Литературная викторина
« По страницам любимых сказок.»
2 класс
Литературная викторина
Цели:
обобщить знания по сказкам, развивать речь, умение работать в команде.
развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности,
умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях,
развивать творческие способности детей.
Ход занятия
Вступительное слово учителя.
-Ребята, у нас сегодня литературная викторина .А на какую тему – догадайтесь сами.
* Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки-
Слаще ягоды любой!
* В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.
( Ответы детей. Определение темы викторины).
- Молодцы, ребята, угадали. Мы с вами побываем в гостях у сказки.
С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.
Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.
Сегодня мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного, отдохнём вместе со сказкой.
Играют три команды.
2. Представление команд.
Каждая команда представляет своё название.
3.Разминка.
- Назовите вторую часть названия сказки:
Сивка – (Бурка); Конёк – (Горбунок); Мороз – (Иванович); Гуси – (лебеди); Красная – (Шапочка); Аленький – (цветочек); Заюшкина – (избушка); Царевна – (Лягушка); Крошечка – (Хаврошечка); Доктор – (Айболит); Мальчик – (С пальчик); Бременские – (музыканты).
- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Вы настоящие знатоки сказок, и никакие трудности вам не страшны.
4. Конкурс «Кто больше».
Каждой команде в течение 30 секунд задаются вопросы. Какая команда ответит правильно на большее количество вопросов, та и победит.
Вопросы:
На чём летает Винни – Пух? (На шаре).
Сколько лепестков у Цветика – Семицветика? (Семь).
В какой сказке вещи обиделись на мальчика – неряху? («Мойдодыр»).
Кто живёт в доме на курьих ножках? (Баба – яга).
Любимое выражение кота Леопольда. («Ребята, давайте жить дружно!»).
Автор сказки «Репка»? (Народ).
Почтальона в Простоквашино зовут… (Печкин).
От неё в хмурый день светлее. (Улыбка).
Лекарство Карлсона. (Варенье).
К сожалению, он раз в году. (День рождения).
Брат Кокоши из сказки «Мойдодыр» (Тотоша).
Сказочная скатерть. (Скатерть - самобранка).
Медвежий дом. (Берлога).
Сказочные сапоги. (Сапоги – скороходы).
Круглый из текста. (Колобок).
Кто любит кататься на печке. (Емеля).
Сказочная шапка. (Шапка – невидимка).
У него очень длинный нос. (Буратино).
Кот умеющий вышивать на машинке. (Матроскин).
Чем лиса угощала журавля. (Манной кашей).
Чем ловил волк рыбу? (Хвостом).
- Молодцы, справились с заданием. Но ведь они были лёгкими. Давайте попробуем преодолеть более сложное препятствие. Та команда, которая знает ответ, поднимает руку и отвечает:
1. Как называется произведение К.И.Чуковского, главный герой которого «Умывальников начальник и мочалок командир»? («Мойдодыр»).
2. В сказке «Золушка» тыква превращается в … (карету), крыса в … (кучера), мыши в … (коней), а обычная девочка в … (принцессу).
3. Сказка, в которой волк съедает всех главных героев и только самый маленький успел спрятаться от него в печку. («Волк и семеро козлят»).
5. Стихотворные вопросы
1. Наш герой не умывался
Без вещей совсем остался.
«Раз не хочешь руку мыть,
Не хотим с тобой дружить!»
Но пришло на помощь мыло.
Стал грязнуля молодцом.
Дружбой сказка завершилась,
Добрым, радостным концом.
(К.И.Чуковский «Мойдодыр»)
2. Он тихонько слез с окошка,
Покатился по дорожке.
Круглолиц, румян и смел,
Каждый съесть его хотел.
От врагов и от друзей
Спасался песенкой своей.
Ну, зачем же ты, дружок,
Сел на лисонькин носок?
(«Колобок», русская народная сказка.)
3. Старику – отцу не спится,
Дал приказ сынам – жениться:
«Каждый пустит пусть стрелу
И найдёт себе жену!»
Счастье младшего, Ивана,
Было трудным, долгожданным.
Сто дорог Иван прошёл
Василисушку нашёл.
(«Царевна – лягушка», русская народная сказка.)
4.Сестрица бегала, играла
Да и братца потеряла.
Как же быть? Куда бежать?
Где же братца отыскать?
В глухом лесу, в ветхой избушке
У яги, у злой старушки.
Друзья детям помогли,
Вернулись в дом родной они.
(«Гуси – лебеди», русская народная сказка.)
5.Дед приятно удивился:
Овощ ныне уродился.
В огороде одному
С ним не справиться ему.
А в земле сидела крепко
Удивительная … (репка).
(«Репка», русская народная сказка).
6.Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)
6. Конкурс «Исправь ошибку».
-Я целую неделю читала сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.
– «Царевна-Индюшка»;
– «По собачьему веленью»;
– «Иван царевич и зеленый волк»;
– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
– «Петушок — золотой пастушок»;
– «Мальчик-с-кулачок»;
– «У страха уши велики»;
– «Лапша из топора»;
– «Красная шляпочка».
7.Конкурс капитанов.
-Решите сказочные задачи (из книги Остер Г. Задачник. — М.: Росмэн, 1996).
Курочка Ряба снесла яичко, а мышка разбила. Тогда Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила, Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких‚ яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не баловали свою мышку? ( Из 9 яиц.)
Жила-была Красная Шапочка. Она очень любила свою бабушку. Однажды ее мама напекла пирожков, и Красная Шапочка решила отнести их бабушке. Положила она в корзину 3 пирожка с капустой, 2 пирожка с яблоками и 4 пирожка с мясом. Сколько всего пирожков взяла Красная Шапочка бабушке? (9 пирожков.)
Рефлексия. Подведение итогов викторины.
- А теперь, подсчитаем очки. Команда, набравшая большее количество очков, победила ( награждение команд).
- Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник сказок, и в путь!
Понравилось ли вам путешествие по сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.