СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Платонов А.П. "Неизвестный цветок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

Просмотр содержимого документа
«Платонов А.П. "Неизвестный цветок"»

А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»


Цели: 1.Понять скрытый смысл сказки. 2. Развивать навыки критического мышления и анализа текста.

Задачи: 1. Познакомить с историей написания сказки. 2. Дать представление о сказке - были. 3. Найти ключевые эпизоды и фразы, раскрывающие характер героев.


Ход урока

1. Стадия вызова.

- На прошлом уроке вы знакомились с феерией А. Грина «Алые паруса». Сегодня мы поговорим о сказке - были замечательного писателя А.П.Платонова

«Неизвестный цветок» и попытаемся ответить на вопрос: «Какую мудрость передаёт нам автор в своём произведении?» (Слайд 1) Тема урока.

- Давайте поставим перед собой цели, которые необходимо будет достичь к концу урока.

1. Вспомнить биографию А.П.Платонова, узнать новые факты.

2. Обсудить произведение Платонова.

3. Определить основную идею произведения.

- На прошлом уроке мы вспоминали биографию Андрея Платонова. Что вам запомнилось из его жизни? Какие произведения Платонова вы знаете?

- (Слайд 2) Дополнительные факты биографии Платонова. Что нового вы узнали?

- История создания сказки-были «Неизвестный цветок»(Слайд 3).


2. Работа по теме урока. Погружение в произведение.

- Андрей Платонович Платонов умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».

- Дома вам нужно было прочитать произведение под названием «Неизвестный цветок». Откроем учебники (стр.__ ) и подумаем, о чём нам говорит название произведения?

- Каким вы представили цветок?

- Как вы думаете, почему произведение названо сказкой? Что такое сказка?

- Почему у этого произведения подзаголовок «сказка - быль»? (сказка – вымышленные события, быль – действительно произошедшие).

- Почему автор объединил несовместимые жанры? (слайд 4)

- Жанр произведения выбран не случайно: именно сказка учит читателя добру и состраданию чужому горю. Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком - тружеником.

Осмысление произведения, поиск ключевых слов и фраз.

ОБРАЗ ЦВЕТКА: (слайд 5)

1. Как жил цветок до встречи с Дашей:

- Были ли у цветка минуты радости, какие?

- Была ли у цветка самая главная цель в жизни?

- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?


2. У любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?


3. Найдите в тексте слова, которые автор называет запах распустившегося цветка?

Как вы понимаете значение слова «благоухание»?


ВСТРЕЧА С ДАШЕЙ: (слайд 6)

- Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? (Встреча Даши и цветка) Ответ найдите в тексте.

- Цветок умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу?

- Почему она вспомнила о сказке, которую рассказывала ей мама?

- О чём девочка разговаривает с цветком? Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? (Девочка оценила трудолюбие цветка. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят).

- Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?


СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ: после ответа на вопросы (слайд 7)

Цветок


Даша

Необычный, стойкий, терпеливый,

одинокий, выносливый…

Какой?

Одинокая, добрая, заботливая, внимательная…

страдает, живёт, борется, трудится

Что делает?

удивляется, жалеет, сочувствует, целует, помогает….

жить, дать жизнь сыну

Зачем?

Улучшить жизнь

РЕБЯТА И ЦВЕТОК: (слайд 8)

- Расскажите, что сделали дети? Ответ найдите в тексте.

- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?

- Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной?

- Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей? (Человек рождается дважды, жизнь – вечный труд.) Запись в тетрадь

- Как вы думаете, это конец истории? А вы как бы её закончили?


ФИНАЛ СКАЗКИ- БЫЛИ: (слайд 9)

- Сможет ли земля отблагодарить ребят? Как изменилась жизнь на пустыре через год? Ответ найдите в тексте.

- Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь?

- Как вы думаете, что же будет с цветком потом?

3. Итоги урока. (слайд 10)

- В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? (А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни).

- Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая «открытие» маленькой неизвестной жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть, что никто до неё не замечал?

- Сделали ли вы какие-либо выводы для себя?


4. Слово учителя:

-Это поучительная история о том, как «меж камней и глины» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был ещё лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни.

- В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось.

- Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко.

- Если прислушаться, можно услышать "безмолвный голос" существа, ждущего помощи.

- Думаю, каждый из вас сегодня обязательно задумается, что может сделать, чтобы вокруг стало меньше "неоткрытых" зовущих голосов.


5. Стадия рефлексии. (слайд 11)

Ребятам предлагается составить синквейн (1вариант – о цветке, 2 вариант – о Даше)

Примеры синквейнов, составленных ребятами:

Даша

Добрая, отзывчивая

Грустит, сострадает, поддерживает

Она помогает цветку

Друг


Цветок

Одинокий, терпеливый

Страдает, борется, стремится

Он любит жизнь.

Герой

6. Подведение итогов. (слайд 12)

- Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы их? Что мы для этого сделали?

1. Вспомнить биографию А.П.Платонова, узнать новые факты.

2. Обсудить произведение Платонова.

3. Определить основную идею произведения.

- Я думаю, что вам захочется вернуться к этому автору, который видел, как тревожно, неспокойно живётся людям в этом мире и хотел добавить в него доброту, милосердие, сострадание.


7. Домашнее задание: ( слайд 13)

  1. Прочитать самостоятельно рассказ Платонова «Цветок на земле».

2. Написать мини - сочинение « О чём меня заставила задуматься сказка-быль?