2. | Сообщение темы урока. | Актуализация жизненного и читательского опыта учащихся | Слово учителя: Сегодня мы будем с вами учиться анализировать произведение - повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Н.В. Гоголя называют учителем нравственности и христианским мыслителем. Он считал, что жизнь каждого человека и общества может измениться в лучшую сторону только через Православие. Если же человек нарушает христианские заповеди, то он совершает богоотступничество, его душа скудеет, то есть опустошается. Тема человеческой ничтожности, пустоты душевной – одна из центральных в творчестве писателя. Посмотрим, как она нашла своё отражение в повести «Шинель». Вы все хорошо читали произведение? Какие чувства, мысли вызвала у вас повесть Гоголя? Каким вы увидели героя- Акакия Акакиевича Башмачкина? Какие чувства он у вас вызвал? | Готовятся отвечать Ответы учащихся | 1 мин. 2 мин. |
3. | Анализ текста | Развитие образного и ассоциативного мышления | Кем же был Акакий Акакиевич? (Зачитать… в одном департаменте…). Рассмотрим иллюстрацию. На ней Акакий Акакиевич Башмачкин в департаменте. Таким вы его себе представляли? Или иллюстрация изменила ваше представление? Интересное имя у нашего героя. Интересное и вовсе не случайное. Есть святой Акакий. Что вы о нём знаете? Вообще имя Акакий в греческом языке означает «бессмертный». А наш герой умирает в конце повести. Почему же Гоголь наделяет героя таким именем? Но если точно обозначено появление на свет Акакия Акакиевича и имя ему дано значительное, значит, можно предположить, что его приход в мир имел какой-то смысл? Давайте обратимся снова к тексту. Как относился к службе наш герой? Что это? Автор смеётся над бедным чиновником? Почему? Верно. У Акакия Акакиевича есть только страсть, страсть к шинели, к вещи. Эта страсть заменила ему любовь, присущую каждому человеку как подобию Божию. Понаблюдайте, с какой любовью примеряет герой шинель у портного (Иллюстрация) К чему приводит страсть к шинели? К трагедии. Почему это случилось7 | Ученик: он был чиновником, «вечным титулярным советником» Ответы учащихся: святой Акакий смиренно, терпеливо переносил жестокое обращение старца, в подчинении которого находился. Умер молодым. Когда на его могилу пришёл друг и спросил, правда ли , что он умер, то в ответ услышал: «Послушливые не умирают». Ответы учащихся. Ученики размышляют, опираясь на свой жизненный опыт Ученик зачитывает.. когда и в какое время он поступил в департамент… Ответ: у него нет мечты, стремления стать кем-то в этой жизни. У него единственное желание- иметь новую шинель. Ответы учащихся. | 10 мин. |
4. 5. | Работа в группах Беседа по содержанию текста повести | Активизация мыслительной деятельности. Развитие монологической речи учащихся, формирование нравственных качеств. | 1-я группа находит в словаре значение слова «страсть»; 2-я группа – с чем связано появление страстей в человеке? 3-я группа обдумывает изречение Тихона Задонского: «Работающие страстям не имеют веры и являются пленниками врага». Сделайте вывод, является ли поведение Акакия Акакиевича Башмачкина богоотступничеством? Вещь заменила для героя всё в жизни, все мечты были о ней. Благодаря ей он хотел стать значительным. Но мы знаем ,что значительным можно стать благодаря своим достоинствам. И, конечно, мы понимаем, почему произошла трагедия. Это расплата за никчёмную, пустую жизнь. Он живёт не с людьми, а в должности, любовь проявляет к буквам, а не к людям. Вы заметили , какая речь героя? Зачитаем то место в повести, где говорится о визите к портному. Сделайте выводы. Значит, Гоголь осуждает своего героя? Это так. Горько писателю оттого, что герой живёт такой жизнью, очень жаль беднягу, у которого украли самое дорогое- шинель. Где пытается найти защиту бедный чиновник? Зачитаем диалог героев. Вот в этом эпизоде особенно видно сочувствие несчастному Акакию Акакиевичу. Душа героя убита. Отчаяние приводит к смерти. Теперь становится понятен и фантастический финал повести. Как вы его понимаете? Гоголь сострадает не жертве существующего строя, а в его лице творению Божию. В одном из своих писем Гоголь писал: «Без любви к Богу никому не спастись, но только через любовь к братьям своим можно возгореться любовью к Богу. Идите же в мир и приобретите прежде любовь к братьям». Не в этих ли словах и заключается истинный смысл повести Гоголя «Шинель»? Как вы думаете? Верно. Не имея любви, сострадания к ближним, человек, подобие Божие, погибает. Нет ему спасения! | Ответы учащихся. Ответы учащихся Зачитывается текст: «Я вот к тебе, Петрович, того..и до слов…думал, что всё уже выговорил.. Ответ: речь бедна, как и жизнь. Ответ: я думаю, что автор смеётся над недостатками героя, но не осуждает, а сострадает ему, жалеет его. Ответ: у генерала (значительного лица). Чтение отрывка в лицах Ответ : шинель осталась смыслом, целью даже после смерти. Найдя её., призрак успокаивается. Ответ: наш герой любил должность, шинель, а не людей. Поэтому случилась беда. Гоголь учит нас любить ближних, Бога, жить по заповедям Божиим. | 5 мин. 2 мин. 10 мин. 5 мин. 3 мин. |