Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
рабочая ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ03.Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
для профессии 23.01.03. Автомеханик
2015г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности
23.01.03. Автомеханик
код, наименование специальности
Укрупненная группа23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Разработчики:
Унагаева Валентина Анатольевна, мастер производственного обучения.
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рассмотрена на ЦК ________________________ протокол №___ от _______ 20____ г.
Утверждена заведующей по учебной работе «______»______________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 5 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии Укрупненная группа23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА 23.01.03. Автомеханик; в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД)
Заправке транспортных средств горючими и смазочными материалами и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. ПК 3.1 Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.
2. ПК 3.2 Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций.
3. ПК 3.3 Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
технического обслуживания и ремонта измерительной аппаратуры и приборов, оборудования заправочной станции;
заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами;
перекачки топлива в резервуары;
отпуска горючих и смазочных материалов;
оформления учетно-отчетной документации и работы на кассовом аппарате;
уметь:
проводить текущий ремонт обслуживаемого оборудования;
производить отпуск и остановку топливно-раздаточных колонок;
производить ручную заправку горючими и смазочными материалами транспортных и самоходных средств;
производить заправку летательных аппаратов, судов и всевозможных установок;
осуществлять транспортировку и хранение баллонов и сосудов со сжиженным газом;
учитывать расход эксплуатационных материалов;
проверять и применять средства пожаротушения;
вводить данные в персональную электронно-вычислительную машину;
знать:
устройство и конструктивные особенности обслуживаемого заправочного оборудования, контрольно-измерительных приборов и правила их безопасной эксплуатации;
правила безопасности при эксплуатации заправочных станций сжиженного газа;
правила эксплуатации резервуаров, технологических трубопроводов, топливораздаточного оборудования и электронно-автоматической системы управления;
конструкцию и правила эксплуатации автоматизированной системы отпуска нефтепродуктов;
последовательность ведения процесса заправки транспортных средств;
порядок отпуска и оплаты нефтепродуктов по платежным документам;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 209час
максимальной учебной нагрузки обучающегося -101 час включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося-66 часа;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов;
учебной и производственной практики – 108 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности заправке транспортных средств горючими и смазочными материалами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК3.1 | Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях. |
ПК3.2 | Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций. |
ПК3.3 | Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию. |
ОК1 | Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. |
ОК2 | Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководством. |
ОК3 | Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты работы. |
ОК4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний(для юношей). |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | - | - | - |
ПК3.1-3.3. | Раздел 1.Оборудование и эксплуатация заправочных станций. | 50 | 32 | 22 | 18 | | |
ПК 3.1-3.3. | Раздел 2. Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. | 51 | 34 | 25 | 17 | | |
| Учебная практика. | 36 | * | * | | 36 | |
| Производственная практика. | 72 | | 72 |
| Всего: | 209 | 66 | 47 | 35 | 36 | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Оборудование и эксплуатация заправочных станций. | | 50 | |
МДК.03.01.Оборудование и эксплуатация заправочных станций. | | |
Тема 1.1.Оборудование заправочных станций. | Содержание. | 2 |
1 | Топливораздаточные колонки: назначение, устройство, принцип действия. Неисправности и способы их устранения. Классификация топливораздаточных колонок. Безопасность труда. | |
2 |
Практические занятия. | 2 |
1 | Устройства дистанционного управления топливораздаточными колонками. | |
Лабораторная работа | | |
| | | |
Содержание. | 2 | |
1 | Назначение, устройство и принцип действия дистанционного управления. | 2 |
Практические занятия. | 10 |
1 | Назначение, устройство и принцип действия дистанционного управления. |
2 | Топливные резервуары. Назначение устройство принцип действия, работа. |
3 | Основные неисправности и способы их устранения. Безопасность труда. |
4 | Передвижные заправочные станции: назначение, устройство, принцип действия, работа. |
5 | Основные неисправности и способы их устранения. Безопасность труда. |
Тема 1.2. Эксплуатация заправочных станции. | | Содержание | 6 |
Эксплуатационные материалы. Бензины: назначение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность, огнеопасность. Безопасность труда. Дизельное топливо: назначение ,применение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность огнеопасность. Безопасность труда. Газовое топливо: назначение, применение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность, огнеопасность. Безопасность труда. | |
2 |
Практические работы | 6 |
Трансмиссионные масла: назначение, применение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность, огнеопасность. Безопасность труда. Охлаждающие жидкости, назначение, применение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность, огнеопасность. Безопасность труда. Тормозные жидкости: назначение, применение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность, огнеопасность. Общие требования, правила и порядок заправки. Правила пожаробезопасности и охрана труда. |
Лабораторные работы | 4 |
Электролиты: назначение, применение. Показатели качества, общие свойства, марки, токсичность. Огнеопасность. Заправка транспортных средств топливо-смазочными материалами. |
Самостоятельная работа обучающихся по 1 разделу Оборудование и эксплуатация заправочных станций. Подготовка к лабораторным и практическим работам. Проработка конспектов, лекций. Подготовка рефератов. Работа с интернет ресурсами Оформление лабораторных и практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 18 | 3 |
Раздел 2. Организация транспортировки ,приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. | | 51 | |
МДК.03.02.Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. | | | |
Тема2.1.Транспортировка,перекачка и хранение топлива в резервуарах. | | Содержание | 2 | 2 |
| Транспортировка и перекачка топливо специализированными транспортными средствами. Безопасность труда. |
Практические работы | 12 |
Прием и учет топлива на автозаправочных станциях. Подземные и надземные резервуары, преимущества и недостатки. Ежедневное обслуживание оборудования. Техническое обслуживание: проверка состояния сборочных единиц оборудования. Очистка, промывка и смазывание оборудования. Проверка заземляющих устройств и средств пожаротушения. |
Лабораторные работы | 4 |
рассмотреть классификацию нефтепродуктов и различать простейшим способом по внешним признакам. Рассортировать по классификациям готовые нефтепродукты |
Тема 2.2. Ремонт оборудования. | Содержание | 3 |
Текущий ремонт счетчика жидкости. | |
Практические работы | 5 | |
Текущий ремонт счетного устройства колонок. Текущий ремонт насоса. | 2 |
Лабораторные работы | 4 |
Работа с прибором |
Тема 2.3. Учетно-отчетная и планирующая документация. | Содержание | 4 |
Оформление заявок на доставку топливо- смазочных и эксплуатационных материалов. Учет расхода эксплуатационных материалов. |
Самостоятельная работа по 2 разделу Организация транспортировки ,приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. Подготовка к лабораторным и практическим работам. Проработка конспектов, лекций. Подготовка рефератов. Работа с интернет ресурсами Оформление лабораторных и практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 17 |
Учебная практика Ознакомление с рабочим местом оператора, прохождение инструктажей по ТБ и ОТ, Заправка автомобилей горючими и смазочными материалами. Приемка горюче-смазочных материалов . Составление заявок и работа с документацией. | 36 |
Производственная практика Устройство на производственную практику, прохождения медицинского контроля и техники безопасности. Заправка автотранспортных средств горюче- смазочными материалами. Обслуживание оборудования автозаправочных станций. Снятие, разборка и ремонт технологического оборудования АЗС. Ведение и оформление учетно-отчетной и планирующей документации | 72 |
итого | | | 209 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов устройства и технического обслуживания автомобилей; слесарная мастерская; лабораторий технического оборудования заправочных станций и технологии отпуска горюче-смазочных материалов.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
Технические средства обучения: мультимедийный проектор с лицензионным программным обеспечением, топливораздаточная колонка КЭР-40-05; маслораздаточная колонка модели 367 МЗ.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
-комплект слесарных инструментов;
-измерительные инструменты;
на мастерскую:
-сверлильные станки;
-заточные станки;
-токарный станки;
-рычажные и стуловые ножницы;
-отрезной станок;
-вытяжная и приточная вентиляция;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: пост заправки автомобиля.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.И.Нерсесян. Устройство легковых автомобилей. Москва. «Академия».2009г.
2. В.И.Нерсесян. Производственное обучение по профессии «Автомеханик» 2014 г.
3. Н.Б. Кириченко Автомобильные эксплуатационные материалы. Практикум 5-е издание (учебное пособие) 2014 г.
4. Н.Б. Кириченко Автомобильные эксплуатационные материалы. Практикум 9-е издание (учебник) 2014 г.
Дополнительные источники:
1. А.С.Кузнецов. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры. Москва. «Академия».2010г.
2. А.Р.Кузнецов. Иллюстрированное учебное пособие «Устройство, ремонт, техническое обслуживание ДВС». Москва.»Академия».2008г
Интернет-ресурсы: - http://avtolegko.ru;
- http://uazmn.ru/uaz-hunter
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса. Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин: «Оборудование и эксплуатация заправочных станций», «Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов». Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля: «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках данного профессионального модуля.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Средне профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: Дипломированные специалисты-преподаватели Дисциплин: «Устройства автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Охрана труда»,«Эксплуатация автотранспортных средств».
Мастера: наличие 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности. В организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях. | Произвести заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях. | Экспертная оценка. |
Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций. | Проведение технического осмотра и ремонта оборудования заправочных станций. | Экспертная оценка. |
Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию. | Ведение и оформление учетно-отчетной и планирующей документации. | Экспертная оценка. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к нему устойчивого интереса. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности |
Организовывать собственную деятельность, исходя их цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Организация собственной деятельности, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего контроля, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Осуществление поиска информации, необходимой для выполнения эффективного выполнения профессиональных задач. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством клиентами. | Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством клиентами. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Исполнение воинской обязанности, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - участием во внеучебной деятельности |
*
4