А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»
Цели: 1.Понять скрытый смысл сказки. 2. Развивать навыки критического мышления и анализа текста.
Задачи: 1. Познакомить с историей написания сказки. 2. Дать представление о сказке - были. 3. Найти ключевые эпизоды и фразы, раскрывающие характер героев.
Ход урока
1. Стадия вызова.
- На прошлом уроке вы знакомились с феерией А. Грина «Алые паруса». Сегодня мы поговорим о сказке - были замечательного писателя А.П.Платонова
«Неизвестный цветок» и попытаемся ответить на вопрос: «Какую мудрость передаёт нам автор в своём произведении?» (Слайд 1) Тема урока.
- Давайте поставим перед собой цели, которые необходимо будет достичь к концу урока.
1. Вспомнить биографию А.П.Платонова, узнать новые факты.
2. Обсудить произведение Платонова.
3. Определить основную идею произведения.
- На прошлом уроке мы вспоминали биографию Андрея Платонова. Что вам запомнилось из его жизни? Какие произведения Платонова вы знаете?
- (Слайд 2) Дополнительные факты биографии Платонова. Что нового вы узнали?
- История создания сказки-были «Неизвестный цветок»(Слайд 3).
2. Работа по теме урока. Погружение в произведение.
- Андрей Платонович Платонов умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».
- Дома вам нужно было прочитать произведение под названием «Неизвестный цветок». Откроем учебники (стр.__ ) и подумаем, о чём нам говорит название произведения?
- Каким вы представили цветок?
- Как вы думаете, почему произведение названо сказкой? Что такое сказка?
- Почему у этого произведения подзаголовок «сказка - быль»? (сказка – вымышленные события, быль – действительно произошедшие).
- Почему автор объединил несовместимые жанры? (слайд 4)
- Жанр произведения выбран не случайно: именно сказка учит читателя добру и состраданию чужому горю. Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком - тружеником.
Осмысление произведения, поиск ключевых слов и фраз.
ОБРАЗ ЦВЕТКА: (слайд 5)
1. Как жил цветок до встречи с Дашей:
- Были ли у цветка минуты радости, какие?
- Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?
2. У любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?
3. Найдите в тексте слова, которые автор называет запах распустившегося цветка?
Как вы понимаете значение слова «благоухание»?
ВСТРЕЧА С ДАШЕЙ: (слайд 6)
- Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? (Встреча Даши и цветка) Ответ найдите в тексте.
- Цветок умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу?
- Почему она вспомнила о сказке, которую рассказывала ей мама?
- О чём девочка разговаривает с цветком? Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? (Девочка оценила трудолюбие цветка. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят).
- Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ: после ответа на вопросы (слайд 7)
Цветок | | Даша |
Необычный, стойкий, терпеливый, одинокий, выносливый… | Какой? | Одинокая, добрая, заботливая, внимательная… |
страдает, живёт, борется, трудится | Что делает? | удивляется, жалеет, сочувствует, целует, помогает…. |
жить, дать жизнь сыну | Зачем? | Улучшить жизнь |
РЕБЯТА И ЦВЕТОК: (слайд 8)
- Расскажите, что сделали дети? Ответ найдите в тексте.
- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
- Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной?
- Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей? (Человек рождается дважды, жизнь – вечный труд.) Запись в тетрадь
- Как вы думаете, это конец истории? А вы как бы её закончили?
ФИНАЛ СКАЗКИ- БЫЛИ: (слайд 9)
- Сможет ли земля отблагодарить ребят? Как изменилась жизнь на пустыре через год? Ответ найдите в тексте.
- Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь?
- Как вы думаете, что же будет с цветком потом?
3. Итоги урока. (слайд 10)
- В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? (А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни).
- Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая «открытие» маленькой неизвестной жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть, что никто до неё не замечал?
- Сделали ли вы какие-либо выводы для себя?
4. Слово учителя:
-Это поучительная история о том, как «меж камней и глины» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был ещё лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни.
- В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось.
- Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко.
- Если прислушаться, можно услышать "безмолвный голос" существа, ждущего помощи.
- Думаю, каждый из вас сегодня обязательно задумается, что может сделать, чтобы вокруг стало меньше "неоткрытых" зовущих голосов.
5. Стадия рефлексии. (слайд 11)
Ребятам предлагается составить синквейн (1вариант – о цветке, 2 вариант – о Даше)
Примеры синквейнов, составленных ребятами:
Даша
Добрая, отзывчивая
Грустит, сострадает, поддерживает
Она помогает цветку
Друг
Цветок
Одинокий, терпеливый
Страдает, борется, стремится
Он любит жизнь.
Герой
6. Подведение итогов. (слайд 12)
- Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы их? Что мы для этого сделали?
1. Вспомнить биографию А.П.Платонова, узнать новые факты.
2. Обсудить произведение Платонова.
3. Определить основную идею произведения.
- Я думаю, что вам захочется вернуться к этому автору, который видел, как тревожно, неспокойно живётся людям в этом мире и хотел добавить в него доброту, милосердие, сострадание.
7. Домашнее задание: ( слайд 13)
Прочитать самостоятельно рассказ Платонова «Цветок на земле».
2. Написать мини - сочинение « О чём меня заставила задуматься сказка-быль?