Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи»
Донская академия наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова
Секция Археология
Тема: «По следам загадочного народа»
Автор работы:
Хамдиева Сабина, 8 кл.,
МБОУ Васильево-Петровская ООШ,
с.Васильево-Петровское, Ростовская область,
Азовский р-он
Руководитель:
Ратушная Кристина Сергеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ Васильево-Петровская ООШ,
с.Васильево-Петровское, Ростовская область,
Азовский р-он
г. Ростов-на-Дону
2021 год
Введение………………………………………………………………………….3
1.Первые сведения о загадочном народе………………………………………..3
2.Ассирийские источники о киммерийцах……………………….………….…4
3.Особенности военного дела у киммерийцев…………………………………5
4.Киммерийцы в археологии……………………………………………....…….6
Заключение……………………………………………….……………….………6
Литература………………………………………………………………………...7
Введение
В Азовском музее-заповеднике находятся три планшета с конской упряжью. Здесь и двукольчатые удила, и псалии, предметы украшения сбруи и прочее. По словам старшего научного сотрудника музея Николая Михайловича Фомичева, планшеты были приобретены у одного из жителей Азовского района. Коллекция конской упряжи состояла из трех комплектов. По словам владельца коллекции, все три комплекта были обнаружены в разных местах в виде кладов. Скорее всего, они попали к владельцу в результате разграбления курганов в районе реки Ея,на ее кубанской стороне.
Все изделия бронзовые и относятся к киммерийской культуре. А вот первые сведения о них я получила из работы Кияшко В.Я., Косяненко В.М., МаксименкоВ.Е. «Легенды и быль донских курганов». В этой книге киммерийцы названы «загадочным народом». Но даже самый загадочный народ оставляет следы, которые и разыскивают археологи. И целью моей работы является попытка изучения этих следов.
Задача данной работы: -подробное рассмотрение планшетов с конской упряжью; - изучить историю загадочного народа. Гипотеза – предположим, что Киммерийцы кочевали по нашим степям.
1.Первые сведения о загадочном народе.
Одно из первых определенных упоминаний о киммерийцах содержится в трудах «отца истории» Геродота( 5 век до н.э.).Он пишет, что территория, занимаемая в его время скифами, прежде принадлежала киммерийцам.
В конце 2-го тысячелетия до н.э. из индоевропейского сообщества выделяется племя киммерийцев (народ гимеры, гомер, кимеры), о которых упоминает Гомер в поэме »Одиссея». Интересно, что имя « Гомер» у греков означает « киммериец».
Как известно, Гомер был и автором « Илиады»- поэме о взятии Трои. И вот какой интересный факт я обнаружила, прочитав недавно в « Аргументах и фактах» статью Л.С.Ильюкова « Троя на Дону», в которой он описывает взятие крепости на Дону, которая старше настоящей Трои на 500 лет. В статье отмечается ,что у стен крепости собрались несколько разных племен, судя по разнообразным формам наконечников стрел. Некоторые были из обсидиана- вулканического стекла, которого у нас на Дону нет. Но самое удивительное, что в одном из курганов был найден бронзовый наконечник дротика с черешковым насадом и прорезанным пером. Такие же обнаружили в Синташте на Южном Урале. Напрашивается вывод, что племена с Урала пришли на Нижний Дон, чтобы принять участие в штурме Левенцовской крепости. У них были колесницы, с платформ которых они на ходу метали дротики и копья. А возница управлялась лошадьми. В итоге крепость была буквально засыпана стрелами и взята. Может это и было первое появление киммерийцев на Дону?!.
Пребывание киммерийцев засвидетельственно на Северном Кавказе, откуда они совершали свои набеги на государства Закавказья (Урарту) и Малой Азии.
2.Ассирийские источники о киммерийцах.
Глиняные таблички с клиновидными надписями сохранили донесения ассирийских разведчиков царю Саргону Второму о передвижении киммерийцев, которые напали на Лидийское царство, взяли около 657 года до н.э. город Сарды и дошли до Сирии.
Ассирийские источники сохранили три имени киммерийских вождей: Теушка,Тугдамме,Сандексатре.
Ассирийское название « киммерийцы» означали « великаны».По другой версии- « подвижный конный отряд».
3.Особенности военного дела у киммерийцев.
Есть упоминание о киммерийцах и в Библии. Пророк Исайя так говорит о них как: « народе дальнем», который явится « от края земли»: Не будет в нем ни изнемогающего, ни утомленного, он не будет дремать, и не будет спать; стрелы его заострены и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремня, и колесницы его как вихрь». Как видно из этого описания киммерийцы-воины отличались выносливостью, стойкостью, способностью всегда вступить в бой.
Превосходство киммерийцев состояло ,прежде всего, в тактике, которая основывалась на создании массового легкого конного войска, практически без обоза. Такое войско было особенно подвижно, а при большой дальнобойности и пробивной силе киммерийских стрел, могло постоянно держаться на безопасном расстоянии от противника.
Стрельба велась в основном не через голову коней, а назад, по ходу скачки. Кони, летящие табуном в сторону от опасности, подгоняемые лаем собак, почти не нуждались в управлении. Таким образом, обстрел велся на скаку, когда конный отряд мчался мимо противника от него, при всем том обстрел был убийственным. Действуя таким образом, киммерийцы нанесли сокрушительное поражение войску Урарту. В борьбе с ними пали цари Фригии и Лидии, а ассирийцы искали союза с ними.
4.Киммерийийцы в археологии.
В археологии имя киммерийцев нередко связывают с культурой переходного периода от эпохи бронзы к эпохе железа (8-7 века до н.э.)
Ученые В.А.Городцов и А.А.Иессен путем исследования пришли к выводу, что некоторые орудия труда, войны и быта, найденные в степях Северного Причерноморья, можно считать принадлежностью киммерийской культуры. К таким следует отнести медные и бронзовые плоские топоры, топоры со втулкой ( так называемые кельты), бронзовые кинжалы и широкие ножи со стержнем и перехватом у черенка, втульчатые бронзовые копья, бронзовые серпы с загнутой рукоятью, бронзовые кольчатые удила, медную и бронзовую клепаную посуду, ряд бронзовых украшений, первые железные предметы( ножи). Киммерийскими следует считать также некоторые образцы черной лощеной керамики определенных форм, украшенных нарезным геометрическим орнаментом.
Киммерийцы, несомненно, кочевали и в наших степях.
Так, в 1988 году, на территории дачного участка в Красногоровке, археологами Азовского музея-заповедника при раскопках кургана были обнаружены останки погребенного и части конской упряжи характерной для киммерийской культуры-это одно кольчатые удила и костяные бляшки и пуговицы.
Заключение.
Таким образом, три комплекта конской упряжи относятся к киммерийской культуре.
В археологии имя киммерийцы связывают с культурой переходного периода от эпохи бронзы к эпохе железа ( 8-7 века до н.э.).
Киммерийцы, несомненно, кочевали по нашим степям. Об этом свидетельствуют находки киммерийских предметов в донских курганах.
Литература:
1.Веряскина О.Г .История Донского края( с древнейших времен до конца 16 века).Ростов-на-Дону,2009г.
2.Кияшко В.Я.,Косяненко В.М. ,Максименко В.Е. Легенды и быль донских курганов.Ростов-на-Дону,1972г.
3.Ильюков Л.С. Троя на Дону. Аргументы и факты № 13,2019г.
4.Беспалый Е.И., Лукьяшко С.И.Древнее население Междуречья Дона и Кагальника. Т-2.Ростов-на-Дону,2018г.
5