Оглавление
Введение …………………………………………………………………………….. 3
Глава I
История платья: кто придумал, как появилось, почему так называется ..………………………………………………………………………………… 5
Основные фасоны платьев ……………………………………………….. 8
Платье-пиджак: строго и женственно………………………………….. 14
Глава II
Платье моей мечты ……………………………………………………….. 16
Снятие мерок. Подготовка выкройки …………………………………. 16
Как раскроить платье ……………………………………………………. 17
Особенности кроя подкладки …………………………………………… 19
Пошив платья ……………………………………………………………... 19
Заключение ………………………………………………………………………... 23
Список литературы ………………………………………………………………. 25
Приложение 1 ……………………………………………………………………... 26
Приложение 2 ……………………………………………………………………... 27
Приложение 3 ……………………………………………………………………... 29
Приложение 4 ……………………………………………………………………... 30
Приложение 5 ……………………………………………………………………... 31
Приложение 6 ...…………………………………………………………………… 36
Введение
Если Вас поразила красотой какая-нибудь женщина,
Но вы не можете вспомнить, во что она была одета,
- значит, она была одета идеально!
Коко Шанель
Скоро долгожданная весна – самое любимое и желанное время года. Дни становятся всё теплее, пора снимать поднадоевшие зимние костюмы и одеться во что – то светлое и легкое. Как и любой девушке, мне хочется одеваться модно и красиво. В магазине я редко нахожу оригинальную и подходящую мне одежду, её часто приходится укорачивать, ушивать или переделывать. А ещё может оказаться, что такой же костюм или платье носит подруга или одноклассница. А мне хочется отличаться от других. Выходом из создавшейся ситуации служит индивидуальный пошив, который позволяет, не затрачивая больших материальных средств, выглядеть оригинально и неповторимо.
Современная мода обращает наше внимание на платья. Разнообразие их цветов, форм и отделок радует нас своей красотой и оригинальностью. Платье есть в гардеробе каждой женщины! Оно может быть удобным, практичным и, одновременно, нарядным и красивым элементом одежды. Его можно надеть на прогулку, романтическое свидание, деловую встречу. Платья имеют множество различных моделей. Все они хороши по - своему. Платье способно преобразить нас, придать женственности нашему образу.
Я давно думала о новом платье, но не могла найти подходящее. На уроках технологии и в «Школе шитья» я многое узнала о швейном деле, и решила изготовить собственное швейное изделие, а именно – платье. Ведь модные вещи можно сшить самим, и с одной стороны, это может быть дешевле, а с другой стороны, будет сшито с учетом моих пожеланий и особенностей фигуры. Создавая свой собственный образ, хочется выглядеть стильно и модно в платье, сшитом своими руками.
Актуальность, социальная значимость данной темы определили выбор темы для моей работы: «Платье моей мечты».
Объект исследования: женское платье и его разновидности.
Предмет исследования: процесс изготовления швейного плечевого изделия (платья).
Цель моей работы: овладение специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской одежды (платья).
Задачи работы:
- познакомиться с историей возникновения платья;
- проанализировать основные фасоны платьев;
- выбрать фасон платья по своей фигуре;
- сшить платье-пиджак.
Гипотеза: сшить платье рациональнее, чем купить в магазине.
Методы: Наглядные, словесные, практические.
Практическая значимость работы: результат исследования можно использовать как на уроках технологии, так и в повседневной жизни при пошиве одежды.
Глава I
История платья: кто придумал, как появилось, почему так называется
Платье – часть женского гардероба, которая всячески трансформировалась за годы существования. История платья интересная и начинается со времен Древнего мира.
На территории современной Армении в пещере археологи нашли одно из первых платьев. Исследования позволили примерно определить год создания – более 6000 лет назад. Материал– солома. Платье сохранилось исключительно благодаря определенному температурному режиму пещеры.
За время эволюции функции наряда менялись. Древним родственником платья считаются накидки и плащи. В качестве материала использовали шкуру и шерсть животных. С появлением разнообразных тканей фасоны становились изысканнее и уникальнее. Не во все столетия платье считалось исключительно женской одеждой.
В древние времена люди изготавливали одежду с единственной целью: создать комфортное пребывание в течение дня. Появление платья связано в первую очередь с необходимостью скрывать природную наготу и легче переживать смену погоды. История создания платья начинается с Древней Греции. Хотя первый наряд сложно назвать прототипом современного платья: несколько кусков ткани соединили булавками. Остальные народы лишь усовершенствовали эту часть гардероба. Комбинирование нескольких отрезов тканей привело к появлению первого платья, которое более адаптировано к нынешним реалиям.
Месторасположение | Особенности женских платьев |
Древний Египет | Женщины изображены в платьях разной длины с открытым декольте и плечами. Акцент делали на женственной фигуре. |
Древний Рим | Римлянки изображены в нарядах сдержанных фасонов. Длинные в пол платья прикрывают женские фигуры. Сверху надета накидка другого цвета. |
Древняя Греция | Длинное платье с волнистой юбкой подчеркивало талию. Плечи прикрывали широкие лямки. |
Но до этого времени появилось платье из обычной рубашки. Сначала рубахи были прямого кроя, просто немного удлиненные. Позже сверху одной рубахи начали надевать другую с вышивкой. Следом появились пояса.
Платье в Средневековье – целое искусство. По дороговизне наряда определяли социальный статус женщины. Одежда превращалась не столько в средство необходимости, сколько в элемент стиля.
Одежду декорировали драгоценными камнями, шнурками, корсетами, брошками, пуговицами, перьями, бантами, ювелирными украшениями.
В разных странах действовали свои модные тенденции. В одних запрещали открывать декольте, в других – элегантно подчеркивали женские ножки. Периодически вырез становился то глубже, то менее откровенным. Использовали дорогие и качественные ткани. В XIX столетии стало модным носить платья из прозрачных тканей.
Платья в современной моде: вечерние и свадебные, повседневные и спортивные – перечислять разновидности нарядов можно бесконечно. Различной формы и фасона, цвета и длины, платье есть в гардеробе практически каждой современной женщины. В нынешнее время платье – это часть женского гардероба в большинстве стран мира.
В древнее время слово «платье» имело совершенно другое значение – это любая одежда, которую мужчины и женщины надевали поверх нижнего белья. Лишь в Средневековье появилось отличие между одеждой для женщин и для мужчин. С XV столетия наряд переквалифицировался исключительно в женский туалет.
Почему платье называется платье – искать ответ на этот вопрос необходимо в этимологии языка. «Платье» - родственное слово от лексемы «платок». Логика понятна –несколько кусков ткани (платков) соединены в одну комбинацию при помощи броши, булавок или лент. Именно таким способом появлялись первые платья.
Модные каноны и социальные факторы влияли на появление новых трендовых фасонов. Революции, войны и поствоенные периоды невербально обязывали женщин быть скромнее, к тому же экономическое положение стран не позволяло жить в достатке и покупать дорогие ткани. Нарушалась логистика, что также немаловажно.
| | |
11 век | Длина платья указывала на сословие человека. Богатые люди носили длинные, а остальные – короткие. Одно платье не сильно отличалось от другого. | | Платья из примитивных тканей. Никаких излишеств. | |
15 век | В Эпоху Ренессанса на пьедестал выставили человеческое тело. Платья стали подчеркивать фигуру. | | Шли постоянные войны, что открывало доступ к новым странам и возможностям. В Европу поступали дорогие ткани. Платья были декорированы по-особенному: вышивки, вырезы, ленты. | |
17 век | Сдержанность и целомудрие –вот главные принципы, которым соответствовало платье. Правила моды диктуют в Париже. | | Шлейфы, струящиеся юбки, корсеты – нововведения моды XVII столетия. | |
18 век | Вырез становился все глубже и глубже. Пышные юбки и узкие корсеты – особенность модного течения того времени. | | Платья делились на три разновидности: по-английски, по-польски, по-французски. | |
19 век | Платья превращаются в свободные длинные туники, которые собираются на поясе лентой. | | В моде широкие и пышные рукава. Знатные дама шьют платья из дорогих тканей. Женщины низшего сословия – из дешевых. | |
20 век | Платья визуально напоминают костюм – четко прослеживается линия между верхней и нижней частью. Всячески убирают внимание от груди. Длина – миди. | | Платья начала XX столетия – это деловой стиль одежды. Отдавали предпочтение плотным тканям. Женщины борются за свои права, что отражается на фасоне: никаких вырезов и излишеств. | |
В XX столетии человечество развивалось молниеносно. Это напрямую отразилось на модных направлениях. Проследим хронологические изменения:
20-ые годы: французский модельер Коко Шанель придумывает маленькое черное платье;
30-ые годы: спросом пользуются максимально обтягивающие платья с откровенными декольте;
40-ые годы: следствием мировой войны становится дефицит тканей, поэтому платья максимально строгие и практичные;
50-ые годы: зарождаются коктейльные платья;
60-ые годы: в тренде мини-платья;
70-ые годы: в моде доминируют стили «диско» и «хиппи»;
80-ые годы: модным стилем считается поп-арт;
90-ые годы: выделить особенный стиль не получается из-за разнообразия фасонов, в приоритете – вкусовые предпочтения и индивидуальность.
Современные женщины самостоятельно выбирают, какую одежду носить: платья, блузки, юбки, шорты, джинсы или брюки. Революция не прошла даром, и в большинстве стран нет ограничений в выборе нарядов. Некоторые девушки настолько привыкают к брюкам и шортам, что актуальным становится вопрос: «Как начать носить платья и юбки». Дизайнеры рекомендуют сначала подобрать оптимальный фасон, который идеально подчеркнет достоинства женской фигуры. Как только женщина найдет удобный вариант платья или юбки, вопрос потеряет актуальность. Модные тренды позволяют сочетать платья с обувью на плоской подошве или спортивного стиля. Комфорт – главный модный аспект. Выражение «Красота требует жертв» постепенно уходит в прошлое.
Основные фасоны платьев
Ничто не делает женщину такой элегантной, милой и изящной, как платье. Но, помимо понравившихся и модных моделей, актуальных в том или ином сезоне, важно учитывать параметры собственной фигуры и свой индивидуальный стиль. Только так можно достичь гармонии и поразить окружающих. Давайте же попробуем разобраться, какие существуют виды фасонов платьев, и как правильно их подбирать.
Классификация платьев по силуэту
Именно силуэт формирует первое впечатление о женщине, на которой одето платье. Это обусловлено тем, что человек воспринимает в первую очередь контуры тела, поэтому от того, насколько одежда красиво облегает фигуру и создаёт правильные пропорции, зависит общее впечатление – привлекательное или отталкивающее.
Платья прямого силуэта и средней длины — классика, подходят для официальных встреч и офисной работы. Чтобы они сидели идеально по фигуре, их выполняют либо из слегка тянущихся тканей, либо вставляют молнию по боковому шву или по задней полочке. На талии у прямого платья отсутствуют швы, в этом случае фигура не делится горизонтальной линией, что позволяет сделать корпус более изящным.
Важно! Такие фасоны подходят не только изящным дамам, но и тем, чьи формы находятся в категории размер+.
Считается классикой, наиболее часто носят в деловом (офисном) стиле. Платье-футляр идеально подчёркивает фигуру, так как в обтяжку повторяет женские формы. Низ изделия может быть немного заужен, чтобы подчеркнуть силуэт.
Этот фасон обтягивает очень плотно фигуру от талии до колен, а затем интенсивно начинает расширяться. Чаще всего такие фасоны используют для вечерних нарядов, поэтому, несмотря на то что этот образ кажется однотипным, благодаря разным по длине рукавам, декольте и вырезам на спине можно добиться совершенно разного эффекта.
Важно! Идеально сидит только на изящных девушках и дамах.
Отличительная особенность такой конструкции – узкий лиф и расширяющаяся к низу юбка. Расширение может быть лёгким (для ежедневной носки) или более интенсивным (при этом формируется очень пышная юбка и более романтичный образ, подходящий для выхода в свет или прогулок).
Важно! Такие пропорции подчёркивают талию и способны скрыть некоторые недостатки в бёдрах или ногах. Но в то же время слишком полных женщин они способны сделать визуально ещё тяжеловесней.
Эта модель 1960-х гг. практически никогда не выходит из моды за счёт своей утончённой простоты. В верхней плечевой части оно заужено и расширяется к низу без акцента на линии талии.
Важно! Это универсальная модель, подходящ ая как юным красавицам, так и зрелым женщинам.
Обязательными акцентирующими моментами в таких конструкциях являются глубокое декольте, элегантный вырез на спине, длинная, максимально пышная юбка, объём которой достигается за счёт фалд, оборок, рюшей и заложенных складок.
Важно! Такие фасоны используют для вечерних выходов, бальных и свадебных нарядов.
Классификация платьев по крою юбки
Юбка является одним из основных акцентов в платье. Её длина, пышность или, наоборот, степень облегания формируют внешний облик.
Отличительные черты: короткая длина юбки, её пышность, украшение оборками, рюшами и кружевом, лёгкие струящиеся ткани, короткий рукав и красивый элегантный вырез, иногда обнажающий часть плеч.
Важно! Идеальный фасон для стройных женщин.
Юбка у платья скроена таким образом, что она гораздо объёмнее, чем лиф. Низ изделия подвернут внутрь, образует закруглённую часть по нижнему контуру. Выполняют такие модели из жёстких тканей, или тех, что способны держать форму.
Важно! Женщинам, у которых слишком массивные бёдра, такие пропорции не идут, это необходимо учитывать при приобретении одежды.
Взятая из балетных костюмов пачка в последнее время достаточно популярна. Сочетается такая юбка с облегающим верхом. Длина нижней части может быть разная: от максимально короткой, до длины миди. Конструкция вещи подходит для коктейльных вечеринок или свадьбы.
Чаще всего пышная юбка дополняется узкой верхней частью. Иногда переход между двумя элементами одежды дополняется ремешком или поясом.
Важно! Стильные расклешённые юбки позволяют скрыть дефекты фигуры, особенно в её нижней части. Такие модели, в зависимости от пышности юбки и их длины, могут использоваться как летом, так и зимой, как взрослыми женщинами, так и юными девушками.
Желаете внести в свой образ пикантность и дерзость – примерьте кюлоты. Эта конструкция отличается тем, что юбка заменяется широкими шортами или брюками, в зависимости от длины нижней части платья.
Важно! Многие женщины, чьи параметры далеки от идеала, считают, что такие фасоны не для них. Но это ошибка, ведь кюлоты способны скрыть излишнюю массивность бёдер и сделать талию более тонкой и изящной.
Корректировка уровня талии в одежде требует особого внимания. Это подходит далеко не всем по фигуре, поэтому обращайте внимание, где находится эта линия в одежде.
Отличительная черта – чётко акцентированный лиф и линия талии, которая начинается непосредственно из-под него. При этом длина нижней части может быть абсолютно разной.
Ещё одна изюминка платья в стиле ампир – изящные рукавчики или бретели.
Суть греческих моделей – правильно выполненная драпировка. При этом линия талии может быть либо завышенной, либо, наоборот, заниженной. Именно поэтому подобрать греческий фасон можно к абсолютно любой фигуре, ситуации и возрасту обладательницы.
Уровень талии в платье смок может быть, как и в греческом, абсолютно разным. От завышенного до заниженного. Но юбка обязательно украшается рядами рюшей или воланов, что создаёт невесомую конструкцию, которая находится в постоянном движении.
Классификация платьев по крою верха
Верхняя часть также может быть самой разнообразной. Чаще всего акцент в этом элементе делается на декольте, на вырезе спины или рукавах.
Когда одна полочка заходит поверх другой, сверху образуется V-образный вырез горловины и асимметричная линия на корпусе изделия.
Интенсивно вырезанная линия плеча и мелкая горловина – отличительные признаки американской проймы. Несмотря на то, что выглядят они очень женственно, всё же элегантней они на невысоких девушках с хрупким корпусом.
Комбинация мужской и женской моды явила свету модель платье-рубашку. Но это не значит, что такая конструкция подходит исключительно для стиля милитари, оверсайз или casual. Платья-рубашки могут быть очень элегантными, вне зависимости от того, как выполнена юбка.
Современные модельеры предлагают иногда отступить от классики и убирают воротничок с платьев-рубашки, что вносит дополнительную изюминку в образ.
Асимметрия – один из способов привлечь внимание к одежде. Она может быть выражена разными способами – начиная от асимметричности в конструкции рукавов, заканчивая асимметричными линиями выреза.
Спортивные вариации – платье-поло. По факту это удлинённая рубашка-поло, которая имеет длину (в большинстве случаев) до колена и прямой силуэт. Выполняется из эластичных тканей, что делает посадку по фигуре максимально комфортной.
Платья свободного кроя
Если женщина находится в бальзаковском возрасте, и к тому же её формы достаточно объёмны, следует присмотреться к платьям свободного кроя.
Отсутствующая линия талии и расширяющийся низ делают платье похожим на мешок. Такие модели отлично подходят для лета.
Важно! Если женщина имеет достаточно большой размер, следует выбирать платья-мешки, не сильно расширяющиеся к низу, а предпочесть те модели, что имеют более деликатные формы.
Лаконизм и минимализм – основная идея платья-шифт. Простой крой с минимумом линий, отсутствующие воротник и рукав (правда они могут быть выполнены в минимальных размерах) – вот их отличительные признаки.
Свободный крой и минимальная или средняя длина – вот отличительные особенности туники. Её популярность обусловлена тем, что туника многогранна и универсальна. Её можно одеть с брюками или джинсами, а можно просто так ходить в ней в летнюю пору.
Комфортность в жаркое время обеспечит сарафан. Отсутствующий рукав и тонкие бретели, свободный крой и струящиеся ткани создадут элегантный образ для девушек, практически с любым телосложением.
Национальные фасоны
Национальные мотивы достаточно популярны в дизайне одежды. Они практически никогда не теряют своей актуальности.
Азия предлагает кимоно в различных интерпретациях современных платьев. Отсутствие пуговиц, асимметричный запах, декоративные пояса типа «Оби» и национальные орнаменты – и вот образ женщины настолько уникален, что она не останется незамеченной.
Даже из названия понятно, что на эту конструкцию повлияла Азия со своей культурой и воротничками стойками в одежде. К тому же иногда вырез на горловине идёт не по прямой, а по диагонали. Материалы используют соответствующие: яркие шёлковые ткани, оригинальные набивки, элементы декора в виде шитья или галунов.
Индийское сари достаточно универсально, особенно в современной интерпретации. Но всё же женщины предпочитают одевать такие одежды на торжественные мероприятия или на отдыхе.
А вот саронг – идеален для пляжа. Лёгкость, комфортность – это то, что нужно в жаркую погоду.
Платья для полных
Для обладательниц пышных форм стоит особенно тщательно подбирать себе платье, так как неудачная модель можешь подчеркнуть недостатки.
Совет! Платья А-силуэта, трапециевидные, прямые (без эффекта обтягивания) – самые лучшие вариации для полных женщин.
Фасоны платьев для лета
В жаркую погоду стоит выбирать платья из лёгких струящихся тканей. Сарафаны, шифт, платье-рубашка, греческое или ампир не только привлекут к себе внимание окружающих, но и создадут комфорт для своей обладательницы.
Фасоны платьев для зимы
В зимнее время женщины выбирают вязаные модели прямого силуэта, облегающие кашемировые платья разной длины, А-образные, сарафаны, которые комбинируются с водолазками.
Для дополнения образа используются накидки, шарфы и палантины.
Какую бы модель платья не выбрала женщина, именно оно сделает её максимально элегантной и женственной! Но мне приглянулось платье-пиджак!
1.3 Платье-пиджак: строго и женственно
Благодаря революционному решению Ив-Сен Лорана в 70-х годах прошлого века, который вывел на подиум модели в платье фасона смокинг с подчеркнутой линией плеч и тонкой талией, женский гардероб обогатился новой моделью – платье-пиджак.
С тех пор прошло много лет и за этот период неординарное изделие то становилось популярным, то исчезало с модного Олимпа.
И сейчас новый виток популярности вернул платье-пиджак в центр внимания модниц всего мира. Оно может быть прямым, приталенным, расклешённым, годе, оверсайз и т.п.
При всей строгости и официальности, платье подчеркивает женственность своей обладательницы, даже если крой платья прямой или свободный.
Большинство платьев украшено блестящей фурнитурой, молниями, оформлением прорезных карманов или лацканов.
Для пошива используются в основном плотные ткани, которые держат форму. Это может быть шерсть, вельвет, кожа, плотный лён и хлопок.
Платье-пиджак из атласа, парчи или бархата можно встретить реже, но их можно надеть на торжественное мероприятие. В этом случае отделка платья будет более богатой, например, пуговицы с кристаллами или из дорогих металлов, или вставки из кружева.
Палитра цветов, используемая дизайнерами, ничем не отличается от палитры обычных платьев. Популярностью пользуются классические расцветки: черный, темно-синий, серый, бежевый, белый.
Более смелые девушки могут выбрать бордовый, оранжевый, лиловый, зеленый, розовый, желтый.
Помимо однотонных платьев, можно приобрести платья-пиджак с принтом. Весьма популярен клетчатый принт и полоска, такие платья выглядят строго и официально. Но есть платья с растительным принтом: цветы, веточки, листья.
Идеальной фигурой для платья в форме пиджака считается Х-фигура. В этом случае платье подчеркивает сбалансированность «песочных часов» и усиливает женственность. Подходит любой вариант фасонов от приталенных до оверсайз.
Для H-фигуры («прямоугольник») стоит присмотреться к фасону с расклешенным низом или в форме трапеции. Иногда это короткая юбка-плиссе, в другом случае может быть прямая юбка со складками.
Платье с запахом прекрасно подойдет для О-фигуры («овал»), а также будет полезен асимметричный подол.
А вот для тех, у кого V-фигуры («перевернутый треугольник») лучше отказаться от ношения такого платья, ведь жесткая линия плеч усилит эффект.
Любой девушке при примерке стоит обратить внимание на свои предплечья, особенно, если она собирается приобрести платье-пиджак без рукавов. Если руки полные, то это прибавит объёма верхней части и сделает фигуру приземистой.
С чем носить платье-пиджак
Платье-пиджак сильный и самодостаточный элемент гардероба и сочетать его с аксессуарами надо аккуратно. Лучше всего подойдут длинные серьги, классические лодочки, босоножки или ботильоны. В некоторых случаях платье будет гармонично смотреться с ботфортами или сапогами-чулками. Сумка-клатч завершит образ.
Но платье-пиджак можно трансформировать в простой пиджак и комбинировать с платьем-гольф, юбкой-карандаш или джинсами.
Экспериментируйте с образами и сочетайте то, что кажется не сочетаемым и вы можете найти оригинальное применение для платья-пиджак!
Глава II
2.1 Платье моей мечты
При выборе окончательного варианта, нужно иметь в виду, что чем сложнее выкройка модели, чем больше материалов для ее изготовления потребуется, чем «капризнее» материал, тем дороже будет стоить мое платье. Мой окончательный выбор пал на платье-пиджак, длины – мини (10 см выше колена), с длинными рукавами, заканчивающимися разрезами. Украшением моего платья будут декоративные карманы-обманки и двубортная застежка на пуговицах.
Я представляю свое платье нарядным, соответствующим современному направлению моды, качественно изготовленным с применением современных материалов и методов обработки, (возникающие дефекты должны быть устранены в процессе работы над изделием). Оно должно хорошо «сидеть» на моей фигуре, подчеркивая достоинства и скрывая недостатки, доступно по себестоимости. Поэтому, я выбираю платье-пиджак.
Снятие мерок. Подготовка выкройки
Если я решила сшить плечевое изделие —платье, первое, с чего следует начать — построить выкройку-основу или, как ее еще называют, базовую выкройку платья, по которой можно будет моделировать фасон будущего изделия. Точность базовой выкройки зависит двух основных факторов:
Прежде чем строить основу, необходимо создать художественный эскиз будущего изделия, который может быть выполнен на бумаге карандашом или красками. Я просмотрела в интернете и журналах много разных моделей, понравившегося мне фасона платья. Они выполнены из разных тканей, длинные и короткие, с карманами и без, с однобортными и двубортными застежками, с пуговицами на рукавах и без и т.п. В итоге, придумала и нарисовала свою модель (Приложение 4). Мое платье-пиджак будет длины – мини (10 см выше колена), с длинными рукавами, заканчивающимися разрезами со стороны локтя. Украшением моего платья будут карманы и двубортная застежка на пуговицах. С цветом я определюсь при выборе ткани.
Следующий шаг — снятие мерок с фигуры. Мне в этом помогала учитель Юлия Валерьевна, так как снимать мерки самой очень неудобно.
Мерки для выкройки платья
Обхват груди (ОГ) 78 см
Обхват талии (ОТ) 62 см
Обхват бедер (ОБ) 87 см
Ширина спины (ШС) 31 см
Ширина груди (ШГ) 32 см
Длина спинки до талии (ДТС) 42 см
Длина переда до талии (ДТП) 42 см
Длина плеча (ДПл) 14 см
Обхват шеи (ОШ) 36 см
Высота груди (ВГ) 21 см
Длина изделия (ДИ) 85 см
Длина рукава (Др) 61 см.
Используя эти мерки, я построила выкройку основы платья (Приложение 5), а детали рукава и воротника использовала готовые из журнала «Я шью» № 1 за 2024 год. Внесла изменения: заменила шлицу на разрез рукава, в запланированную модель добавила декоративные карманы-обманки, которые имитируют настоящие карманы.
В магазине тканей выбрала подходящую костюмную. Она наиболее пригодна для частого использования: хорошо стирается, легко гладится, не сильно мнется. Кроме того, натуральные ткани достаточно гигроскопичны, то есть хорошо впитывают влагу. Мне понравилась розовая с цветными вкраплениями, ведь я хочу сшить нарядное платье (Приложение 3). Чтобы рассчитать количество ткани, я сложила одну длину изделия, прибавила одну длину рукава, запас на воротник, карманы, подборт. Вышло 220 см. Вместе с тканью, приобрела нитки, пуговицы 8 штук, подкладочную ткань и дублерин, подходящие по цвету (Приложение 3). За все я заплатила 4558 рублей.
Как раскроить платье
Перед раскроем ткань необходимо декатировать: выполнить предварительную влажно-тепловую обработку, чтобы избежать усадки изделия в готовом виде. Для каждого типа ткани есть указания о правильном режиме чистки, стирки и утюжки, которых и следует придерживаться. Я постирала ткань при соответствующей температуре, аккуратно высушила и отутюжила, придерживаясь направления нитей основы (Приложение 2).
Определила лицевую и изнаночную стороны ткани. У моей ткани это было совсем не просто! Цвет и рисунок ткани не отличались на лицевой стороне, я обратила внимание на кромку: проколы на ней обычно сделаны с изнаночной на лицевую сторону.
Для раскроя мне понадобилась ровная большая поверхность, линейка, булавки и мел (Приложение 1, 2). Ткань необходимо сложить вдвое, лицевыми сторонами друг к другу, тщательно совместив кромки. В первую очередь я разместила большие части выкройки (полочки, рукава), а затем маленькие (клапана, обтачки, манжеты).
Важно не забыть о припусках! Чтобы разложить выкройку оптимально, я заранее определилась с необходимыми припусками к каждому шву и разложила детали, отступив минимально требуемое расстояние.
Обязательно нужно придерживаться направления долевой нити (нити основы). На готовой выкройке это направление всегда будет обозначено и подписано (чаще всего стрелкой). Чтобы поместить выкройку параллельно долевой нити я воспользовалась линейкой (Приложение 1). Сначала измерила расстояние от кромки до верхней точки «долевой стрелки» на выкройке, приколола выкройку в этой точке. Затем измерила расстояние до конца «долевой стрелки» и приколола выкройку так, чтобы нижний замер стал равен верхнему. Затем приколола выкройку по остальным краям (Приложение 1, 2).
Выкройки деталей в половинном размере, располагаются впритык к сгибу ткани, и после раскроя у меня будет цельная деталь (если не предусмотрено иначе на плане раскладки).
После того, как приколола все части выкройки, начала обводить в первую очередь длинные линии, потом короткие и кривые. Чтобы провести длинные прямые линии можно воспользоваться линейкой, а для кривых – лекалом (Приложение 1). Отметила все линии середины деталей, вытачки, складки, все отметки, нанесённые на выкройках.
Обязательно продублировала передние детали и верхние части рукавов.
Список рекомендуемых припусков:
Боковые и плечевые швы, средний шов - 2 см
Пройма и окат рукава, вырез горловины – 1,5 см
Карманы, воротник - 1 см
Подгибка низа - 4 см
Чтобы расстояние между линиями шва и припуска было одинаковым, я воспользовалась портновской линейкой (Приложение 1). Перед раскроем еще раз убедилась, что намечены все необходимые детали, проверила направление долевой линии.
Для раскроя я использовала качественные длинные ножницы с изогнутыми рукоятками и прямыми лезвиями (Приложение 2). В процессе работы следила, чтобы ткань не приподнималась с рабочей поверхности, придерживала её свободной рукой.
Особенности кроя подкладки
Любое платье-пиджак имеет подкладку — внутренний слой, выполненный, как правило, из легкого подкладочного материала, который полностью закрывает внутреннюю сторону изделия. Подкладка выполняет очень важную функцию — с ее помощью можно скрыть все внутренние швы, концы ниток, прокладочные слои, подплечики и придать изделию завершенный гармоничный вид. Для подкладки можно использовать следующие виды подкладочных тканей: натуральный или искусственный шёлк, хлопок, вискоза, ацетат, полиэстер, сатин.
Обработка платья подкладкой – один из трудоемких завершающих этапов при пошиве изделия. Платье можно обработать подкладкой частично или полностью, все зависит от ткани, модели и идей дизайнера. Я решила полностью закрыть свое изделие подкладкой, поэтому детали подкладки выкраивала по тем же лекалам, что и основное изделие с припусками по всем швам и по низу деталей такими же как в основных деталях.
Пошив платья
Пошив жакета или платья-пиджак считается вершиной портновского искусства. И не спроста. Ведь для качественного пошива жакета требуется обладать большим количеством навыков и знаний.
Обработка деталей спинки, стачивание спинки и полочек
Пошив своего платья, я начала с соединения полочек и спинки изделия с бочком и сметала плечевые швы. Перед стачиванием, я произвела примерку и внесла некоторые изменения, так, чтобы платье сидело по фигуре. Затем стачала основные швы и разутюжила (Приложение 2).
Декоративный карман с клапаном
Имитация прорезного кармана с клапаном – это отличное решение для начинающих. В настоящем прорезном кармане разрез выполняется на детали самого изделия и ошибок не прощает. Мне хочется выполнить карман с клапаном, но опыта пока недостаточно, поэтому я решила начать с такого ложного карманчика.
Для начала я изготовила лекало для клапана. Это прямоугольник с примерными размерами 6х15 см и припусками на швы 7-10 мм со всех сторон. Теперь начинаем раскрой. Но предварительно отрез, из которого будет выкраиваться верхняя деталь клапана, необходимо продублировать, то есть укрепить при помощи дублерина. Нижняя деталь клапана выкроена из той же ткани. Часто ее выкраивают из подкладочной ткани, чтобы сам клапан был более изящным.
Подготовленные отрезы ткани я сложила лицом к лицу, зафиксировала булавками и выкроила (Приложение 2). Обязательно нужно поставить контрольные точки по центру деталей. Нижнюю деталь надо уменьшить на 3-4 мм по краю клапана. Зафиксировав контрольные точки и совместив срезы, припосаживая верх с низом, я заколола булавками. Теперь нужно проложить машинную строчку на величину припуска. Предварительно детали я сметала. Обязательно ставлю закрепки в начале и в конце машинной строчки (Приложение 2). Далее я подрезала припуски до 3-4 мм, и сделала надсечки на углах клапана. Теперь выворачиваю клапан и расправляю его. Поскольку нижняя деталь немного меньше, то получился аккуратный кантик, который позволит лучше прилегать клапану к изделию. Осталось приутюжить клапан (Приложение 2).
Дальше я соединила клапан с изделием, поставив предварительно в нужных местах отметки. Расположив клапан так, чтобы его лицевая сторона смотрела на лицевую сторону изделия, а срез был направлен вниз, прикалола булавками и пришила на швейной машине (Приложение 2). Затем подрезала припуск до 5-7 мм, срезала уголочки, приутюжила и прошила от перегиба на 7-8 мм. Снова приутюжила. Карман с клапаном придаст изюминку моему изделию!
Обработка воротника
Чтобы обработать воротник я наложила подборт на полочку, лицевыми сторонами вовнутрь, стачала по внешнему краю борта, до метки втачивания воротника. Рассекла припуски у метки и у нижней точки перегиба лацкана — не доходя до шва 2 мм. Срезала припуски от метки втачивания воротника до низа по краю борта. На уголке срезала припуск наискосок (Приложение 1, 2). Подборт отвернула на лицевую сторону, чисто выметала по внешнему краю до верхней надсечки. Деталь верхнего воротника продублировала. Сложила верхний и нижний воротник лицевыми сторонами, перегнула, сколола по краям, стачала до меток. Припуски по краям воротника срезала до ширины 0,4 см, на уголке – срезала припуски до 0,2 см. Воротник вывернула и чисто выметала по краям, перегнула воротник, придав ему положение, в котором он будет находиться в изделии. Открытые края воротника уровняла ножницами. Вметала только нижний воротник в горловину полочки по короткой стороне между контрольными метками, притачала. Рассекла припуск на уголок, не доходя до шва 1 мм. Припуски разутюжила. Вметала оставшуюся часть нижнего воротника в горловину полочки и спинки, притачала (Приложение 1, 2). Припуски по местам скруглений по горловине спинки рассекла, не доходя 2-3 мм до шва. К подбортам притачала подкладку, на подкладке заложила складку на свободу облегания. Верхний воротник аналогично нижнему притачала к подбортам и подкладке сначала по короткой стороне, затем рассекла припуски к уголкам и оставшуюся часть воротника втачала полностью. Проутюжила изделие. Оба воротника – нижний и верхний скрепила между собой по линии горловины спинки машинным швом (Приложение 1, 2).
Обработка рукавов
Красивый рукав – визитная карточка любого жакета, пиджака или пальто. Правильно вшитый рукав должен свободно облегать руку без заломов и перекосов, окат рукава должен быть без складочек и сборок, с небольшим перекатом. Рукав надо стачать по швам, припуски разутюжить. На пройме и рукаве наметить припуски на швы, проложив наметочные стежки, и все точки совмещения оката рукава с проймой – верхнюю точку оката, промежуточные точки совмещения.
По окату рукава, между контрольными точками для припосаживания, я проложила 2 машинных шва длиной стежка 4 мм (Приложение 2). Расстояние между швами – 1-2 мм. Оба шва должны быть проложены по припуску оката и не заходить на рукав. Взяв за нижние нити, я слегка стянула рукав по окату, распределяя складочки таким образом, чтобы ткань припосадить, но крупные складки не образовывались.
Далее я совместила высокую точку оката с плечевым швом, сколола. Распределила окат между контрольными точками, сколола и сметала. Втачала рукав в пройму, начиная от контрольной точки на пройме (Приложение 2). При стачивании верхней половины оката, чтобы не образовывались складочки, слегка растягивала ткань влево и вправо от иглы. Образовавшиеся на припусках верхней части оката складочки срезала, не доходя 2 мм до шва. Проутюжила окат с легким нажимом с отпариванием. Определила центр подплечника, подплечник совместила с плечевым швом. Пришила подплечники вручную со стороны припуска оката рукава широкими стежками. Произвела примерку изделия, и тонкую скругленную сторону подплечика пришила несколькими фиксирующими стежками к плечевому шву. Левый рукав втачала аналогичным образом.
Соединение подкладки с жакетом
Из подкладочной ткани я выкроила детали подкладки с припусками по всем швам по 1,5 см, включая припуски по низу деталей. Чтобы подкладка в готовом виде не тянула и не сковывала движений, по среднему шву спинки я сделала прибавку на складку 2 см. Складка застрачивается от верхнего и нижнего срезов на 2-2,5 см и заутюживается по всей длине. Детали подкладки я стачала аналогично деталям жакета, рукава припосадила и втачала (Приложение 2). По нижнему шву одного рукава оставила не застроченный участок длиной 15 см. Наложила подкладку на жакет лицевыми сторонами, сколола по припускам, совместила по швам жакет и подкладку. Затем совместила подкладку с изделием по горловине и нижнему припуску, притачала подкладку полностью. Затем я вывернула подкладку на лицевую сторону через не застроченный участок в рукаве. Рукава подкладки вложила в рукава изделия, при необходимости подрезала лишнюю длину. Припуски на подкладке по рукавам подогнула, совместила по швам с припусками рукавов из основной ткани, сколола. Продела руку в не застроченный участок подкладки, взятые вместе припуски рукавов вытащила наружу. Припуски подкладки рукавов из основной и подкладочной ткани стачала машинным швом. Внимательно следила, чтобы локтевой и нижний шов на рукаве из основной и подкладочной ткани совпадали. Вывернула рукава наружу, припуски выправила и сколола булавками. Совет! Есть очень простой способ зафиксировать припуски рукавов и низа жакета– подложите под припуски клеевую паутинку и проутюжьте, приклеивая припуски.
Финальная обработка подкладки
Чтобы зафиксировать подкладку в изделии, к припускам плечевых швов, и к припускам проймы в точках локтевых и нижних швов рукавов я притачала короткие закрепки — кусочки ткани длиной 1,5 см. На открытом участке рукава подогнула припуски вовнутрь и застрочила рукав с лицевой стороны как можно ближе к краю.
Финальная обработка изделия
В заключении я выполнила отделочные строчки, выметала петли, пришила пуговицы.
Заключение
Итак, платье готово! Выполненным проектом я осталась довольна. Мое изделие соответствует задумке и эскизу модели, техническим параметрам, выполнено аккуратно, строчки ровные, нормы швов соблюдены, отделка изготовлена качественно. Платье получилось действительно необычное, такого ни у кого нет. Я уверена, что смогу организовать для него достойный выход.
Все этапы работы над проектом были для меня интересны и познавательны. Я познакомилась с историей платья, знаю основные фасоны платьев и особенности платья-пиджак, могу сшить собственное платье и создать свой особенный стиль.
В процессе работы были и трудности. Например, сложности возникли при подгонке платья по фигуре, но учитывая то, что шила на себя, произвела несколько примерок. Когда я начинала шить, мне казалось, что работа займет много времени и будет трудна в выполнении. Но все трудности были забыты, когда я увидела, что все у меня получилось! Главное, я получила подтверждение тому, что осуществление мечты, дело наших собственных рук. А впереди у меня новые мечты, новые платья: выпускные, вечерние, праздничные и повседневные.
Экономическая оценка изделия
Материалы | Цена | Количество | Стоимость |
Ткань костюмная | 1400 рублей | 2.20 м | 3080 рублей |
Нитки | 50 рублей | 6 штук | 300 рублей |
Ткань подкладочная | 500 рублей | 1.50 м | 750 рублей |
Ткань дублерин | 150 рублей | 2.0 м | 300 рублей |
Пуговицы | 16 рублей | 8 штук | 128 рублей |
Таким образом, себестоимость моего платья составила 4558 рублей. Сюда не входит стоимость пошива, так как изделие было изготовлено для себя. Платье-пиджак можно купить по разной цене. Самое дешевое на распродаже в интернет-магазине мне встретилось за 1630 рублей, а самое дорогое за 37730 рублей. Цена зависит от состава ткани, а также качества и сложности пошива изделия, лимитированности коллекции. Но в среднем платье фасона «пиджак» стоит от 5000 до 9000 тысяч рублей.
Проанализировав выполненную работу, я сделала вывод, что наша гипотеза подтвердилась: рациональнее сшить платье самой, чем купить в магазине. Потому что платье, выполненное своими руками не дороже, чем купленное, но оно носит неповторимый отпечаток индивидуальности, хорошо сидит, выполнено качественно, соответствует требованиям к одежде, кроме того ты в него вкладываешь не только свои знания и умения, но и любовь.
Я довольна своей работой, так как добилась желаемой цели. При изготовлении платья, конечно, возникали некоторые трудности, но я справилась. Я чувствую радость и гордость за свое изделие.
Список литературы
Журнал «Я шью» № 33, 2024год.
Школа шитья Корфиати. Учимся шить вместе с Анастасией Корфиати. https://korfiati.ru/
Википедия, энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/
История платья: кто придумал, как появились, почему так называются. https://www.alltime.ru/blog/?page=post&blog=watchblog&post_id=istoriya-platya-kto-pridumal-kak-poyavilis-pochemu-tak-nazyvayutsya
Фасоны платьев. Антонина Воронова https://jaay.ru/
Платья – все виды с описаниями. https://dress-mag.com/platya/
Ода женскому платью: фасоны, стили и виды кроя. https://www.livemaster.ru/topic/1176987-oda-zhenskomu-platyu-fasony-stili-i-vidy-kroya
Виды и фасоны платьев: Все, что вы должны знать, но боялись спросить! https://hmonline.ru/blog/vidy-i-fasony-platev-vse-chto-vy-dolzhny-znat-no-boyalis-sprosit
Модное платье-пиджак: лучшие образы, кому стоит носить. https://joy-pup.com/fashion/modnoe-plate-pidzhak/
Модное платье-пиджак: строгость и женственность. https://dzen.ru/a/XMG7u3cqNwCzdtmO?ysclid=m46mmsb6yj565550587
Пошив платья своими руками. http://www.shyu.ru/poshiv-platja.html
С выкройкой или без выкройки: как сшить платье своими руками — советы для начинающих. https://www.novochag.ru/home/najdi-vremja-dlja-zhizni/s-vykroykoy-ili-bez-vykroyki-kak-sshit-plate-svoimi-rukami-sovety-dlya-nachinayushchih/
Творческий проект по теме: «Изготовление повседневного платья» https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/04/19/tvorcheskiy-proekt-po-teme-izgotovlenie-povsednevnogo-platya
Творческий проект по технологии «Платье» https://multiurok.ru/index.php/files/tvorcheskii-proekt-po-tekhnologii-plate.html
Проектная деятельность. Проект по технологии "Платье" https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-proekt-po-tehnologii-plate-1621209.html
Онлайн-школа шитья «Хочу Шить» https://wanttosew.ru/
17