 тонны. Его создали 8 человек в рамках рекламной компании этого автомобиля и установили на обочине проезжей части между настоящих припаркованных машин (Приложение 3).
II. Практический этап
2.1. Разработка и выбор идеи
Каждый из нас хотя бы раз в жизни лепил из пластилина зверей, человечков, домики и многое другое. Но как оказалось, пластилином можно еще и рисовать. И эта техника называется рисование пластилином или пластилиновая живопись.
Что же необходимо для создания картины пластилиновой живописью?
Яркий, качественный пластилин, который хорошо разминается и смешивается между собой. Чем меньше он будет липнуть к рукам, тем лучше.
Основа картины: стекло, оргстекло, картон, фанера.
Доска для лепки, стакан с водой, салфетки для рук, стеки.
Маркер или карандаш для нанесения рисунка.
К вам в руки попал пластилин? У вас есть масса вариантов!
Вот несколько идей создания картины в технике пластилиновой живописи:
1. Можно слепить различные сюжеты любимых сказок, произведений.
2. Можно слепить различных мультипликационных героев.
3. Можно слепить любимое время года, например: осенний листопад, купание на речке и т.д.
4. Можно пофантазировать и слепить необычный мир, например, обитатели планеты Марса или обитатели морского дна.
Изучив литературу и рассмотрев ряд вариантов, я решила создать картину «Ёжик», в технике пластилиновая живопись. В целом картина смотрится объемно, оригинально, красиво.
Для создания других картин я использовала персонажа моей любимой сказки «Царевна лягушка» и «Снегирь».
Для изготовления своих работ я использовала только экологические материалы – пластилин, картон. Их применение не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека.
2.2. Этапы выполнения картин.
№ | Этап работы | Описание работы | Инструменты и материалы |
1 | Основа для картины | 
Изучение и нанесение рисунка карандашом на пластинку | Виниловая пластинка, пластилин, стек, вода, простой карандаш |
2 | Подбор пластилина, создание фона | 
Выбрать пластилин нужного цвета, смешать цвета и, используя приемы оттягивания и заглаживания нанести на пластинку | Пластилин, вода |
3 | Изготовление изделия | а) создание листочка жгутиками
б) создание травы шариками
в) создание ежика – оттягивание и заглаживание пластилина
г) создание иголок ежика
д) создание божьей коровки
Вылепить каждую деталь из пластилина нужного цвета, используя жгутики и шарики. | Пластилин, вода, стек |
4 | Украсить поделку | 
Выложить рисунок на основе из сделанных деталей. | Пластилин, стек |
5 | Оформление изделия | 
Горячим пистолетом приклеить с обратной стороны петельку | Клей, тесьма |
III. Заключение
3.1. Экономическое обоснование проекта.
Себестоимость одной картины включает в себя затраты на материалы и трудозатраты:
Пластинка виниловая – 1 шт (мы ее неоценили, т.к. думаю, что у всех дома найдутся такие пластинки)
Пластилин 12 цветов – 242 рубля
Цветной картон – упаковка 150 рублей, 1 лист – 15 рублей
Итого: 242+15 = 257 рублей
Полная себестоимость изделия: Сумма + работа = 257 рублей + 200 рублей за работу = 457 рублей
Рыночная цена аналогичных изделий составляет 600 рублей. Таким образом, экономическая эффективность выполненной картины составляет 257 рублей.
3.2. Экологическое обоснование проекта.
Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. При создании своего проекта я пользовалась пластилином, картоном, стеком.
3.3. Контроль качества.
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
Конструктивные требования: готовая картина не копирует оригинал.
Эстетические требования: работа выполнена аккуратно, грамотно подобран цвет.
Экологические требования: картина выполнена из экологически чистых материалов и не принесет вреда ни здоровью человека, ни экологии.
Экономические требования: ручная работа столь дорога, что ее выгодно делать для себя, а не покупать в магазине.
Технологические требования: технологические операции по созданию картины рациональны, безопасны, доступны.
3.4. Самооценка проекта.
Я первый раз занималась пластилиновой живописью. Очень понравилось искать информацию в интернете, книгах, журналах. Узнала историю появления пластилина, техники и приемы рисования пластилином.
Результат моего проекта стали картины: «Снегирь», героиня моей любимой сказки «Царевна лягушка» и «Лесной житель».
Я знала, что из пластилина лепят, но оказалась, что пластилином можно и рисовать. Рисовать пластилином было интересно, необычно, легко и быстро. Выполненная работа принесла радость мне и моим родным. В ходе работы над проектом я убедилась в том, что создание картин в технике пластилиновой живописи с применением различных приёмов — увлекательное занятие, дающее радость. Цель моей работы – достигнута, гипотеза подтверждена.
Готовые работы можно дарить друзьям, а можно, вставив в рамку, повесить у себя в комнате. Попробуйте и вы удивить своих друзей и близких, пластилиновый мир ждёт вас.
Список использованной литературы:
Орен Р. Секреты пластилина. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2014. – 96 с.: ил.
Дмитриев В., Ерашов В. Тайна Янтарной комнаты. — Рига, 1961. — 334 с., ил.
"Волшебный пластилин". Серия: Искусство детям. Автор: Морозова О.
Волшебный пластилин, Искусство - детям, Морозова О.А., 1998.
http://www.sdelajsam.org/kak-pravilno-lepit-iz-plastilina-idei-dlya-lepki/ Как правильно лепить из пластилина? Идеи для лепки!
http://www.kodges.ru/71373-sekrety-plastilina.html
http://www.ast.ru/item/120593/