СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"По дорогам зимних сказок" внеклассное мероприятие

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это внеклассное мероприятие можно провести в школьной библиотеке или в каком - нибудь кабинете на Новый Год. В веселой и развлекательной форме дети вспомнят сюжеты и героев любимых сказок. В файл входит разработка мероприятия, а также презентация с заданиями для"Конкурса капитанов"

Просмотр содержимого документа
«По дорогам зимних сказок 2015»

Викторина для учащихся 1 – 4 классов | Хасабова Н.Г.



МБОУ СОШ №5

По дорогам зимних сказок




Цели:
Активизировать детское чтение;
закрепить и расширить знания детей о   сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;

пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;

воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;

вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера;

организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Библиотекарь:  Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По дорогам зимних сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на три команды. У нас стоят три стола. На них надписи «Умники», «Весельчаки» и «Затейники». Вы помните, как происходило деление на факультеты в сказке про Гарри Поттера? Правильно, у них была распределяющая шляпа. И у нас есть распределяющая шляпа. Поэтому сейчас вы по одному будете садиться на стул, а шляпа будет задавать вопрос. И судя по ответу она определит вас в какую –либо команду.

Итак разминка под названием «Распределение».

  1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

  2. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)

  3. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)

  4.  Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)

  5.  Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)   

  6. Назовите место рождения Колобка (печь)

  7. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)  

  8. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)

  9.  Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)

  10. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)

  11.  Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)  

  12. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой пирожков бабушке? («Красная Шапочка»)  

  13. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)

  14. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)  

  15. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)  

  16. Назовите русскую народную сказку, в которой героя три раза пытались убить средством поедания и все таки съели? («Колобок»)  

  17. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)

  18. Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!»)

  19. Какие слова приговаривала Маша медведю? ( «Не садись на пенек, не ешь пирожок...»)

  20. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

  21. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

  22. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

  23. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

  24. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Библиотекарь: Итак, наша шляпа распределила ребят на три команды. Теперь наши команды примут участие в волшебной Новогодней викторине «По дорогам зимней сказки». Давайте вспомним, а с помощью чего путешествовали герои сказок?

Команды называют, кто вспомнит больше: сапоги – скороходы, ковер – самолет, печь, метла, ступа, летающий домик, волшебный поезд, серебряные туфельки, избушка на курьих ножках, драконы, черт.

А с помощью чего будем путешествовать мы?

Сестрица Аленушка: А я знаю У нас есть волшебный клубочек. Кидаем клубочек и двигаемся к новым заданиям.

Библиотекарь: Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл – снежинку. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. Победит та команда, которая наберет больше снежинок. А помогать мне будут сегодня проводить конкурсы – герои сказок, которые также являются членами жюри. Они будут оценивать ваши ответы.

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Знакомство». В этом конкурсе мы узнаем, насколько наши команды разбираются в сказках.

Помощники по очереди читают задания.

1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

11. Игрушкой деревянной.

Ушастый, некрасивый,

И никому не мил.

Один меня заметил

И ласково приветил

А это был, ребята,

Гена крокодил.(Чебурашка)


12. Иду на ногах, в красных сапогах,

Несу косу на плечах.

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи. (Заюшкина избушка - Петушок)


Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 14 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит получив телеграмму? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. Какую деревянную куклу подарили девочке Маше на Новый Год? (Щелкунчика)

14. Кого слепили себе из снега дед и баба? (Снегурочку)



Команда 2.
1. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
2. Какое домашнее животное в сказке носило сапоги? (Кот в сапогах)
3. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
4. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
5. Что продал Буратино, чтобы попасть в кукольный театр? (Азбуку)
6. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
7. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
8. С кем встретилась в лесу падчерица под Новый Год?( с 12 месяцами)

9.С кем сражался герой сказки Щелкунчик? (с армией крысиного короля)

10. Какой добрый дедушка раздает детям подарки на зимний праздник? (Дед Мороз)

11. Сколько гномов дружило с Белоснежкой? (7)

12. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

13. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
14. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

Вопросы для третьей команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Что сорвал купец в саду у чудовища? (аленький цветочек)



Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для команд.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)


5. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

6. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)

7. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

8. Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался. (Сивка – бурка, конек – горбунок)

9. Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?  (Емеля)

10. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок)

Библиотекарь: молодцы. Ребята, справились со всеми заданиями.

А теперь предоставим слово капитанам команд. «Конкурс капитанов»

(Здесь используется мультимедийная презентация «Эти чудесные сказки»)

А теперь мой помощник предлагает вам новый конкурс. На сцену выходит ученый кот.

Кот: Куда же мне пойти? Направо или налево?. Что сделать сказку рассказать или песню спеть? О, да тут ребята. Пойду - ка я прямо к ним. Здравствуйте ребята. Вы меня узнали7 Кто я? Кот – ученый. А кто написал обо мне стихотворение? Александр Сергеевич Пушкин. ( показывает портрет Пушкина). Вы уже догадались, что сейчас мы с вами будем разгадывать задания по сказкам Пушкина.

Вопросы и задания викторины

 1. Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

а) Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

б) «Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали».

(«Сказка о попе и работнике его Балде».)

2. Назовите представителя животного мира, который в одной из сказок А. С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку. (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

3. Звучит песня «Во саду ли, в огороде». Чья это песенка? Из какой сказки? (Песенка белки из «Сказки о царе Салтане».)

4. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)

5. С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)

6. С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)

7. С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)

8. Что случилось с попом с первого щелчка? («Прыгнул поп до потолка».) Со второго? («Лишился поп языка».) С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)

9. Какой предмет погубил молодую царевну? (Яблоко.)

10. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)

 11. Продолжите стихотворение «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет…

Вихри снежные крутя;


12. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

(Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.)

13. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона? (Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)

14. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)

15. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! скажи…»)

16. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.)

17. За какую плату согласился работать Балда у попа?

(«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелка тебе по лбу…»)

18. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)

19. Какими словами утешала старика золотая рыбка? («Не печалься, ступай себе с богом!»)

20. Как золотой петушок давал знать Дадону, что все кругом царства спокойно?

(Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно…)


21. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.)

22. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)

23. В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Три щелка в «Сказке о попе и работнике его Балде». Тридцать три богатыря, три девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т. д.)

Ведущий.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю показать вам свой еще один талант, а именно талант актеров. Итак, начинаем новогодний театр. У меня в шкатулке лежат шарики с запрятанными внутри названиями сказок. Сейчас капитаны команд выберут себе шарик. Команда должна подготовиться за 5 минут и показать зрителям инсценировку этой сказки. Можно со словами, можно только движениями и жестами. Попрошу подойти ко мне капитанов.

Названия сказок: «Репка», «Теремок», «Курочка – ряба», «Снегурочка», «Волк и 7 козлят», «Три поросенка», «Красная шапочка».

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

 











Просмотр содержимого презентации
«зима 6»

Конкурс капитанов

Конкурс капитанов

Соедините название сказки и ее автора.   А.С.Пушкин Дюймовочка Сказка о рыбаке и рыбке Русская народная сказка Сказка Братьев Гримм Муха - цокотуха Корней Чуковский Курочка - ряба Ганзель и Гретель Г.Х.Андерсен 3

Соедините название сказки и ее автора.

А.С.Пушкин

Дюймовочка

Сказка о рыбаке и рыбке

Русская народная сказка

Сказка Братьев Гримм

Муха - цокотуха

Корней Чуковский

Курочка - ряба

Ганзель и Гретель

Г.Х.Андерсен

3

Угадай сказку по отрывку.

Угадай сказку по отрывку.

«Жил-был тролль, злющий-презлющий. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя…»

«Жил-был тролль, злющий-презлющий. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя…»

Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла.

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла.

«Жили были старик и старуха. И не было у них детей. Однажды зимой пошли они погулять и решили слепить себе …»

«Жили были старик и старуха. И не было у них детей. Однажды зимой пошли они погулять и решили слепить себе …»

«Ах, -подумала она. - Если бы у меня была пара ножек, тогда бы я могла познакомиться с принцем. Только морская ведьма сумеет мне помочь.»

«Ах, -подумала она. - Если бы у меня была пара ножек, тогда бы я могла познакомиться с принцем. Только морская ведьма сумеет мне помочь.»

« Было у мельника три сына. Перед смертью он разделил все свое имущество между ними. Старшему досталась мельница, среднему – осёл, а младшему - …»

« Было у мельника три сына. Перед смертью он разделил все свое имущество между ними. Старшему досталась мельница, среднему – осёл, а младшему - …»

«Ну, что же. Подмети дорожки в саду, перемой всю посуду, намели кофе на 3 года, посади 20 розовых кустов, перебери мешок пшеницы и мешок гороха, наколи дров на зиму и тогда можешь полюбоваться на бал из окошка дворца.»

«Ну, что же. Подмети дорожки в саду, перемой всю посуду, намели кофе на 3 года, посади 20 розовых кустов, перебери мешок пшеницы и мешок гороха, наколи дров на зиму и тогда можешь полюбоваться на бал из окошка дворца.»

«Зеркальце, зеркальце дай ответ мне, кто всех красивее в нашей стране?» И зеркало ей отвечало: «Самая красивая в стране – это ты, королева».

«Зеркальце, зеркальце дай ответ мне, кто всех красивее в нашей стране?»

И зеркало ей отвечало: «Самая красивая в стране – это ты, королева».

То не золото сверкает, То не солнышко сияет, Это сказочная птица В сад на яблоню садится.  

То не золото сверкает,

То не солнышко сияет,

Это сказочная птица

В сад на яблоню садится.  

Соедините начало и конец названий сказок. Царевна - Хаврошечка Крошечка - лягушка Финист - Бессмертный Кащей - Ясный Сокол

Соедините начало и конец названий сказок.

Царевна -

Хаврошечка

Крошечка -

лягушка

Финист -

Бессмертный

Кащей -

Ясный Сокол