«Плясовые наигрыши. Обыгрывание песни русскими народными инструментами»
Цели:
образовательные:
сформировать основы музыкальной культуры на материале русского музыкального фольклора;
развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
воспитательные:
воспитывать чувство гордости за свою Родину, российский народ на основе изучения русского фольклора.
развивающие:
развивать механизмы игровой деятельности, опираясь на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Задачи:
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
разыграть народные игровые песни,
осуществлять опыты сочинений мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок.
Планируемый результат:
Предметные результаты:
приобретение новых знаний в исполнительской и творческой деятельности;
развитие эмоционального отклика на исполняемые произведения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
знание русских музыкальных инструментов;
умение различать тембры инструментов русского народного оркестра;
приобретение навыков инструментального музицирования на материале фольклорных наигрышей и мелодий;
приобретение умений осознанно и эмоционально в музицировании относиться к музыкальному фольклору;
приобретение навыков и умений в воплощении музыкального образа в импровизации, сочинении.
Метапредметные:
Исследование многообразия жанровых воплощений музыкальных произведений;
Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения классической музыки.
Личностные:
Выявление возможности эмоционального воздействия музыки на человека;
Воспитание потребности общения с музыкой, желания слушать ее и исполнять.
Оборудование: Плакаты, иллюстрации, учебник, ноутбук.Музыкальный материал:
Г.Струве сл. К. Ибряева "Песня о России",
"Светит месяц" русская народная плясовая,
"Камаринская" русская народная плясовая,
"Калинка" русская народная песня (запись)
Ход урока
1. приветствие учащихся и учителя.
Учитель: "Здравствуйте, ребята!
У нас сегодня открытый урок, на который к нам пришли гости.
2. Актуализация знаний.
- Тема нашего урока «Плясовые наигрыши. Обыгрывание песни русскими народными инструментами»
Сегодня на уроке вы познакомитесь с РНИ, научитесь различать понятия песня, пляска. Вариация. А также мы научимся обыгрывать песню.
Но сначала мы вспомним знакомую уже песню о родине композитора Струве.
- Откройте стр. 13 . Там вы можете подсмотреть слова припева и подпевать.
Звучит «моя Россия».
-О чем поется в этой песне? О нашей Родине.
- С каким чувством мы исполняем эту песню?
- Какой темп исполнения песни?
-С чувством любви к нашей Родине.
-Как правильно исполнять эту песню? Что значит петь выразительно? Выберите подходящие слова на плакате (плавно, быстро, протяжно, распевно, нежно,, задушевно).
3. Определение темы урока. Постановка проблемы.
- Мы с вами недаром начали урок с песни о родине, потому что при слове Родина сразу на память приходят и родные песни, милые сердцу. А как называются песни, которые сочинил народ?
- Сопровождаются песни музыкой, которую играют на РНИ. Мы пели о России, а здесь инструменты нашей Родины. Отгадайте загадки, о каких инструментах пойдет речь.
Загадки про русские народные музыкальные инструменты.
1) Треугольная доска, а на ней три волоска.
Волосок – тонкий, голосок – звонкий.
(Балалайка)
2) Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.
И весёлые старушки под неё поют частушки.
(Гармошка)
3) Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.
(Ложка)
4) Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий, называется ...
(Свирель)
5) Тараторит, словно тётка.
Называется….
(Трещотка)
6) Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,
Дополняет наш кружок пастуший….
(Рожок)
7) Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. »
( Колокольчик)
8) А Садко на них играл и душевно напевал,
Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун.
(Гусли)
9) Птица-свиристелка, звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори, что там у тебя внутри?
Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри-то ничего,
Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего.
(Свистулька)
10. Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий (Бубен)
11. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.
Подумайте минуточку… Что же это? (Дудочка)
12. На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
Мелодично и привольно украшают долгий путь.(Бубенцы)
На столе у учителя представлены инструменты: На доске вывешены иллюстрации народных инструментов. Учитель берет каждый инструмент и поясняет про него.
4. Открытие новых знаний.
Работа с учебником с. 56-57
Отвечают на вопрос, поставленный в учебнике.
- Посм. На картинку на доске. Что вы видите? (Гуляния)
- А никакие народные гуляния не обходятся без пляски. Пляска- это выполнение произвольных движений под динамичную заводную музыку.
Слушание (восприятие) музыки.
- Посл. Песню . опред. муз. инстр.
Звучит плясовая русская народная песня "Светит месяц".
-Композиторская эта музыка или народная? Какой темп?
-Какие инструменты вы услышали?
-Мы услышали голоса балалаек, баяна, домр, трещеток, бубенцов.
-В каком характере звучит музыка?
-В радостном, веселом.
-На развороте учебника стр.57 вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их.
-Как вы думаете, повторяется ли мелодия в русской народной песне "Светит месяц"? Изменяется ли она?
-Мелодия повторяется, но каждый раз звучит по-новому.
-Вы правильно заметили, что мелодия повторяется несколько раз, но всякий раз изменяется, звучит по-разному в инструментах, в подголосках, такое построение называется вариационным.
5. Разучивание и разыгрывание песни.
- Мы разучим песню и разыграем её. Отгад. Загадку.
Я на сцену в полумраке Выйду в элегантном фраке. Тонкой палочкой взмахну - Скрипочки зальются, Всколыхнет арфист струну, Трубы отзовутся. Как оркестр играет славно! Ну а я в нем - самый главный! |
- Кто главный в оркестре? Дирижёр. Поэтому я буду командовать каким инструментам когда вступать.
Разыгрывание песни.
Детям раздаются ложки деревянные, колокольчик, трещетки. Дети ритмично музицируют во время прослушивания русской плясовой " Светит месяц».
Физминутка.
6. Сравнение музыкальных произведений.
- Учебник просит нас сравнить произведения М. Глинки « Камаринская» и П. Чайковского тоже « Камаринская». В чем их различие?
7. Закрепление.
- Откр. Стр. 58. Прочитаем, что такое фольклор.
- Рассмотр. Картинку. Какой танец танцуют девочки? Разыграем эту песню. Сначала послушайте ее.
- второй раз подыгрываем по команде учителя и подпеваем.
9. Проверка знаний. Рефлексия. Итог.
С какими русскими народными песнями познакомился на уроке? ("Светит месяц", "Камаринская". «Выходили красны девицы»)
- Что такое вариация? Пляска?
- А теперь зарисуйте в тетрадях наиболее понравившиеся вам РНИ. Под песню Калинка.